Из практики прокурорского надзора по административным делам
(Редакционный материал)
(«Законность», 2014, N 4)
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Установление ограничений охоты на уровне субъекта РФ допускается только по согласованию с уполномоченным федеральным органом и на основе правил охоты.
Губернатор Приморского края 8 октября 2012 г. издал Постановление N 67-пг «О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты на территории Приморского края».
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия подп. 1.3 — 1.7 п. 1 параметров осуществления охоты, ссылаясь на их противоречие федеральному законодательству. Указал, что названными нормами установлены ограничения сроков охоты на водоплавающую, болотно-луговую, полевую, степную и боровую дичь, а также на зайцев, тогда как право утверждать правила охоты и устанавливать сроки охоты субъектам РФ не предоставлено. Таким образом, по мнению прокурора, правовое регулирование, установленное подп. 1.3 — 1.7 п. 1 параметров осуществления охоты, осуществлено губернатором Приморского края с превышением предоставленных ему полномочий и в противоречие действующему законодательству.
Решением Приморского краевого суда от 25 июля 2013 г. заявление прокурора удовлетворено. С этим решением согласилась Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, исходя из следующего.
Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на федеральном уровне регламентированы Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 22 которого в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения охоты: установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц; определение сроков охоты.
Утверждение правил охоты, в том числе сроков охоты, отнесено к полномочиям РФ (ст. ст. 22, 23 и 32). К полномочиям субъектов РФ отнесено определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта РФ, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 33).
Согласно ст. 23 Федерального закона N 209-ФЗ основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и являются обязательными для исполнения в сфере охотничьего хозяйства. Правилами охоты устанавливаются ограничения охоты. На основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта РФ определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях (ч. 5).
При этом в силу п. 2 ч. 4 ст. 33 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти согласовывает введение органами государственной власти субъекта РФ ограничений охоты.
Из приведенных норм федерального законодательства следует, что установление ограничений охоты на уровне субъекта РФ допускается в случае, если такие ограничения введены на основе правил охоты и согласованы с уполномоченным федеральным органом.
Правила охоты, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 ноября 2010 г. N 512, устанавливают требования к осуществлению охоты на всей территории РФ.
Разделом V Правил установлены сроки охоты на боровую дичь, степную и полевую дичь, болотно-луговую дичь, водоплавающую дичь, горную дичь и иную дичь; в разд. VI Правил определены сроки охоты на пернатую дичь с островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями, ловчими птицами, а в приложении N 3 к Правилам — сроки охоты на пушных животных.
Между тем оспариваемыми прокурором нормами установлены иные, сокращенные сроки охоты на водоплавающую, болотно-луговую, полевую дичь (за исключением фазана), на фазана, рябчика, зайца, на пернатую дичь с островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями, ловчими птицами.
При этом доказательств согласования с уполномоченным федеральным органом введения таких ограничений охоты не представлено, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о противоречии подп. 1.3 — 1.7 п. 1 параметров осуществления охоты действующему федеральному законодательству.
——————————————————————