Надзор за соблюдением разумных сроков на стадии возбуждения уголовного дела

(Меркушев Н. А.)

(«Законность», 2013, N 4)

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РАЗУМНЫХ СРОКОВ

НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Н. А. МЕРКУШЕВ

Меркушев Никита Анатольевич, старший прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов следствия управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Республики Бурятия.

На основе опыта прокуратуры Республики Бурятия освещены вопросы практики надзора за соблюдением разумных сроков при рассмотрении сообщения о преступлении.

Ключевые слова: разумный срок, доследственная проверка, результаты оперативно-розыскной деятельности, отказ в возбуждении уголовного дела.

Supervision over compliance with reasonable terms at the stage of instigation of a criminal case

N. A. Merkushev

Based on the experience of the Public Prosecutor’s Office of the Republic of Buryatia, the author covered the issues of practical supervision over compliance with reasonable terms when considering a report on crime.

Key words: Reasonable term, pre-investigative check-up, findings of operative and search activities, refusal to initiate a criminal case.

Приказ Генерального прокурора РФ от 12 июля 2010 г. N 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований Закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» требует обращать особое внимание на соблюдение процессуальных сроков проведения доследственных проверок, законность и обоснованность их продления.

С момента введения в уголовно-процессуальное законодательство ст. 6.1 УПК РФ прокуратурой Республики Бурятия приняты организационно-распорядительные меры, направленные на усиление прокурорского надзора на этом направлении, особое внимание уделяется вопросам соблюдения законодательства о разумном сроке уголовного судопроизводства на стадии возбуждения уголовного дела — при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях.

Как свидетельствует практика, нарушения в этой сфере носят распространенный характер, особенно в деятельности органов внутренних дел.

Так, в 2011 г. удельный вес числа доследственных проверок, проведенных в срок свыше установленного законом, составил 47,9% (или 58853). При этом абсолютное большинство нарушений (90%) допущено следователями и дознавателями органов внутренних дел.

Значительное количество доследственных проверок проведено без продления установленных сроков, в 2011 г. выявлено 734 подобных факта.

В 30531 случае (37%) должностными лицами правоохранительных органов не обеспечена полнота первоначально проводимых доследственных проверок, что впоследствии послужило основанием их отмены в порядке надзора (в 2010 г. удельный вес таких материалов составлял 29%).

В 2011 г. прокуратурой республики проведен анализ практики рассмотрения сообщений о преступлениях в сфере экономики, по которым обязательно производство предварительного следствия. Установлено, что по значительному числу материалов общие сроки доследственных проверок составляют более 3 — 6 месяцев, многократно принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

В подавляющем большинстве случаев материалы проверок, по которым отмечены факты волокиты, представлялись органами дознания в следственные органы для оценки полноты и возможности возбуждения уголовного дела со ссылкой на положение «Об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений», утвержденное Приказом МВД России от 26 марта 2008 г. N 280, и ведомственный нормативный акт — Инструкцию «О порядке возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям, следствие по которым обязательно», утвержденную Приказом МВД по Республике Бурятия от 29 июня 2009 г. N 382.

Так, некоторые положения указанной Инструкции определяют порядок взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по республике при поступлении в оперативное подразделение сообщения о преступлении.

Тщательным изучением нормативного акта установлено, что указанные пункты Инструкции противоречат требованиям федерального законодательства и подлежат отмене по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 144 УПК установлено, что орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, определенной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения.

Частью 3 ст. 144 УПК предусмотрено, что руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный ч. 1 ст. 144 УПК. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием продления.

Перечень решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, установлен ч. 1 ст. 145 УПК и является исчерпывающим: решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче сообщения по подследственности.

Таким образом, уголовно-процессуальным законодательством определена обязанность должностных лиц органов дознания и предварительного следствия по проверке и принятию в течение 3 суток одного из процессуальных решений, перечисленных в ч. 1 ст. 145 УПК. При необходимости срок рассмотрения сообщения о преступлении может быть продлен до 10 и 30 суток лишь при соблюдении требований, установленных УПК: наличие мотивированного ходатайства, необходимость производства строго определенных проверочных мероприятий, принятие решения надлежащим должностным лицом.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что сотрудник оперативного подразделения вправе после поступления сообщения о преступлении и проведения доследственной проверки в порядке ст. 144 УПК, по результатам которой, по его мнению, установлено наличие признаков преступления, без принятия правового решения направить материалы проверки в орган следствия для оценки полноты и возможности возбуждения уголовного дела, которая проводится в течение 10 суток, а при несогласии с ее результатами дополнительно еще определен срок в 10 суток для выражения позиции руководителя следственного органа по материалу.

В связи с выявленными нарушениями первый заместитель прокурора республики принес протест на некоторые пункты Инструкции от 29 июня 2009 г.

По рассмотрению протеста МВД республики признало, что оспариваемыми нормами предусмотрена возможность длительного рассмотрения сообщения о преступлении вне сроков доследственной проверки и без принятия правового решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. В связи с изложенным Приказ N 382 отменен врио министра внутренних дел по республике в полном объеме.

Несмотря на очевидное несовершенство ведомственного регулирования порядка рассмотрения сообщения о преступлении в сфере экономики, МВД по республике в проекте инструкции «О порядке возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям, следствие по которым обязательно» практически дословно были воспроизведены положения отмененной инструкции в части взаимодействия оперативных подразделений и органов следствия при поступлении сообщения об экономическом преступлении. В согласовании поступившего проекта инструкции было отказано, о выявленных нарушениях руководству СУ МВД по республике, представившему проект, направлено информационное письмо.

Исходя из содержания указанного проекта инструкции был сделан вывод о необходимости повторного обобщения практики принятия правовых решений по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях в сфере экономики, по результатам которого установлено, что должностными лицами следственного управления и управления ЭБ и ПК МВД по республике правовая оценка имеющейся оперативной информации проводится в указанном порядке, противоречащем уголовно-процессуальному законодательству.

Установлено, что направление материалов проверок осуществляется со ссылкой на Приказ МВД России от 26 марта 2008 г. N 280 «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений», в то время как п. 22 этого Положения прямо предусмотрено, что материалы оперативно-розыскной деятельности представляются руководителю следственного органа для изучения на предмет достаточности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела до регистрации в Книге учета сообщений о происшествиях.

В результате неверной трактовки ведомственного нормативного акта и прямого нарушения УПК допущена волокита по значительному числу доследственных проверок, проводимых управлением ЭБ и ПК МВД по республике. По выявленным нарушениям министру внутренних дел по республике внесено представление.

——————————————————————