Вывеска и реклама: одно целое или разные понятия

(Шеленков С. Н.)

(«Налоги» (газета), 2006, N 12)

ВЫВЕСКА И РЕКЛАМА: ОДНО ЦЕЛОЕ ИЛИ РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ

С. Н. ШЕЛЕНКОВ

Шеленков С. Н., руководитель юридической службы Консалтинговой группы «Эконо-Профи», старший преподаватель Российской правовой академии Минюста РФ.

Вывеску, сообщающую о том, что в магазине продается табак, что именно здесь вы можете воспользоваться услугами парикмахерской и т. д., как вполне естественный атрибут деятельности уже давно привыкли использовать организации и индивидуальные предприниматели. Однако наряду с этим едва ли все достаточно хорошо представляют, какие последствия может повлечь размещение вывески.

Дело в том, что орган архитектуры и территориальные органы Федеральной антимонопольной службы РФ время от времени направляют лицам, разместившим вывеску, уведомление, что она несет в себе рекламную информацию и должна, как следствие, соответствовать требованиям закона о рекламе.

Отсюда возникают сразу требования согласовать размещение вывески с органами местного самоуправления (органами архитектуры), заплатить госпошлину (1500 руб.) и т. д.

Для того чтобы выяснить, насколько подобные требования основаны на законе, необходимо определить, несет ли вывеска рекламную нагрузку.

Напомним, что согласно ст. 2 действующего Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Обратившись к действующему в настоящее время Закону о рекламе 1995 г., мы не обнаруживаем нормы, посвященной вопросу, что представляет собой вывеска.

Тем не менее решение может быть найдено исходя из судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ.

В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» непосредственно отмечается, что указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой.

Что означает с позиции ВАС РФ понятие наименования (фирменного наименования) юридического лица?

Исходя из данных ВАС РФ разъяснений вывеска служит целям идентификации юридических лиц, индивидуализирует их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений. Размещение же самой уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Подобный вывод, по мнению ВАС РФ, корреспондирует со ст. 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-1, следуя которой потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

По смыслу же ст. 2 действующего Закона о рекламе под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям или начинаниям.

В то же время указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама, поскольку сведения, распространение которых по форме и содержанию являются для юридического лица обязательными на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

С учетом изложенного ВАС РФ пришел к заключению, что действующий Закон о рекламе не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок (табличек) в части обязательной информации.

Несмотря на то что ВАС РФ, рассуждая о содержании вывески, прямо не упомянул о том, что на вывеске помимо наименования организации могут быть размещены и сведения, чем собственно организация занимается (например, реализует продукты), представляется, что и в этом случае о рекламе речи идти не может, так как сведения о роде деятельности не направлены на стимулирование неопределенного круга лиц приобрести результаты такой деятельности, что характерно для понятия рекламы.

Последующая судебная практика, сложившаяся после появления позиции ВАС РФ, позволяет выявить случаи, когда речь идет о вывеске, а когда о рекламе.

По мнению Федерального арбитражного суда Поволжского округа (Постановление от 9 июня 2005 г. по делу N А55-9804/04-43), размещение вывески «Газпромбанк» расценивается как указание наименования юридического лица, поскольку размещение уличной вывески с наименованием юридического лица либо наименование расположенного в месте нахождения вывески как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Как видно, сделанный судом вывод основывается на позиции ВАС РФ, тем самым подтверждая ее практическую значимость.

К вывеске, не содержащей рекламную информацию, может быть отнесено панно, содержащее информацию о профиле и форме организации деятельности, фирменном наименовании, если оно имеется, режиме работы и юридическом адресе (местонахождении их собственника), расположенных в районе входных дверей зданий, помещений, в которых они находятся, а размещенное на нем изображение является зарегистрированным в установленном порядке товарным знаком (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2005 г. по делу N Ф08-2087/05-847А).

Однако, если вывеска размещена на фасаде здания, где находится организация или индивидуальный предприниматель (например, «Обмен валюты»), и не содержит в себе информацию о юридическом адресе и режиме его работы лица, которому она принадлежит, она, по сути, предназначена привлечь внимание неопределенного круга лиц к деятельности организации и индивидуального предпринимателя, то есть по сути является рекламой (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2005 г. по делу N КА-А41/12102-05).

Равным образом является рекламой вывеска, в которой содержится информация о предлагаемых товарах с указанием номеров телефонов, размещенная с целью формирования у неопределенного круга лиц интереса к указанным товарам и услугам и призванная способствовать их реализации (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2005 г. по делу N А65-26667/04-СА2-38; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2005 г. по делу N А66-3872-04).

Также достаточно опасна вывеска, которая содержит в себе информацию не столько о виде деятельности организации и индивидуального предпринимателя, а сведения, призванные привлечь внимание потенциальных покупателей, например «Продажа в кредит под 0% спортивных товаров и техники», поскольку суды в таких случаях признают вывеску фактической рекламой (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 октября 2005 г. по делу N А39-1107/2005-62/18).

В ситуации, когда на вывеске размещается определенная информация, являющаяся общеизвестной и используемая в рекламе определенных видов деятельности, к которой лицо, ее разместившее, отношения не имеет (в частности, «Торговый дом Электроника на Пресне»), вывеска также признается судами наружной рекламой, размещение которой подчиняется требованиям Закона о рекламе, в том числе требует получения разрешения от органов местного самоуправления на ее размещение (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2005 г. по делу N КГ-А40/8830-05).

В ряде случаев суды достаточно широко подходят к толкованию понятия рекламы.

Так, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (Постановление от 14 сентября 2005 г. по делу N А43-8952/2005-10-312) при рассмотрении спора, является ли вывеска «Соната. Женская одежда» рекламой, пришел к выводу, что спорная вывеска содержит в себе указание на товар — «женская одежда» и включает в себя часть фирменного наименования общества — «Соната», что приводит к распространению информации о товарах, реализуемых непосредственно в месте расположения данной вывески, ассоциируется у потребителя с конкретным продавцом этой продукции и, следовательно, подпадает под признаки рекламы.

В то же время, по мнению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (Постановление от 24 декабря 2004 г. по делу N А05-648/04-30), такая вывеска, как «Бар Бахус», признаков рекламы, для размещения которой необходимо получение соответствующей разрешительной документации, отсутствие которой влечет наложение штрафа, не содержит, что позволяет сделать вывод об оценочно-субъективном подходе судов к анализу содержания вывески.

Весьма своеобразной представляется практика, порожденная Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа (Постановление от 13 июля 2005 г. по делу N Ф08-3098/05-1251А), где суд признал рекламой вывеску «Тини Вини» лишь на том основании, что когда-то ее обладатель оформлял разрешение на ее размещение как рекламы, не вдаваясь в установление истинной природы подобной вывески, не соотнеся ее содержание с признаками рекламы, предусмотренными в действующем Законе о рекламе.

Последствия размещения вывески, содержащей в себе рекламную информацию, могут заключаться как в необходимости получения разрешения от органов местного самоуправления на размещение наружной рекламу и уплате соответствующей госпошлины, так и наложении административного штрафа с обязанием лица, разместившего вывеску, за свой собственный счет провести ее демонтаж или изменить ее содержание (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2005 г. по делу N А56-42995/04).

Рассмотренная практика судов свидетельствует о том, что к понятию вывески суды относятся по-разному, соотнося содержание вывески с признаками рекламы. Однако одно можно сказать точно — вывеска к рекламе отношения не имеет, если в ней нет рекламной информации.

С появлением нового Федерального закона от 13 марта 2006 г. «О рекламе», вступающего в силу с 1 июля 2006 г., ситуация едва ли кардинально изменится.

Дело в том, что согласно ст. 2 названного Закона к рекламе не относятся вывески и информационные указатели при условии, что они не содержат в себе рекламную информацию.

Безусловно, подобным положением законодатель выразил свое принципиальное отношение к вывескам.

Тем не менее законодательная оговорка о том, что в вывеске следует искать признаки рекламы, предоставит судам право и в дальнейшем исходить из того, какую информационную нагрузку несет вывеска, каждый раз сравнивая ее содержание с понятием рекламы, приведенным в Законе.

——————————————————————