Особенности правового статуса адвоката — представителя потерпевшего в российском уголовном процессе

(Почечуева О. С.) («Адвокатская практика», 2009, N 5)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА — ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПОТЕРПЕВШЕГО В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

О. С. ПОЧЕЧУЕВА

Почечуева О. С., аспирант МГЮА, кафедра адвокатуры и нотариата.

«…Свобода индивида также не абсолютна. Она связана определенными рамками, пределами, образующими коридор ее возможностей. Свобода регулируется законом — закон задает рамки для свободы. Движущей целью такого регулирования является утверждение верховенства права как нормы свободы, выраженной в равенстве, или справедливости» <1>.

В. Д.Зорькин

——————————— <1> Зорькин В. Д. Конституция и права человека в XXI веке. М., 2008. С. 41 — 42.

Данная статья освещает вопросы, связанные с особенностями правового статуса адвоката-представителя, который осуществляет профессиональную деятельность в интересах потерпевшего в уголовном процессе.

Вопрос, связанный с точным определением и трактовкой правового статуса, остается до сих спорным в науке. Н. И. Матузов считает, что понятия «правовое положение» и «правовой статус» тождественны. По нашему мнению, подобное утверждение правильное и дает возможность наиболее полно раскрыть понятие правового статуса каждой личности. Под правовым статусом следует понимать «совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе» <2>. Права же и обязанности — это элементы структуры статуса <3>. ——————————— <2> Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 599. <3> Колоколова Э. Е. Адвокат-представитель в гражданском процессе. М., 2004. С. 3.

Лицо, имеющее правовой статус адвоката-представителя в уголовном процессе, обладает соответствующим правовым положением и характеризуется определенным набором прав и свобод. Наличие правового статуса адвоката-представителя указывает на принадлежность данного лица к адвокатскому сообществу и на то, что на него распространяются не только национальное законодательство и общепризнанные принципы, а также нормы международного права, но и специальное законодательство и этические правила поведения. Отсюда принадлежность адвоката-представителя к адвокатскому сообществу, которое наделяет его привилегиями и обязанностями. В ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре) содержится определение статуса адвоката. Так, в вышеуказанной статье закреплено, что адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Представляется, что для усиления правового положения адвоката в обществе необходимо взять ориентир в сторону поддержки идеи верховенства права как меры свободы и равенства всех перед законом. Следует принять во внимание Резолюцию о верховенстве права, принятую Советом Международной ассоциации юристов 29 сентября 2005 г. в Праге, где говорится: «Верховенство права является основой цивилизованного общества. Оно устанавливает прозрачные процедуры, доступные и равные для всех. Оно обеспечивает приверженность принципам, которые как устраняют ограничения, так и защищают» <4>. ——————————— <4> Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2008. N 4(22). С. 184.

Соответственно, можно внести изменения в Закон об адвокатуре, наполнив содержание адвокатской деятельности идеей о верховенстве права. И следствием данного законодательного введения станет дополнение присяги адвоката. Это еще в большей степени закрепит конструкцию независимости адвокатуры, подчеркнет, что адвокатура стоит на страже гражданского общества, а также расширит границы понимания прав и свобод человека и гражданина. На основании ст. 9 Закона об адвокатуре для приобретения статуса адвоката необходимо иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо степень по юридической специальности, кроме того, лицо должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в определенные сроки. Также лицо, которое является претендентом на приобретение статуса адвоката, должно сдать квалификационный экзамен, положение о порядке сдачи которого утверждается и разрабатывается Советом Федеральной палаты адвокатов. И только после успешного прохождения процедуры сдачи квалификационного экзамена лицо приобретает статус адвоката, при этом решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката (ст. 12 Закона об адвокатуре). На адвокатуре «лежит обязанность обеспечить защиту прав гражданского общества, быть в публично-правовой сфере его представителем и защитником перед лицом государства» <5>. ——————————— <5> Баренбойм П. Д., Резник Г. М. Адвокатура как защитник гражданского общества // Адвокат. 2004. N 8. С. 10.

Отсюда «в силу своего процессуального положения адвокат-представитель не только организует представление интересов своего доверителя, но и надлежащим образом координирует свою деятельность с деятельностью других участников процесса, на стороне которых он выступает» <6>. ——————————— <6> Адвокатура в России / Под ред. А. А. Власова, О. В. Исаенковой. М., 2008. С. 136.

Правовое положение адвоката-представителя в уголовном процессе сводится к тому, что он, с одной стороны, наделен соответствующими правами и обязанностями в соответствии с законодательством об адвокатуре, с другой стороны, имеет те же процессуальные права, что и потерпевший. Следовательно, положение адвоката тесно связано со статусом его доверителя. Адвокат-представитель приобретает данный статус по волеизъявлению потерпевшего. Адвокат-представитель приобретает особое процессуальное положение в уголовном процессе, отсюда вытекают особенности его деятельности. Правовой статус адвоката-представителя показывает, какие действия и поступки он вправе совершить, раскрывает характер отношений с теми лицами, которые вовлечены в уголовно-процессуальную деятельность. В свою очередь, наделение адвоката-представителя своим правовым статусом дает ему возможность в рамках закона требовать от других лиц в уголовном судопроизводстве соответствующего поведения и даже инициировать привлечение к ответственности лиц, осуществляющих свои действия не в соответствии с законом. Отсюда главными для адвоката-представителя являются гарантии соблюдения его прав, предусмотренных законодательством об адвокатуре, а также процессуальных свобод и законных интересов. Безусловно, гарантии реализации прав адвоката-представителя потерпевшего должны быть расширены и усовершенствованы, тогда осуществляемая им профессиональная деятельность будет наиболее эффективна. Прежде всего суд, который осуществляет правосудие, должен принимать меры и создать все условия для реализации адвокатом-представителем своих прав в уголовном процессе. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Статьей 45 УПК РФ предусмотрено, что представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Адвокаты осуществляют конституционную функцию по оказанию гражданам квалифицированной юридической помощи, принимают участие в осуществлении правосудия. Соответственно, престиж правосудия во многом зависит и от престижа адвокатской профессии, авторитета адвокатуры <7>. ——————————— <7> См.: Вестник Адвокатской палаты Московской области (выпуск 3, 2007 г.). Третий Всероссийский съезд адвокатов. Резолюция N 2 от 5 апреля 2007 г. «О нарушениях прав адвокатов и авторитете адвокатуры». С. 44.

В соответствии с Основными положениями о роли адвокатов, принятыми Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности в августе 1990 г. в Нью-Йорке (п. 2 раздела 1 «Доступ к адвокатам и юридической помощи»), правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции, без разделения расы, цвета, кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального или социального происхождения, экономического или иного статуса <8>. ——————————— <8> См.: Новикова А. А. Соотношение обвинения и защиты в судебном разбирательстве: Дис. … к. ю.н. М., 2003. С. 85.

Важно подчеркнуть, что, по мнению Конституционного Суда РФ, необоснованно сводить судебное представительство лишь к тому, что интересы потерпевшего будет представлять только адвокат. Конституционный Суд не исключает участие лица, не являющегося адвокатом в уголовном процессе, в качестве представителя потерпевшего. Таким образом, представитель потерпевшего не замещает потерпевшего, а осуществляет свою деятельность в уголовном процессе со стороны обвинения. Согласно п. 3 ст. 45 УПК РФ представители потерпевшего имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица. Личное участие в уголовном деле потерпевшего не лишает его права иметь по этому уголовному делу представителя (п. 4 ст. 45 УПК РФ). Адвокат-представитель должен согласовывать свои действия с потерпевшим и осуществлять представительство его прав и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. Особо следует отметить, что важным элементом правового статуса адвоката является его ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств перед своим доверителем. Согласно ст. 7 Закона об адвокатуре адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя, а также соблюдать Кодекс профессиональной этики адвокатов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1996 г. N 19-П было разъяснено, что конституционный принцип состязательности «предполагает такое построение судопроизводства, при котором функция правосудия (разрешения дела), осуществляемая только судом, отделена от функций спорящих перед судом сторон. При этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, а поэтому не может принимать на себя выполнение их процессуальной функции» <9>. ——————————— <9> Коняхина Е. Н. Обеспечение состязательности в судебном заседании. Практика реализации принципа состязательности в условиях применения нового УПК РФ судами Московской области. М., 2004. С. 136.

Таким образом, весь процесс судопроизводства, осуществление правосудия в уголовном судопроизводстве проводятся прежде всего с целью восстановления нарушенных прав потерпевшего. Наделение адвоката-представителя, действующего в интересах потерпевшего, определенным правовым статусом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, напрямую влияет на реализацию прав потерпевшего. В связи с тем что потерпевшему был причинен вред преступлением, его интересы стали незащищенными, соответственно, восстановить его нарушенные права способен адвокат-представитель, который в силу своего правового статуса имеет возможности посредством оказания квалифицированной юридической помощи обеспечить права личности в уголовном судопроизводстве. Посредством осуществления адвокатом своей профессиональной деятельности негативные последствия будут неким образом преодолены, что имеет значение не только для жертвы преступления, но и для государства и общества в целом. Для того чтобы защита прав потерпевших была наиболее эффективной, необходимо совершенствовать законодательство исходя из тех устойчивых жизненных реалий, которые уже имеют место, и тех, что динамичны, а также с учетом судебной практики, складывающейся не только в российских судах, но и в Европейском суде по правам человека. Таким образом, с целью защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, а также обеспечения большего доступа их к правосудию законодательство об адвокатуре должно базироваться на принципе верховенства права. Как отмечает И. Р. Медведев, говоря о присяге (клятве), для адвокатов ритуал принесения присяги означает их особый статус по сравнению с людьми других профессий <10>. ——————————— <10> См.: Медведева И. Р. О науке гражданского процесса. Ответственность сторон за ложные объяснения в суде. М., 2006. С. 154.

Соответственно, имеет смысл для повышения значимости правового статуса адвоката внести изменения в п. 1 ст. 13 Закона об адвокатуре, которая посвящена присяге адвоката, дополнив текст словами: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом, верховенством права и Кодексом профессиональной этики адвоката». Подводя итог, хотелось бы привести цитату из статьи доцента Санкт-Петербургского университета МВД России, доктора юридических наук И. А. Антонова и судьи федерального суда г. Нижневартовска кандидата юридических наук В. А. Горленко, которые, говоря о тенденции развития уголовно-процессуальной деятельности, справедливо отметили, что «признание человека, его прав и свобод высшей ценностью общества и государства, провозглашение человека центральной фигурой правоохранительной деятельности, а защиты его прав и свобод — целью уголовно-процессуальной деятельности стало требованием времени и правовой действительности» <11>, при этом «интерес государства состоит в том, чтобы утвердить гражданский мир и согласие, как это провозглашается в преамбуле Конституции Российской Федерации, а также стабильное развитие общества» <12>. ——————————— <11> Антонов И. А., Горленко В. А. Цели уголовного судопроизводства и уголовно-процессуальной реформы на современном этапе развития Российского государства // Уголовное судопроизводство. 2008. N 3. С. 8. <12> Там же. С. 9.

——————————————————————