Юридическая подготовка специалистов для сферы рекламной деятельности: проблемы и перспективы

(Баранова М. В.) («Реклама и право», 2011, N 1)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М. В. БАРАНОВА

Баранова М. В., доктор юридических наук, кандидат культурологии, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России.

Развитие рекламной индустрии требует не только адекватного массива правовых норм, но и все большего количества специалистов. Система их целенаправленной юридической подготовки и переподготовки сегодня проходит становление. Остро стоит задача подготовки специалиста, обладающего знаниями и профессиональными навыками профилактирования, выявления и пресечения рекламных правонарушений и преступлений. Еще более важно воспитать законопослушного специалиста рекламного дела, профессионала, обладающего чувством законности и готового отстаивать рекламный правопорядок. Тенденции развития высшего образования ныне таковы, что профессионализм выпускника определяется способностью применять полученные знания, умения, навыки в сложной постоянно меняющейся политико-правовой ситуации в России. Юридической практике в сфере рекламного бизнеса нужны люди не с высшим образованием, а с высокой квалификацией, позволяющей сразу приступить к успешной профессиональной деятельности. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «350700 — реклама» в требованиях к уровню подготовки выпускника устанавливает, что специалист по рекламе должен знать «законодательные и нормативные акты (выделено мной. — М. Б.), регламентирующие предпринимательскую, коммерческую и рекламную деятельность, систему налогообложения» <1>. Дисциплина «Правовое регулирование рекламной деятельности» отнесена к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента <2>. ——————————— <1> URL: http://www. iia. ru./about/standart. htm. <2> URL: http://www. iia. ru./about/standart. htm.

Выдвигаемые «стандарты» этой учебной дисциплины не выдерживают критики ни с содержательной, ни с технико-юридической точки зрения. Во-первых, грубой технико-юридической ошибкой является словосочетание «законодательные и нормативные акты, законы и нормативные акты» <3>, ибо общеизвестно, что закон тоже нормативно-правовой акт, причем высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке и регламентирующий наиболее важные общественные отношения. ——————————— <3> URL: http://www. iia. ru./about/standart. htm.

Во-вторых, перечисление отраслей права, регулирующих рекламную деятельность, выглядит довольно странно в силу субъективизма и явной неполноты. Для изучения предлагаются только три отрасли: гражданское, торговое и международное право. По непонятным причинам обучаемые «освобождены» от изучения фундаментальных профильных знаний из конституционного, административного, уголовного, финансового, налогового, процессуального права. Например, административная ответственность за правонарушения в сфере рекламного бизнеса является самой распространенной в современной России. Очередность отраслей в вышеозначенном перечислении также сомнительна, поскольку отрасль публичного права поставлена после частного права. В-третьих, раздел «Защита прав потребителей от недобросовестной рекламы» <4> (выделено мной. — М. Б.) выглядит архаично, ибо не имеет логически необходимого продолжения в знаниях о защите прав потребителей от недостоверной, неэтичной, скрытой и иной ненадлежащей рекламы. Федеральный закон «О рекламе», как известно, дает определение понятия «ненадлежащая реклама», а недобросовестная реклама — один из ее конкретных видов. ——————————— <4> URL: http://www. iia. ru./about/standart. htm.

В-четвертых, разделы, посвященные этическим и деонтологическим нормам регулирования рекламной деятельности, — «Профессиональные кодексы этики, нравственные и социальные институты рекламной деятельности», «Международный кодекс рекламной практики» — неоправданно отделены от разделов о саморегулировании рекламной деятельности, «неформальных способах регулирования», которые используют их в своей практике. Также нелогично отделение от прочих этических норм регулирования рекламной деятельности раздела «Традиции, общественные нормы, мораль, общественное мнение» <5>. ——————————— <5> URL: http://www. iia. ru./about/standart. htm.

В-пятых, вызывает недоумение отсутствие раздела, посвященного системе государственного регулирования рекламной деятельности, контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе. Отмеченные ошибки, неточности и пробелы в Государственном образовательном стандарте ведут к разночтениям в подходах к преподаванию курса «Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации». В свою очередь, это осложняет применение единых квалификационных требований к блоку юридических знаний специалистов по рекламе. В программах дисциплин, рекомендованных для апробации УМО по специальности «350700 — реклама», вообще отсутствует дисциплина «Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации». В разделе «Программы кафедры менеджмента в рекламе» есть программа дисциплины «Патентное и авторское право в рекламе», которая призвана ознакомить студентов с новым российским законодательством об охране интеллектуальной собственности применительно к рекламной деятельности <6>. Безусловно, это важная и необходимая будущим специалистам информация, но столь малый объем узкоспециальных юридических знаний не решит проблемы подготовки специалиста по рекламе в соответствии с требованиями стандарта и реальной жизни. ——————————— <6> См.: Программы дисциплин по специальности «350700 — реклама». М., 2002. Вып. 1. С. 112.

Все изложенное свидетельствует, что юридическая составляющая существующего Государственного образовательного стандарта по специальности «Реклама» не отвечает современному уровню гуманитарных знаний, потребностям практики рекламного дела и требует тщательной переработки. Юридическая подготовка специалиста по рекламе должна вестись на ином, более высоком организационно-методическом уровне. Мы предлагаем свой вариант решения этой не только дидактической, но и мировоззренческой проблемы. Естественно, могут быть и, по всей видимости, есть иные подходы. Мы полагаем, что в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Реклама» вместо усеченного учебного курса «Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации» (объемом 60 часов) вполне можно ввести учебную дисциплину «Рекламное право» (объемом 120 часов). Это сразу поднимет статус юридической подготовки специалистов по рекламе. Изменится отношение к правовой составляющей обучения самих студентов. Расширятся дидактические возможности при преподавании этой дисциплины. В частности, можно будет более широко применять медийные технологии. С 2001 г. автор данной статьи преподает авторские учебные курсы «Правонарушения по рекламному законодательству и деятельность ОВД по их пресечению в Российской Федерации», «Рекламное право», «Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ» в Нижегородской академии МВД России, Нижегородской правовой академии, Нижегородском государственном коммерческом институте, Национальном исследовательском университете — Высшей школе экономики (Нижегородский филиал). Названные учебные курсы разрабатывались специально для будущих юристов. В качестве дидактического обеспечения преподаваемых дисциплин выступил учебно-методический комплекс «Рекламное право» <7>, нацеленный на предоставление обучаемым системы знаний в области динамики регулирования рекламной деятельности сравнительно-правового характера. ——————————— <7> См.: Баранов В. М., Баранова М. В., Черячукин Ю. В. Рекламное право: Учебно-методический комплекс. Н. Новгород, 2002; Баранов В. М., Баранова М. В., Черячукин Ю. В. Рекламное право: Учебно-методический комплекс. 2-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород, 2003.

Структура и содержание учебного курса «Рекламное право» должны содержать систематизированную информацию о правовом регулировании рекламной деятельности не только как о совокупности норм, но и как о науке, ее основных постулатах, категориях и возможностях. Курс должен содержать обобщенные сведения о правовых явлениях в области рекламы, а его изучение позволит понять логико-гносеологический, культурно-воспитательный смысл правового регулирования, грамотно оценить достоинства и недостатки действующего законодательства. Юристу, реализующему себя в пронизанном рекламой мире, необходимы подобные знания и соответствующие навыки и умения. В современной экономической жизни России роль рекламы возросла многократно, поэтому очевидна потребность в более детальном изучении юристами правового регулирования рекламной деятельности в рамках соответствующей учебной дисциплины. В этой связи целесообразным представляется включение учебного курса «Рекламное право» в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «0305101.65 — юриспруденция», с отнесением его к дисциплинам национально-регионального (вузовского) компонента. Изучение учебного курса «Рекламное право» призвано способствовать решению вышеозначенных проблем. Целью курса является обеспечение необходимого уровня компетентности будущих юристов в вопросах правового регулирования рекламной деятельности; предоставление будущим юристам систематизированной информации о правовом регулировании рекламной деятельности как о совокупности норм и как о науке. В ходе изучения раскрываются особенности, достоинства и недостатки действующей в сфере рекламы правовой регламентации. Содержание и преподавание курса «Рекламное право» связаны с целым рядом учебных дисциплин: «Конституционное право», «Теория государства и права», «Гражданское право», «Административное право», «Уголовное право», «Социология», «Культурология», «Профессиональная этика юриста», «Юридическая психология». Столь широкие межпредметные связи обусловлены комплексностью и синтетичностью ключевых понятий курса «реклама», «рекламная деятельность». Реклама — сложный многогранный процесс, требующий материально-технического, этико-культурологического, экономико-психологического, финансово-юридического обоснования. Учебный курс «Рекламное право» дает возможность обобщить, синтезировать и расширить спектр знаний, необходимых студентам для предстоящей профессиональной деятельности. Результатом освоения курса должны стать знания: — о содержании, целях и основных тенденциях рекламной политики в Российской Федерации; — об основных статистических данных, характеризующих современный рекламный рынок в России, Европе, США и других странах; — о системе международных и национальных источников, регламентирующих рекламную деятельность в Российской Федерации; — об особенностях правового регулирования рекламной деятельности в государствах дальнего и ближнего зарубежья; — об основных подходах к определению понятия «реклама», критериям и основаниям классификации рекламной информации; — о формах использования рекламы в профессиональных целях; — о практике реализации норм рекламного законодательства; — о природе и видах правонарушений по рекламному законодательству России; — о сущности и разновидностях юридической ответственности по рекламному законодательству России; — об административном, дисциплинарном и судебном порядке рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе в России; — о формах и методах профилактики правонарушений в сфере рекламной деятельности. Освоив предлагаемый объем знаний, студенты смогут самостоятельно систематизировать необходимые для профессиональных нужд нормативные правовые акты, регулирующие рекламную деятельность в России, и использовать приемы рекламной деятельности в своей профессиональной юридической деятельности. Они будут отличать понятие рекламы от смежных понятий. С использованием языкового, логического, системного, историко-политического и целевого приемов толкования научатся уяснять и разъяснять смысл юридических норм, действующих в сфере рекламного бизнеса, и использовать нормативную правовую базу рекламного законодательства в практической деятельности, в учебном процессе при выполнении практических заданий, решении задач, казусов, участии в деловых играх. Студенты получат навык осуществления сбора, обработки и анализа информации о правонарушениях в сфере рекламной деятельности, что позволит выдвигать предложения по совершенствованию ее юридического регулирования. А также научатся анализировать и оценивать с юридической точки зрения появление новых видов рекламы. Такой курс целесообразен в качестве самостоятельной учебной дисциплины не только в юридических вузах, но и в вузах, готовящих специалистов по специальности «350700 — реклама». В рамках учебного курса «Рекламное право» можно и нужно ставить и решать самые актуальные проблемы текущей и перспективной «юридической жизни» рекламы. Так, живой познавательный интерес у обучающихся вызывают дискуссии о: — подготовке и принятии вместо Федерального закона о рекламе Кодекса рекламной деятельности в РФ; — нецелесообразности и социальной вредности исключения из УК РФ ст. 182 «Заведомо ложная реклама» <8>; ——————————— <8> См.: Баранов В. М., Баранова М. В. Исключение статьи 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама»: экономическая целесообразность, политико-юридическая ошибка или победа лобби?: Доклад к публичному диспуту. Н. Новгород, 2004.

— судебной практике как нетрадиционном источнике российского рекламного права; — причинах низкой эффективности юридических норм, содержащихся в ст. 242 УК РФ «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов» и в ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»; — морально-правовой природе конфессиональной рекламы в современной России и путях нейтрализации рекламы экстремистских религиозных сект; — мерах противодействия рекламированию наркотиков и наркотического состояния лица; — значении и результативности юридико-психологической экспертизы актов ненадлежащей рекламы (мы неоднократно «включали» студентов в экспертную деятельность, и итоги их работы оказались весьма интересными). Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что подготовка юристов в сфере рекламного дела нуждается в радикальной модернизации: — необходимо преобразование типовой учебной дисциплины «Правовое регулирование рекламной деятельности» объемом 60 часов в учебный курс «Рекламное право» объемом 120 часов; — желательно внесение изменений в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «350700 — реклама» в части, касающейся дисциплины «Правовое регулирование рекламной деятельности»; — целесообразно включение учебного курса «Рекламное право» в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «0305101.65 — юриспруденция», с отнесением его к дисциплинам национально-регионального (вузовского) компонента.

——————————————————————