Обеспечение участия прокурора в гражданском процессе

(Лазарев Р.)

(«Законность», 2002, N 1)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Р. ЛАЗАРЕВ

Р. Лазарев, помощник прокурора Сегежского района Республики Карелия.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о лишении прокуратуры права осуществлять надзор за законностью судебных постановлений по гражданским делам, подвергается сомнению целесообразность участия прокурора в рассмотрении гражданских дел по собственной инициативе либо по инициативе суда. Несмотря на это, изменения в законодательство пока не внесены, и прокуроры по-прежнему участвуют в рассмотрении гражданских дел.

Хотя этот участок надзора по-прежнему остается одним из наиболее важных, его организация не достаточно полно регламентирована в централизованном порядке, и, как показывает практика, в различных прокуратурах принципиальные моменты разрешаются по произвольному усмотрению прокуроров. О том, хорошо это или плохо, говорит показатель эффективности надзора.

В прокуратуре Сегежского района Республики Карелия (РК) надзор за законностью постановлений судов по гражданским делам возложен на конкретного помощника прокурора. В его компетенцию входит личное участие в рассмотрении гражданских дел обязательной категории, проверка гражданских дел, рассмотренных без участия прокурора, подготовка кассационных и частных протестов, исковая работа, систематизация судебной практики Верховных судов РФ и РК.

Участие остальных помощников прокурора в рассмотрении гражданских дел также не исключается, учитывая значительное количество судей Сегежского федерального районного суда. При одновременном назначении к рассмотрению нескольких гражданских дел помощник прокурора, непосредственно осуществляющий надзор, принимает участие в рассмотрении наиболее сложного из них, распределяя остальные дела среди других помощников и оказывая им консультативную и методическую помощь.

Гражданские дела, вытекающие из семейных правоотношений, как правило, рассматриваются с участием помощника прокурора по надзору за соблюдением законодательства о несовершеннолетних.

Окончательная проверка решений независимо от того, кто из помощников принимал участие в рассмотрении дела, остается за помощником, осуществляющим надзор. Он же в основном осуществляет работу по предъявлению исковых заявлений в суд и готовит кассационный и частные протесты. Координацию и решение основных вопросов надзора осуществляет прокурор района.

Такая организация надзора за законностью судебных постановлений по гражданским делам позволяет в достаточной степени эффективно исполнять его в соответствии с требованиями Закона о прокуратуре и Приказа Генерального прокурора РФ N 1 от 5 января 1997 г. «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве».

Необходимость участия прокурора в рассмотрении гражданского дела в Сегежской районной прокуратуре определяется в соответствии со ст. 35 Закона о прокуратуре, согласно которой прокурор участвует в рассмотрении дела судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Это дела искового производства — о лишении либо ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 73 СК РФ), дела, возникающие из административных правоотношений (гл. гл. 24 и 24.1 ГПК), дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства, дела, при рассмотрении которых необходимость участия прокурора признана судом.

Из указаний Генерального прокурора РФ следует, что прокурор обязан принимать участие в судебном разбирательстве гражданских дел о восстановлении на работе, выселении без предоставления жилого помещения, об освобождении имущества из-под ареста, по искам к СМИ о защите чести и достоинства, по жалобам на решения, действия либо бездействие должностных лиц, а также дел, возбужденных по заявлению прокурора.

Необходимость участия в рассмотрении судом иных гражданских дел определяется помощником прокурора по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам по согласованию с прокурором района, исходя из задач охраны прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также общественной значимости конкретного спора.

Основное условие для правильного рассмотрения гражданского дела с участием прокурора — его личная профессиональная подготовка. В условиях противоречивого законодательства, правовых коллизий и непредсказуемости судебной практики она приобретает решающую роль.

При рассмотрении дела, не нарушая принципов осуществления правосудия, предварительная позиция прокурора и ее обоснование заранее доводится до суда. Это способствует определению круга доказательств, необходимых для подтверждения фактов основания иска, сокращает время судебного заседания и, как результат, обеспечивает тождественность заключения прокурора и решения суда.

Учитывая, что на сегодняшний день именно от позиции прокурора многое зависит при рассмотрении дела, он должен активно и профессионально использовать полномочия, предоставленные ему законом, в частности ч. 3 ст. 41 ГПК. Особое внимание следует уделять соблюдению судом и участниками процесса процессуальных норм, не допуская подмены законности целесообразностью, в частности, по вопросам подсудности, явки сторон и т. д.

Важным моментом по-прежнему остается заключение прокурора по делу в целом, в котором должны обязательно присутствовать следующие элементы: сущность рассматриваемого дела, оценка доказательств, закон, на основании которого суд должен разрешить дело или установить факт, резолютивная часть — подлежит ли иск удовлетворению и т. д. Оценивая сложившуюся практику, можно констатировать, что заключение должно быть по возможности кратким, ясным, с формулировкой четкой позиции прокурора.

Следует также учитывать и то обстоятельство, что зачастую секретарь судебного заседания не имеет надлежащей квалификации, благодаря чему не всегда верно излагает в протоколе заключение прокурора, вплоть до искажения ряда принципиальных моментов, имеющих значение для дела. Поскольку замечания на протокол, как правило, не могут дать желаемого результата, в Сегежской прокуратуре практикуется передача секретарю после судебного заседания надлежащим образом оформленного заключения прокурора.

Что касается надзора за законностью судебных постановлений по гражданским делам, рассмотренным без участия прокурора, то необходимо отметить следующее: действующее законодательство, а также приказы Генерального прокурора РФ напрямую не обязывают осуществлять постоянный полный прокурорский контроль за законностью судебных решений по делам, рассмотренным без участия прокурора. Как правило, это несложные дела, вытекающие из трудовых правоотношений (взыскание индексации и заработной платы), из семейных правоотношений (о взыскании алиментов и расторжении брака). Надзор за принимаемыми решениями по этим делам осуществляется выборочно, ввиду их большого количества. Критерии отбора — общественная значимость спора. Кроме того, гражданские дела проверяются при обращении в прокуратуру граждан с соответствующим заявлением.

Иногда суд не ставит прокурора в известность о рассмотрении, к примеру, таких дел, как защита прав потребителя. Учитывая, что по такой категории дел зачастую нарушаются права значительного слоя населения, в случае, если прокурору становится известно о назначении к рассмотрению такого дела, он принимает участие в нем по собственной инициативе. Если этого сделать не удалось, решение по делу проверяется и при необходимости опротестовывается в кассационном порядке.

В настоящее время основной упор при предъявлении исковых заявлений в суд делается на защиту прав граждан, в том числе прав несовершеннолетних. Материалами для таких исковых заявлений являются результаты общенадзорных проверок и обращений граждан с жалобами в прокуратуру района. Одна из мер для усиления этого участка работы — возложение на помощника прокурора по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам дополнительно надзора за соблюдением прав человека, проведение соответствующих проверок и разрешение жалоб, что дает возможность оперативнее вскрывать нарушения закона и принимать меры прокурорского реагирования в виде обращения в суд для защиты интересов граждан.

Периодически районные СМИ сообщают населению информацию о необходимости обращения в прокуратуру района в случае нарушения прав граждан и их охраняемых законом интересов. Разъясняется возможность прокуратуры обратиться в суд в целях защиты гражданина, приводятся соответствующего рода примеры, иллюстрирующие результаты рассмотрения конкретных гражданских дел.

——————————————————————