Из практики прокурорского надзора по административным делам
(Редакционный материал)
(«Законность», 2013, N 7)
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Дела о признании незаконным бездействия избирательной комиссии к подсудности судов субъектов Российской Федерации не относятся.
Г., являющийся доверенным лицом кандидата в Президенты Российской Федерации З., обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании незаконным бездействия избирательной комиссии Пермского края, выразившегося в том, что этот орган в установленный законом 5-дневный срок не обратился с представлением в правоохранительные органы и не изъял незаконно распространяемые материалы, содержащие агитацию в пользу одного из кандидатов при проведении избирательной кампании по выборам Президента РФ 4 марта 2012 г.
Решением Пермского краевого суда от 2 марта 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила это решение и возвратила дело в Пермский краевой суд для определения подсудности, указав следующее.
Как видно из заявления Г., им оспаривалось бездействие избирательной комиссии края, которая, по его мнению, не приняла необходимых мер по предотвращению незаконной агитации в период избирательной кампании по выборам Президента РФ, чем нарушила принцип равенства кандидатов, установленный ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч. 6 ст. 259 ГПК РФ заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ подается по подсудности, установленной ст. ст. 24, 25 и 27 ГПК.
В ст. 26 ГПК перечислены категории гражданских дел, подсудных суду субъекта Федерации. Согласно п. 4 ч. 1 этой статьи верховные суды республик, краевые, областные и равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
Таким образом, в силу названных положений, а также разъяснений п. п. 5 — 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дела о признании незаконным бездействия избирательной комиссии к подсудности краевых, областных и соответствующих им судов не относятся и подлежат рассмотрению районным судом. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 разъясняются понятия: «решения», «действия», «бездействие» избирательной комиссии, «уклонение от принятия решения».
С учетом изложенного Пермский краевой суд не имел предусмотренных законом оснований для принятия к своему производству и рассмотрению по существу заявленных Г. требований.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 330 ГПК рассмотрение дела судом в незаконном составе является безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
——————————————————————