Взаимодействие правоохранительных органов и Росфинмониторинга

(Жубрин Р.)

(«Законность», 2007, N 11)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

И РОСФИНМОНИТОРИНГА

Р. ЖУБРИН

Р. Жубрин, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Во многом эффективность противодействия легализации преступных доходов зависит от взаимодействия правоохранительных органов с Росфинмониторингом.

Общее количество сообщений в Росфинмониторинг об операциях с денежными средствами или иным имуществом, возможно связанных с легализацией преступных доходов, превысило 13 млн. на сумму около 100 трлн. руб. В 2006 г. ФСФМ РФ (Росфинмониторинг) провела 7931 финансовое расследование, что на 33% больше, чем в 2005 г., и в два раза больше, чем в 2004 г. В 2006 г. служба передала в правоохранительные органы 4277 материалов и информаций, содержащих сведения более чем о 120 тысячах сомнительных операций на сумму 770 млрд. руб. По информации руководителя службы, результативность финансовых расследований службы составила 53%, в то время как на Западе — от 10 до 30%.

Правоохранительные органы в 2006 г. по ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем) зарегистрировали 631 преступление (в 2005 г. — 524), по ст. 174.1 УК (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления) — 7326 преступлений (в 2005 г. — 6937). При этом судебная статистика менее оптимистична: в 2006 г. по ст. 174 осуждено 101 лицо, по ст. 174.1 — 423 лица, причем только по 95 делам использовались материалы Росфинмониторинга.

Получается, что миллионы сообщений финансовых организаций, тысячи материалов Росфинмониторинга реализуются в нескольких сотнях приговоров. Обоснованы ли такие затраты сил и времени или вся борьба с легализацией преступных доходов существует только для создания благоприятного впечатления перед мировым сообществом? Налицо явные потери информации при сборе, анализе и передаче материалов о легализации преступных доходов. Причины этого явления нельзя искать в каком-либо одном органе, необходим анализ всей системы противодействия «отмыванию».

Росфинмониторинг проводит финансовые расследования не по всем сообщениям о подозрительных операциях, часть информации объективно отсеивается при анализе. Однако так как служба не является правоохранительным органом, ее способность устанавливать преступное происхождение имущества ограничена. Поэтому Росфинмониторинг предпочитает проводить финансовые расследования на основе запросов правоохранительных органов, которые позволяют выявить преступное происхождение дохода. Для этого в запросе требуется излагать краткую фабулу дела и иные сведения, с учетом которых Росфинмониторинг мог бы установить и обосновать возможную связь имеющихся данных об операциях с событием преступления.

Росфинмониторинг направляет в правоохранительные органы информацию и материалы. Под информацией работники службы понимают письмо, адресуемое на имя руководителя правоохранительного органа, подписанное руководством Росфинмониторинга. В письме указываются установочные данные на фигуранта проведенной проверки и формулируется вывод о необходимости дальнейшей проверки и принятия процессуальных решений правоохранительными органами. Приведенные в письме выводы обосновываются в прилагаемых к информации материалах, включающих в себя документы, полученные Росфинмониторингом, в том числе от кредитных и некредитных организаций, налоговых, таможенных и иных государственных органов. Таким образом, информация и материалы частично дублируют друг друга, что может способствовать увеличению показателей работы Росфинмониторинга.

Взаимодействие территориальных правоохранительных органов и межрегиональных управлений ФСФМ России не всегда налажено должным образом, что негативно сказывается на выявлении легализации преступных доходов.

ФСФМ недостаточно оперативно направляет материалы о подозрительных операциях в правоохранительные органы. Часто ответы на запросы правоохранительных органов поступают из Росфинмониторинга спустя значительный промежуток времени, что неприемлемо при ограниченном сроке расследования. Во многом длительность финансовой проверки связана с тем, что территориальные управления Росфинмониторинга ограничены в возможности самостоятельного проведения финансовых расследований по поступившим к ним запросам.

В ряде случаев ответы ФСФМ на запросы правоохранительных органов свидетельствуют о формальном подходе к их исполнению, например, служба сообщает, что информация принята к сведению и данные лица поставлены на учет в управлении Росфинмониторинга.

На качество материалов, поступающих из Росфинмониторинга, оказывает влияние то, что в стране нет единого межведомственного информационного ресурса, в котором бы концентрировалась информация от всех государственных органов по физическим и юридическим лицам. Зачастую получить интересующую информацию можно только путем отправления запросов на бумажных носителях, что занимает большое количество времени, нередко информация представляется в нечитаемом формате.

В то же время материалы, поступившие в правоохранительные органы из Росфинмониторинга, укрываются от учета: не регистрируются или без проверки приобщаются к делам оперативного учета, заведенным по другим фактам. Правоохранительными органами сверки данных о полученных и направленных ответах, запросах и материалах с Росфинмониторингом регулярно не проводятся.

Органы следствия и дознания не направляют по уголовным и оперативно-розыскным делам запросы в Росфинмониторинг для отслеживания финансовых операций. Направляемые запросы могут не содержать информации, достаточной для решения органами финансового мониторинга вопроса о проведении проверки.

Допускается волокита при проведении доследственной проверки по материалам, направленным в правоохранительные органы по инициативе Росфинмониторинга, что связано с необходимостью установления преступного происхождения имущества, с которым проводились подозрительные операции и сделки.

Некоторые материалы используются для раскрытия не «отмывания», а иных преступлений экономической направленности, дополнительные сведения по материалам запрашиваются не во всех случаях.

Органы следствия и дознания не всегда верно оценивают достаточность оснований для возбуждения уголовного дела по материалам Росфинмониторинга, в результате чего принимаются необоснованные решения об отказе в возбуждении уголовного дела по легализации преступных доходов за отсутствием состава преступления при наличии признаков «отмывания».

Следователи принимают незаконные и необоснованные решения о прекращении, приостановлении уголовных дел данной категории. Как показывают прокурорские проверки, расследование по таким делам бывает неполным. Именно низкое качество расследования является причиной отказа прокуроров от обвинения, вынесения судами оправдательных приговоров по легализации преступных доходов.

Выходом из создавшейся ситуации видится принятие совместного положения о взаимодействии прокуратуры, МВД, Госнаркоконтроля, ФСБ, ФТС с данным ведомством, что позволит организовать вневедомственный контроль за рассмотрением материалов об «отмывании». Существующие отдельные соглашения между ведомствами проблему не решают. В положении следует отразить условия направления Росфинмониторингом информации и материалов в правоохранительные органы и предоставления сведений о результатах проверки; порядок работы Росфинмониторинга с запросами правоохранительных органов: сроки финансовой проверки, сообщение о промежуточных результатах; привлечение сотрудников Росфинмониторинга в качестве специалистов при расследовании уголовных дел. Представляется необходимым также законодательно определить понятие информации и материалов, передаваемых Росфинмониторингом в правоохранительные органы.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 27 июля 2005 г. следует обеспечить постоянный надзор за исполнением законов Росфинмониторингом, органами дознания и следователями при направлении и проверке материалов о легализации преступных доходов.

——————————————————————