Правовая категория «экологическая информация»: дискуссионные вопросы

(Выпханова Г. В.) («Экологическое право», 2008, N 3)

ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ»: ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Г. В. ВЫПХАНОВА

Выпханова Г. В., заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института, кандидат юридических наук.

В современном обществе роль информации существенно возрастает во всех сферах общественного развития, в том числе экологической. Информационный фактор, усиливающийся в условиях глобализации, приводит к активному развитию эколого-информационных общественных отношений, которые возникают по поводу и в связи с экологической информацией. Однако их правовое регулирование не является на сегодняшний день совершенным и эффективным, что неизбежно приводит к практическим проблемам, требующим осмысления и решения наукой экологического права. К числу важнейших юридических вопросов, связанных с правовым регулированием эколого-информационных отношений, относятся понятие и состав экологической информации. Несмотря на то что этим вопросам в эколого-правовой науке в последнее время уделялось внимание, в том числе в специальных диссертационных исследованиях, они продолжают оставаться дискуссионными и сегодня. Что касается законодательства, то к настоящему моменту требования, установленные для различных видов экологической информации, предусмотрены в нормах свыше 30 только федеральных законов. Вместе с тем понятие «экологическая информация» в действующем законодательстве отсутствует, что негативно сказывается на правоприменительной практике. В этих условиях обеспечение эффективного правового регулирования эколого-информационных общественных отношений и правоприменительной деятельности, осуществляемой в эколого-информационной сфере, вызывает необходимость в первую очередь согласования существующих доктринальных определений понятия «экологическая информация». При этом следует учитывать особенность этого понятия, состоящую в том, что оно имеет категориальный характер. Категории — это предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерные свойства и соотношения реальной действительности и познания <1>. Современная действительность характеризуется переходом от индустриального общества к информационному. Информация как чисто философская категория все в большей степени приобретает политическое, экономическое и юридическое значения. Экологическая информация является реальным отражением влияния информационного фактора на экологическую сферу, что вызывает необходимость такого определения понятия «экологическая информация», которое содержало бы теоретически обобщенный и краткий по форме изложения ответ на вопросы: что представляет собой экологическая информация как феномен, являющийся результатом воздействия информационных процессов на экологическую сферу, а также каковы определяющие, сущностные правовые признаки данного явления? Такой подход соответствует и общетеоретическим положениям о правовых категориях <2>. ——————————— <1> См.: Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 251. <2> См.: Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. 2-е изд., стер. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2004. С. 149 — 150.

Экологическую информацию как правовую категорию необходимо рассматривать не только в целях достижения научного консенсуса при определении доктринального понятия, но и, что не менее важно, для его законодательного закрепления. Ведь «правовые дефиниции, законодательно закрепленные и приобретающие тем самым качества официальной нормативности, обеспечивают смысловую полноту правовых нормативов, исключают двусмысленность в толковании правовых норм, что способствует единообразному, правильному применению действующего законодательства, установлению правопорядка в общественных отношениях» <3> (в данном случае эколого-информационных). Включение в законодательство понятия «экологическая информация» позволит решить также проблемы, связанные с совершенствованием и конкретизацией экологического и другого законодательства в части определения правового режима экологической информации, установления требований к экологической информации в целом и к сведениям, входящим в ее состав с учетом их специфических особенностей, уточнить положения, касающиеся ее оборота, защиты информационных и других экологических прав граждан и иных субъектов эколого-информационных отношений и т. д. ——————————— <3> См.: Чернобель Г. Т. Правовые понятия и их применение в законах // Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Городец, 2000. С. 80.

Экологическая информация: вопросы терминологии

Прежде чем дать определение (дефинировать) правовое понятие «экологическая информация», следует определиться с терминологией. По этому поводу вполне уместно вспомнить слова О. С. Колбасова, который считал, что развитие права всегда сопряжено с обсуждением и формированием терминологии. «Право как регулятор человеческого поведения тем эффективнее выполняет свою роль, чем более верно концептуально и лингвистически выражены его констатации, предписания, дозволения и запреты. Необходимость осмысления юридической терминологии существует всегда. Но значение этой необходимости повышается в периоды, когда происходят существенные структурные изменения в праве, обусловленные историческими потребностями. В эти периоды приходится особенно тщательно обдумывать и смысл происходящих перемен, и значение сопутствующих им терминологических преобразований» <4>. Данное высказывание в полной мере является весьма актуальным и для экологической информации, поскольку в условиях усиления в последнее время информационной направленности экологической и других сфер становится явно недостаточным оперировать только общим понятием «информация», разработанным в информационно-правовой науке и закрепленным в информационном законодательстве. Не случайно в последнее время активизировались научные исследования, связанные с видовыми определениями этого понятия применительно к специфике различных отраслей права <5> (гражданского, коммерческого, экологического права), что отвечает состоянию развития современного информационного общества. Эти разработки опровергают существующее в общетеоретической юридической науке мнение о ненужности разработки и закрепления в нормативно-правовом акте видовой значимости того или иного понятия, если его дефиниция содержится в нормативно-правовом акте родовой значимости <6>. ——————————— <4> Колбасов О. С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. N 10. С. 27. <5> См., напр.: Карташян А. Г. Гражданско-правовой режим коммерческой информации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 26; Северин В. А. Проблемы законодательного регулирования коммерчески значимой информации // Юрист. 2005. N 6 и др. <6> См.: Чернобель Г. Т. Указ. соч. С. 83.

В эколого-правовой науке отсутствует единство мнений по поводу термина, обозначающего понятие информации в экологическом праве. Наряду с распространенным термином «экологическая информация» используются и другие. Так, О. Л. Дубовик применяет термин «достоверная экологическая информация» <7>. М. М. Бринчук вводит термин «экологически значимая информация» <8>. В этих случаях акцент делается на один из признаков видового понятия. Не отрицая их важность, тем не менее представляется необходимым учитывать, что в дефинитивном плане правовой (юридический термин) — это слово (или словосочетание), унифицированно используемое в сфере правовых отношений, которое обозначает правовое понятие и отличается строгой смысловой определенностью, однозначностью, функциональной устойчивостью. Поскольку в данном случае речь идет о видовом понятии, которое относится к эколого-информационным общественным отношениям, регулируемым экологическим правом, термин «экологическая информация» в наибольшей степени отвечает указанным требованиям и является обоснованным. На наш взгляд, именно этот термин позволяет наиболее точно обозначить видовое правовое понятие, относящееся к понятийному аппарату экологического права, с учетом родового понятия «информация», закрепленного в информационном законодательстве. ——————————— <7> Дубовик О. Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2005. С. 165 — 166. <8> Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: Юристъ, 1998. С. 247 — 249.

Кроме того, от термина «экологическая информация» необходимо отличать выделяемые в юридической науке термины «информация об экологической безопасности» <9> и «информация о состоянии окружающей среды». Последняя, будучи основанной на нормах ст. 42 Конституции Российской Федерации <10>, предусматривающей право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды в составе других экологических прав, имеет как самостоятельное конституционное значение, так и должна рассматриваться в составе экологической информации наряду с информацией об экологической безопасности, а также другими сведениями, анализ которых дается ниже. В научной литературе справедливо отмечается, что само понятие «информация о состоянии окружающей среды и ее загрязнении» не является синонимом понятия «экологическая информация» <11>. По нашему мнению, нет необходимости подменять термин «экологическая информация» каким-либо иным термином, а также рассматривать это понятие в широком и узком конституционном смысле, как предлагает О. С. Карху <12>. В последнем случае происходит отождествление понятия «экологическая информация» и понятия «информация о состоянии окружающей среды», в чем нет необходимости, поскольку они соотносятся как часть и целое. ——————————— <9> Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М.: Юрист, 1997. С. 149 — 150. <10> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С изм. и доп., внесенными Указами Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 679, от 10 февраля 1996 г. N 173, от 9 июня 2001 г. N 679 и от 25 июля 2003 г. N 841, Федеральными конституционными законами от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ, от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ, от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ, от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ и от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ // Российская газета. N 237. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152; 1996. N 7. Ст. 676; 2001. N 24. Ст. 2421; 2003. N 30. Ст. 3051; 2004. N 13. Ст. 1110; 2005. N 42. Ст. 4212; 2006. N 29. Ст. 3119; 2007. N 30. Ст. 3745, ст. 834; 2007. N 27. Ст. 3213. <11> Байдаков С. Л. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. С. 27 — 28. <12> См.: Карху О. С. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об экологической информации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 28, 31 — 32.

Определение правового понятия «экологическая информация»

На наш взгляд, на сегодняшний день существует необходимость выработки правового определения (дефинирования) понятия «экологическая информация», с оптимальной адекватностью отражающего сущность и особенности этого дефинируемого явления (феномена), базирующегося на консенсусе существующих доктринальных определений, а также основанного на законодательно закрепленных дефинициях родовидового характера. Говоря о последних, следует исходить из определения родового понятия «информация» и дефиниций видового понятия «экологическая информация» с учетом входящих в ее состав отдельных сведений, содержащихся в экологическом и ином законодательстве. Представляется, что такой подход в наибольшей степени соответствует выработанным общетеоретической юридической наукой основополагающим требованиям, предъявляемым к правовым дефинициям <13>. ——————————— <13> См. подр.: Чернобель Г. Т. Указ. соч. С. 78 — 81.

Существующие в науке экологического права научные разработки, касающиеся определения правового понятия «экологическая информация», несмотря на их разнообразие, сводятся в основном к двум подходам. Одни ученые дефинируют это понятие через перечень сведений (данных), включаемых в состав экологической информации (О. С. Карху, А. А. Попов и др.). Такой подход не противоречит общетеоретической науке, которая допускает формулировку определения понятия в форме определенного перечня. Однако в этом случае дискуссии идут главным образом в рамках такого перечня (более или менее широкого). Само понятие становится либо громоздким, либо недостаточно полным. Кроме того, построение правовой дефиниции только на основе таких сведений не позволяет полностью раскрыть содержание экологической информации, поскольку содержательная сторона определяемого правового понятия связана с его существенными, качественными признаками. Другие авторы определяют понятие «экологическая информация» через сферу (область) эколого-правового регулирования в целом (О. Л. Дубовик) либо общественные отношения, составляющие предмет экологического права (С. А. Боголюбов), к которым имеют отношение различные сведения. Такой подход позволяет более четко очертить пределы дефинируемого понятия, выделить иные элементы, касающиеся его содержательной характеристики. Но и в этом случае консенсуса не наблюдается. С позиций общетеоретической науки при определении правового понятия «экологическая информация» следует учитывать, что дефинировать понятие — это означает определить его содержание (т. е. относительные пределы, границы понимания того или иного явления, перечислить его существенные родовидовые признаки), а также раскрыть его логические связи, отношения с другими понятиями в данной понятийной системе <14>. Аналогичные требования предъявляются непосредственно и к законодательной дефиниции, под которой понимается краткое логичное определение, устанавливающее существенные, отличительные в правовом отношении, признаки предмета или правовое значение понятия — его правовое содержание и границы использования в сфере правового регулирования <15>. ——————————— <14> См.: Чернобель Г. Т. Указ. соч. С. 80. <15> См.: Лазарев В. В. Дефиниции в законодательной деятельности Государственной Думы России // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы: Материалы международного Круглого стола (Черновцы, 21 — 23 сентября 2006 года) / Под ред. доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В. М. Баранова, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Украины П. С. Пацуркивского, кандидата юридических наук Г. О. Матюшкина. Нижний Новгород: Нижегородский исследовательский научно-прикладной центр «Юридическая техника», 2007. С. 361.

Содержание понятия «экологическая информация», несомненно, предопределено в первую очередь отраслевой спецификой экологического права. Именно сфера (область) правового регулирования, составляющая предмет этой отрасли права, определяет пределы (границы) экологической информации, позволяющие отграничить ее от иных видов информации, являющихся объектами других отраслей права и законодательства (например, гражданского, санитарно-эпидемиологического и др.). Специфика сферы регулируемых общественных отношений отражается и в отраслевой терминологии. В этой связи при определении понятия «экологическая информация» следует оперировать в большей степени категориальным аппаратом экологического права, используя базовые основополагающие понятия «окружающая среда», «охрана окружающей среды», «рациональное использование природных ресурсов», «обеспечение экологической безопасности» и др., наряду с понятием «информация», относящимся к информационному праву. Это дает возможность определить дефинируемое понятие на основе родовидовых характеристик. Такой подход прослеживается во многих исследованиях доктринальных определений правового понятия «экологическая информация», основанных, как правило, на понятии «информация», содержащемся в информационном законодательстве, интерпретированном исходя из отраслевой специфики экологического права. Так, С. А. Боголюбов определяет экологическую информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и т. п., независимо от формы их представления <16>. В основу этого определения положена норма, содержащаяся в ст. 2 ранее действовавшего Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» <17>, трансформированная с учетом предметной, преимущественно природоохранной специфики экологического права. ——————————— <16> См.: Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. проф. С. А. Боголюбова. М.: НОРМА, 2000. С. 144. Аналогичное определение дает А. А. Попов. См.: Экологическое право. Учебник для вузов / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: Высшее образование, 2006. С. 102. <17> См.: СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Новый Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <18> содержит общее определение информации как сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления (ст. 2), то есть любых сведений. Этой норме наиболее точно соответствует позиция О. Л. Дубовик. Под экологической информацией она понимает любые сведения, которые отражают процессы, происходящие в сфере взаимодействия природы и общества и необходимые для целей охраны окружающей среды, т. е. должны быть использованы при принятии экологически значимых решений во всех сферах и видах деятельности <19>. В данной дефиниции прослеживается явный приоритет природоохранной составляющей взаимодействия общества и природы (экологической формы). Несомненно, экологическое законодательство предусматривает достаточно большое количество сведений природоохранного характера, которые необходимо выделять в составе экологической информации. Это сведения о состоянии окружающей среды и ее компонентов (например, ст. 3, 5, 6, 11, 12, 63 и др. Федерального закона «Об охране окружающей среды» <20>); об их загрязнении или ином негативном воздействии, об объектах, источниках такого воздействия (в частности, ст. 3, 5, 6, 23, 29 и др. Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» <21>) и т. д. ——————————— <18> См.: СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448. <19> См.: Дубовик О. Л. Экологическая информация: понятие, виды, режим, защита // Зеленый мир. 2003. N 21-22. С. 6. <20> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ и от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133. <21> См.: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ и от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10.

Вместе с тем в науке экологического права наряду с природоохранной составляющей взаимодействия общества и природы признается и природоресурсная составляющая (экономическая форма), выражающаяся в использовании природных ресурсов <22>, что находит отражение в природоресурсном законодательстве. Так, все природоресурные кодексы и законы содержат положения и требования, относящиеся к информации о соответствующем природном ресурсе. Это, например, нормы, определяющие сведения государственного земельного кадастра (ст. 1, 6, 70 Земельного кодекса РФ <23>), информацию, содержащуюся в государственном лесном реестре (ст. 91 Лесного кодекса РФ <24>), Государственном водном реестре (ст. 31 Водного кодекса РФ <25>), геологическую информацию о недрах (ст. 27 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» <26>), сведения Государственного кадастра объектов животного мира (ст. 14 Федерального закона «О животном мире» <27>). ——————————— <22> См.: Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник для высших учебных заведений. М.: Высшее образование, 2005. С. 22; Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: Издательство «БЕК», 1996. С. 2 — 3 и др. <23> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ, от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ, от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ, от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ, от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ, от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ, от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, от 30 июня 2006 г. N 92-ФЗ, от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ, от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ, от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 204-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 261-ФЗ, от 28 февраля 2007 г. N 21-ФЗ, от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ, от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ, от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ и от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 41. Ст. 3993; 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 17; 2005. N 10. Ст. 763; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3122; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 1. Ст. 17; 2006. N 23. Ст. 2380; 2006. N 43. Ст. 4412; 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 24; 2007. N 31. Ст. 4009; 2007. N 45. Ст. 5417; 2007. N 46. Ст. 5553. <24> См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278. <25> См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381. <26> См.: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ, от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ, от 2 января 2000 г. N 20-ФЗ, от 14 мая 2001 г. N 52-ФЗ, от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ, от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ, от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 15 апреля 2006 г. N 49-ФЗ, от 25 октября 2006 г. N 173-ФЗ, от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ и от 1 декабря 2007 г. N 295-ФЗ // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 33. Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (1 ч.). Ст. 1778; 2006. N 44. Ст. 4538; 2007. N 27. Ст. 3213; 2007. N 49. Ст. 6056. <27> См.: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Отнесение к экологической информации природоресурсных сведений наряду со сведениями природоохранного характера обусловлено предметной характеристикой экологического права. Большинство представителей эколого-правовой науки выделяют в предмете экологического права две группы отношений — по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Кроме того, ряд ученых включают в предмет экологического права, кроме указанных общественных отношений, еще и отношения по обеспечению экологической безопасности <28>. Несмотря на дискуссионность этого вопроса <29>, представляется обоснованным отнесение к экологической информации таких сведений, поскольку они предусмотрены действующим экологическим законодательством. Например, ст. 17 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» <30> устанавливает требования к информации о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами. В числе мероприятий, предусмотренных в ст. 4 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» <31>, называется информирование населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности. При этом, как следует из преамбулы Закона, его действие направлено на охрану здоровья населения от вредного воздействия ионизирующего излучения. Соответственно предусмотренные законом правовые средства, в том числе связанные с реализацией права граждан и общественных объединений на получение информации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности, должны содержать информацию о мероприятиях, направленных на охрану здоровья граждан. Аналогичные нормы и подходы содержатся и в других федеральных экологических законах. Следовательно, в экологическую информацию необходимо включать сведения об охране жизни и здоровья граждан, несмотря на то, что состав этих сведений и их правовой режим определяются в основном нормами санитарно-гигиенического законодательства. ——————————— <28> См.: Игнатьева И. А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. М.: Издательство МГУ, 2001. С. 68 и др. <29> См.: Бринчук М. М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. 1994. N 8-9. С. 125 — 126. <30> См.: Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 1-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ и от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 43. Ст. 4412. <31> См.: Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141; 2004. N 35. Ст. 3607.

Что касается существенных признаков экологической информации, то в определяемом понятии речь должна идти о существенных признаках, указывающих на его отличия от понятия «информация», а также позволяющих отграничить его от иных видов информации. Рассмотрение экологической информации в контексте предмета правового регулирования экологического права на основе норм экологического законодательства позволяет выявить существенный признак сведений, входящих в состав этой информации, — их необходимость для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, охраны жизни и здоровья граждан. Кроме того, содержательную сторону понятия «экологическая информация» следует рассматривать в контексте связей «интересы — ценности», проявляющихся в различных общественных отношениях. Эти категории относятся к числу основных объектов, изучаемых общетеоретической юридической наукой, социальными науками, в частности теорией управления, другими фундаментальными и гуманитарными научными отраслями. В эколого-правовой науке им также уделяется достаточно большое внимание через призму значимости экологических интересов и потребностей для личности, общества, государства <32>. При этом особое значение придается конституционным экологическим правам и законным интересам граждан и юридических лиц, закрепленным в экологическом законодательстве. Представляется, что значимость сведений, входящих в состав экологической информации для названных интересов, потребностей и прав, также является существенным признаком понятия «экологическая информация». Этот признак соответствует и общему свойству информации, выделяемому в информационном праве, — ее ценности (степени ее важности для принятия информационных решений) <33>. Выделение признака ценности экологической информации, преломленной через экологические интересы, соответствует и фундаментальным разработкам экологического права о социально-экологической оценке ценности природного объекта <34> и окружающей среды в целом. ——————————— <32> См., напр.: Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве: Теория и практика правового регулирования: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2003; Бринчук М. М. Теоретические основы экологических прав человека // Государство и право. 2004. N 5. С. 5 — 15; Мисник Г. А., Мисник Н. Н. Публичные и частные интересы в экологическом праве // Государство и право. 2006. N 2. С. 29 — 37; Новикова Е. В. О соотношении публично-правовых и частноправовых начал в экологическом законодательстве // Государство и право. 2000. N 3. С. 59 — 64 и др. <33> См.: Лапина М. А. Информационное право: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / М. А. Лапина, А. Г. Ревин, В. И. Лапин; Под ред. проф. И. Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. С. 11. <34> См.: Петров В. В. Экология и право. М.: Издательство «Юридическая литература», 1981. С. 228 — 229.

Основываясь на положениях общетеоретических и социологических научных исследований, доктринальных эколого-правовых разработках, нормах информационного и экологического законодательства, экологическую информацию можно определить как любые сведения (сообщения, данные о состоянии окружающей среды и ее компонентов, их изменении под влиянием негативной хозяйственной и иной деятельности, источниках такой деятельности, принимаемых мерах и др.) независимо от формы представления, характеризующие состояние и специфические особенности сферы взаимодействия общества и природы, необходимые для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а также имеющие значение (являются значимыми) для обеспечения общественных, частных и государственных экологических интересов и потребностей, осуществления и защиты экологических прав граждан и юридических лиц. Это определение, на наш взгляд, может получить законодательное закрепление как отвечающее общеправовым научным требованиям и подходам, а также правилам законодательной техники.

Состав экологической информации

Наряду с понятием экологической информации представляется необходимым и важным выявление максимально широкого круга сведений, входящих в ее состав, в целях учета их специфики при установлении общего и особенного правового режима экологической информации как объекта права, по поводу и в связи с которым возникают эколого-информационные общественные отношения. Как отмечалось выше, в науке экологического права единство мнений ученых по этому вопросу отсутствует. При этом разница в диапазоне сведений, включаемых в состав экологической информации, достаточно большая. Так, А. Н. Горбачев считает, что под экологической понимается информация не только о состоянии окружающей среды, но и мерах по ее охране <35>. ——————————— <35> См.: Горбаче в А. Н. Некоторые проблемы реализации права граждан Российской Федерации на экологическую информацию // Образование и общество. 1999. N 2. С. 25.

О. С. Карху, давая определение экологической информации, включает в ее состав сведения о лицах, фактах, событиях, явлениях и процессах, отражающих состояние окружающей среды в целом, ее отдельных компонентов или элементов (как природного, так и искусственного происхождения), здоровья человека, а также деятельности, оказывающей или способной оказывать вредное воздействие на окружающую среду, и мерах, направленных на ее охрану <36>. ——————————— <36> См.: Карху О. С. Указ. соч. С. 45.

А. А. Попов также в определении экологической информации выделяет сведения о состоянии окружающей среды на территории Российской Федерации; мерах, принимаемых по ее охране; состоявшемся, длящемся и потенциальном воздействии на окружающую среду; угрозе жизни и здоровью физических лиц на территории Российской Федерации, возникшей в результате такого воздействия; об осуществлении правосудия по делам о нарушении экологического законодательства <37>. Одновременно, говоря о системе экологической информации, он относит к ее основным элементам иной более широкий круг информации <38>. ——————————— <37> См.: Попов А. А. Правовое регулирование экологической информации. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 9. <38> См.: Попов А. А. Экологическая информация: формирование понятия в актах современного российского законодательства // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практической конференции. Юбилейный выпуск. 1995 — 2004 гг. / Составители: А. К. Голиченков, И. А. Игнатьева, А. О. Миняев; Под ред. А. К. Голиченкова. М.: ТИССО, 2004. В 3 т. Т. 3. С. 348.

При определении состава сведений экологической информации следует не только учитывать доктринальные разработки, но и исходить главным образом из российского экологического законодательства, а также международных правовых актов в области охраны окружающей среды, содержащих правовые нормы, имеющие отношение к экологической информации. В действующем экологическом законодательстве, кроме указанных выше сведений о состоянии окружающей среды, ее компонентов, об их загрязнении, ином негативном воздействии, об объектах, источниках такого воздействия, предусматриваются и другие сведения. Целый ряд федеральных законов включает в себя правовые нормы, связанные со сведениями о состоянии здоровья населения (граждан). Так, в ст. 45 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» <39> дается понятие социально-гигиенического мониторинга, составной частью которого является информация о состоянии здоровья населения и среды обитания. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия» <40> в состав информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия входят сведения о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды. ——————————— <39> Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ, от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ, от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ и от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 21; 2007. N 46. Ст. 5554; 2007. N 49. Ст. 6070. <40> См.: Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 29 ноября 2001 г. 157-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ и от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105; 2003. N 2. Ст. 16; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498.

Большой блок в составе экологической информации составляют сведения об экологической безопасности: об экологической угрозе, мерах по обеспечению безопасности (экологической, радиационной, промышленной, безопасности гидротехнических сооружений, генно-инженерной деятельности и др.), авариях и причинах их возникновения и принятых мерах. В частности, ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» <41> содержит требование к информации о количестве аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, причинах их возникновения и принятых мерах. В ст. 5 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» <42> в число полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ включено информирование населения об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Статья 10 Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» <43> к сведениям о безопасности генно-инженерной деятельности относит информацию об уровне риска и о принимаемых мерах по обеспечению такой безопасности. Статья 13 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» <44> предусматривает право организаций и граждан на получение информации по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Статья 17 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» <45> содержит требования к информации о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами. Статья 4 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» определяет необходимость информирования населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности и т. д. ——————————— <41> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ и от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498. <42> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ и от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589; 2001. N 1 (ч. I). Ст. 2; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (часть I); 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498. <43> См.: Федеральный закон от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3348. <44> См.: Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 10 февраля 1997 г. N 28-ФЗ, от 10 июля 2001 г. N 94-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, от 28 марта 2002 г. N 33-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. N 140-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ, от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; 1997. N 7. Ст. 808; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498; 2007. N 49. Ст. 6079. <45> См.: Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 1-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ и от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 29. Ст. 3510; 2003. N 2. Ст. 167; 2003. N 2. Ст. 153; 2004. N 27. Ст. 2711.

С данной информацией тесным образом связаны также сведения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Например, согласно ст. 6 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» <46> информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций включает в себя сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химический, экологической и иной безопасности на соответствующих территориях. Статья 1 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия» в составе информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия выделяет сведения о мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий и т. д. ——————————— <46> См.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 28 октября 2002 г. N 129-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ и от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5418.

Общим свойством всех рассмотренных выше сведений является их природоохранная направленность, необходимость не только для охраны окружающей среды, жизни и здоровья граждан, но и для обеспечения экологической безопасности. Природоресурсный характер имеют сведения о состоянии природных ресурсов. Это в основном сведения, содержащиеся в государственной кадастровой документации и реестрах по отдельным природным ресурсам, предусмотренные преимущественно в природоресурсном законодательстве, а также природоохранном — кодексах и законах. Такие сведения содержат характеристики качества и количества того или иного природного ресурса, определяют состав и категории пользователей, имеют иные экономические, экологические, организационные и технические показатели. Например, в состав государственного кадастра объектов животного мира согласно ст. 14 Федерального закона «О животном мире» включаются сведения о географическом распространении таких объектов, их численности, характеристика среды обитания, информация об их хозяйственном использовании. Кроме того, в состав экологической информации необходимо включать не менее значимые для правового регулирования эколого-информационных отношений сведения о правовых средствах (инструментах), содержащихся в экологическом праве, а также об организационных, экономических, технических, правовых и других мерах, необходимых для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, охраны жизни и здоровья граждан, обеспечения экологической безопасности. В их числе в первую очередь необходимо назвать законы и другие нормативные правовые акты, относящиеся к экологическому законодательству, и их проекты. Они должны включаться в состав экологической информации уже в силу информационной сущности права в целом и экологического права в частности. Отдельно следует выделить нормативно-технические и инструктивно-методические документы в экологической сфере и их проекты, утверждаемые органами государственной власти РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» <47> такие документы в области охраны окружающей среды отнесены к объектам государственной экологической экспертизы, в связи с чем они подпадают под установленный Законом правовой режим, предусматривающий обсуждение их проектов с гражданами и общественными организациями (объединениями). До 31 декабря 2006 г. такие процедуры распространялись и на проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера, реализация которых могла привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, что способствовало усилению информационной направленности экологического права, его правовых норм, а также обеспечению прав граждан на экологическую информацию. ——————————— <47> См.: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 15 апреля 1998 г. N 65-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ и от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 1998. N 16. Ст. 1800; 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2006. N 50. Ст. 5279; 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498.

В рассматриваемом блоке экологической информации можно выделить сведения об экологических и других программах, относящихся к экологической сфере. Так, в соответствии со ст. 1 и 3 Федерального закона «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории» <48> разрабатываются специальные экологические программы; ст. 22 Федерального закона «Об охране озера Байкал» <49> предусматривает разработку федеральных и межмуниципальных целевых программ в области охраны озера Байкал; согласно ст. 11 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» <50> осуществляется разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и др. ——————————— <48> См.: Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории» // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2947. <49> См.: Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ и от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220; 2001. N 1 (ч. I). Ст. 2; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5038; 2007. N 45. Ст. 5417. <50> См.: Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399.

Исключительно важное значение в исследуемом контексте имеют сведения об управленческих и иных решениях в рассматриваемой области. Например, согласно п. 3 ст. 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды» информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного экологического мониторинга, используется органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды. В научной литературе широкое распространение получили термины «экологически значимые решения» <51>, «модель экологизированной системы подготовки и принятия решений» <52> и др., которые используются в разных, зачастую дискуссионных, контекстах. В теории управления проводится классификация управленческих решений в социальном управлении по различным основаниям. В частности, по субъектам управления выделяются решения, принимаемые законодательной, исполнительной и судебной властями; по содержанию различаются экономические, политические, организационные, технологические решения <53>. В составе экологической информации сведения об управленческих решениях следует рассматривать именно в таком широком значении. ——————————— <51> Бринчук М. М. Правовой механизм подготовки и принятия экологически значимых решений // Государство и право. 2000. N 9. С. 38 — 52. <52> Максименко Ю. Л. О необходимости и возможных путях экологизации системы подготовки и принятия хозяйственных решений // Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века / Под ред. К. В. Папенова. М.: ТЕИС, 2003. С. 235 — 252; Экономика природопользования: Учебник / Под ред. К. В. Папенова. М.: ТЕИС; ТК Велби, 2006. С. 339 — 355. <53> См.: Граждан В. Д. Теория управления: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. С. 139 — 140.

Круг сведений о правовых средствах и различных мерах, относящихся к экологической информации, не может быть ограничен только перечисленными выше сведениями. Экологическое право располагает достаточно большим инструментальным арсеналом. В качестве составляющей экологической информации необходимо выделять сведения о праве граждан, общественных организаций (объединений) и юридических лиц на ее получение, содержащемся в нормах указанных выше и других законов. Так, ст. 29 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» прямо предусматривает право таких субъектов на получение информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках его загрязнения и вредного физического воздействия на него. С этим правом корреспондируют нормы, обязывающие органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставлять такую информацию, принимать другие меры по формированию информационных ресурсов, обеспечению к ним доступа и др. Обязанности предоставлять различные виды экологической информации возложены также на физических и юридических лиц. Например, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» юридические лица и граждане, осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны по просьбе заинтересованных лиц предоставлять информацию об уровне риска и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности. В состав экологической информации следует включать также предусмотренную законодательством информацию, связанную с защитой экологических прав и законных интересов граждан и других субъектов эколого-информационных отношений. В юридической литературе в этом контексте называется ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <54>, предусматривающая административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. Статья 237 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит состав преступления, связанного с сокрытием информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. ——————————— <54> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ, от 30 октября 2002 г. N 130-ФЗ, от 31 октября 2002 г. N 133-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ, от 4 июля 2003 г. N 103-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. N 144-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ, от 9 мая 2004 г. N 37-ФЗ, от 26 июля 2004 г. N 77-ФЗ, от 28 июля 2004 г. N 93-ФЗ, от 20 августа 2004 г. N 114-ФЗ, от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ, от 25 октября 2004 г. N 126-ФЗ, от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ, от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ, от 30 декабря 2004 г. N 211-ФЗ, от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ, от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ, от 7 марта 2005 г. N 14-ФЗ, от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ, от 21 марта 2005 г. N 19-ФЗ, от 21 марта 2005 г. N 21-ФЗ, от 22 апреля 2005 г. N 38-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 18 июня 2005 г. N 66-ФЗ, от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ, от 2 июля 2005 г. N 82-ФЗ, от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, от 21 июля 2005 г. N 113-ФЗ, от 22 июля 2005 г. N 120-ФЗ, от 27 сентября 2005 г. N 124-ФЗ, от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ, от 19 декабря 2005 г. N 161-ФЗ, от 26 декабря 2005 г. N 183-ФЗ, от 27 декабря 2005 г. N 193-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 5 января 2006 г. N 10-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ, от 3 марта 2006 г. N 30-ФЗ, от 16 марта 2006 г. N 41-ФЗ, от 15 апреля 2006 г. N 47-ФЗ, от 29 апреля 2006 г. N 57-ФЗ, от 8 мая 2006 г. N 65-ФЗ, от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, от 3 июня 2006 г. N 78-ФЗ, от 3 июля 2006 г. N 97-ФЗ, от 18 июля 2006 г. N 111-ФЗ, от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ, от 26 июля 2006 г. N 133-ФЗ, от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ, от 27 июля 2006 г. N 139-ФЗ, от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ, от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ, от 3 ноября 2006 г. N 181-ФЗ, от 3 ноября 2006 г. N 182-ФЗ, от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 262-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. N 270-ФЗ, от 9 февраля 2007 г. N 19-ФЗ, от 29 марта 2007 г. N 39-ФЗ, от 9 апреля 2007 г. N 44-ФЗ, от 9 апреля 2007 г. N 45-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, от 7 мая 2007 г. N 66-ФЗ, от 10 мая 2007 г. N 70-ФЗ, от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ, от 19 июля 2007 г. N 141-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 204-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ, от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ, от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ, от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, от 27 ноября 2007 г. N 273-ФЗ, от 1 декабря 2007 г. N 304-ФЗ, от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2002. N 18. Ст. 1721; 2002. N 30. Ст. 3029; 2002. N 44. Ст. 4295; 2002. N 44. Ст. 4298; 2003. N 1. Ст. 2; 2003. N 27. Ст. 2700 (ч. 1); 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2708; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2717; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4434; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4440; 2003. N 50. Ст. 4847; 2003. N 50. Ст. 4855; 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 19 (ч. 1). Ст. 1838; 2004. N 30. Ст. 3095; 2004. N 31. Ст. 3229; 2004. N 34. Ст. 3529; 2004. N 34. Ст. 3533; 2004. N 44. Ст. 4266; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 9; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 13; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 37; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 45; 2005. N 10. Ст. 762; 2005. N 10. Ст. 76; 2005. N 13. Ст. 1077; 2005. N 13. Ст. 1079; 2005. N 17. Ст. 1484; 2005. N 19. Ст. 1752; 2005. N 25. Ст. 2431; 2005. N 27. Ст. 2719; 2005. N 27. Ст. 2721; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3104; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3131; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3124; 2005. N 40. Ст. 3986; 2005. N 50. Ст. 5247; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5574; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5596; 2006. N 45. Ст. 4633; 2006. N 45. Ст. 4641; 2006. N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 29; 2007. N 16. Ст. 1824; 2007. N 21. Ст. 2456; 2007. N 30. Ст. 3755; 2007. N 31. Ст. 4007; 2007. N 31. Ст. 4015; 2007. N 41. Ст. 4845; 2007. N 46. Ст. 5553; 2007. N 49. Ст. 6034; 2007. N 50. Ст. 6246.

Проведенный анализ экологического законодательства свидетельствует об отражении в нем достаточно широкого перечня сведений, относящихся к экологической информации, о чем отмечается в науке экологического права. При этом наиболее полный состав таких сведений в доктринальном контексте дается М. М. Бринчуком <55>. Его научная позиция не только соответствует российскому экологическому и смежному законодательству в области экологической информации, но и отвечает международным нормативным правовым актам в этой сфере, международным соглашениям, а также резолюциям и рекомендациям международных организаций. ——————————— <55> См.: Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник для высших учебных заведений. М.: Высшее образование, 2005. С. 156.

Наиболее полно вопросы, связанные с экологической информацией, урегулированы в упомянутой выше Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», которая была открыта для подписания 23 июня 1998 г. в Орхусе (Дания) на четвертой Общеевропейской конференции «Окружающая среда для Европы» на уровне министров окружающей среды Европы. Она имеет существенное значение для правового регулирования эколого-информационных общественных отношений, поскольку не только включает в себя определение экологической информации, содержащей наиболее полный перечень сведений, но и предусматривает требования к ее доступу, сбору, распространению, а также регулирует иные вопросы, касающиеся такой информации. Однако для российского законодательства и науки экологического права данное понятие, так же как и другие положения Конвенции, имеют значение лишь в научно-теоретическом и рекомендательном аспектах, поскольку Россия до настоящего времени не подписала этот документ, и на сегодня речь может идти только о вопросе присоединения к Конвенции, что на государственном уровне на сегодняшний день не обсуждается. Из других базовых для экологической информации международных правовых актов в науке экологического права можно называть Директиву «О свободе доступа к информации об окружающей среде» (90/313/EES), принятую Советом Европейского сообщества 7 июня 1990 г., стокгольмскую Декларацию, принятую 16 июня 1972 г. на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, Всемирную хартию природы, принятую 28 октября 1982 г., Конвенцию СБСЕ по окружающей среде (София, 1989 г.), Декларацию по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.) и др. Проведенный выше анализ позволяет на основе существующих в науке экологического права доктринальных разработок, а также действующего российского экологического и иного законодательства, правовых актов в области международной охраны окружающей среды выделить в составе экологической информации следующие сведения: — о состоянии окружающей среды; — о состоянии здоровья населения, безопасности людей, условиях их жизни, связанных с состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов; — о загрязнении окружающей среды и ее компонентов или ином негативном воздействии на них и здоровье населения, а также об объектах, источниках такого воздействия; — об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей, мерах по обеспечению безопасности (экологической, радиационной, промышленной, безопасности гидротехнических сооружений, генно-инженерной деятельности и др.), авариях и причинах их возникновения и принятых мерах; — о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, принимаемых и принятых мерах; — о состоянии природных ресурсов; — о нормативных правовых и иных актах (их проектах) в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, а также мерах и последствиях их реализации; — о соглашениях в области природопользования и охраны окружающей среды; — о государственной экологической и иной политике, экологических и других прогнозах, программах и планах, оказывающих или способных оказать воздействие на состояние окружающей среды, здоровье, условия жизни и экологические права граждан; — о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, граждан-предпринимателей, связанной с использованием и распоряжением природными ресурсами, охраной окружающей среды, обеспечением экологической и иной безопасности, обеспечением экологических прав граждан и юридических лиц; — сведения, связанные с защитой экологических прав и законных интересов граждан и других субъектов. Кроме того, в состав экологической информации, на наш взгляд, следует включать также информацию об источниках такой информации. В их числе, в частности, выделяются: нормативные правовые акты, экологический мониторинг, государственные кадастры природных ресурсов, экологический паспорт предприятия, радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий, декларация экологической информации безопасности промышленного объекта, государственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации <56>. Вопрос об источниках экологической информации относится к числу дискуссионных и достаточно подробно исследован в научной эколого-правовой литературе в части перечня таких источников, их классификации, содержательной стороны. Однако в состав экологической информации сведения о них учеными не включаются. Между тем, по нашему мнению, для всех субъектов эколого-информационных отношений сведения об источниках такой информации, порядке и условиях ее получения имеют первостепенное значение, поскольку являются основой для реализации их эколого-информационного права. ——————————— <56> См.: Бринчук М. М. Указ. соч. С. 166.

Что касается приведенного перечня сведений, относящихся к экологической информации, то, на наш взгляд, его нельзя считать исчерпывающим. Это обусловлено многообразием процессов, происходящих в области взаимодействия общества и природы, а также множественностью правовых и иных мер, а также правовых средств, предусмотренных экологическим правом, направленных на регулирование эколого-информационных отношений, сведения о которых в силу этого невозможно свести к закрытому перечню. В состав экологической информации следует включать и иную информацию в области взаимодействия общества и природы. Общий перечень сведений, относящихся к экологической информации, также требует законодательного закрепления. Правовое понятие и состав экологической информации наряду с другими основными положениями представляется необходимым предусмотреть в Экологическом кодексе РФ, проект которого разрабатывается в настоящее время, что, однако, не исключает необходимость принятия специального федерального закона об экологической информации.

——————————————————————