Особенности взаимодействия прокуратуры и криминальной полиции на досудебной стадии уголовного судопроизводства в Австрийской Республике
(Каменский А. В.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2011, N 2)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И КРИМИНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В АВСТРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ <*>
А. В. КАМЕНСКИЙ
——————————— <*> Kamensky A. V. General matters of interaction between public prosecution and criminal police at pre-trial stage of criminal proceedings in the Austrian Republic.
Каменский Антон Васильевич, аспирант Московской академии экономики и права, магистр Университета Зальцбурга имени Париса Лодрона (Австрия).
На основе анализа уголовно-процессуального законодательства Австрийской Республики и международных актов рассмотрены основные вопросы взаимодействия прокуратуры и криминальной полиции при расследовании уголовных деяний в Австрийской Республике, обозначены направления совершенствования российского законодательства.
Ключевые слова: Австрийская Республика, прокуратура, криминальная полиция, досудебное производство, законодательство зарубежных стран.
The article deals with the analysis of criminal procedure in the Austrian Republic and international legislative acts. On their basis the author studies general matters of interaction between the public prosecution office and the criminal police in investigation of criminal acts in the Austrian Republic and comes out with certain ways of improving the Russian legislation.
Key words: Austrian Republic, public prosecution, criminal police, pre-trial proceedings, foreign countries legislation.
Одним из направлений развития отечественной системы уголовной юстиции является изучение зарубежного опыта организации и правового регулирования уголовного судопроизводства. В этом отношении особый интерес представляет Австрийская Республика, система досудебного производства которой с 1 января 2008 г. подверглась существенному реформированию. В частности, произошло упразднение следственных судей (в настоящее время суд в первую очередь является контролирующим органом по отношению к нарушению основных прав и инстанцией правовой защиты), как следствие, изменился характер досудебного производства — австрийским законодателем в результате реформирования уголовно-процессуального законодательства закреплена специализированная «модель сотрудничества» между криминальной полицией и прокуратурой. Анализируя особенности досудебного производства по расследованию уголовных деяний <1>, следует отметить, что отличительным моментом уголовно-процессуального законодательства Австрии и иных стран континентальной Европы является отсутствие законодательного определения формального момента, с наступлением которого законодатель связывает возбуждение уголовного дела (производства) — в частности, постановления о возбуждении уголовного дела, и, как следствие, оформление института возбуждения уголовного дела (производства) в самостоятельную стадию уголовного процесса. Согласно абзацу 2 § 1 Уголовно-процессуального кодекса Австрии (далее — УПК Австрии) началом уголовного судопроизводства служит производство криминальной полицией либо прокуратурой следственных мероприятий по подозрению конкретного либо неустановленного лица в совершении уголовного деяния либо применение в отношении подозреваемого лица мер принуждения. Кроме того, абзац 1 § 91 УПК Австрии предусматривает, что предварительное расследование позволяет выяснить обстоятельства дела, разрешить вопрос о предъявлении обвинения, отказе от уголовного преследования либо прекращении производства, а в случае принятия решения о предъявлении обвинения — обеспечить непрерывное судебное разбирательство <2>. ——————————— <1> Согласно § 17 Уголовного кодекса Австрии преступлениями являются умышленные деяния, которые наказываются пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на срок более трех лет. Остальные уголовные деяния относятся к проступкам. <2> В австрийском уголовно-процессуальном законодательстве термины «подозреваемый» и «обвиняемый» используются в отличном от российского законодательства значении — под подозреваемым подразумевается «лицо, в отношении которого на основании определенных фактов выдвинуто конкретное подозрение, с момента производства в отношении его следственных мероприятий либо применения мер принуждения», а предъявление обвинения представляет собой одновременно один из вариантов завершения досудебного производства по уголовному делу.
Следственные мероприятия производятся в своей основной массе криминальной полицией (понятие «криминальная полиция» используется в качестве функционального понятия для обозначения полицейской деятельности в сфере уголовной юстиции; функции криминальной полиции осуществляются органами общественной безопасности, организация и территориальная компетенция которых определяется положениями федерального закона о полиции общественной безопасности), при этом следственная деятельность криминальной полиции обладает характером независимости и самостоятельности. Согласно абзацу 1 § 20 УПК Австрии прокуратура <3> осуществляет руководство предварительным расследованием; прокуратура обладает исключительным правом на предъявление обвинения от имени государства, кроме того, вопреки провозглашенной воле прокуратуры запрещается осуществление уголовного судопроизводства. В компетенцию прокуратуры входит решение вопросов о предъявлении конкретному лицу обвинения, об отказе от уголовного преследования либо прекращении производства. Прокуратура вправе в любой момент досудебного производства по делу распорядиться о направлении хода дальнейшего расследования либо применении мер принуждения криминальной полицией. Кроме того, прокуратура вправе принимать участие во всех следственных действиях, производимых криминальной полицией, и давать отдельные поручения руководителю соответствующего следственного действия, в частности в зависимости от значимости следственного действия для решения вопроса о продолжении производства по уголовному делу, при происшествиях межрегионального значения, если существует необходимость координирования действий различных органов государственной власти и др. ——————————— <3> Структура и правовое положение органов прокуратуры Австрийской Республики детальным образом рассмотрены в статье В. Кигаса «Прокуратура Австрии: место и роль в уголовном судопроизводстве» // Законность. 2007. N 4.
В соответствии с абзацем 1 § 100 УПК Австрии криминальная полиция осуществляет документальную фиксацию следственных мероприятий способом, обеспечивающим возможность воспроизведения сведений о поводе, порядке и результатах подобных мероприятий (при этом законодательные требования к фиксации хода и результатов следственных мероприятий в сравнении с аналогичными предписаниями российского уголовно-процессуального законодательства в значительной степени отличаются в сторону упрощенности и доступности). Осуществление прокуратурой руководящих функций обеспечивается посредством закрепленного в уголовно-процессуальном законе порядка информирования о ходе досудебного производства. В соответствии с абзацем 2 § 100 УПК Австрии криминальная полиция незамедлительно информирует прокуратуру в следующих случаях: — при получении криминальной полицией сведений о подозрении в совершении преступления, имеющего особо важное значение, либо иного уголовного деяния, имеющего особый общественный резонанс («донесение о поступлении сообщения о совершении уголовного деяния»); — при необходимости либо целесообразности получения распоряжения либо согласия прокуратуры либо разрешения суда <4> либо в случаях поступления требования прокуратуры о предоставлении донесения («донесение по поводу»); ——————————— <4> Вопрос о правовых основаниях производства следственных действий рассматривается автором ниже.
— при производстве по уголовному делу в отношении конкретного лица по прошествии трех месяцев с момента ведущегося в отношении него расследования в случаях, если подобное донесение не представлялось, либо по прошествии трех месяцев с момента представления последнего донесения («промежуточное донесение»); — при выяснении обстоятельств уголовного дела и подозрения в совершении уголовного деяния, достаточном для разрешения прокуратурой вопроса о предъявлении обвинения, отказе от уголовного преследования либо прекращении производства («заключительное донесение»). Донесение должно содержать сведения об именах подозреваемых либо в случаях, если их имена неизвестны, необходимые для установления личности подозреваемых характеристики, деяния, в совершении которых они подозреваются, и наименование подобных деяний в соответствии с законом; имени лица, сообщившего о совершении уголовного деяния, потерпевшего и иных лиц, могущих послужить источниками необходимых сведений; обобщенное изложение обстоятельств дела и направление хода дальнейшего расследования; заявленные ходатайства подозреваемых либо других участников уголовного судопроизводства. Криминальная полиция совместно с каждым донесением передает прокуратуре документы, необходимые для оценки фактических обстоятельств уголовного дела и юридического состава, либо обеспечивает доступ к подобным документами способами электронной связи. Досудебное производство по своей сущности неразрывно связано со следственными мероприятиями, посредством которых разрешается вопрос о предъявлении подозреваемому обвинения, об отказе от уголовного преследования либо прекращении производства. В зависимости от «интенсивности» вмешательства следственных органов в основополагающие права граждан австрийский законодатель закрепил различные правовые основания для их производства <5>. ——————————— <5> Характеризуя предварительное расследование Австрийской Республики в целом, следует отметить, что в комплекс следственных мероприятий включаются не только мероприятия, которые в российском уголовно-процессуальном праве привыкли именовать следственными действиями, но и оперативно-розыскные мероприятия (например, наблюдение, скрытое расследование, мнимая сделка и др.).
В случае если распоряжения прокуратуры требуют судебного разрешения, прокуратура возбуждает перед судом соответствующие ходатайства. Прокуратура обосновывает ходатайства, возбужденные перед судом, и направляет их вместе с документами в суд. При получении судебного разрешения на производство следственного мероприятия прокуратура принимает решение о его производстве. Вместе с тем если существовавшие на момент удовлетворения ходатайства основания отпали либо изменились таким образом, что производство соответствующего мероприятия становится противозаконным, несоразмерным либо нецелесообразным, прокуратура воздерживается от производства подобного мероприятия и уведомляет о принятом решении суд. В случаях, не терпящих отлагательства, криминальная полиция вправе по собственной инициативе провести следственные мероприятия, требующие распоряжения прокуратуры, после чего в порядке направления «донесения по поводу» обязана истребовать согласие прокуратуры — при отказе в даче согласия соответствующие следственные мероприятия подлежат прекращению. Если производство следственного мероприятия в соответствии с УПК Австрии требует судебного разрешения, производство вышеуказанных мероприятий криминальной полицией в случаях, не терпящих отлагательства, допускается лишь в специально предусмотренных уголовно-процессуальным законом случаях <6>. ——————————— <6> К их числу при определенных условиях относится задержание, обыск в жилых помещениях либо иных находящихся под защитой права на неприкосновенность жилища местах, освидетельствование в отсутствие одежды, а также производство оптического и акустического наблюдения за лицом при наличии подозрения в совершении последним похищения.
Последующее получение согласия прокуратуры либо разрешения суда касается исключительно условий материального права. Если прокуратурой либо судом будет установлено отсутствие оснований для производства следственных мероприятий в вышеуказанном порядке, отказ в последующем согласии либо разрешении лишь по данной причине будет неправомерным. Особо стоит остановиться на изменениях уголовно-процессуального законодательства Австрии, вступившие в силу с 1 января 2009 г. Согласно § 36 Конвенции ООН против коррупции каждое государство-участник обеспечивает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, наличие органа либо органов или лиц, специализирующихся на борьбе с коррупцией с помощью правоохранительных мер. Такому органу или органам, или лицам обеспечивается необходимая самостоятельность, в соответствии с основополагающими принципами правовой системы государства-участника, с тем чтобы они могли выполнять свои функции эффективно и без какого-либо ненадлежащего влияния. Такие лица или сотрудники такого органа или органов должны обладать надлежащей квалификацией и ресурсами для выполнения своих задач. Кроме того, § 20 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию гласит: «Каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения специализации соответствующих лиц или органов для борьбы с коррупцией. Им предоставляется необходимая независимость в соответствии с основополагающими принципами правовой системы Стороны, с тем чтобы они имели возможность выполнять свои функции эффективно и без какого-либо неправомерного давления. Сторона обеспечивает, чтобы сотрудники таких органов проходили надлежащую подготовку и располагали адекватными финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них задач» <7>. ——————————— <7> Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции ратифицированы Российской Федерацией посредством принятия одноименных Федеральных законов от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ (ООН) и 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ (СЕ).
Во исполнение вышеуказанных положений в УПК Австрии внесены соответствующие изменения об учреждении с 1 января 2009 г. центральной прокуратуры по противодействию коррупции по местонахождению Верховного прокурора Вены с представительствами при Верховных прокурорах в Граце, Линце и Инсбруке, к компетенции которой согласно § 20а УПК Австрии в масштабах Австрийской Республики относится осуществление ведения предварительным расследованием, его прекращение либо отказ от уголовного преследования (замена уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия), предъявление публичного обвинения и его представление в ходе судебного рассмотрения уголовного дела, а равно рассмотрения в Верховном суде федеральной земли в связи с совершением предусмотренных законом уголовных деяний (преступных нарушений должностных обязанностей, злоупотребления служебным положением и др.). К компетенции прокуратуры по противодействию коррупции относится также рассмотрение запросов о правовой помощи либо уголовно-правовом сотрудничестве с компетентными учреждениями Европейского союза, а равно органами юстиции государств — членов Европейского союза, кроме того, прокуратура по противодействию коррупции является центральной службой, осуществляющей контакты с организациями OLAF и Eurojust.
——————————————————————