Рецензия на диссертацию Станислава Петровича Стащенко «Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере предоставления публичных информационных услуг»
(Дугенец А. С.) («Административное право и процесс», 2012, N 6)
РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ СТАНИСЛАВА ПЕТРОВИЧА СТАЩЕНКО «КОМПЕТЕНЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ» <*>
А. С. ДУГЕНЕЦ
——————————— <*> Диссертация Станислава Петровича Стащенко «Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере предоставления публичных информационных услуг», защищенная в диссертационном совете при Московском университете МВД России, на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 (научный руководитель — заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Юрий Александрович Тихомиров).
Дугенец Александр Сергеевич, профессор.
Review of S. P. Stashchenko’s dissertation «Competence of federal executive authorities of the sphere of providing public information services» A. S. Dugenets
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, защищенная Станиславом Петровичем, является актуальным и своевременным исследованием и свидетельствует о высоком уровне познаний уважаемого автора в исследуемой теме. В диссертации С. П. Стащенко исследуются вопросы компетенции федеральных органов исполнительной власти при предоставлении публичных информационных услуг. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения полномочий федеральных органов исполнительной власти с учетом повышения роли и распространения информационных услуг. Данные услуги начали формироваться вслед за произошедшими в Российской Федерации демократическими переменами по предоставлению государством публичных услуг. Соблюдение фундаментальных прав личности, среди которых одним из важнейших является право каждого свободно искать и получать информацию любым законным способом. В юридической литературе имеется ряд работ, посвященных тем или иным информационным аспектам с участием органов государственной власти. Однако практически отсутствуют комплексные работы, посвященные исследованию всего спектра полномочий в данной сфере, практических и теоретических вопросов и проблем, существующих в настоящее время в данной области государственного регулирования. Представленная к защите работа является весьма важным исследованием, восполняющим этот пробел. Объектом диссертационного исследования является сфера предоставления публичных информационных услуг. Предметом исследования выступают нормативная основа, регламентирующая компетенцию федеральных органов исполнительной власти при предоставлении публичных информационных услуг, особенности практики процесса предоставления публичных информационных услуг федеральными органами исполнительной власти. Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, исторический метод, сравнительно-правовой метод, метод системного анализа, а также системно-структурный и логический метод исследования материала. Положения и выводы настоящего диссертационного исследования основываются на изучении Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также административных регламентов федеральных органов исполнительной власти. Нормативную базу исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы информационного права, административного права и иные нормы, связанные с ответственностью должностных лиц. Также в работе исследуются нормативные акты, составляющие информационное законодательство зарубежных государств. Научная новизна исследования диссертации заключается в том, что на диссертационном уровне разработана правовая природа и система предоставления публичных информационных услуг, а также определена типичная и специальная компетенция федеральных органов исполнительной власти в информационной сфере. В диссертационном исследовании произведен всесторонний анализ проблем предоставления публичных информационных услуг федеральными органами исполнительной власти и на его основе разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности вышеуказанных органов. Диссертация Станислава Петровича представляет собой одну из первых весьма удачных попыток систематизации публичных информационных услуг в современной России, а также комплексного анализа законодательства в данной сфере. Среди актуальных проблем, рассмотренных уважаемым автором, следует выделить вопросы оптимизации сроков предоставления публичных информационных услуг, вопросы процессуального характера в исследуемой сфере, вопросы контроля и ответственности должностных лиц. Новизна и сложность избранной темы поставили перед Станиславом Петровичем нелегкую задачу — очертить рамки диссертации таким образом, чтобы, с одной стороны, отразить весь спектр вопросов возникающих при предоставлении публичных информационных услуг между субъектами данных отношений в Российской Федерации, с другой — определить информационную компетенцию федеральных органов исполнительной власти с целью научного решения теоретических и практических проблем, существующих в данной области в настоящее время. С этой задачей уважаемый автор, на наш взгляд, справился успешно. Оценивая диссертацию в целом, надо отметить, что ее отличают богатство первичных, в том числе малоизвестных, источников, обстоятельный анализ отечественной и зарубежной юридической литературы и нормативных правовых документов, обоснованность и аргументированность сделанных выводов. Диссертация представляет собой серьезный научный труд, обогащающий информационное право как науку, а также административное право. Несомненным достоинством рецензируемого диссертационного исследования является также ее грамотность и хороший стиль изложения материала. Диссертация читается с большим интересом. Несмотря на большое количество вопросов, рассматриваемых в ней, диссертант не теряет из виду основную линию исследования, не подменяет научного анализа избранной темы простым описательством. Необходимо положительно оценить проведенный уважаемым диссертантом анализ исторического опыта регулирования информационных отношений. Выводы, сделанные Станиславом Петровичем в ходе проведения данного анализа, имеют существенное значение для формирования информационной модели взаимоотношений государства и общества в современной России. С большим интересом читаются страницы диссертации, посвященные исследованию понятия публичных информационных услуг. В частности, следует отметить обоснованность выводов автора о необходимости введения и законодательного закрепления понятия «публичные информационные услуги», также следует отметить выделенные диссертантом критерии определения этих услуг. В связи с этим к безусловным достижениям работы следует отнести анализ зарубежного опыта по предоставлению информации органами государственной власти. Станислав Петрович совершенно справедливо констатировал, что, несмотря на очевидные подвижки российского законодательства в области предоставления информационных услуг, налицо некоторое отставание России от большинства развитых стран, а также некоторых стран Содружества Независимых Государств. Заслуживают пристального внимания обладающие практической значимостью рекомендации автора по совершенствованию системы процедур предоставления публичных информационных услуг, где общая и специальные процедуры объединены единой целью — предоставления публичных информационных услуг. Это, а также единая процессуальная сущность и позволяет говорить о наличии более совершенной процессуальной формы. Актуальный характер, по мнению рецензента, носят части диссертации, посвященные исследованию нынешнего состояния и качества предоставления публичных информационных услуг на современном этапе развития информационного общества в Российской Федерации. Содержащиеся в рецензируемой диссертации выводы подкреплены собранным и должным образом систематизированным материалом и, вне всяких сомнений, заслуживают внимания и необходимого научного осмысления. Выводы и положения, сформулированные в работе, по нашему мнению, могут быть использованы для научного анализа состояния правового регулирования отношений, складывающихся по поводу предоставления публичных информационных услуг, с целью обеспечения системности, комплексного охвата проблемы и обеспечения необходимого баланса интересов различных субъектов в данной сфере. Основные положения проведенного диссертационного исследования изложены в автореферате и семи опубликованных работах автора, три из которых — в изданиях, рекомендованных ВАК России. Автореферат диссертации отражает содержание диссертационного исследования включает все необходимые для такого рода работ атрибуты, концентрированно объясняет сущность проведенного автором исследования. Диссертация С. П. Стащенко представляет собой законченное исследование, в котором представлены результаты решения достаточно широкого круга поставленных задач, характеризующиеся необходимой научной новизной. Результаты диссертации имеют важное научное значение и могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по данной проблеме.
——————————————————————