Роль технических регламентов в правовом регулировании рекламных отношений
(Страунинг Э. Л.) («Право и экономика», 2006, N 6)
РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕКЛАМНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Э. Л. СТРАУНИНГ
Страунинг Эдуард Леонидович Руководитель Юридического департамента ООО КБ «Инкредбанк». Кандидат юридических наук. Специализируется в области защиты гражданских прав, правового регулирования рекламных отношений, правового регулирования жилищных отношений. Родился в 1973 г. в г. Москве. В 1995 г. окончил Омскую высшую школу милиции МВД России по специальности «Юриспруденция». Преподавал в Московском университете МВД России. Занимал должность генерального директора ООО «Юридическое агентство «Андреевы и партнеры». Автор более 60 научных работ, в том числе монографий, учебных пособий, статей в журналах «Государство и право», «Хозяйство и закон», «Закон», «Жилищное право» и др.
13 марта 2006 г. принят новый Федеральный закон РФ N 38-ФЗ «О рекламе» <*> (далее — Закон о рекламе), в котором законодатель на качественно ином уровне подошел к определению того, что может быть объектом рекламирования, а что — нет, сформулировал требования, предъявляемые к рекламе, и пр. Предполагается, что важную роль в правовом регулировании рекламных отношений будут играть технические регламенты. ——————————— <*> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
Так, например, п. 8 ст. 5 Закона «О рекламе» содержит положение о том, что в рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким регламентам. Статья 7 гласит, что не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия. Иными словами, технические регламенты становятся составной частью массива, обеспечивающего правовое регулирование рекламной деятельности. Законодатель подчиняет требованиям технических регламентов положения ст. 14, 15, 19, 20 Закона «О рекламе», в связи с чем анализ вопросов разработки, применения требований технических регламентов является достаточно актуальным. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <*> (далее — Закон «О техническом регулировании») под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). ——————————— <*> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
В целях доведения указанных сведений до заинтересованных лиц была создана единая информационная система по техническому регулированию <*>. ——————————— <*> См.: Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367.
Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Примечательно, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается (п. 2 ст. 6 Закона «О техническом регулировании»). С учетом степени риска причинения вреда технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений. Требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, которые преследуются принятием таких регламентов. В связи с этим установлено, что технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и не подлежит расширительному толкованию. Указанные регламенты имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер. Законом «О техническом регулировании» установлено, что технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и утверждаются Правительством РФ. Правительство РФ разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться. Предусмотрено, что в РФ должны действовать общие и специальные технические регламенты. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом «О техническом регулировании» для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов, а также степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. В статье 9 Закона «О техническом регулировании» достаточно подробно изложен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. Так, технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений указанного Закона. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Установлены требования, которые предъявляются к уведомлению о разработке проекта технического регламента. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. С учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц разработчик должен доработать проект, провести его публичное обсуждение и составить перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Детальнейшим образом в Законе «О техническом регулировании» описана процедура принятия регламентов Государственной Думой и доведения информации до всех заинтересованных лиц о каждой стадии обсуждения и принятия регламента. Такой порядок, с одной стороны, свидетельствует о достаточно демократичной процедуре принятия общеобязательных регламентов, а с другой — о достаточно продолжительной по времени процедуре принятия технического регламента. Последний фактор имеет в настоящее время существенное значение. Следует отметить, что Закон «О техническом регулировании» является, по сути, реформаторским и призван заменить действующие ГОСТы на технические регламенты, которые будут носить обязательный характер. Однако следует признать, что реформа не удалась. Предполагалось, что к 2010 г. замена ГОСТов на технические регламенты будет завершена полностью, но на 2006 г. (т. е. по истечении 3 лет с момента принятия Закона) принят всего один такой норматив, причем принят Правительством, а не через Государственную Думу <*>. ——————————— <*> См.: Колодина И. Просроченные регламенты // Российская газета. 2006. N 13 (550).
При этом Закон «О рекламе» вступает в действие с 1 июля 2006 г., и чем будут руководствоваться участники рекламных правоотношений и правоприменительные органы в период отсутствия таких регламентов, пока не ясно. Возможно, ситуацию, хотя бы временно, могло спасти прямое указание в Законе на те или иные требования технического характера, которые должны предъявляться к рекламе, средствам ее распространения и самому процессу распространения рекламы. Однако ряд таких поправок в проект закона «О рекламе» был отклонен, т. к. предлагаемые для внесения требования к рекламным средствам и процессу распространения той или иной рекламы (например, касающиеся уровня звука в теле — и радиорекламе) должны были быть установлены регламентами, и их самостоятельное закрепление в Законе показалось законодателю излишним. Если принять во внимание указанные выше обстоятельства, то очевидно, что даже прогрессивный Закон «О рекламе», защищающий интересы слабой стороны — потребителя, при такой ситуации, когда «опорное» для него законодательство (законодательство о техническом регулировании) существенно опаздывает в своем развитии, будет иметь декларативный характер и обречен на провал. Только комплексный подход к формированию законодательства способен обеспечить баланс интересов потребителей и иных субъектов рекламной деятельности, а также надлежащее осуществление предпринимательской деятельности.
——————————————————————