Перспективы развития нотариата в Российской Федерации

(Бабич М. Е.) («Нотариус», 2011, N 2)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

М. Е. БАБИЧ

——————————— <*> Babich M. E. Perspectives of development of notariat in the Russian Federation.

Бабич Марина Евгеньевна, Ставропольский государственный университет.

В статье проанализированы перспективы развития института нотариата с развитием гражданского оборота.

Ключевые слова: нотариат, правовая система, публично-правовой статус, правовая культура.

The article analyses the perspectives of development of the institute of notariat with development of civil turnover.

Key words: notariat, legal system, public-law status, legal culture.

Генезис нотариата связан с развитием гражданского оборота, с необходимостью содействовать его участникам в совершении сделок и юридическом закреплении их действий, в охране их прав. На сегодняшний день высокий профессиональный потенциал нотариата несопоставим с его крайне ограниченным использованием. Можно с грустью отметить, что сегодня нотариат практически выведен из участия в гражданских договорных отношениях и его знания применяются в лучшем случае для удостоверения доверенностей, а в основном при свидетельствовании подлинности подписей и верности копий документов. По словам Евгения Клячина, «в России насаждается американская, англосаксонская правовая система, когда не нужен нотариально удостоверенный договор. Происходит постепенное и осознанное вытеснение нотариата с правового поля государства» <1>. ——————————— <1> Клячин Е. Н. Без права на нотариуса // URL: http:// www. notariat. ru/ inter2005/ press_388_12.aspx (дата обращения: 15.10.2010).

Эту точку зрения подтверждают слова А. И. Тихенко: «В России идут по совершенно иному пути — создают судебные прецеденты, пытаются насаждать в стране, которая имеет континентальное законодательство и кодифицированное право, ситуацию, которая характерна для англосаксонской системы права. А во всех цивилизованных странах институт нотариата рассматривается как институт превентивного правосудия, который направлен не на то, чтобы возникали споры, а на то, чтобы происходила профилактика споров, на то, чтобы в период или в момент подписания договора или до его подписания нотариус, обладая публично-правовым статусом, разъяснил все последствия той сделки, которую стороны заключают, дабы не возникло никакого недопонимания и приоритета сильной стороны над слабой» <2>. ——————————— <2> Тихенко А. И. Нотариат: институт приоритета права (Последнее интервью для прессы) (Статьи и выступления А. И. Тихенко) // URL: http:// mirnot. narod. ru/ stattih. html (дата обращения: 23.10.2010).

Одной из причин невостребованности возможностей нотариата является низкий уровень правовой культуры, который часто проявляется в стремлении обойти закон в целях «экономии». Нередко такие действия оборачиваются еще большими убытками. Другая причина — это отсутствие надлежащего государственного регулирования деятельности нотариата. В Основах законодательства РФ о нотариате не даны четкие понятия нотариата, нотариальной деятельности, не определены место и роль нотариата в сфере гражданско-правовых отношений, слабо отражена функция нотариата как правового инструмента в формировании новых экономических отношений, роль государственных органов в части осуществления контрольных функций в сфере нотариата. На сегодняшний день стала явной проблема дальнейшего развития нотариата в нашей стране. Был предложен проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», предусматривающий качественно новый и более высокий по уровню подход к правовому регулированию нотариата в России. На основе анализа положений данного законопроекта мы выделяем следующие возможные перспективы использования потенциала нотариата. 1. Введение на всей территории Российской Федерации небюджетной модели нотариата. По состоянию на 1 января 2009 г. в Российской Федерации действовали 7357 нотариусов, занимающихся частной практикой, и 55 нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. При этом наличие государственных нотариальных контор не решает проблему обеспечения нотариальной помощью населения экономически нерентабельных районов. Поэтому введение небюджетной модели нотариата на всей территории РФ позволит, во-первых, избежать двойственности статуса нотариата и, во-вторых, приблизиться к стандартам Международного союза латинского нотариата (далее — латинский нотариат). 2. Возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления, распоряжения имуществом, более широкому использованию депозитов нотариусов и т. д.). 3. Согласно принципам латинского нотариата основная функция нотариуса — придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы, защита публичного интереса. Данное положение должно найти свое закрепление в законодательстве, устанавливающем, в свою очередь, доказательственную и исполнительную силу и публичное признание нотариально оформленных документов в виде нормы об освобождении от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе. Данная мера позволит «разгрузить» суды, сэкономить время и материальные средства участников гражданских правоотношений. 4. Использование потенциала нотариата в примирительных производствах (медиация). По мнению большинства авторов, медиация представляет собой самостоятельное разрешение конфликта его сторонами при поддержке нейтрального третьего лица, не обладающего полномочиями по разрешению спора. Это отличает медиатора не только от судьи (третейского или государственного суда), но и от посредника, который при разрешении спора представляет проект соглашения, которое, в свою очередь, стороны конфликта принимают либо отклоняют. Особенность деятельности медиатора в отличие от деятельности посредника состоит в оказании помощи при поиске сторонами решения, которое было бы ориентировано не столько на их требования, сколько на интересы, лежащие в основе их позиций. Медиаторы исходят из того, что предъявленное требование представляет собой лишь «переход из проекции интересов в проекцию права». На первый план выходит осознание своих интересов, позволяющее заключить взаимоприемлемое соглашение <3>. ——————————— <3> Ригер Г., Мим К. Нотариус в качестве медиатора // Бюллетень нотариальной практики. 2005. N 6 // СПС «КонсультантПлюс».

Представители разных профессий спорят о том, кто из них больше подходит к работе в качестве медиатора. По нашему мнению, это зависит от того, какое решение хотят принять сами стороны. Если участникам спора необходимо разъяснение правовых последствий возможного решения или даже указание на результат судебного разбирательства по этому вопросу, то участие медиатора с юридическими полномочиями является более целесообразным. Необходимо помнить о том, что между хозяйствующими субъектами рамки автономного урегулирования спора всегда задает именно правовая основа. На наш взгляд, наиболее оптимальной является позиция А. К. Большовой, В. В. Ралько, считающих возможным участие нотариуса в процедуре медиации в случае обращения к нему за утверждением достигнутого ими соглашения. Тогда этому соглашению придается обязательная сила, и оно может быть исполнено в принудительном порядке <4>. Данная позиция объясняется неразвитостью медиативного способа разрешения правовых конфликтов в России на сегодняшний день. Нет соответствующих фирм или нотариусов, которые бы постоянно на профессиональной основе оказывали посреднические услуги. Также нет и доступных образовательных учреждений, которые бы готовили нотариусов к проведению посреднических процедур. И самое главное — в России среди нотариусов и других юристов еще не сформировалось мировоззрение, охватывающее концепцию сотрудничества при разрешении правовых конфликтов. ——————————— <4> Большова А. К. О примирительной процедуре с участием посредника // Журнал российского права. 2008. N 5.

——————————————————————