Надзор за соблюдением конституционных прав детей на получение содержания от родителей
(Васильева Т.)
(«Законность», 2008, N 3)
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ
НА ПОЛУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ
Т. ВАСИЛЬЕВА
Васильева Т., начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Санкт-Петербурга.
Важнейшее направление работы прокуратуры Санкт-Петербурга при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних — надзор за соблюдением конституционных прав детей на получение содержания от своих родителей.
Прокуратурой города работа по защите и восстановлению нарушенных алиментных прав детей ведется по следующим направлениям:
— надзор за деятельностью опекунов (попечителей) по соблюдению алиментных прав подопечных (в том числе находящихся на полном государственном обеспечении в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которые обязаны своевременно инициировать вопросы надлежащего исполнения алиментных обязательств родителями, лишенными родительских прав;
— привлечение лиц (родителей, уклоняющихся от содержания детей, опекунов (попечителей), руководителей государственных учреждений, в которых воспитываются дети) к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП;
— надзор за соблюдением судебными приставами-исполнителями законодательства в процессе принудительного исполнения судебных решений о взыскании алиментов;
— привлечение родителей, злостно уклоняющихся от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей по решению суда, к уголовной ответственности по ст. 157 УК.
Ежеквартальные прокурорские проверки в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявляли бездействие руководителей учреждений по обращению к исполнению решений судов о взыскании алиментов с родителей, лишенных родительских прав. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП привлечено 12 директоров детских домов и школ-интернатов. Системный надзор за законностью в деятельности этих учреждений позволил фактически исключить нарушения сроков направления исполнительных листов в службу судебных приставов.
Проверки соблюдения законодательства при исполнении судебных актов о взыскании алиментов судебными приставами-исполнителями показывают, что нарушения носят длящийся и распространенный характер и допускаются ими на всех стадиях исполнительного производства — от нарушения сроков возбуждения исполнительного производства до необоснованного его прекращения. Не отвечала предъявляемым требованиям и работа службы по выявлению и инициированию возбуждения уголовных дел по ст. 157 УК, тогда как именно эта мера наиболее действенно понуждает должника погасить задолженность.
По всем выявленным нарушениям и прокуратурой города, и районными прокурорами принимались меры прокурорского реагирования: внесение представлений, возбуждение административных и уголовных дел.
Однако опыт работы показал, что только при конструктивном взаимодействии всех заинтересованных сторон возможно реально влиять на ситуацию, и поэтому на расширенном координационном совещании руководителей правоохранительных органов города было принято решение, обязывающее судебных приставов-исполнителей во всех случаях злостного уклонения родителей от выполнения решения суда направлять материалы для возбуждения уголовного дела по ст. 157 УК в органы дознания через органы прокуратуры. Прокуроры осуществляли надзор за полнотой проверочных материалов, при наличии достаточных оснований самостоятельно выносили решения о возбуждении уголовного дела или направляли для проведения доследственной проверки в органы дознания, контролируя сроки и законность принятого процессуального решения. После внесения изменений в УПК РФ и лишения прокурора возможности возбуждения уголовного дела прокуроры продолжают работу по координации действий судебных приставов и дознавателей.
Кроме того, был введен еженедельный анализ работы районных прокуроров по выявлению и привлечению к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Сведения, еженедельно представляемые в прокуратуру города, о возбужденных уголовных делах, результатах их расследования и судебного рассмотрения внесены в оценочную таблицу деятельности районных прокуроров.
В районные прокуратуры направлен обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 157 УК.
Принятые прокуратурой города организационно-методические меры способствовали значительной активизации работы на этом направлении, что позволило значительно уменьшить остаток неисполненных решений судов и увеличить количество выявленных преступлений за 2 года на 67,5%.
Так, в 2004 г. зарегистрировано 424 преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 157 УК, в 2005 г. — 585, в 2006 г. — 667, в неполном 2007 г. — 710.
В 2007 г. судами Санкт-Петербурга рассмотрено 277 уголовных дел в отношении 277 лиц о совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 157 УК (данные за неполный 2007 г.). Подавляющему большинству осужденных суды назначили наказание в виде исправительных работ или исправительных работ с применением ст. 73 УК РФ. Меньшее количество осуждено к наказанию в виде обязательных работ. Оправдательные приговоры не выносились.
Анализ деятельности районных прокуратур показал, что наиболее эффективно работа проводилась прокурором Кронштадтского района. Он проанализировал состояние работы отдела службы судебных приставов по исполнительным производствам по делам о взыскании алиментов и выявил серьезные проблемы, связанные с отсутствием должного взаимодействия с отделом дознания управления внутренних дел по Кронштадтскому району.
По результатам анализа с учетом полномочий, предоставленных прокурору Указом Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» от 18 апреля 1996 г. N 567 (в редакции Указа от 25 ноября 2003 г. N 1389), в Кронштадтском районе проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов, в котором приняли участие также мировые судьи судебных участков, расположенных в Кронштадтском районе, представители территориальных исполнительных органов государственной власти.
Состоялось не просто заслушивание докладов руководителей ведомств, а конструктивное, серьезное рассмотрение проблемы, нацеленное на практическое применение законодательных норм, реализация которых позволила бы восстановить нарушенные алиментные права несовершеннолетних, привлечь виновных лиц к установленной законом ответственности.
В рамках реализации решений, принятых на координационном совещании, в прокуратуре района с судебными приставами-исполнителями проведены занятия, разработана памятка, содержащая перечень действий и сроков их исполнения, которые обязан совершить судебный пристав-исполнитель по исполнительным делам о взыскании алиментов, а также перечень документов, которые должны быть представлены в прокуратуру района при инициировании вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 157 УК.
В практику судебных приставов-исполнителей введено обязательное письменное предупреждение должника об уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК при вручении ему копии постановления о возбуждении исполнительного производства, а также истребование объяснения должника о причинах неуплаты алиментов (по истечении четырех месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, при отсутствии сведений об уплате в добровольном порядке).
Приказом начальника районного управления внутренних дел создана группа по розыску лиц, уклоняющихся от явки в орган дознания при наличии возбужденного в отношении их уголовного дела.
Кроме того, как в прокуратуре района, так и в службе судебных приставов налажен учет лиц, предупрежденных об уголовной ответственности по ст. 157 УК, и лиц, осужденных за совершение этого преступления. В случае невыполнения последними своих алиментных обязательств в течение 4-х месяцев после вступления приговора в законную силу вновь решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Результатом активной целенаправленной работы всех заинтересованных ведомств стал значительный рост возбужденных в Кронштадтском районе уголовных дел по ч. 1 ст. 157 (с 27 в 2004 г. до 63 в 2006 г., за неполный 2007 г. — 59), уголовных дел, направленных с обвинительным актом в суд, а также обвинительных приговоров, вынесенных по результатам их рассмотрения.
Комплексный подход к решению назревших проблем, неравнодушное отношение к исполнению должностных обязанностей способствовали тому, что при значительном количестве возбужденных уголовных дел по ч. 1 ст. 157 в Кронштадтском районе в 2007 г. отмечалось наименьшее количество неисполненных производств по исполнительным делам о взыскании алиментов с учетом остатков прошлых лет: 154 при среднегородском показателе 1243.
Результативность проделанной правоохранительными органами Кронштадтского района работы, взаимодействие и ориентированность ее на конечный результат стали поводом для проведения выездного семинара для прокуроров районов Санкт-Петербурга и их заместителей, отвечающих за организацию работы по исполнению Приказа Генерального прокурора РФ от 22 января 2001 г. N 38 «Об организации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», на базе прокуратуры района.
В семинаре, организованном прокуратурой города, приняли участие не только руководители прокуратур районного звена, но и глава администрации района, руководители отдела дознания УВД при Кронштадтском районе, отдела службы судебных приставов-исполнителей, а также мировые судьи.
На встрече обсуждались вопросы, представляющие проблемы для совместной деятельности правоохранительных органов, рассматривались спорные ситуации в правоприменительной практике и пути их разрешения, в частности ситуации, связанные с отсутствием дохода у должника.
Представляется, что с момента вступления решения суда о взыскании алиментов существенно ограничивается принцип свободы труда. Родитель (если он не имеет иных доходов) обязан трудиться, иначе становится неисполнимым требование ст. 80 СК РФ об обязанности содержать своих несовершеннолетних детей. Следовательно, в случае отсутствия работы и невозможности самостоятельно трудоустроиться должник обязан встать на учет в центр занятости населения. Неисполнение этого требования и неоказание материальной помощи детям влечет ответственность по ст. 157 УК. Образует состав преступления при наличии задолженности и неоднократный без уважительных причин отказ от трудоустройства.
Злостный характер уклонения от уплаты алиментов может выражаться как в открытом отказе от исполнения обязательств, так и в иных формах (например, умышленное несообщение места работы, сокрытие иных доходов, выплата мизерных сумм).
Кроме того, прокурорам предложено активнее использовать возможность обращения в суд (как в ходе следствия, так и после вынесения приговора) с заявлениями в порядке ст. 44 УПК и ст. 45 ГПК о взыскании неустойки в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки в соответствии со ст. 115 Семейного кодекса РФ, если есть уважительные причины невозможности (состояние здоровья, возраст и др.) законного представителя самостоятельно обратиться в суд.
——————————————————————