Сущность информационного аспекта национальной безопасности Российской Федерации
(Кирьянов А. Ю.) («Международное публичное и частное право», 2005, N 3) («Государственная власть и местное самоуправление», 2005, N 6)
СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО АСПЕКТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. Ю. КИРЬЯНОВ
Кирьянов А. Ю., помощник председателя Комитета Совета Федерации.
В связи с новейшими научно-техническими достижениями в области информатики и информационных технологий современное соперничество государств и других объектов социальной природы характеризуется появлением нового фактора — информационного. Через целевое воздействие на информационную среду реализуются угрозы национальной безопасности в различных сферах человеческой деятельности. В политической сфере все большую значимость приобретает информационно-психологическое воздействие с целью формирования отношений в обществе, его реакции на происходящие процессы. В экономической сфере растет уязвимость экономических структур от недостоверности, запаздывания и незаконного использования экономической информации. В военной сфере исход вооруженной борьбы все в большей степени зависит от качества добываемой информации и уровня развития информационных технологий, на которых основываются системы разведки, радиоэлектронной борьбы, управления войсками и высокоточным оружием. В сфере духовной жизни возникает опасность развития в обществе с помощью электронных средств массовой информации агрессивной потребительской идеологии, распространения идей насилия и нетерпимости и других негативных воздействий на сознание и психику человека. Информационная среда, являясь системообразующим фактором во всех видах национальной безопасности (политической, экономической, военной, социальной и др.), в то же время представляет собой самостоятельный объект защиты. Таким образом, информационная безопасность — защищенность информационной среды личности, общества и государства от преднамеренных и непреднамеренных угроз и воздействий. При этом под информационной средой понимается совокупность информационных ресурсов, систем формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры; в свою очередь, под информационными ресурсами — документированная в какой-либо форме информация, получаемая в процессе жизнедеятельности граждан, общества и государства. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации тесно взаимосвязано с решением проблем обеспечения политической, экономической, военной, социальной и других видов национальной безопасности. При этом для обеспечения внешнего аспекта информационной безопасности большая роль должна отводиться взаимодействию с информационными органами других стран.
1. Внутренние угрозы национальной безопасности России в информационной сфере
Информационная сфера России характеризуется активным развитием современных средств информационного обмена и различного типа компьютерных систем. Это создает условия для обеспечения информационной поддержки деятельности аппарата управления на всех уровнях и во всех ветвях власти. Вместе с тем слабое внимание, уделяемое проблемам обеспечения информационной безопасности, создает объективные условия для незаконного доступа к закрытой информации, ее хищения или разрушения. Особую опасность имеет возможность манипуляций различного рода информацией для негативного воздействия на процесс принятия политических решений. Одновременно игнорирование факторов информационной безопасности может привести к сдерживанию процессов становления системы национальной безопасности во всех других ее сферах и серьезно осложнить задачи государственного управления информационными ресурсами в этой области. К внутренним угрозам национальной безопасности России в данной сфере относятся: — стратегическое отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации; — нарушение информационных прав и свобод личности и общества; — манипулирование массовым сознанием со стороны государства, отдельных организаций и граждан; — несанкционированный доступ к информации во всех сферах деятельности, циркулирующей в системах электронной обработки данных и автоматизированных сетях связи, с целью ее хищения, искажения или уничтожения; — противоправное содействие со стороны отдельных граждан и организаций деятельности специальных служб иностранных государств; — ограничение законных прав средств массовой информации и журналистов на законное получение, сбор и передачу информации.
2. Внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере
К основным внешним угрозам национальным интересам России в информационной сфере относятся: — недопущение России к участию на равноправной основе в международном информационном обмене; — возможность преднамеренных воздействий на государственные и общественные информационные системы для нарушения их функционирования или несанкционированного доступа к ним; — использование дезинформации для воздействия на общественное мнение и принимаемые решения политического руководства; — действия, связанные с расхищением информационных ресурсов России.
3. Основные задачи по реализации и защите национальных интересов на современном этапе развития России в информационной сфере
— Принятие федерального закона о концепции информационной безопасности Российской Федерации, определяющего систему сбалансированных политических, юридических, организационных и научно-технических мероприятий по обеспечению устойчивости государственных и военных информационных средств и структур в условиях воздействия различных видов «информационного оружия». — Разработка и принятие долгосрочной программы по обеспечению выхода на уровень ведущих стран мира в области создания систем информатики и управления, основанных на новейших информационных технологиях. — Обеспечение свободы получения и распространения информации гражданами, другими субъектами общественных отношений в интересах формирования гражданского общества, демократического правового государства, развития науки и культуры. — Обеспечение надежной защиты информационного потенциала России (т. е. совокупности информации, обеспечивающей национальные интересы страны; систем ее получения, хранения, переработки и распространения; его субъектов) от неправомерного его использования в ущерб охраняемым законом интересам личности, общества и государства. Осуществление контроля за экспортом из страны интеллектуальной продукции, а также информационных банков данных. Организация эффективной системы подготовки и переподготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности. — Развитие взаимодействия государственных и негосударственных систем информационного обеспечения в целях более эффективного использования информационных ресурсов страны. — Совершенствование системы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения собственности и соблюдения баланса интересов личности, общества и государства в сфере формирования, хранения и использования информационных ресурсов. Формирование и развитие федеральных и региональных центров сертификации систем информационной защиты и их элементов. — Противодействие целенаправленным действиям по дезинформированию органов власти, населения страны, использованию каналов информационного обмена для нарушения систем управления различными сферами жизнедеятельности государства. — Создание общего информационного пространства стран СНГ в интересах содействия интеграционным процессам, повышения эффективности взаимодействия в реализации общих интересов. Включение России в международную систему информационного обмена с учетом обеспечения российских национальных интересов и противодействия акциями информационной интервенции. — Обеспечение на международном уровне принятия решений о безусловном запрете на использование информационного оружия в мирное время.
4. Влияние информационной составляющей национальной безопасности на обеспечение военной безопасности Российской Федерации
Существенно новым аспектом в проблеме военной безопасности является возникновение современных вооружений с техническими особенностями, представляющими значительную опасность на всех этапах жизненного цикла <*>. В частности, военно-техническая и даже военно-экономическая сторона будущей военной доктрины в области оснащения Вооруженных Сил должна содержать и новую систему взглядов на потребности армии и флота в обеспечении безопасности оружия на всех этапах его жизненного цикла, включая утилизацию сложных и потенциально опасных технических комплексов. ——————————— <*> Научный анализ и оценка состояния, прогнозирования и парирования угроз национальной безопасности России в оборонной сфере (аналитические материалы). М.: Совет Безопасности РФ, 1997.
Геополитические особенности современного мира диктуют необходимость многофакторного анализа проблем военной реформы с обязательным учетом законодательного обеспечения национальной безопасности в целом. В этом ключе особенно важна инновационная политика как стратегическое направление обеспечения экономической безопасности России <*>. Проект федерального закона об инновационной политике должен быть ориентирован в первую очередь на поддержание и развитие высоких технологий в оборонном комплексе, создание инфраструктуры национального рынка инноваций и законодательных механизмов защиты отечественных наукоемких и уникальных технологий вплоть до введения эмбарго на ввоз зарубежных аналогов, привлечение негосударственных инвестиций в инновационные программы российских научных и промышленных оборонных предприятий. ——————————— <*> Шамарин А. В. Инновационная политика как стратегическое направление обеспечения экономической безопасности России // Аналитический вестник ГД ФС РФ. Серия «Оборона и безопасность» N 11. 1997.
Проблема стимулирования инновационной активности обусловлена: — глубокими структурными диспропорциями в промышленности, высокой степенью износа основных фондов, и прежде всего оборудования, необходимостью предотвращения кризиса неконкурентоспособности отечественного промышленного производства; — значением инновационной деятельности как эффективного инструмента технологического перевооружения на этапе проведения структурных преобразований; — потребностью выявления перспективных направлений производства, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной на мировых рынках продукции, ориентированной на реально существующий в стране и за рубежом платежеспособный спрос, и способствующих укреплению внутренних и внешних кооперационных связей; — объективной заинтересованностью в сохранении и развитии национального научно-технического потенциала и инновационного предпринимательства, предотвращение утечки интеллектуальной собственности и кадров за рубеж, смягчении проблем, стоящих перед фундаментальной наукой, оборонным комплексом. Назрела необходимость создания современной системы информационной и консалтинговой структуры. С точки зрения обеспечения военной безопасности одним из важнейших компонентов является информационная война, речь о которой пойдет ниже. Кардинальные изменения военно-политической обстановки в современном мире, связанные прежде всего с окончанием прямого военного противостояния противоположных блоков, опыт ряда военных конфликтов (в первую очередь войны в Персидском заливе) в сочетании с новейшими научно-техническими достижениями требуют систематического переосмысления не только существующих военных концепций, но и фундаментальных представлений о будущих войнах, вооружениях и военной технике XXI в. Как мы уже говорили выше, огромное значение в мире приобретают системы сдержек и противовесов на региональном уровне, что прежде всего связано с изменением характера международных отношений и мировых центров сил. Переход от глобальных к локальным конфликтам требует иных подходов к осуществлению обеспечения безопасности сторон — участников конфликта как с политической, так и с военной точки зрения. К числу важнейших факторов, оказывающих все возрастающее влияние на все стороны военного дела, следует отнести стремительный рост уровня информации вооруженных сил ведущих военных держав мира. В настоящее время информационные средства составляют техническую основу систем управления и практически любого образца современного вооружения, а уровень развития информации во многом предопределяет появление новых видов оружия и военной техники. В начале 80-х гг. в военной теории появился новый термин «информационная война», развитию технологий и форм ведения которой уделяется все больше внимания. Представляется возможным, опираясь на имеющиеся источники, изложить основные положения и перспективы данного явления. Очевидно, что время стихийного и недостаточно осознанного ведения информационной войны ушло в прошлое. Ход и исход боевых действий любого масштаба на современном этапе развития военного дела предопределяется искусством ведения информационной войны, подготовка к которой должна носить плановый, системный характер. Это обусловливает важность и актуальность разработки теории и практики данного вопроса.
——————————————————————