Реализация информационной функции государства в сфере судопроизводства: теоретико-правовые аспекты

(Васенина А. Н.) («Российский судья», 2007, N 8)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ СУДОПРОИЗВОДСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

А. Н. ВАСЕНИНА

Васенина А. Н., помощник судьи Бутурлинского районного суда Нижегородской области.

Стратегической целью проводимой в России в последнее десятилетие государственно-правовой реформы является построение открытого, демократического правового государства, под которым понимается организация политической власти, создающей условия для наиболее эффективного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для последовательного ограничения с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Достижение поставленной задачи в России связано с вопросом государственного обеспечения единого информационного пространства, как результата и условия цивилизованного взаимодействия всех субъектов права. Лишь в единстве информационных координат на всей территории страны создаются предпосылки для укрепления единства государства. Актуализация научно-исследовательского внимания к проблемам функционирования информационной сферы в значительной мере обусловлена возрастающими тенденциями международного взаимодействия в информационно-правовой среде, прогрессирующей общемировой глобализацией по всем без исключения направлениям государственного развития <1>. Все очевиднее проявляются контуры глобального, общепланетарного информационного пространства. ——————————— <1> См., напр.: Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.) // Российская газета. 1997. 1 февраля; Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств — участников Содружества Независимых Государств (Москва, 3 ноября 1995 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1995. N 3. С. 33.

Деятельность Российского государства в информационной среде, нацеленная на обеспечение общества и граждан объективной, актуальной, доступной для восприятия информацией, охватывается особым функциональным направлением — информационной функцией <2>. Многие аспекты этого направления зафиксированы в Конституции России. Например, в части 3 статьи 15 определено, что «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Вполне понятно, что речь в конституционной норме идет не только о гарантиях законности, но и об особой содержательной характеристике государства — об информационно-правовом измерении его деятельности. ——————————— <2> См., напр.: Просвирнин Ю. Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. N 3. С. 29 — 35; Талапина Э. В. Информационная функция государства // Административное и информационное право. М., 2003. С. 246 — 250; Нефедов С. И. Государственное управление в информационной сфере как функция современного государства // Вестник Алтайской науки. Выпуск 1. Барнаул, 2004. С. 53 — 57.

Динамика общественного развития в современной России протекает в многомерной системе координат и не всегда опирается на источники правовой информации. Регулятивным ориентиром для многих сторон социального бытия выступают нормы морали, религии, национальные обычаи и традиции, корпоративные установки. Их наличие, функциональная эффективность и многообразные переплетения создают специфическое явление — информационную конкуренцию. В этих условиях возрастает «цена» государственного контроля информационных потоков, обеспечения общества необходимой и объективной информацией из доступных, легальных источников. Особое значение приобретает компетентная оценка со стороны государственных органов распространяемых в обществе сведений и фактов. На этом пути одна из весомых ролей отводится судебным инстанциям. Эффективное функционирование судебной власти немыслимо вне общегосударственного информационного поля. Данный компонент государственного механизма, как, впрочем, и любой иной, теснейшим образом связан с обладанием информацией о тех либо иных явлениях, событиях, фактах. Важно и то, что становление и упрочнение судебной власти в государстве во многом зависит от состояния общественного мнения о ее деятельности. В этом ключе реализация государством информационной функции является ведущим каналом не только выражения общественного мнения, но и во многом способом его формирования. Информационная функция государства в сфере судопроизводства реализуется в многочисленных и многообразных формах. Одной из таковых выступает обеспечение постоянного и тесного сотрудничества судебных инстанций со средствами массовой информации. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N С1-7/С1-392 «О некоторых вопросах работы арбитражных судов Российской Федерации по взаимодействию со средствами массовой информации» <3> отмечается, что «постоянное внимание к вопросам сотрудничества со СМИ способствует укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности». ——————————— <3> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. N 7.

Не менее важное звено проблемы — установление единого информационного пространства в сфере судопроизводства. Так, ст. 16 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» <4> определяет, что «Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 18. Ст. 1589.

рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации; рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации». Отдельное и весьма актуальное направление — установление межгосударственного информационного обмена судебных органов. В ст. 1 Соглашения о взаимном сотрудничестве и обмене правовой информацией между Высшим Арбитражный Судом Российской Федерации и Верховным судом Республики Казахстан (19 марта 1999 г.) <5> зафиксировано, что «в целях осуществления задач по формированию единого информационного пространства в рамках Содружества и создания правовой базы для обеспечения судов оперативной правовой информацией, необходимой при разрешении экономических (хозяйственных) споров между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Казахстан, Стороны обязуются предоставлять друг другу правовые акты, регулирующие деятельность арбитражных судов и судов, а также непосредственно связанные с этой деятельностью финансово-экономические отношения». ——————————— <5> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. N 8.

Эффективность осуществления информационной функции в области судопроизводства немыслима без создания максимально возможных по открытости и доступности форм прямой и обратной связи граждан, отдельных институтов гражданского общества и органов судопроизводства. Право гражданина на получение информации о деятельности органов судопроизводства, о принятых судами решениях и, что крайне важно, о мотивации этих решений составляет лишь часть информационного поля в данном направлении. Другую, не менее значимую, часть этого поля составляет обязанность судов по предоставлению информации. На ряде проблем информационной открытости судопроизводства сделан акцент в Постановлении Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 «О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы» <6>. В частности, указывается, что «во многих судах граждане испытывают затруднения в получении элементарной информации о состоянии рассмотрения их дел, о порядке приема заявлений и других необходимых им сведений, а также испытывают сложности в связи с невозможностью попасть на прием к судье для подачи заявления». ——————————— <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 41. Ст. 4248.

В этой связи Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы нацелена на обеспечение открытости судебной власти путем принятия следующих мер: формирования информационных ресурсов правовой базы и банков данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции; обеспечения открытого доступа к правовой базе и указанным банкам данных при условии соблюдения необходимого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации; учета общественного мнения в работе судов на основе регулярного общественного мониторинга качества работы судов». Информация — это отражение определенных явлений, процессов, которые происходят, происходили или будут происходить в действительности. Осуществление государством информационной функции обеспечивает достойное существование и развитие каждого человека, создает условия для полной самореализации личности. Этим определяется особое положение данного направления в системе внутренних функций государства. В настоящее время информационная функция наполняется новым содержанием, что связано не только с обеспечением в России единого информационного пространства, но и с поддержанием конструктивного, заинтересованного диалога общества и государства.

——————————————————————