Использование органами прокуратуры права законодательной инициативы
(Ерпылев В. Н.)
(«Законность», 2014, N 1)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПРАВА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
В. Н. ЕРПЫЛЕВ
Ерпылев Владимир Николаевич, старший помощник прокурора Оренбургской области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В статье на примере опыта работы прокуратуры Оренбургской области раскрыта социально значимая направленность законотворческих инициатив органов прокуратуры.
Ключевые слова: законодательная инициатива, правотворческая деятельность органов прокуратуры.
Exercising the right to legislative initiative by prosecutorial authorities
V. N. Yerpylev
Based on the example of the public prosecutor’s office of the Orenburg region, the article revealed social essence of legislative initiatives launched by prosecutorial authorities.
Key words: legislative initiative, law-making activities of prosecutorial authorities.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона о прокуратуре участие в правотворчестве является самостоятельной функцией прокуратуры.
Статья 9 Закона о прокуратуре устанавливает, что, участвуя в правотворческой деятельности, органы прокуратуры вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Согласно п. 6.2 Положения, утвержденного Приказом Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», выполнение старшими помощниками прокуроров субъектов Федерации основных задач в правотворческой деятельности обеспечивается путем внесения законопроектов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации с использованием права законодательной инициативы.
На основании ч. 1 ст. 37 Устава (Основного закона) Оренбургской области за прокуратурой Оренбургской области закреплено право законодательной инициативы.
Прокуратура области активно использует право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Оренбургской области. В общей сложности за период 2008 — 2013 гг. с использованием права законодательной инициативы прокуратурой области внесено 76 законопроектов (2008 г. — 6, 2009 г. — 8, 2010 г. — 10, 2011 г. — 17, 2012 г. — 18, за 7 месяцев 2013 г. — 17). Из внесенных прокуратурой области законопроектов принято 73. Три законопроекта, внесенных в прошлом году, находятся в стадии рассмотрения.
Среди наиболее значимых законодательных инициатив прокуратуры области, реализованных за указанный период, которые в процессе их правоприменения сыграли положительную роль в профилактике правонарушений и преступлений, можно назвать Законы Оренбургской области: от 2 июля 2008 г. N 2263/461-IV-ОЗ «О профилактике наркомании и токсикомании в Оренбургской области», от 15 сентября 2008 г. N 2369/497-М-ОЗ «О противодействии коррупции в Оренбургской области», от 15 сентября 2008 г. N 2382/500-М-ОЗ «Об основах профилактики правонарушений в Оренбургской области», от 26 декабря 2008 г. N 2689/575-М-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Оренбургской области», от 6 ноября 2009 г. N 3186/732-М-ОЗ «Об осуществлении реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы».
Одновременно законодательная инициатива прокуратуры области используется и для совершенствования действующих областных законов. Особое внимание при этом уделяется совершенствованию нормативной правовой базы, затрагивающей вопросы поддержки граждан, нуждающихся в особой защите со стороны государства.
Законом от 27 апреля 2010 г. N 3503/800-М-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О предоставлении сельскохозяйственных угодий гражданам на территории Оренбургской области» было обеспечено включение в перечень лиц, имеющих право на получение сельхозугодий на праве общей собственности бесплатно, граждан, прекративших трудовые отношения с сельскохозяйственными организациями в связи с выходом на пенсию по инвалидности по причине полученного профессионального заболевания (трудового увечья), а также ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и инвалидов боевых действий, работавших (работающих) в сельскохозяйственной организации.
Законом от 28 июня 2011 г. N 257/47-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении областной социальной пенсии детям» предоставлено право на получение областной социальной пенсии лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на весь период их обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе и в случае достижения ими возраста 23 лет. В действовавшей ранее редакции этого Закона право на получение областной социальной пенсии было ограничено достижением лицами указанной категории возраста 23 лет.
Законом от 30 мая 2012 г. N 870/242-V-ОЗ «О внесении изменения в Закон Оренбургской области «О туристской деятельности на территории Оренбургской области» для совершенствования механизма финансирования социального туризма были конкретизированы положения абз. 2 ст. 14 этого Закона, который в настоящее время предусматривает возможность использования средств областного бюджета на обеспечение отдыха и оздоровление всех категорий детей, нуждающихся в социальной защите: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов, детей из многодетных и неполных семей.
С использованием права законодательной инициативы прокуратуры области обеспечивалась и реализация других закрепленных за гражданами прав и свобод.
Законом от 2 июля 2012 г. N 896/267-V-ОЗ «О внесении изменения в Закон Оренбургской области «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Оренбургской области» из этого областного Закона исключено положение, которое допускало возможность установления на основании нормативных правовых актов Оренбургской области случаев предоставления информации о деятельности судов на платной основе.
Законом от 13 марта 2013 г. N 1379/390-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О порядке проведения в Оренбургской области публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования» из областного Закона исключено незаконно возложенное на должностных лиц органов внутренних дел полномочие по подготовке заключения о невозможности проведения публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры, имеющем проезжую часть, чем в определенной степени упрощен доступ граждан к организации и проведению публичных мероприятий.
Законодательная инициатива прокуратуры области использовалась и для обеспечения прав граждан в избирательном процессе.
Законом от 13 марта 2013 г. N 1370/392-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О референдуме Оренбургской области и местном референдуме в Оренбургской области» из этого Закона исключено положение о том, что паспорт моряка (удостоверение личности моряка) может являться документом, заменяющим паспорт гражданина при голосовании на референдуме.
Законом от 7 мая 2013 г. N 1462/443-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об Общественной палате Оренбургской области» установлено, что полномочия члена Общественной палаты области прекращаются в случае избрания его на должность губернатора и приостанавливаются в случае выдвижения члена Общественной палаты области кандидатом на должность губернатора.
——————————————————————