Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной собственности
(Гуцан А. В.)
(«Прокурор», 2013, N 1)
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
А. В. ГУЦАН
Гуцан А. В., заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.
Прокуратура является одним из механизмов действенной реализации государственной экономической политики, к целям которой относится в том числе защита имущественных интересов страны.
В соответствии с п. 8 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» надзор за исполнением законодательства в области использования и распоряжения государственной собственностью является одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратур, в том числе входящих в Северо-Западный федеральный округ.
Состояние законности в этой сфере правоотношений требует выработки комплексных решений и методик проведения проверок. В связи с этим Генеральной прокуратурой Российской Федерации в первом полугодии 2012 г. организована проверка деятельности федеральных государственных унитарных предприятий.
По ее результатам прокурорами Архангельской, Вологодской, Калининградской, Костромской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областей, Республик Карелия и Коми, Санкт-Петербурга выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства. Основная их часть была связана с неправомерным использованием федерального имущества, незаконным отчуждением и неисполнением арендаторами имущества указанной категории договорных обязательств, что, в свою очередь, также свидетельствует о ненадлежащем осуществлении контроля в области управления имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, со стороны территориальных органов Росимущества. В Вологодской, Калининградской, Новгородской и Псковской областях, Республике Коми, Санкт-Петербурге учреждения и предприятия, использующие объекты недвижимости, являющиеся федеральной государственной собственностью, допускали факты предоставления их в пользование третьим лицам без согласования с представителями собственника в лице профильных ведомств и территориальных подразделений Росимущества.
Так, проведенной прокуратурой Новгородской области проверкой установлено, что с 22 октября 2010 г. на территории данного региона зарегистрировано федеральное государственное унитарное предприятие «Информационные технологии», которое находится в ведомственном подчинении Росимущества.
Согласно уставу ФГУП «Информационные технологии» вправе осуществлять различные виды экономической деятельности, что не соответствует установленным ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» задачам создания федеральных унитарных предприятий.
Более того, отдельные положения устава противоречат федеральному законодательству в части наделения предприятия правом самостоятельного осуществления проверок по контролю за сохранностью и использованием по назначению федерального имущества, эффективности его использования, проведения анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и организаций. Данные функции в силу положений действующего законодательства отнесены к непосредственной компетенции органов Росимущества.
Наделение ФГУП вышеуказанными полномочиями, по сути, является совмещением функций федеральных органов исполнительной власти и функций хозяйствующих субъектов, что запрещено антимонопольным законодательством.
Фактически единственным приносящим доход видом деятельности ФГУП «Информационные технологии» является управление федеральным недвижимым имуществом.
Согласно сведениям из реестра федерального имущества, на праве хозяйственного ведения за предприятием закреплено свыше 50 объектов федерального недвижимого имущества, расположенных на территориях шести субъектов Российской Федерации (Владимирской, Вологодской, Костромской, Липецкой, Новгородской, Рязанской областей).
В рамках проверки фактического использования расположенных на территории Новгородской области и закрепленных за ФГУП «Информационные технологии» недвижимых объектов установлено, что 4 из 12 объектов недвижимости никем не использовались, а 2 объекта находились в пользовании третьих лиц без каких-либо договорных правоотношений.
В частности, в помещениях площадью 172,4 кв. м размещался офис ОАО «Сбербанк России», срок договора аренды с которым истек.
Второй объект — грузовой причал и причал сухого мусора площадью 2237 кв. м эксплуатировался ОАО «Новгородский порт» в целях пришвартовки судов более пяти лет. Общество отказалось заключать договор аренды объектов, не согласившись с предложенным размером арендной платы. Размер недополученных федеральным бюджетом доходов только за 3-летний срок исковой давности составил более 5 млн. руб.
Указанным нарушениям способствовало бездействие должностных лиц ТУ Росимущества в Новгородской области, которым в период регистрации предприятия на территории области проверки сохранности и порядка использования закрепленных за ФГУП «Информационные технологии» объектов не проводились.
Причиной тому явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей руководителем управления В. Е. Митром, который в силу п. 6, 7.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 1 ноября 2008 г. N 374, осуществлял руководство деятельностью территориального органа, нес персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на территориальный орган, и осуществление им своих функций.
В связи с бездействием должностных лиц ТУ Росимущества в Новгородской области по осуществлению контроля за использованием федерального имущества, повлекшим незаконное использование объектов федеральной собственности, в адрес руководителя территориального управления внесено представление, в котором также поставлен вопрос о возврате в пользу Российской Федерации неосновательного обогащения за счет использования ОАО «Новгородский порт» грузового причала и причала сухого мусора в размере 5,4 млн. руб.
В настоящее время бывший руководитель ТУ Росимущества в Новгородской области В. Е. Митр арестован по уголовному делу, возбужденному по факту реализации по заниженной стоимости имущества ОАО «ДЭП N 77», 100% акций которого принадлежат Российской Федерации, в результате которой собственнику имущества причинен ущерб в особо крупном размере — на сумму более 7 млн. руб.
Результаты проверки фактического использования расположенных в других субъектах закрепленных за ФГУП «Информационные технологии» объектов недвижимости показали, что основная часть объектов, которые расположены в Вологодской, Костромской и Рязанской областях, использовалась частными структурами, а также муниципальными учреждениями. При этом прокуратурой Рязанской области выявлен факт освобождения арендатора от арендной платы за использование зданий общей площадью 1272,3 кв. м до 15 января 2036 г. в связи с компенсацией произведенных затрат по капитальному ремонту арендованного имущества в сумме 25,886 млн. руб. Кроме того, установлено, что с 10 июня 2009 г. по настоящее время не начисляется арендная плата за пользование некоторыми зданиями в период их реконструкции, что является нарушением ст. 614 Гражданского кодекса РФ.
До перехода права хозяйственного ведения на объекты федеральной собственности арендодателями помещений выступали территориальные органы Росимущества, а арендные платежи в порядке ст. 47 Бюджетного кодекса РФ зачислялись в федеральный бюджет в полном размере.
После закрепления объектов за предприятием денежные средства от сдачи в аренду помещений в соответствии с ч. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ и ч. 2 ст. 299 Гражданского кодекса РФ аккумулировались на счетах предприятия, которое фактически не осуществляло предусмотренную уставом производственную деятельность.
На территории г. Великого Новгорода имелся только офис организации, где находился один работник. После начатой органами прокуратуры проверки с 27 марта 2012 г. предприятие встало на налоговый учет во Владимирской области.
Анализ баланса ФГУП «Информационные технологии» показал, что предприятие в 2010 г. понесло убытки в размере 1 млн. 522 тыс. руб., что исключило перечисление денежных средств в федеральный бюджет.
За счет увеличения количества переданных в хозяйственное ведение объектов недвижимости, арендуемых третьими лицами, по результатам деятельности предприятия в 2011 г. в федеральный бюджет в виде прибыли перечислено всего 163 тыс. руб., в то время как от сдачи в аренду объектов недвижимости получено около 30 млн. руб. При этом только за услуги охранных агентств за 2010 — 2011 гг. предприятием перечислено более 3 млн. руб., а руководством приобретен автомобиль за 971 тыс. руб.
Создание по инициативе Росимущества федеральных унитарных предприятий, таких, как ФГУП «Информационные технологии», непосредственно не осуществляющих какой-либо экономической деятельности, свидетельствует о неэффективном использовании федерального имущества. Кроме того, приводит к фактическому расходованию средств, поступивших в виде арендных платежей, на функционирование самих организаций и непоступлению доходов в федеральный бюджет, предполагаемый размер которых исчисляется в сотнях миллионов рублей.
Практика закрепления за унитарным предприятием федерального имущества, находящегося на территориях разных субъектов Российской Федерации, влечет за собой невозможность осуществления надлежащего контроля за его целевым использованием и сохранностью со стороны как самого предприятия, так и территориальных подразделений Росимущества.
Изложенное противоречит Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024, согласно которой основой государственной политики в области управления государственным имуществом является увеличение доходов федерального бюджета путем эффективного управления государственной собственностью.
Принятые меры реагирования принесли свои результаты. Благодаря вмешательству органов прокуратуры Северо-Западного федерального округа удалось выявить целый пласт нарушений при использовании внешне законного способа «вывода» денежных средств из федерального бюджета.
Безусловно, эта проверка явилась одним из этапов противодействия коррупции, которая выступает серьезным препятствием экономического развития государства.
В связи с осуществлением деятельности аналогичными ФГУП «Информационные технологии» предприятиями на территории нескольких субъектов, наличием дополнительных офисов в разных регионах проведение проверок в будущем потребует более тесного взаимодействия, выработки единого подхода к проверочным мероприятиям со стороны прокуратур всех субъектов Российской Федерации.
Определенные сложности вызывает отсутствие единой базы об объектах недвижимости, находящихся в пользовании унитарных предприятий на территории разных регионов, что не позволяет оперативно выявлять нарушения, принимать своевременные и адекватные меры реагирования.
По этой причине трудно переоценить роль прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением законодательства, регулирующего вопросы управления и распоряжения федеральной собственностью. Именно прокурорский надзор — надежный и действенный механизм защиты интересов государства в экономической сфере.
——————————————————————