Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы

(Баранова М. В.) («Журнал российского права», 2009, N 5)

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ

М. В. БАРАНОВА

Баранова Марина Владимировна — докторант Нижегородской академии МВД России, кандидат культурологии, доцент.

Рекламная деятельность — одна из наиболее динамично развивающихся сфер в современной России. Растущее количество рекламы, сила и специфика ее воздействия на общество привели к признанию ее социальной значимости. Этим обусловлено становление, развитие и постоянное совершенствование законодательства о рекламе. Реклама представляет собой сложный, обладающий рядом специфических признаков феномен. Являясь особой разновидностью коммуникации, она направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, на его продвижение. При этом круг потенциальных потребителей рекламы всегда неперсонифицирован. Концептуальная разработка, производство и распространение рекламы составляют рекламную деятельность. Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» гласит: «Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание к нему и его продвижение на рынке» <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Обладая признаком системности, рекламная деятельность может подвергаться анализу через юридические взаимоотношения ее объектов и субъектов. Правовое взаимодействие рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, потребителя рекламы напрямую обусловлено существующей в государстве системой рекламной деятельности. Все элементы данной системы функционируют в единстве, как части целого, имеют свое юридически значимое место в рекламной структуре. Система рекламной деятельности — обусловленное спецификой взаимоотношений субъектов и объектов рекламы внутреннее строение рекламной сферы. При этом специфика взаимоотношений выражается в четком распределении компетенции, единстве и согласованности действий, формах и способах воздействия, особенностях восприятия и последствий. Рассматривая рекламную деятельность как систему, следует уделять внимание правовому механизму ее самоорганизации, нашедшему непосредственное выражение через создание и деятельность саморегулируемых организаций. Этот подход представляется весьма актуальным и продуктивным, так как саморегулирование на современном этапе развития системы социального регулирования расширяет спектр своего применения, открывает новые возможности организации и упорядочения различных сфер жизнедеятельности. Первые попытки применения к праву синергетического подхода позволили некоторым авторам сделать вывод о необходимости и актуальности сокращения сферы правового регулирования, так как будущее принадлежит саморегуляции общественных процессов. По верному замечанию Г. В. Мальцева, «либо социальное регулирование, либо саморегуляция — это порочная альтернатива» <2>. ——————————— <2> Мальцев Г. В. Социальное основание права. М., 2007. С. 99.

Речь идет о том, что соотношение между регулятивным (управляющим) началом и основами саморегулирования в различных динамических системах складывается неодинаково. Система социальной и технической регламентации рекламной деятельности, отличаясь особой сложностью, иерархичностью и глубокой противоречивостью, выступает яркой иллюстрацией вышеприведенного тезиса. Рекламная деятельность и ее юридическое опосредование в силу своей природы и функциональной роли обладают значительным потенциалом саморегулирования. В весьма спорной, но интересной и близкой к реалиям современной политико-правовой действительности статье В. В. Похмелкина содержатся суждения о перспективах развития законодательства. По его мнению, в идеале законов должно быть очень мало <3> и «они должны быть сведены в основном к запретам». «А все остальное, — констатирует он, — это саморегулирование или договорное регулирование, с которым общество, свободное от патернализма, способно справиться без государственного вмешательства» <4>. ——————————— <3> По верному замечанию Президента Европейской ассоциации по законодательству профессора Гамбургского университета У. Карпена, «мы имеем слишком много законов и дефицит качества норм» (см.: Карпен У. Необходимость оценки роли законодательства в обеспечении фундаментальных прав человека // Оценка законов и эффективности их принятия: Материалы Международного семинара (16 — 17 декабря 2002 года, г. Рязань). М., 2003. С. 53). <4> Похмелкин В. В. Соотношение политических и правовых начал в законодательном процессе // Оценка законов и эффективности их принятия: Материалы Международного семинара (16 — 17 декабря 2002 года, г. Рязань). М., 2003. С. 51.

Логика развития рекламного законодательства такова, что, возможно, оно пойдет по пути допустимой минимизации вмешательства государства в отдельные стороны и элементы рекламной деятельности с синхронной активизацией сферы саморегулирования. Российское рекламное сообщество сегодня заинтересовано в более цивилизованном рынке, в наличии определенного заданного уровня, к достижению которого будут стремиться все предприниматели. Непосредственным воплощением этих идей и устремлений должны заниматься институты гражданского общества. Саморегулируемые организации в сфере рекламы представляют собой элемент процесса институционализации гражданского общества в современной России. Безусловно, этот элемент не является ключевым, фундаментальным, но саморегулирование в рекламной деятельности затрагивает интересы огромного числа граждан (рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители, рекламопотребители, потребители объекта рекламирования). Индикатором, отражающим реальную картину институционализации «третьей силы», являются союзы, ассоциации, некоммерческие партнерства, осуществляющие представительскую деятельность и защиту интересов своих членов, вырабатывающих стандарты, правила, требования и механизмы контроля за их исполнением. Среди подобных организаций активной и довольно результативной деятельностью отличаются: Европейский альянс по стандартам в рекламе (EASA), Международная рекламная ассоциация (IAA), Международная ассоциация бизнес-коммуникаций (IABC), Национальная рекламная ассоциация, Комитет по рекламе ТПП РФ, Национальная ассоциация наружной рекламы и информации, Индустриальная комиссия по этике и добросовестности в рекламе Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ) и др. Все эти социальные образования входят в систему гражданского общества. Саморегулируемые организации в сфере рекламы, как было отмечено выше, опираясь на этико-деонтологические, корпоративные нормы, осуществляют социальную регламентацию деятельности членов этих организаций. Факт неисполнения требований подобных норм влечет за собой ответственность нарушителя, т. е. порождает для него негативные последствия в форме специфических, разработанных внутри саморегулируемой организации санкций. Нормы, содержащиеся в кодексах саморегулируемых организаций, являются обязательными для исполнения всеми их членами и, не являясь нормами права, носят обязательный, деонтологический характер. Представляет интерес анализ характерных черт, присущих подобным нормам. В первую очередь следует отметить заинтересованность в принятии и реализации норм всеми членами саморегулируемой организации. Совместно принятое на добровольной основе решение подразумевает ответственное обязательное его исполнение. Тем более что круг лиц, разработавших и принявших спектр этических, деонтологических, корпоративных норм, сам же должен их исполнять. Таким образом, можно говорить о ряде признаков, присущих нормам саморегулирования и всему самоуправлению в целом. Во-первых, это самообязательство, когда совпадает круг лиц, принимающих и исполняющих решение; во-вторых, добровольность и заинтересованность в принятии и реализации решения; в-третьих, коллегиальная основа; в-четвертых, формирование общей воли на основе согласования публичных и частных интересов; в-пятых, самоответственность <5>. ——————————— <5> См.: Тихомиров Ю. А. Современное публичное право. М., 2008. С. 217; Он же. Управление на основе права. М., 2007. С. 164.

Правовая регламентация вопросов, связанных с саморегулируемыми организациями, в той или иной мере нашла отражение в Гражданском кодексе РФ, в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Федеральном законе от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Свидетельством актуальности саморегулирования является активная нормотворческая деятельность. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» переводит контроль над бизнесом из исключительно государственной компетенции в совместную компетенцию государственной власти и самого бизнеса. Примечательно, что законодатель закрепляет возможность обязательного членства в саморегулируемых организациях для представителей определенных видов деятельности, если таковое предусмотрено федеральными законами. Данная позиция законодателя нашла отражение в ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», посвященной членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях. До вступления в силу данного документа правовая регламентация деятельности саморегулируемых организаций отличалась не только пробельностью, но и отсутствием единого подхода к ее понятию и сущности. Можно выделить два наиболее часто встречающихся в юридической литературе концептуальных подхода <6>. Во-первых, саморегулирование понимается как продолжение государственного регулирования. Часть государственно-властных полномочий по контролю за соблюдением этических, корпоративных и правовых норм передается саморегулируемой организации. Она подменяет собой государство для своих членов в этом спектре регулирования отношений. Во-вторых, нередко и в юридической литературе, и в практике саморегулирование противопоставляется государственному контролю. Саморегулируемые организации разрабатывают этические нормы, контролируют процесс их реализации. Это способствует самоорганизации отношений между членами организации. ——————————— <6> См.: Басова А. В. Правовая регламентация деятельности саморегулируемых организаций в РФ // Актуальные проблемы правоведения. 2006. N 8. С. 125; Грачев Д. О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 125.

В рамках Федерального закона «О саморегулируемых организациях» нашел отражение третий компромиссный подход, связавший вышеназванные концепции. Государство позволяет объединившимся субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности разрабатывать этические и корпоративные нормы и следить за их реализацией, при этом не наделяя их правом подменять государство в правовом аспекте. Отсутствует также противопоставление государственному регулированию. Речь идет о некой «симфонии», а точнее, «гармонии» государственной и саморегулирующей регламентации. Разумеется, юридические нормы лишь создают возможности для гармоничного взаимодействия субъектов рекламного общения, но отнюдь автоматически не обеспечивают его. В части 1 ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» содержится дефиниция понятия саморегулирования. Саморегулирование — самостоятельная или инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Согласно ч. 1 ст. 3 этого Закона саморегулируемые организации определяются как некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Правовая регламентация деятельности саморегулируемых организаций в сфере рекламы нашла отражение в Федеральном законе «О рекламе». Следует акцентировать внимание на том, что нормы Федерального закона «О саморегулируемых организациях», носящие общий характер, хронологически появились позже (через год), чем специальные нормы Федерального закона «О рекламе». Их сравнительный анализ позволяет говорить о качестве процесса гармонизации законодательства Российской Федерации. В этой связи весьма интересно сравнить дефиниции понятий «саморегулируемая организация» и «саморегулируемая организация в сфере рекламы». Из дефиниции понятия саморегулируемой организации, содержащейся в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях», можно выделить ряд квалифицирующих признаков. Во-первых, это некоммерческая организация, т. е. ее основной целью не является получение прибыли и она не распределяет полученную прибыль между участниками. Она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобным организациям, содержащимся в ГК РФ и Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Во-вторых, данная организация основана на членстве, ведь именно ее члены разрабатывают стандарты и правила, в том числе и о членстве в саморегулируемой организации, реализуют их, контролируют процесс реализации. В-третьих, саморегулируемые организации объединяют субъектов предпринимательской деятельности или субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Часть 2 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» предусматривает также возможность объединения в рамках одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности одного вида, если это предусмотрено какими-либо федеральными законами. Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие в соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность. А под субъектами профессиональной деятельности понимаются физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами. И в-четвертых, саморегулируемые организации создаются в целях самостоятельного регулирования собственной деятельности, т. е. непосредственно саморегулирования. Содержательно саморегулирование представляет собой самостоятельную и инициативную разработку и установление стандартов и правил конкретной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Осуществляется саморегулирование на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в рамках саморегулируемой организации. Обратившись к дефиниции понятия саморегулируемой организации в сфере рекламы, содержащейся в ст. 31 Федерального закона «О рекламе», можно сделать вывод о том, что это некоммерческая организация, так как законодатель предусматривает ее создание в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства, т. е. в организационно-правовых формах некоммерческих организаций. При этом саморегулируемая организация в сфере рекламы основана на членстве, ведь она представляет интересы своих членов. Отраженные в дефиниции организационно-правовые формы некоммерческих организаций также подразумевают наличие членства. Саморегулируемая организация в сфере рекламы объединяет рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также физических лиц. Открытый перечень членов саморегулируемой организации в сфере рекламы (о чем свидетельствует формулировка «иные лица») позволяет утверждать, что это могут быть и физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность. Содержащаяся в анализируемой дефиниции организационно-правовая форма некоммерческой организации «некоммерческое партнерство» учреждается и физическими, и юридическими лицами, что говорит о верности сделанного ранее утверждения. Кроме того, целью создания таких организаций является представительство и защита интересов своих членов, выработка требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечение контроля за их выполнением, т. е. собственно саморегулирование. Таким образом, можно сделать вывод о содержательной согласованности дефиниции понятия «саморегулируемая организация», содержащейся в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях», и дефиниции понятия «саморегулируемая организация в сфере рекламы», содержащейся в Федеральном законе «О рекламе». Это является удачным примером развития процесса гармонизации законодательства Российской Федерации в целом и рекламного законодательства в частности. После вступления в силу в 2006 г. ныне действующего Федерального закона «О рекламе» особый интерес представляет сравнительный анализ регламентации саморегулирования в старой и новой редакции Закона. В первую очередь следует обратить внимание на местоположение в нормативном правовом акте статей, посвященных саморегулированию. В Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ ст. 28 «Права органов саморегулирования в области рекламы» размещена в гл. IV «Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы». В Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ вопросы саморегулирования отделены от вопросов государственного регулирования и помещены в отдельную четвертую главу «Саморегулирование в сфере рекламы», состоящую из ст. 31 «Саморегулируемые организации в сфере рекламы» и ст. 32 «Права саморегулируемой организации в сфере рекламы». Под органами саморегулирования понимались общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц (ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», в редакции 1995 г.). В настоящее время под саморегулируемой организацией в сфере рекламы понимается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением (ст. 31 Федерального закона «О рекламе», в редакции 2006 г.). Последняя дефиниция представляется более адекватной и функционально насыщенной. В ней акцентируется внимание на субъектах рекламной деятельности, которые являются потенциальными инициаторами создания саморегулируемых организаций, отражены их цели. Примечательно, что анализ статей о саморегулировании в нормативных правовых актах 1995 г. и 2006 г. позволяет говорить об изменении подхода к целям саморегулирования в сфере рекламы. Ранее целевой акцент был смещен на осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе (ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», в редакции 1995 г.) и защиту интересов потребителей рекламы (ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» 1995 г.). В Федеральном законе «О рекламе», в редакции 2006 г., на первый план выходит цель представительства и защиты интересов членов саморегулируемой организации (ст. 31, п. 1 ст. 32), а также цель разработки и реализации организациями этических норм (ст. 31, п. 6 ст. 32). Также претерпела изменения регламентация вопроса взаимодействия саморегулируемой организации в сфере рекламы с судебными органами. В пункте 3 ст. 32 действующего Федерального закона «О рекламе» закреплено право обжалования в арбитражном суде нормативных правовых актов федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. В ранее действовавшей редакции Федерального закона «О рекламе» органы саморегулирования наделялись правом предъявлять иски в суд, арбитражный суд только в интересах потребителей рекламы в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе (ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», в редакции 1995 г.). Разработка, предъявление требований к членам и желающим вступить в саморегулируемую организацию (п. 5, 6, 8 ст. 32 Федерального закона «О рекламе», в редакции 2006 г.), возможность применения мер ответственности (п. 4 ст. 32 Федерального закона «О рекламе», в редакции 2006 г.), сбор, обработка и хранение информации о деятельности членов (п. 9 ст. 32 Федерального закона «О рекламе», в редакции 2006 г.), рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации (п. 7 ст. 32 Федерального закона «О рекламе», в редакции 2006 г.) ранее в Федеральном законе «О рекламе» не находили отражения. Внимание законодателя к подобным вопросам в нормативном правовом акте 2006 г. свидетельствует о существенном развитии и директивном обогащении саморегулирования в рекламной сфере и признании высокой социальной значимости этого явления в современной России. С высокой долей вероятности можно констатировать необходимость дальнейшей детальной регламентации членства в саморегулируемой рекламной организации. Регламентация должна разрабатываться и внедряться как средствами правотворчества (юридический подход), так и средствами саморегулирования (этико-деонтологический подход). Правовая регламентация регистрации саморегулируемых организаций нашла отражение в Постановлении Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» <7>. Появление этого нормативного правового акта является весьма актуальным и своевременным. После вступления в силу Федерального закона «О рекламе» прошло более двух лет, Федерального закона «О саморегулируемых организациях» — более года. За это время количество саморегулируемых организаций в России увеличилось, изменились социокультурные условия жизни, что повлекло за собой необходимость учета и упорядочения процесса регистрации саморегулируемых организаций. ——————————— <7> РГ. 2008. 3 окт.

Развитие саморегулируемых организаций может способствовать решению ряда проблем, связанных с правовой регламентацией рекламной деятельности. Так, активное участие системы саморегулирования в вопросе сокращения спама, наряду с сугубо правовыми механизмами, поможет достичь желаемого результата. Автор Постатейного комментария к Федеральному закону «О рекламе» Е. И. Спектор, анализируя проблему спама, предлагает усилить деятельность саморегулируемых организаций, что отвечает требованиям ст. 31 Федерального закона «О рекламе», которые в целях представительства и защиты интересов своих членов вырабатывают требования соблюдения этических норм в рекламе и обеспечивают контроль за их выполнением. В 1998 г. крупные интернет-провайдеры и держатели крупных информационных порталов, объединившись, издали правила поведения в сети — «Нормы пользования Сетью» Открытого форума интернет-сервис-провайдеров (ОФИСП), в которых достаточно четко были установлены общепринятые правила работы в Интернете для всех пользователей. Например, массовая рассылка предварительно не согласованных электронных писем признается недопустимой <8>. ——————————— <8> См.: Спектор Е. И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). М., 2007. С. 120.

Показателен пример борьбы с наболевшей и тяжелой для многих стран проблемой — анорексией (болезнью потери аппетита). В апреле 2008 г. депутаты нижней палаты французского парламента — Национального собрания — приняли Закон о борьбе с пропагандой анорексии <9>. Парламентское большинство правящей партии «Союз в поддержку народного движения» сочло эту проблему острой и нуждающейся в срочном решении. Представленный законопроект обсуждали не только парламентарии и юристы, но и французские модельеры, рекламодатели, журналисты, Министр здравоохранения. Они пришли к выводу, что навязчивая реклама худобы и препаратов для регулирования (подавления) аппетита приводят не только к серьезным последствиям для здоровья, но и к трагическим случаям смерти от истощения. ——————————— <9> См.: Депутаты сбросили вес. Во Франции принят Закон о запрете на рекламу похудения // РГ. 2008. 17 апр.

В Италии с подачи правительства ведущие модельеры, объединившись, приняли своеобразный этический кодекс, обязывающий их широко использовать в своих разработках образ здорового (не истощенного) тела. Проблема анорексии актуальна и для современной России. Саморегулируемые организации в сфере рекламы могут и должны включиться в процесс преодоления этой проблемы. Их активная деятельность в этом вопросе может существенно изменить стереотипы общества, модели поведения, переориентировать граждан. В связи с увеличением масштабов рекламного рынка возможности прямого воздействия государства на деятельность его участников сужаются. Именно поэтому государство внедряет механизм саморегулирования в сфере рекламного бизнеса. Этот механизм предполагает передачу части контрольных функций на уровень саморегулируемых организаций, объединяющих профессиональных участников рекламного рынка. Правовой статус саморегулируемых организаций установлен различными нормативными и ненормативными правовыми актами, механизмом социального регулирования, но в новых экономических условиях его регламентация заметно отстает от современных требований гражданского общества. По мнению главы Департамента государственного регулирования экономики Министерства экономического развития и торговли А. Шарова, существует масса сфер деятельности, где государство не в состоянии обеспечить качество товаров и услуг, да и не должно этим заниматься. Постепенно в рамках административной реформы оно от этих избыточных функций по надзору и контролю уже избавляется. И право разрабатывать для бизнеса стандарты деятельности, а также контролировать их исполнение будет передаваться по мере создания объединений передавать самим предпринимателям, т. е. саморегулируемым организациям <10>. ——————————— <10> См.: Кукол Е. Бизнесу вручили власть // РГ. 2007. 19 дек.

В этом плане вполне оправданна ассоциация членства в саморегулируемых организациях с некой своеобразной маркой, знаком качества. Традиционный для советской эпохи знак качества, присваиваемый ранее уполномоченными государственными органами, получает новое прочтение и становится на службу бизнесу и потребителю. Можно предположить, что в перспективе продукция членов саморегулируемых организаций будет отмечаться особо разработанным специальным знаком (лейблом). Такой подход вполне применим в рекламной сфере. Согласно Федеральному закону «О рекламе» под объектом рекламирования следует понимать товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Отмеченные специальным знаком (лейблом) объекты рекламирования при должном позиционировании будут более успешно продвигаться на рынке, привлекать внимание потенциальных потребителей. Без сомнения, это скажется на формировании и росте спроса. Непосредственно рекламный продукт (печатная реклама, радиоролик, видеоролик), отмеченный таким знаком, будет вызывать больше доверия у потребителя рекламы. Субъекты рекламной деятельности, являясь членами саморегулируемой организации и получив возможность заявить об этом через демонстрацию специального знака, безусловно, будут использовать эту возможность, в том числе стремясь занять предпочтительное положение на рекламном рынке. Однако эта перспективная идея может стать реальностью только при соблюдении ряда условий. Уровень правовой культуры всех участников рекламного рынка, особенно членов саморегулируемых организаций, должен быть достаточно высоким, иначе любые знаки качества будут лишь графическими изображениями. Кроме того, саморегулируемые организации в сфере рекламы должны утвердиться в своих позициях, активно и результативно работать, показывая, сколь верно и престижно состоять в такой организации. Не менее важно сформировать не просто лояльное отношение общества к саморегулируемым организациям, а отношение «с пиететом», основанное на понимании и принятии роли и значения таких организаций для общества в целом. Для становления и развития саморегулируемых организаций в сфере рекламы необходимо надлежащее отношение к ним государства, государственных властных структур, компетентных должностных лиц. Партнерский характер диалога государственных структур и саморегулируемых организаций может быть инициирован и выстроен только при наличии на то государственной воли. Наличие вышеназванных условий позволит саморегулируемым организациям в сфере рекламы продуктивно работать и занять свою нишу в сложной многогранной жизни современного российского общества.

——————————————————————