Надзор за исполнением законов судебными приставами

(Винокуров А.)

(«Законность», N 1, 2000)

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

А. ВИНОКУРОВ

А. Винокуров, начальник организационно — методического отдела Московской региональной природоохранной прокуратуры.

Надзор за исполнением законов судебными приставами — новое направление прокурорского надзора (см. Федеральные законы «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. и «Об исполнительном производстве» от того же числа).

В ст. 19 Закона о судебных приставах закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Это подтверждено и Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г. Однако Закон не конкретизирует предмет и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами, хотя согласно ст. 129 Конституции РФ это должно определяться федеральным законом. Целесообразно, на наш взгляд, в Закон о прокуратуре ввести самостоятельную главу, отражающую специфику новой отрасли надзора.

По своей сути данное направление надзора можно рассматривать как разновидность прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими решения судов. В то же время по характеру применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов оно наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является обеспечение законности в сфере соблюдения прав граждан, относительно которых приняты судебные решения, а также обязательные к исполнению акты несудебных органов.

Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и, в первую очередь, законность принимаемых судебными приставами мер и выносимых правовых актов. Но в поле зрения прокуроров должно находиться исполнение судебными приставами и других законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности (например, Федеральных законов «Об основах государственной службы Российской Федерации», «Об оружии» и ряд других).

Предметом рассматриваемой отрасли надзора следует считать деятельность прокуроров по выявлению, пресечению и устранению нарушений в процессе осуществления судебными приставами своей деятельности, восстановлению нарушенной законности и принятию мер по недопущению подобных нарушений в будущем.

Функционально судебные приставы подразделяются на две категории:

— приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах;

— приставы — исполнители, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве.

Данное разделение предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами.

Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров. Надзор за исполнением законов судебными приставами, входящими в систему управления военных судов Минюста России, осуществляется военными прокурорами.

Полномочия территориальных и военных прокуроров по сути своей являются общенадзорными, т. е. должны включать в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.

Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Они могут также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.

В ст. 3 Закона об исполнительном производстве подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Поэтому важно проверить, не выходят ли они за рамки предоставленных им законных полномочий.

При поступлении в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя прокурор вправе вызвать должностное лицо для дачи объяснений. Неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 165.11 КоАП РСФСР, с направлением его в суд для принятия решения.

Прокурор также вправе ознакомиться на месте либо затребовать для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого высказаны заявителем, другие материалы. Непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава — исполнителя может являться основанием для возбуждения прокурором производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 165.10 КоАП РСФСР.

В статьях 9, 10, 19, 26 и др. Закона об исполнительном производстве отмечается, что постановления судебных приставов могут быть обжалованы в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Однако учитывая загруженность судов, можно более оперативно отреагировать на незаконные постановления судебных приставов, принеся протест прокурора вышестоящему должностному лицу.

Возможно использовать и такое средство, как предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов, либо в службу судебных приставов субъекта Федерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствовавших, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам — нарушителям мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения носят систематический характер.

При выявлении в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т. д.), прокурор возбуждает уголовное дело.

Генеральная прокуратура РФ издала указание «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» от 6 января 1999 г., но, видимо, целесообразнее издать приказ, а также внести изменения и дополнения в Приказ Генерального прокурора РФ «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» от 9 апреля 1996 г.

Сведения о противоправных действиях судебных приставов или их бездействии могут быть получены от граждан, права и интересы которых были ущемлены, руководителей предприятий, учреждений, организаций, из средств массовой информации, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений.

В начале проверки тщательно исследуется достоверность поступивших сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.

Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе судебных приставов, и истребовать материалы, которые надлежит изучить. Это могут быть журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом — исполнителем в стадии исполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам — исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним; отчетно — статистические документы и т. д.

Путем изучения перечисленных и многих других материалов, бесед с работниками службы прокурор, в частности, выясняет, налажен ли в службе учет исполнительных документов, соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств; своевременно ли направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ; все ли предусмотренные законом меры принимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество; принимаются ли меры к розыску скрывшихся должников и их имущества; соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий; соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения, не ущемляют ли они права физических и юридических лиц и, в частности, не превышают ли они свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций; на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия; регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.

Проверки могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Представляется, что по каждому случаю применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшему тяжкие последствия (гибель или ранение людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.

——————————————————————