Правоотношения в сфере рекламы и их отраслевое регулирование

(Шугаибов З. Ш.) («Юрист», 2006, N 4)

ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И ИХ ОТРАСЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

З. Ш. ШУГАИБОВ

Шугаибов З. Ш., заместитель декана юридического факультета Моздокского филиала Московской академии экономики и права.

Реклама не раз становилась объектом исследования юристов <*>. Однако по сегодняшний день вопросов, связанных с рекламой, больше, чем однозначных ответов на них <**>. На наш взгляд, такая ситуация сохранится в обозримом будущем, поскольку каждый из вопросов требует специального исследования. И наиболее существенным из них, разумеется, является вопрос о понимании рекламы. Именно о понимании, поскольку сформулированное законодателем понятие рекламы, положенное в основу многочисленных исследований, не вполне соответствует предмету нормативного регулирования Закона «О рекламе» <***> (далее — Закон). ——————————— <*> См., например: Кузнецова О. Б. Правовое регулирование отношений, возникающих в области рекламы: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999; Головин А. Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Медянкова Е. В. Правовое регулирование рекламной информации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Нечуй-Ветер В. Л. Обязательства по оказанию рекламных услуг: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003 и др. <**> См., например: Страунинг Э. Л. Некоторые проблемы общей теории рекламных правоотношений. М.: Лекс-Книга, 2004. <***> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864; 2001. N 26. Ст. 2580, N 51. Ст. 4827; 2002. N 1 (ч. I). Ст. 2; 2004. N 5. Ст. 460.

Статья 2 указанного Закона приводит понятие рекламы как распространяемой в любой форме, с помощью любых средств информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламной информации), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Из данного определения следует, что рекламой признается информация, отвечающая следующим признакам: 1) распространяемая в любой форме; 2) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях; 3) предназначенная неопределенному кругу лиц; 4) призванная формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. По данным признакам можно квалифицировать практически любую информацию <*>. Особо следует обратить внимание на последний признак, в который включен термин «призванная». Возникает множество вопросов: 1) кем призванная, 2) на основании чего призванная и т. п.? Как определить, призвана данная информация формировать интерес или нет? Информация на визитной карточке призвана формировать интерес? Разумеется. В этом случае визитная карточка является рекламой, тем более что информация, указанная на ней, подпадает под все вышеуказанные признаки. Такое положение представляется неприемлемым. Значит, необходимо совершенствование определения рекламы. Необходим поиск иных признаков, которые бы позволили отграничить рекламу от информации, таковой не являющейся. ——————————— <*> На это обращают внимание все исследователи. См., например: Вольдман Ю. Я. Закон о рекламе и некоторые проблемы его применения // Хозяйство и право. 1996. N 7; Машанов М. П. Правовое регулирование рекламной деятельности // Адвокат. 1997. N 4; Проблемы рекламных правоотношений: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Свердлыка. М., 2002 и др.

Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, связан с теми отношениями, на регулирование которых направлен рассматриваемый Закон. Ответ на этот вопрос законодатель приводит в ст. 1: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее — товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг». Из этого следует, что предметом правового регулирования поименованного нормативного акта являются отношения, возникающие в процессе производства рекламы (информации), ее размещения и распространения. Учитывая, что сам Закон определяет рекламу как любую информацию, значит, он распространяется на отношения производства, размещения и распространения любой информации, а не только рекламной, как считает Е. В. Медянкова <*>. Термин «производство» в юриспруденции и в экономике определяется как: «…регулируемый людьми процесс создания продуктов (изделий, энергии и услуг). Предполагает использование факторов производства (рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг), требует соблюдения технических условий и правил, а также учета социально-этических норм» <**>. Аналогичное понимание приводится и в иных словарях <***>. Таким образом, под производством понимается сам процесс создания рекламы, а это означает, что Закон «О рекламе» должен регулировать в том числе производственные — трудовые отношения, чего, разумеется, он не осуществляет. ——————————— <*> См.: Медянкова Е. В. Правовое регулирование рекламной информации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. <**> Краткий юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 772; Краткий экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 3-е изд. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 681. <***> См., например: Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 1077; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992 / Электронная версия: OCR — М. В. Конник. Проверка, коррекция и форматирование — С. А. Трушкин, 2003/08.

Термин «размещение» понимается как «распределение, помещение, разложение по местам, распределение между многими» <*>. Распространение же понимается как «увеличение, сделать более обширным, сделать доступным, известным для многих» <**>. Из сравнения данных определений видно, что оба термина по отношению к рекламе означают одно и то же и приведение их обоих в тексте Закона не оправданно. Но что не совсем понятно, так это то, что Закон регулирует распространение рекламы (информации) не на рынке рекламы (информации), а на рынках товаров, работ и услуг. Это возможно только в том случае, если реклама понимается законодателем и как товар, и как работа, и как услуга. В этом случае Закон должен охватывать отношения по созданию товара (рекламы — информации), его реализации, а также предоставление услуг в данной сфере отношений. Однако из положений Закона видно, что он лишь устанавливает ряд требований к самой рекламе и к ее распространению, охватывая своим регулированием только малую часть договорных правоотношений по приведению рекламной информации к готовой для распространения форме и ее распространению <***>. ——————————— <*> Краткий юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 801; Краткий экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 3-е изд. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 703; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М.: Азъ, 1992 / Электронная версия: OCR — М. В. Конник. Проверка, коррекция и форматирование — С. А. Трушкин, 2003/08. <**> Краткий юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 803; Краткий экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 3-е изд. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 712; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М.: Азъ, 1992 / Электронная версия: OCR — М. В. Конник. Проверка, коррекция и форматирование — С. А. Трушкин, 2003/08. <***> Указанные правоотношения подробно рассмотрены О. Б. Кузнецовой. См.: Кузнецова О. Б. Правовое регулирование отношений, возникающих в области рекламы: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999.

Субъектами регулируемых правоотношений Закон называет рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, потребителей рекламы, федеральный антимонопольный орган и органы саморегулирования в области рекламы. Исходя из круга поименованных субъектов, а также положений Закона «О рекламе», можно сделать вывод, что он должен распространяться на следующие группы правоотношений: 1) между рекламодателем и рекламопроизводителем; 2) между рекламодателем и рекламораспространителем; 3) между потребителями рекламы и рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем; 4) между федеральным антимонопольным органом и рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем; 5) между органами саморегулирования в области рекламы и государственными органами. Первые две группы правоотношений носят частный характер и в соответствии с этим регулируются не только нормами рассматриваемого Закона, но и нормами ГК РФ, информационного законодательства <*>, а в ряде случаев согласно ст. 4 Закона еще и законодательством об авторском праве <**>. Третья группа правоотношений носит публичный характер и самим Законом не регулируется. Не регулируется она и ГК РФ, а также Законом «О защите прав потребителей». Исходя из публичности данных правоотношений, можно было бы сделать вывод, что они должны регулироваться нормами административного права, однако на сегодняшний день такое регулирование вовсе отсутствует. Более того, нигде в законодательстве не сформулировано прав потребителей рекламы. В результате потребители рекламы, коими являются все физические и юридические лица, находящиеся на территории РФ, а в ряде случаев и за ее пределами, никаких прав в сфере рекламы вообще не имеют. Таким образом, из субъектов потребители рекламы превращаются в объект направленного, целеустремленного воздействия группы лиц: рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Между субъектом и объектом, как известно, правоотношения невозможны. Такое положение неприемлемо и нарушает основные принципы права. Выход видится либо в отказе от термина «потребители рекламы», либо в его совершенствовании, либо с помощью внесения в Закон нормы, перечисляющей права потребителей рекламы. Тем более что из текста Закона ряд прав потребителей рекламы прямо вытекает. ——————————— <*> См.: Медянкова Е. В. Правовое регулирование рекламной информации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. <**> Более подробно см.: Кейзеров Н. М. Реклама и защита интеллектуальной собственности // Реклама. 1994. N 5 — 6.

Четвертая группа правоотношений носит явно административный характер и регулируется как самим Законом, так и иными нормативными актами административного права <*>. ——————————— <*> Более подробно о нормативном регулировании данных правоотношений см.: Машанов М. П. Правовое регулирование рекламной деятельности // Адвокат. 1997. N 4.

Пятая группа правоотношений носит публичный характер и должна регулироваться нормами административного права. Однако в самом тексте Закона она сформулирована крайне поверхностно и не нашла своего развития в иных нормативных актах.

——————————————————————