Информированность населения как необходимый фактор развития местного самоуправления (на примере г. Лениногорска (Татарстан))
(Максимова Н. В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2006, N 11)
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЛЕНИНОГОРСКА (ТАТАРСТАН))
Н. В. МАКСИМОВА
Максимова Н. В., главный специалист Лениногорского городского Совета муниципального образования «Город Лениногорск» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан.
Чтобы население могло принимать активное участие в деятельности местного самоуправления, оно должно быть хорошо информировано о его законодательной базе, социально-экономическом положении муниципального образования, задачах, которые ставит перед собой муниципальная власть, и роли, которую могут сыграть жители в решении этих задач. Исследования свидетельствуют, что знающих, а значит, интересующихся этими вопросами крайне мало — 17,4%. Более 75% с ними незнакомы <1>. В связи с этим деятельность муниципальной власти должна носить открытый характер. ——————————— <1> Ершов А. Н. Социальные ресурсы местного самоуправления. Казань: Идель-Пресс, 2001. С. 118.
В условиях самоуправления население должно быть не только осведомлено о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу этой деятельности. Это может выражаться путем опросов, публикаций в средствах массовой информации писем и обращений граждан. Тем самым обеспечивается обратная связь населения и власти. Хорошая информированность населения о положении дел в муниципальном образовании и о перспективах его развития составляет основу «информированного согласия», когда люди знают, понимают и поддерживают муниципальную власть <2>. Каналы информирования населения о практической деятельности муниципальной власти разнообразны. Среди них можно выделить основные: личные встречи руководителей с населением, информационные стенды, справочно-информационные материалы, библиотеки, печатные, радио и телевизионные средства массовой информации и т. д. ——————————— <2> Зотов В. Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. СПб.: Лидер, 2005. С. 152.
Личные встречи главы муниципального образования, депутатов, руководителей органов и должностных лиц местного самоуправления с жителями служат одной из важнейших форм информирования населения. Такие встречи могут проводиться регулярно. Достоинство этой формы в том, что жители могут напрямую задавать интересующие их вопросы и получать ответы. Главы и другие должностные лица муниципальных образований могут проводить тематические «горячие линии» с населением, обычно по телефону. Такая форма общения с жителями позволяет жителям не только получать оперативную информацию из первых рук, но и помогает руководителям местной администрации лучше узнавать о нуждах и проблемах населения, состоянии дел на местах, снимать напряженность в решении отдельных вопросов. Больше 20 лет используется практика проведения «горячих линий» в городе Лениногорске по наиболее актуальным вопросам. Например, «горячие линии» посвященные работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства, работе правоохранительных органов и вопросам укрепления общественного порядка с участием заместителей главы, руководителей жилищно-коммунальных служб, отдела социальной защиты, районного узла электрической связи, представителей правоохранительных органов. На линии работала экспертная комиссия, которая тут же выезжала на проверку жалоб. Такая форма работы с населением стала популярна. Основными источниками, посредством которых население получает информацию, являются печатные средства массовой информации, а также телевидение и радио. Средства массовой информации больше, чем другие источники, способны донести достоверную информацию до населения, обеспечив при этом больший охват населения, что подтверждается результатами опроса. 57,4% жителей города Лениногорска назвали основным источником получения информации о работе органов местного самоуправления газеты и журналы, на второй и третьей позициях телевидение (30,7%) и радио (11,2%) (рисунок 1).
250 /// Газеты, журналы /// 200 /// /// xxx Телевидение /// 150 /// /// Радио /// xxx 100 /// xxx /// xxx /// xxx 50 /// xxx /// xxx /// xxx
Большими возможностями в информировании населения о деятельности органов местного самоуправления обладает такая форма, как муниципальные библиотеки. В странах, где институт местного самоуправления насчитывает несколько веков и хорошо развит, библиотеки играют огромную роль в деле местного самоуправления. Они являются одним из институтов этой формы власти. Например, в США существует 1800 так называемых правительственных библиотек, то есть по 35 — 40 в каждом штате. Поэтому рядовому американцу понятно, что делают власти, и они поддерживают этот институт <3>. ——————————— <3> Библиотека муниципального служащего // Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы. М., 1998. С. 86.
Библиотеки созданы для того, чтобы собирать, хранить, соответствующим образом обрабатывать и предоставлять в свободное пользование информацию. Библиотеки могут исследовать информационные потребности местного самоуправления и населения, изучать и собирать воедино информационные потоки, создаваемые самим местным самоуправлением. Так, во исполнение распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2004 г. N 981-Р «О создании публичного центра правовой информации на базе Центральной библиотеке ЦБС» Постановлением главы администрации Лениногорского района и города Лениногорска от 27 октября 2004 г. на базе Лениногорской центральной библиотеки в октябре 2004 г. был создан публичный центр правовой информации. Основные задачи центра — проведение социологического опроса населения в целях изучения отношения населения к проводимым реформам; информирование и просвещение населения по вопросам местного самоуправления; содействие органам местного самоуправления в доведении до населения решений и постановлений, которые принимались органами государственной власти, а теперь органами местного самоуправления; реализация прав каждого, и прежде всего социально незащищенных слоев населения на получение правовой информации. Услугами центра пользуются различные категории граждан: 41% — студенты (Елабужский государственный педагогический университет), 30% — служащие, 17% — предприниматели, 12% — пенсионеры (рисунок 2).
41% // Студенты /// /// 30% /// xx Служащие /// xxx /// xxx 17% /// xxx ** Предприниматели /// xxx *** /// xxx *** 12% /// xxx *** Пенсионеры /// xxx *** /// xxx *** /// xxx ***
Центром правовой информации проводятся для посетителей технические просмотры, часы информации, по актуальным темам составляются тематические подборки, открыты выставки «Его величество закон», «Если вы потеряли работу». Поиск необходимых сведений в центре осуществляется с помощью правовых баз данных. Вместе с тем практика показывает, что для более успешной работы центра правовой информации необходимо: организовать общественную юридическую приемную, привлекать к работе в центре преподавателей вузов, создать «Школу правовой культуры». Органами государственной власти, существовавшими на уровне городов и районов, а теперь органами местного самоуправления активно используются такие формы информирования населения, как отчеты руководителей муниципальных образований. Это дает местному населению информацию обо всех проблемах местной жизни, таких как социально-экономическая ситуация, медицинское обслуживание, работа общественного транспорта, благоустройство города и других. Как правило, перед отчетной сессией итоги работы администрации района и города обсуждаются на сходах граждан, собраниях в трудовых коллективах. Так, в 2004 г. представители администрации выступили на 24 сходах граждан в 79 коллективных сельскохозяйственных и промышленных предприятиях. Практически на всех сессиях кроме депутатов принимают участие руководители предприятий, организаций, учреждений, органов местного самоуправления, представители общественных организаций, предприниматели. Для улучшения информирования населения о деятельности органов местного самоуправления в структуре органов государственной власти, а теперь и органов местного самоуправления созданы отделы по связям с общественностью, которые выполняют роль аналитического центра. Деятельность данных отделов имеет определенную специфику. Можно выделить несколько основных целей: — информирование общественности о политике органов местного самоуправления и их повседневной деятельности; — предоставление общественности возможности высказать свое мнение о новых важных проектах и планах органов местного самоуправления до принятия окончательных решений; — просвещение общественности о работе системы местного самоуправления, о правах и обязанностях каждого гражданина <4>; ——————————— <4> Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. М.: Гардарика, 2005. С. 228.
— организация эффективного взаимодействия со средствами массовой информации; — обеспечение информацией о деятельности органов местного самоуправления, проведение круглых столов, брифингов, пресс-конференций; — консультирование и подготовка выступлений руководителей муниципального образования. Эффективным средством связи и общения между органами местного самоуправления и населением является местная пресса. Именно специалисты отдела по связям с общественностью могут обеспечивать местные средства массовой информации постоянной информацией, способствовать радио — и тележурналистам в создании программ, сюжетов, серии передач о проблемах местной жизни. Это является действенным средством информирования и воспитания граждан для их стимулирования к активному участию в делах местного сообщества <5>. ——————————— <5> Кургаева Ж. Ю. Гражданское общество, государственная власть и местное самоуправление // Отделы по связям с общественностью в местных органах власти: основные задачи и специфика работы. Казань, 2001. С. 267.
Практика показывает, что в штате отдела по связям с общественностью необходимо иметь социолога-специалиста, который занимался бы исследованием общественного мнения, что позволило бы планировать тематические выступления руководителей муниципальных образований, направленные на предупреждение возможных негативных реакций общественности или негативных публикаций в прессе. В этой связи периодически проводимые опросы населения позволяют выявить наиболее важные проблемы местного сообщества. Основной целью отдела по работе со средствами массовой информации и общественными организациями, образованного в структуре аппарата Совета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район», является обеспечение оперативного распространения официальной информации о деятельности органов местного самоуправления; взаимодействие с представителями средств массовой информации; работа с общественными и религиозными организациями; анализ общественного мнения о социально-политической ситуации в городе и районе. Специалистами отдела по работе со средствами массовой информации и общественными организациями подготавливаются информации для публикации на страницах местных газет по еженедельным материалам планерок, расширенных заседаний, о наиболее значимых мероприятиях, проводимых администрацией. Организовываются пресс-конференции с участием главы администрации и его заместителей, телевизионные интервью на «Лениногорск ТВ», ГТРК, ТНВ, выступления в печатных средствах массовой информации. Проводятся регулярные встречи с общественными организациями и общественностью — пенсионерами, молодежью, предпринимателями и лидерами профсоюзных организаций. При отделе создана общественная приемная, где ведется учет и рассмотрение устных обращений в органы местного самоуправления, оказывается содействие гражданам в получении консультации специалистов по возникшей проблеме. Чтобы жители могли принимать активное участие в таких формах самоорганизации населения, как товарищество собственников жилья, территориальное общественное самоуправление, они должны быть хорошо информированы об этих формах. С целью проведения разъяснительной работы, основ законодательства среди населения только за июнь, июль 2006 г. проведено 139 собраний с жителями 177 жилых домов, на которых приняло участие более 4000 человек. Как правило, на этих собраниях принимают участие представители Исполнительного комитета муниципального образования город Лениногорск, коммунальных служб. Показателем возросшего уровня осведомленности населения является то, что значительная часть опрошенных респондентов города Лениногорска положительно относятся к организации товарищества собственников жилья, но сдерживающими факторами его организации опрошенные отмечают отсутствие группы организаторов из числа жильцов (38,8%), отсутствие у граждан опыта самоуправления (39,4%), опасение возможности увеличения коммунальных платежей для членов товарищества собственников жилья (22,9%), состояние жилищного фонда (29,8%). По мнению 37,2% респондентов организации товарищества собственников жилья мешает боязнь жильцов взять на себя ответственность, отсутствие знаний о правах собственников жилья (30,3%). Одной из форм информирования населения кроме средств массовой информации являются обращения граждан в органы местного самоуправления. Коллективные обращения граждан в органы власти являются показателем самоорганизации, гражданской активности населения. Данное субъективное право в Республике Татарстан, как и в целом в Российской Федерации, закреплено конституционно. Статья 46 Конституции Республики Татарстан в соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «каждый в Республике Татарстан имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». В настоящее время имеются отдельные нормативные правовые акты, регулирующие различные аспекты рассмотрения обращений граждан. Так, например, Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» регламентируется право граждан обращаться в суд, если его права были нарушены неправильными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений. Заслуживает внимания положение этого Закона в части закрепления права граждан на ознакомление с документами и материалами, затрагивающими их права и свободы. Государственным Советом Республики Татарстан был принят Закон Республики Татарстан «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан». Настоящий Закон регулирует порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти Республики Татарстан, органах местного самоуправления и их должностными лицами. На вопрос о том, куда обратились бы респонденты для решения своих вопросов, получены следующие результаты: 55,2% опрошенных обратились бы к главе муниципального образования, 15,3% жителей обратились бы к Президенту Республики Татарстан, к Президенту Российской Федерации обратилось бы 10,4% опрошенных, в средства массовой информации — 19,1%. Эти данные говорят о том, что жители понимают, что большая часть вопросов местного значения должна решаться органами местного самоуправления. Одной из форм информирования населения можно назвать ежегодные послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, задающие приоритеты государственной власти в сфере развития местного самоуправления. В масштабах местной жизни, где население привязано к определенной среде проживания, выставки, лекции, собрания являются весьма эффективным средством общения с населением. Они обычно организуются при проведении каких-то крупных мероприятий. Так, например, в день проведения сессий Лениногорского объединенного Совета народных депутатов во Дворце культуры организовывались тематические выставки. В организации выставок принимали активное участие предприятия, организации, учреждения, учебные заведения города и района. Именно выставки могут рассказать о местных традициях и достижениях, укрепить связь поколений. Несмотря на то что проводится большая работа по информированию населения о деятельности местного самоуправления, результаты опроса показывают, что только 20,6% жителей города Лениногорска убеждены в том, что хорошо информированы о деятельности органов местного самоуправления, а 79,4% хотели бы получать больше информации о деятельности органов местного самоуправления. В этих условиях одна из главных задач состоит в создании постоянно действующей системы информационного диалога власти и населения. Эта система должна обеспечивать оперативное и полное информирование населения о положении дел в органах власти и осуществлять постоянное изучение общественного мнения с целью повышения эффективности работы органов власти. Чтобы население активно участвовало в деятельности местного самоуправления, оно должно быть хорошо информировано не только о ситуации в своем муниципальном образовании и деятельности органов местного самоуправления, но и иметь возможность сравнивать местную ситуацию с другими близкими по типологии муниципальными образованиями. Такой материал население может получать из средств массовой информации, по сети Интернет, от союзов и ассоциаций муниципальных образований. Гласность в муниципальном управлении и информированность населения о деятельности органов местного самоуправления способствуют повышению социальной активности населения в осуществлении местного самоуправления.
——————————————————————