Можно ли принять к вычету НДС по покупной сувенирной продукции стоимостью менее 100 руб. за единицу, если она раздавалась в рекламных целях?
Ответ: НДС, предъявленный поставщиками товаров стоимостью менее 100 руб., к вычету не принимается, так как товары приобретены для не облагаемых НДС операций — раздачи товаров в рекламных целях, однако существует позиция, согласно которой раздача товаров в рекламных целях является облагаемой операцией — передачей для собственных нужд, направлена на увеличение продаж, а значит, неразрывно связана с основной деятельностью организации, облагаемой НДС, поэтому организация вправе принять к вычету НДС, предъявленный поставщиками.
Обоснование: Безвозмездная раздача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рекламных целях является безвозмездной реализацией таких товаров (работ, услуг) и объектом налогообложения по НДС (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). В то же время операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., не подлежат налогообложению НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом организация вправе отказаться от применения этой льготы, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ). Если же организация не облагает НДС операцию по рекламной раздаче товаров, то НДС, предъявленный поставщиками этих товаров, учитывается в их стоимости и не принимается к вычету (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276).
Такая позиция изложена в некоторых судебных решениях (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2012 N А03-11940/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2011 N А20-2704/2010).
В то же время ФАС Московского округа придерживается другой точки зрения (Постановления от 23.03.2012 N А40-47825/11-116-132, от 08.11.2011 N А40-560/11-99-3, от 13.11.2010 N КА-А40/13397-10-2). По мнению судей, если распространение товаров в рекламных целях направлено на повышение интереса покупателей к продукции организации и увеличение продаж, то раздача товаров является передачей для собственных нужд, а значит, неразрывно связана с основной деятельностью организации, облагаемой НДС.
Передача товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, образует объект налогообложения по НДС (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). В целях исчисления налога на прибыль расходы на приобретение рекламных сувениров относятся к расходам на рекламу и включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 1% от выручки от продажи продукции (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). Таким образом, распространение товаров, стоимость которых учитывается в составе расходов при налогообложении прибыли, не является объектом обложения в соответствии со ст. 146 НК РФ. А значит, отсутствуют основания для освобождения от налогообложения — применения пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ. Следовательно, если сувенирная продукция приобреталась для целей осуществления основной деятельности, которая подлежит налогообложению НДС, налогоплательщик может принять к вычету НДС, предъявленный ему поставщиками сувенирной продукции, которая раздавалась в рекламных целях.
В связи с отсутствием единой позиции по рассматриваемому вопросу при оспаривании ненормативных актов налогового органа необходимо учитывать судебную практику соответствующего округа.
Ю. А.Иноземцева
Издательство «Главная книга»
03.06.2014
——————————————————————