Реализация приоритетных национальных проектов: новое в практике прокурорского надзора

(Ульянов В. С.)

(«Законность», 2012, N 11)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:

НОВОЕ В ПРАКТИКЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

В. С. УЛЬЯНОВ

Ульянов Владимир Сергеевич, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

Статья посвящена вопросам организации прокурорского надзора за исполнением законов при реализации приоритетных национальных проектов. В статье освещается опыт работы прокуроров Сибирского федерального округа, содержатся практические рекомендации по организации и осуществлению надзорной работы в названной сфере.

Ключевые слова: приоритетные национальные проекты, образование, здоровье, жилище, развитие агропромышленного комплекса, материнский капитал.

Implementation of top-priority national projects: the new in practice of prosecutorial supervision

V. S. Ulyanov

The article describes the practice of the Public Prosecution Service supervision for the executing of federal legislation in the field of national priority projects in the Siberian Federal District.

Key words: national priority projects, health, education, agriculture, the Public Prosecution Service.

Ежегодно на финансирование приоритетных национальных проектов (далее — ПНП) из бюджета страны выделяются огромные средства. Необходимость обеспечения соблюдения законов при их расходовании определяет актуальность прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса».

Однако, как показывает практика, прокуроры из года в год выявляют однотипные нарушения, что указывает на наличие затруднений в вопросе о том, существуют ли новые актуальные направления реализации приоритетных национальных проектов.

Осуществление надзора за реализацией ПНП осложнено тем, что регламентирующая их воплощение в жизнь нормативно-правовая база представляет собой сложную систему указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также некоторых ведомственных и региональных нормативных правовых актов.

Действительно, разобраться в особенностях правового регулирования и механизмах реализации приоритетных национальных проектов бывает непросто, направления одного только ПНП «Здоровье» включают в себя более 20 различных мероприятий.

Вплоть до 2009 г. сведения о направлениях и мероприятиях реализации приоритетных национальных проектов периодически обновлялись на сайте Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в сети Интернет (http://rost. ru). Однако с 2009 г. сведения перестали обновляться, последним размещенным документом стали принятые 1 июня 2009 г. Уточненные направления реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2009 — 2012 годы.

Плановые показатели и этапы выполнения входящих в состав приоритетных национальных проектов мероприятий также содержатся в сетевых графиках, формирование которых осуществляется ответственными за их реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, как это определено в Концепции создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2007 г. N 516-р.

Например, сетевой график реализации в 2012 г. приоритетного национального проекта «Образование» утвержден Приказом Министра образования и науки РФ от 17 февраля 2012 г. N 121; сетевой график реализации основных мероприятий ПНП «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2011 г. был утвержден Приказом и. о. Министра регионального развития от 12 апреля 2011 г. N 169.

Основой реализации приоритетных национальных проектов, входящих в их состав направлений являются, как правило, федеральные целевые программы, в рамках которых осуществляется финансирование предусмотренных мероприятий.

Например, основополагающим для ПНП «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» документом является утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 — 2015 гг.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» с 2008 г. продолжается с учетом бюджетного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23 июня 2008 г. — в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 гг. Исполнение мероприятий программы производится в соответствии с утверждаемым Министром сельского хозяйства России сетевым графиком (Приказ от 6 февраля 2008 г. N 33).

Сведения о ходе реализации основных направлений приоритетных национальных проектов также размещаются в специальных разделах на интернет-сайтах федеральных министерств, ответственных за их реализацию, — Минздравсоцразвития, Минобрнауки, Минрегиона и Минсельхоза.

Данные о реализуемых непосредственно на поднадзорной территории мероприятиях в рамках приоритетных национальных проектов, их фактическом выполнении также могут быть получены из соответствующих статистических отчетов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Например, сведения о параметрах реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» должны размещаться органами исполнительной власти субъекта Федерации на своих официальных сайтах, как это предусмотрено письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 ноября 2009 г. N 14-1/10/2-9223.

Использование статистической информации органов исполнительной власти субъектов Федерации позволяет получать данные о поступивших в региональные бюджеты субсидиях на реализацию конкретных направлений ПНП, своевременно организовывать и проводить проверки их расходования.

Реализация новых направлений приоритетных национальных проектов потребовала от прокуроров выработать новые подходы к проведению проверок и мерам реагирования на нарушения законодательства.

Так, в 2011 г. новой практикой стало выявление прокурорами нарушений при использовании средств материнского капитала для улучшения гражданами своих жилищных условий. В некоторых случаях приобретенное с его использованием жилье не оформлялось родителями в долевую собственность с несовершеннолетними детьми, что послужило основанием для предъявления прокурорами исковых заявлений в защиту жилищных прав несовершеннолетних.

Зафиксированы случаи, когда женщины заключали фиктивные договоры займа на покупку земельного участка и доли квартиры с целью последующего обналичивания этих средств государственной поддержки через фирмы, использовали деньги не по целевому назначению.

Выявлялись нарушения при реализации направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» ПНП «Образование». Вследствие несвоевременной поставки, ненадлежащей настройки специального оборудования, а также отсутствия доступа к сети Интернет в некоторых регионах только после прокурорского вмешательства все дети-инвалиды смогли приступить к изучению образовательных программ.

Некоторые прокуроры в 2011 г. провели эффективные проверки соответствия требованиям законодательства ранее полученного в ходе реализации ПНП «Здоровье» автомобильного транспорта скорой медицинской помощи, выявили факты разукомплектации, неэффективного и нецелевого использования, ненадлежащего содержания таких автомобилей.

Представляется, что результативными могли бы стать проверки соблюдения законодательства при реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 гг., в рамках которой только в 2011 г. было предусмотрено обеспечение жильем более 3 тыс. федеральных государственных гражданских служащих, 1,5 тыс. имеющих специальные звания сотрудников федеральных органов исполнительной власти, 400 молодых ученых и других категорий граждан.

Например, органы прокуратуры Алтайского края выявили случай, когда государственные гражданские служащие приобрели в собственность жилые помещения за счет бюджетных субсидий, представив недостоверные данные о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Прокурор направил в суд исковые заявления о признании недействительными заключенных с гражданскими служащими договоров социального найма и о выселении.

——————————————————————