Надзор за исполнением земельного законодательства органами местного самоуправления

(Мирошниченко М.)

(«Законность», 2008, N 8)

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

М. МИРОШНИЧЕНКО

Мирошниченко М., старший помощник Уральского транспортного прокурора по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

В настоящее время в большинстве муниципальных образований на территории России качество земель не соответствует должному уровню и продолжает ухудшаться, поскольку использование земель зачастую осуществляется с грубыми нарушениями земельного законодательства.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений определены в ст. 11 Земельного кодекса РФ: управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, реализация местных программ использования и охраны земель, а также другие полномочия.

Вместе с тем далеко не всегда органы местного самоуправления при осуществлении предоставленных им полномочий в полной мере соблюдают действующее законодательство.

В период работы автора статьи в прокуратуре Свердловской области практика прокурорских проверок показала, что типичные нарушения земельного законодательства со стороны органов местного самоуправления таковы: несоответствие правовых актов органов местного самоуправления действующему законодательству, большая часть из которых связана с нарушением порядка предоставления и изъятия земельных участков, прекращения прав пользователей на них, неправомерным предоставлением льгот по уплате земельного налога.

Так, прокурор Екатеринбурга принес протест на Положение «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», утвержденное решением Екатеринбургской городской Думы от 28 марта 2006 г. N 23/22, нормами которого в нарушение требований Земельного кодекса РФ предусмотрено изъятие земельных участков для муниципальных нужд (в том числе для жилищного строительства) в соответствии с Генеральным планом развития городского округа — муниципального образования «Город Екатеринбург», правилами землепользования и застройки муниципального образования города. Протест на заседании Екатеринбургской городской Думы рассмотрен и удовлетворен, принято решение об исключении незаконных положений из указанного нормативного акта.

Нередко при предоставлении земельных участков органы местного самоуправления нарушают права других землепользователей.

Так, прокурор Каменского района Екатеринбурга обратился в суд с требованием о признании незаконным постановления главы муниципального образования «Каменский район» от 19 декабря 2005 г. о предоставлении земельного участка в аренду К., поскольку ранее, 15 ноября 1999 г., спорный земельный участок администрацией муниципального образования «Каменский район» выделен И. на основании договора аренды сроком на 10 лет. При принятии Постановления от 19 декабря 2005 г. о предоставлении земельного участка в аренду К. нарушено право И. на аренду земельного участка, предусмотренное ст. 22 ЗК РФ. Решением суда от 21 сентября 2006 г. иск удовлетворен.

Другое важнейшее направление деятельности органов местного самоуправления в сфере земельных отношений — муниципальный земельный контроль, которому присущи три основных признака. Он осуществляется:

— за использованием земель;

— на территории муниципального образования;

— органами местного самоуправления.

Представляется, что значительное количество нарушений земельного законодательства, допускаемых в процессе землепользования, свидетельствует об осуществлении муниципального земельного контроля ненадлежащим образом, о неполноте проводимых контролирующими органами проверок и недостаточности принимаемых ими мер к недопущению подобных нарушений и привлечению виновных к ответственности.

Поскольку в городах и районах наряду с муниципальным осуществляется и государственный земельный контроль, в первую очередь территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, то успех контроля на этом направлении будет зависеть от умелого взаимодействия органов друг с другом на основании выполнения соответствующих федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, а также оптимального сочетания методов административного и экономического воздействия с целью стимулирования природоохранительной деятельности землепользователей.

Например, прокурор г. Полевского внес представление главе Полевского городского округа по факту незаключения соглашения о взаимодействии с территориальным отделом Роснедвижимости по Свердловской области в рамках осуществления муниципального земельного контроля, а также принес протест на противоречащие федеральному законодательству нормы Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Полевского городского округа, утвержденного решением Думы от 27 января 2006 г. N 138.

Думается, что требование об организации надлежащего взаимодействия органов государственного и муниципального контроля должно быть закреплено в гл. XII ЗК РФ.

Усиление и совершенствование прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства органами местного самоуправления — одна из важнейших задач деятельности прокуратуры в сфере использования и охраны земель. Вместе с тем повышение эффективности прокурорского надзора на этом направлении возможно путем совершенствования норм действующего законодательства, регламентирующего деятельность контролирующих органов, обеспечения надлежащего взаимодействия прокуратуры и органов государственного и муниципального земельного контроля, повышения экологического сознания и культуры в первую очередь работников органов власти, принимающих обязательные для исполнения решения в области использования и охраны земель.

——————————————————————