Практические занятия по документоведению: из опыта преподавания
(Немчанинова Е.) («Административное право», 2013, N 3)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЮ: ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ
Е. НЕМЧАНИНОВА
Елена Немчанинова, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Вятского государственного университета.
Автор статьи, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Вятского государственного университета Е. Н. Немчанинова, делится опытом организации практических занятий по документоведению для студентов специальности «Документоведение и архивоведение». В статье подчеркивается значимость организации практических занятий по курсу «Документоведение» для становления документоведа-профессионала.
Компетентностный подход, заложенный в основу современного высшего образования федеральными государственными образовательными стандартами 3-го поколения (ФГОС-3), ориентирован на формирование у будущих специалистов профессиональной компетентности. По определению Л. Р. Фионовой, профессиональная компетентность документоведа включает в себя совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в сфере документационного обеспечения управления <1>. ——————————— <1> Фионова Л. Р. Построение модели специалиста в сфере документационного обеспечения управления на основе компетентностного подхода // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия «Управление, вычислительная техника и информатика». 2013. N 1. С. 163.
ФГОС-3 ориентирует студентов, обучающихся по специальности «Документоведение и архивоведение», на освоение 4 основных видов деятельности: организационно-управленческой, производственно-прикладной, проектной и научно-исследовательской. При этом успешное овладение каждым из перечисленных видов деятельности предполагает умение выпускника решать практические задачи разного уровня и направлений. В связи с этим формирование умения решать профессиональные практические задачи становится одним из приоритетов в процессе подготовки специалиста-документоведа, в том числе в рамках изучения курса документоведения. В Вятском государственном университете (ВятГУ) подготовка документоведов осуществляется на юридическом факультете с 2011 года. Дисциплину «Документоведение» студенты осваивают в течение учебного года на первом курсе (в рамках программы бакалавриата). С учетом общей теоретической направленности учебного курса в преподавании документоведения активно используются разнообразные методы и технологии организации практических занятий. Необходимость этого обусловлена тем, что все термины, понятия, логические связи, освещаемые в ходе изучения дисциплины, так или иначе будут востребованы в практической деятельности будущего специалиста. В связи с этим чрезвычайно важно не просто давать в лекционном виде основной материал, но и постоянно вести так называемый выход в практическую плоскость, т. е. стараться давать обучающимся задания, позволяющие вникнуть в суть изучаемых проблем и связать их с будущей профессиональной деятельностью. За два года преподавания документоведения для студентов специальности «Документоведение и архивоведение» в ВятГУ автором накоплен определенный опыт по организации элементов практических занятий, который может быть полезен коллегам из других учебных заведений. Так, в начале изучения курса «Документоведение» весьма важно познакомить студентов с современными подходами к пониманию сущности документа, пояснить, что в настоящее время не существует единства взглядов на документ, что понятие «документ» имеет разные оттенки значения применительно к разным наукам. С этой целью в качестве домашнего задания, носящего отчасти исследовательский характер, может быть задан поиск определений документа в различных источниках. Суть задания: найти максимально возможное количество определений понятия «документ» и выписать их с обязательным указанием источника информации. Последующее обсуждение найденных определений на занятии должно привести студентов к пониманию многогранности понятия «документ», необходимости междисциплинарного подхода к анализу его сущности, а также специфики смысла документа применительно к предмету документоведения. Погружению в предмет и специальность может способствовать также написание студентами эссе на заданную тематику. Например, на одном из первых занятий по документоведению можно предложить студентам поразмышлять на тему о том, как документы влияют на жизнь человека. Написание эссе возможно как на занятии (что позволит студентам сосредоточиться на теме за короткое время, а преподавателю отсечь возможность использования студентами дополнительных источников информации), так и в форме домашнего задания (в данном случае у студента будет больше времени на работу, но возможность заимствования мыслей возрастает). Суть задания: в форме эссе изложить свое мнение относительно влияния документов на жизнь человека. Важно огласить для студентов основные требования к написанию вузовского эссе (самостоятельность мысли, наличие структуры текста, нестандартизированность объема и т. д.). По итогам работы и ее анализа важно привести студентов к мысли о том, что документы оказывают двоякое (как позитивное, так и негативное) влияние на жизнь человека. Например, среди аспектов позитивного влияния можно выделить то, что документы закрепляют за людьми определенные права, помогают обрести в них уверенность, фиксируют значимые в жизни человека события. Документы позволяют транслировать информацию через поколения. Однако нельзя не сказать и о негативном влиянии документов. Ведь документы могут и усложнять жизнь человека. Так, сложности вызывает сама необходимость получения некоторых документов (существующие бюрократические препоны отнимают у человека не только время, но и иногда имеют место материальные затраты). Документ может ограничивать в правах, а не только закреплять их. Документы задают определенные рамки взаимоотношений между людьми (например, договор устанавливает права и обязанности сторон), что, с одной стороны, ограничивает свободу, с другой — придает уверенность сторонам в том, что не будет никаких непредсказуемых событий. Важным выводом по итогам подобной работы может стать мысль о том, что призванием, миссией документоведа является в том числе и снижение степени негативного влияния документов на жизнь человека (прежде всего устранение различного рода бюрократических препон во взаимодействии человека и документа, снижение действия так называемых барьеров в процессе документной коммуникации). Весьма интересным как для студентов, так и для преподавателя может стать использование элементов спортивной версии популярной телевизионной игры «Что? Где? Когда?» на занятиях по документоведению. В процессе игры студенческая группа делится на команды, задачей которых является поиск ответов на задаваемые ведущим (преподавателем) вопросы. Об особенностях использования данного игрового метода обучения — отдельная статья автора. При изучении таких тем, как «Функции документа», «Виды документов», очень интересным представляется выполнение задания «Документ в произведениях литературы и искусства». Суть задания: найти произведения литературы и искусства, в которых фигурирует какой-либо документ. Определить функции документа в тех отношениях, которые возникают в произведении. Пояснить, в чем конкретно реализуется каждая из функций. Для выполнения работы можно использовать произведения из любых областей литературы и искусства, как классических, так и современных (это может быть художественная литература, кинематограф, песенное творчество, изобразительное искусство и т. д.). Результаты работы необходимо оформить в виде таблицы:
Название произведения Наименование вида Функции документа, (с выходными данными) документа в чем они проявляются
Отсутствие установленных хронологических границ, жанров искусства создает широкий простор для творческого поиска со стороны студентов. В числе выявленных студентами документов и письмо Татьяны Лариной Евгению Онегину, и купчие грамоты на мертвые души Гоголя, и советский паспорт из стихотворения В. В. Маяковского, и письмо турецкому султану с картины И. Репина «Запорожцы». Не менее интересно для студентов искать и находить упоминание документов в современном песенном творчестве. Так, в песне группы Lumen «Паспорт» не только упоминается несколько видов документов, но и затрагиваются проблемы бюрократизма и зависимости человека от документов:
Паспорт, полис и ж/д билет — Без них меня как будто бы и нет. Сжимаю документы, затертые до дыр, — Мы сами подарили им этот мир…
Важно добиться не просто того, чтобы студенты нашли максимальное количество произведений, в которых фигурирует в разных ипостасях документ, а чтобы найденные документы были разнообразны по виду, чтобы студент мог по каждому из найденных документов определить его роль и функции в «среде существования». Обращение к сюжетам из художественной литературы возможно и при изучении других тем. Например, при объяснении темы «Место документоведения в системе наук» важно осветить не только связь документоведения с гуманитарными и естественными науками, но и с дисциплинами профессионального цикла. При анализе связи документоведения и документной лингвистики может быть использован материал рассказа М. Зощенко «Кочерга», в котором герои сталкиваются с проблемой склонения существительного и необходимости правильного словоупотребления в документе. Знакомство с рассказом может быть дано в качестве домашнего задания, может проводиться на занятии. В процессе преподавания документоведения приемлемым представляется и использование такой формы организации самостоятельной работы студентов, как лабораторная работа. Специфика лабораторной работы применительно к предметам гуманитарного цикла заключается прежде всего в обращении к тексту, причем к тексту уникальному, несущему в себе глубокий смысл и образовательный потенциал. Для студента-историка таким текстом выступает, например, текст исторического источника (первоисточник), изучение которого требует определенных усилий ввиду наличия временных, лингвистических и иных коммуникационных барьеров между автором текста и представителем современной эпохи. Видится возможным привлечение исторических источников и в рамках преподавания документоведения. Так, в процессе изучения темы «Становление документоведения как науки в России» студентам можно предложить поработать с текстами трудов дореволюционных авторов. В качестве трех основных работ для изучения нами были избраны следующие издания: 1) Варадинов Н. Делопроизводство, или Теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самых дел, с приложением к оным образцов и форм. СПб., 1857; 2) Вельдбрехт В. Общие основания русского делопроизводства с приложением основных его форм. СПб., 1854; 3) Русанов Ф. Канцелярский самоучитель, или Краткое руководство к познанию делопроизводства присутственных мест, с прибавлением форм переписки и канцелярских документов. М., 1839. Лабораторная работа может быть организована в двух вариантах: как индивидуальная домашняя работа или как аудиторное занятие с работой по группам. Сложность при организации подобного рода работы заключается в практической невозможности использовать обозначенные труды в печатном варианте ввиду их раритетности. Однако проблема решается путем использования электронных версий изданий (представленных в форматах pdf, djvu и т. п.), которые на сегодняшний день можно найти в открытом доступе на просторах Интернета. В связи с этим лабораторная работа может проводиться как в компьютерном классе, так и в обычной аудитории с привлечением компьютерной техники студентов (ноутбуков, планшетных компьютеров и т. п.). Суть задания — найти ответы на заранее подготовленные преподавателем вопросы в дореволюционных изданиях. Аудиторная работа предполагает несколько поверхностное ознакомление с трудами дореволюционных авторов (так как они значительны по объему, а временной ресурс занятия ограничен), в рамках же организации домашней лабораторной работы возможна формулировка вопросов, нацеленных на более глубокое изучение трудов дореволюционных «документоведов». Изучение дореволюционных трудов по делопроизводству в микрогруппах в аудитории предполагает последующую презентацию результатов работы для остальных членов учебного коллектива. В лабораторную работу по трудам дореволюционных авторов могут быть включены, например, такие вопросы и задания: 1. Какое содержание Н. Варадинов вкладывает в понятие «внутренние свойства» документов? 2. Составьте схему классификации документов, предложенную в труде Н. Варадинова. 3. Какие виды архивов выделяет В. Вельдбрехт? Какие дела поступают в каждый из них? 4. Какие операции с документом должен был выполнить делопроизводитель XIX века при его получении? (По работе В. Вельдбрехта.) 5. Почему Ф. Русанов большое значение придает самообразованию канцелярских служителей? При проверке правильности выполнения заданий и обсуждения вопросов лабораторной работы в группе важно учить студентов извлекать максимум информации из прочитанного текста, делать выводы, не просто цитируя текст первоисточника, но и формулировать ответ, используя современные понятия и нормы речи. Так, при ответе на последний из приведенных вопросов необходимо использовать следующий отрывок труда Ф. Русанова: «Ничему, кажется, не выучишься так легко самоучкою, как делопроизводству присутственных мест; да и то сказать, нужда и камень долбит; ведь для канцелярских служителей учителей нет, так и поневоле должны учиться сами; пословица говорит: богатый на деньги, а бедный на выдумки» <2>. ——————————— <2> Русанов Ф. Канцелярский самоучитель, или Краткое руководство к познанию делопроизводства присутственных мест, с прибавлением форм переписки и канцелярских документов. М., 1839. С. 42 — 43.
Исходя из логики вышеприведенного текста, можно выделить как минимум 2 причины важности самообразования по Ф. Русанову: — отсутствие учителей (систематического образования для канцелярских служителей в XIX веке); — адаптированность делопроизводственной сферы для самообразования (делопроизводству, по мнению Русанова, легко обучаться самостоятельно). Необходимо проконтролировать, чтобы студенты увидели в тексте первоисточника как минимум две причины, выделив их из нужного отрывка. В число заданий для лабораторной работы важно включать задания разного уровня сложности, предполагающие не только воспроизведение содержания дореволюционных изданий, но и их творческую переработку, по возможности установление связей с современностью. Так, в лабораторную работу по труду Н. Варадинова может быть включено такое задание: «Сравните круг вопросов, включаемых Н. Варадиновым в предмет теоретического делопроизводства, с областями исследования современного документоведения. Есть ли в современном документоведении разделы, которые не затрагивал в своем труде Н. Варадинов?». Безусловно, ресурс лабораторной работы как формы организации учебных занятий по документоведению весьма ограничен, и обращение к историческим источникам возможно лишь при рассмотрении исторических аспектов отдельных разделов курса. Однако включение подобной формы в учебный процесс способно серьезным образом разнообразить занятия и расширить кругозор студентов. Значимым в курсе документоведения является раздел, посвященный изучению ГОСТа 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации». В процессе изучения курса документоведения важно грамотно осуществить первоначальное знакомство студентов с составом реквизитов ГОСТа, чтобы будущие документоведы могли свободно оперировать их названиями, правильно употреблять применительно к составу реквизитов конкретного документа (умение, закладывающее фундамент для изучения других профессиональных дисциплин). В этих целях возможно использование нескольких видов практической работы. Первоначальное знакомство с содержанием ГОСТа нацелено на выработку умения распознавать все 30 реквизитов в конкретном документе. Для этого студентам может быть предложено задание найти несколько реальных документов, в которых будут встречаться все 30 реквизитов. Документы должны быть распечатаны или предоставлены на проверку в электронной версии. Реквизиты в каждом документе должны быть выделены средствами рисования, подписан номер и название каждого реквизита по ГОСТу. Параллельно с выполнением этого задания студенты должны попытаться ответить на вопросы о том, какое максимальное и минимальное количество реквизитов может встречаться в рамках одного документа, использование каких реквизитов в одном документе одновременно невозможно. Впоследствии студенты должны уметь узнавать и воспроизводить названия реквизитов в точном соответствии с ГОСТом. В этих целях уместно проведение тренировочных и контрольных проверочных работ, в ходе которых каждому студенту выдается несколько оформленных документов, на которых необходимо выделить все реквизиты, подписать их названия в точном соответствии с ГОСТом (по памяти, без использования текста ГОСТа). В процессе изучения ГОСТа хорошую помощь способна оказать интерактивная доска, на которую можно выводить как отдельные реквизиты, так и документы в целом (как совокупность реквизитов), наглядно демонстрировать совместимость и несовместимость отдельных элементов документа. Важно попытаться познакомить студентов с историей создания действующего ГОСТа, побудить задуматься о том, почему именно эти 30 реквизитов вошли в современный формуляр документа. С этой целью возможна организация своего рода научно-исследовательской работы по теме «История формуляра документа», по итогам которой студенты заполняют таблицу следующего вида:
N рекви — Название Период истории, к Обоснование зита реквизита которому относится (ссылка на наиболее раннее источник упоминание реквизита информации)
01 Государственный … … герб РФ
02 Герб субъекта РФ … …
Параллельно с самостоятельной поисковой работой по заполнению таблицы возможна организация традиционного студенческого семинара (с «экспертными» выступлениями по каждому вопросу) по истории развития формуляра документа (включающего вопросы по истории формуляра на разных исторических этапах). В деле визуализации учебного материала, помимо ресурсов интерактивной доски, хорошую помощь оказывают учебные фильмы. Проблемой преподавания документоведения на сегодняшнем этапе является отсутствие специализированных учебных фильмов, ориентированных именно на раскрытие актуальных документоведческих проблем. Однако при грамотном методическом подходе все же возможно использование фильмов, близких по тематике к документоведческим проблемам. Например, в качестве такого фильма в процессе преподавания документоведения нами используется фильм «215 лет фельдъегерской службе России», рассказывающий об истории и современных функциях фельдъегерской службы. Просмотр фильма полезен как с профориентационных позиций, так и в целях расширения кругозора студентов. При организации просмотров учебных фильмов важно заранее поставить для студентов цель просмотра, сформулировать познавательные задачи, которые могут быть выражены в виде вопросов по фильму, на которые каждый из зрителей должен ответить по окончании просмотра. Вопросы опять же должны быть ориентированы не только на «считывание» фактов, но и на творческую переработку услышанной информации. Так, студентам может быть задан вопрос о том, будут ли, по их мнению, востребованными услуги фельдъегерей в будущем (ответ на вопрос предполагает обоснование высказанной позиции). В качестве одной из задач преподавания документоведения на современном этапе выступает знакомство студентов с актуальными проблемами науки на современном этапе. Наиболее острые проблемы документоведения находят отражение в первую очередь на страницах периодической печати. В связи с этим для реализации обозначенной задачи хорошо применимо проведение коллоквиума на тему «Актуальные проблемы документоведения на страницах современной периодической печати». Суть задания: найти статью в научном журнале 2009 — 2013 гг., посвященную какой-либо актуальной проблеме документоведения; на основе изучения статьи подготовить устное выступление на 7 — 8 минут, отражающее основное содержание статьи. Список наиболее интересных статей может быть предложен преподавателем, однако не стоит этим списком жестко ограничивать выбор студентов. Допустимо выступление студента с презентацией статьи, направленной, например, на раскрытие какого-либо аспекта курсовой работы. Важно заведомо обозначить примерный план выступления, регламент, критерии оценки. Не менее важно привлечь внимание аудитории к проблемам, затрагиваемым в выступлениях (например, путем включения материалов коллоквиума в содержание ближайшей проверочной работы). В заключении необходимо отметить, что использование перечисленных в статье и подобных им приемов и методов организации практических занятий в рамках преподавания документоведения способствует не только эффективной и разнообразной организации учебного процесса, но и развитию интереса студентов к учебному материалу. Документоведение не должно являться сугубо теоретической дисциплиной, а одной из основных ее задач должно, по нашему мнению, являться пробуждение и закрепление мотивации студентов к постоянному изучению феномена документа, его многогранности и многоаспектности.
——————————————————————