Правовые акты в сфере градостроительства и муниципальный заказ
(Земеров Н. Н.)
(«Жилищное право», 2008, N 5)
ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
(ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА)
Н. Н. ЗЕМЕРОВ
Земеров Н. Н., заместитель прокурора г. Новосибирска, юрист 1 класса.
В соответствии с закрепленными в пункте 5 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ принципами участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия отдельными нормами Кодекса закреплено требование к обязательному опубликованию органами местного самоуправления ряда правовых актов, издаваемых в соответствующей сфере правоотношений.
Так, Градостроительным кодексом РФ предусмотрено обязательное опубликование проектов, а также самих схем территориального планирования муниципальных районов (ч. ч. 4, 6 ст. 20 ГрК РФ); генеральных планов поселений и городских округов, а также их проектов (ч. ч. 9, 14 ст. 24 ГрК РФ); заключений о результатах публичных слушаний по проектам генеральных планов, а также по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования (ч. 7 ст. 28, ч. 6 ст. 39 ГрК РФ); сообщений главы местной администрации о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, а также самих правил (ч. 7 ст. 31, ч. 3 ст. 32 ГрК РФ); решений главы местной администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 9 ст. 39 ГрК РФ); решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа о подготовке документации по планировке территории, заключений о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также утвержденной документации по планировке территории (ч. ч. 2, 10, 14 ст. 46 ГрК РФ); извещений о проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, об отказе от его проведения, информации о результатах аукциона (ч. ч. 6, 9, 24 ст. 46.3 ГрК РФ).
Вместе с тем, уделяя внимание надзору за законностью издаваемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов в части их непосредственного опубликования, вопрос о законности самого процесса публикации в прокурорской практике зачастую отходит на второй план, несмотря на наличие оснований для принятия мер прокурорского реагирования.
Так, в результате проверки, проведенной прокуратурой Новосибирской области, выявлены существенные нарушения, допущенные органами местного самоуправления г. Новосибирска в части опубликования правовых актов и иных документов муниципалитета.
В частности, установлено, что ежегодно между мэрией г. Новосибирска (заказчик) и ООО «Редакция газеты «Вечерний Новосибирск» (исполнитель) заключались договоры об оказании услуг по публикации на страницах газеты «Вечерний Новосибирск» постановлений мэрии, распоряжений мэра и других материалов органов местного самоуправления Новосибирска. За оказанные услуги исполнителю из средств местного бюджета перечислялись значительные финансовые средства.
Вывод прокуратуры области о том, что данный договор является муниципальным заказом и, следовательно, в силу требований статей 71, 72 Бюджетного кодекса РФ может быть заключен лишь по результатам конкурса среди иных печатных изданий г. Новосибирска, был подтвержден Арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области договор оказания услуг, заключенный между мэрией г. Новосибирска и газетой на очередной год, признан недействительным.
Кроме того, решением Арбитражного суда НСО от 07.12.2006 удовлетворено заявление прокуратуры области о признании недействующими абз. 1 п. 3, абз. 1 п. 5 Положения о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов городского самоуправления, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 09.12.1998 N 183, в части указания на то, что официальным опубликованием нормативных правовых актов является их опубликование в газете «Вечерний Новосибирск». При этом в решении суд указал, что установление нормативным правовым актом в качестве официального источника публикации газеты, учредителем которой является общество с ограниченной ответственностью, возможно только при наличии договора, заключенного по итогам открытого конкурса. Между тем данный порядок соблюден не был, конкурс на размещение вышеуказанного муниципального контракта не проводился. Довод ответчика о доступности и популярности газеты «Вечерний Новосибирск» среди населения города Новосибирска не влияет на юридическую квалификацию выводов при обсуждении вопроса об органе официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Решение Арбитражного суда вступило в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случае если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
С учетом вышеназванных требований Закона, в соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», председателю городского Совета была направлена информация о необходимости приведения в соответствие с требованиями федерального законодательства абз. 1 п. 3, абз. 1 п. 5 Положения. 26.02.2007 решением сессии городского Совета соответствующие изменения в Положение были внесены.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы городского Совета Новосибирска Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа 22.03.2007 по делу N Ф04-631/2007(31266-А45-32) вынесено Постановление, в соответствии с которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
——————————————————————