Понятие и юридическая сущность информации
(Кузьмин В. П.) («Информационное право», 2009, N 2)
ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
В. П. КУЗЬМИН
Кузьмин В. П., зам. директора ДВЮИ ТОГУ, кандидат юридических наук.
В статье дается теоретическое осмысление понятия «информация», его юридической сущности и основных характеристик в контексте формирования информационного общества и единого информационного пространства. Делается акцент на том, что создание единой системы информационного обеспечения гражданского общества и национальной безопасности страны сдерживается рядом объективных и субъективных причин. В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и вхождение России в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, формирование и развитие информационного права. Широкое внедрение в жизнь информационных технологий вызывает настоятельную необходимость правового закрепления понятий и терминов, широко применяемых в информационной сфере. «Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» <1>. Такое определение информации содержалось в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Однако оно не содержало основных признаков информации, выражающих ее юридическую сущность. Не все данные могут быть востребованы, а лишь те, которые содержат новизну. Абстрактные или общеизвестные сведения не обладают потребительскими свойствами и не могут быть объектом правоотношений, следовательно, и не могут иметь юридической сущности. К сожалению, новый Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ об информации не внес необходимых изменений <2>. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 8. Ст. 609. <2> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
Теория информации начинается с работ К. Шеннона, опубликованных в конце 40-х годов XX в., в которых под информацией понимались не любые сообщения, а лишь те, которые уменьшают неопределенность у получателя этого сообщения <3>. Неопределенность же, по воззрениям К. Шеннона, существует тогда, когда происходит выбор одной из нескольких возможностей. В теории Шеннона на первый план выдвигалась идея кода и канала передачи информации, а количество информации, характеризующее данное сообщение, определялось множеством всех возможных сообщений и их вероятностей независимо от их смыслового содержания. ——————————— <3> Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. М.: Изд-во иностр. литературы, 1963. 830 с.
Учитывая функциональную и смысловую нагрузку информации, можно определить ее как сведения об окружающем мире, которые уменьшают существующую в отношении его степень неопределенности, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями, воспроизводимыми путем передачи субъектами устным, письменным либо другим способом. В таком понимании информации заложены основные юридические признаки информации: — информация — это не любые сведения, а лишь те, которые несут нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность; — информация существует вне ее создателя, это отчужденное от него знание; — информация является сообщением, она выражена на определенном языке в виде знаков; — информация неисчерпаема, она может иметь неограниченное число пользователей, использоваться неограниченное число раз и при этом оставаться неизменной. Сообщение может быть записано на материальном носителе, таким образом, оно является формой передачи информации и может распространяться в каналах общественной коммуникации, воспроизводиться без участия автора, быть доступным для неограниченного круга субъектов. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Она конструируется субъектом в соответствии с его потребностями, интересами, целями. Перенос информации на материальный носитель не материализует ее. Материален лишь носитель информации. Идеальный характер информации усложняет процесс правового регулирования информационных отношений, ограничивает возможность распространения на информацию института вещной собственности. Несмотря на то что носитель информации является вещью, информация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это связано с тем, что, когда мы передаем вещь, мы передаем при этом зачастую весь объем прав (владения, пользования и распоряжения). Но когда мы передаем зафиксированную на материальном носителе информацию, мы в правовом смысле передаем сам носитель и сумму каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информацией (например, право ее дальнейшего распространения). Получение информации не может обеспечить полный объем вещных прав на нее — владение, пользование и распоряжение. Право собственности распространяется только на материальный носитель информации. При этом приобретатель получает возможность пользоваться и распоряжаться информацией, но и поставщик информации имеет возможность пользоваться этой же информацией, даже если договором будет установлено ограничение на ее распространение. Также не всякая информация подпадает под понятие «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Перечень таких сведений определяет ст. 1225 ГК РФ <4>. ——————————— <4> Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 // Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5469.
Эти моменты поставили перед юристами задачу сформулировать особый правовой режим информации. Законодатели попытались выйти из положения, применяя термин «обладатель информации», сформулировав особый правовой режим информации, который нашел свое отражение в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. об информации <5>. ——————————— <5> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
Законом предусмотрено использование понятия «обладатель информации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ о коммерческой тайне <6>. Данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя. ——————————— <6> Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
В Гражданском кодексе термин «обладатель» означает наличие каких-либо прав, а также материализованных свидетельств таких прав. Обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Ограниченность данного в законодательстве определения информации заключается в том, что качественной характеристикой информации, имеющей принципиальное значение как объекта правоотношений, является ее потребительская стоимость, т. е. значимость для конкретного субъекта. Ценность информации не может ставиться в зависимость от стоимости ее носителя. Она выражается в стоимостных характеристиках тех последствий, которые следуют за получением информации. Существует ряд понятий, которые дают дополнительную характеристику информации. Наиболее употребляемые из них: — достоверность — соответствие данных объективной реальности; — адекватность — способность информации создавать у получателя соответствующее представление об объекте, процессе или явлении; — полнота — достаточность данных для понимания сути явления и принятия решения; — избыточность информации — наличие большого объема сведений, отражающих конкретную сферу, позволяющее для принятия решения использовать лишь часть информации; — оптимальность — сочетание полноты и краткости данных; — своевременность — актуальность в момент принятия решений; — объективность и субъективность информации — степень выражения в предоставляемых данных мировоззрения поставщика информации; — доступность — это мера возможности получить ту или иную информацию; — идеальность — информация не материальна, материальным может быть только носитель информации; — неисчерпаемость — информация не подвержена физическому износу в процессе ее использования; — ценность — способность расширять возможности потребителя информации <7>. ——————————— <7> Годин В. В., Корнеев И. К. Информационное обеспечение управленческой деятельности. М.: Образование, 2001. 240 с.
Кроме того, для целей правового регулирования информационных отношений большое значение имеют такие ее характеристики, как конфиденциальность — защищенность информации от несанкционированного доступа и ознакомления, целостность — свойство, при наличии которого информация сохраняет заранее определенные системой вид и качество. Нельзя смешивать понятия «достоверность» и «адекватность» информации. Эти понятия могут нести разную смысловую нагрузку. Под адекватностью понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что поставщик вложил в ее содержание. К примеру, нельзя считать достоверной информацию, содержащуюся в произведении писателя-фантаста, но эта информация адекватно отражает авторский замысел и создает те последствия, которые автор предусматривает. Зачастую в СМИ встречается много недостоверной информации. Но субъект, имеющий соответствующую подготовку и оптимальный объем информации, способен извлечь из данного массива полезные и достоверные сведения. В этом заключается аналитическая работа специалистов — политологов, социологов, разведывательных органов. Как правило, в таких случаях чем больше исходных данных мы имеем, тем выше достоверность полученного результата. При распространении информации действует закон искажения информации по мере ее движения <8>. Этот закон связан с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Именно поэтому в тех случаях, когда важны достоверность и полнота информации, встает вопрос о фиксации информации на материальном носителе и соблюдении определенных требований к процедуре и способу фиксации. Так, например, для того чтобы информация имела доказательную силу в ходе судебного разбирательства, она должна быть задокументирована с соблюдением строго установленных процессуальных требований. ——————————— <8> Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000. С. 45.
Для принятия решений имеет значение полнота информации, т. е. достаточность данных для понимания сути явления и принятия решения. Но степень полноты информации зависит и от уровня информационных технологий. Современные информационные технологии позволяют моделировать реальную ситуацию при наличии минимума информации. В сфере распространения информации действует объективный закон избыточности информации. Позитивная избыточность информации имеет своей целью оптимизировать весь процесс коммуникации. Позитивная избыточность активно используется в процессе обучения, когда неоднократные повторения характерных ситуаций приводят к лучшему усвоению их аудиторией. Избыточность информации — на первый взгляд полезное свойство. Избыточность информации позволяет повышать ее достоверность за счет применения специальных методов, в том числе и основанных на теории вероятности и математической статистике. Общий принцип здесь такой: при подготовке управленческого решения отсеиваются повторяющиеся или несущественные сведения. Объем данных при этом сокращается, но их достоверность увеличивается. С другой стороны, это свойство может рассматриваться как негативное. Большой объем информации ведет к дополнительным затратам во времени и пространстве в процессе ее сбора, хранения и передачи. Поэтому важнейшее значение имеет такое качество информации, как оптимальность — сочетание полноты и краткости данных. Негативная избыточность нарушает нормальное течение информационного процесса. Она представляет своего рода помехи. Это, например, декларативные нормы и положения, которые не снабжены механизмом реализации. Не выполняя функций регуляции, такие законы негативно избыточны. Средством преодоления негативной избыточности служит высокий уровень подготовки нормативных правовых актов. Таким образом, на достоверность информации влияют такие ее свойства, как адекватность и полнота. Свойство достоверности информации имеет основное значение для принятия решений. Недостоверная информация может приводить к решениям, имеющим негативные экономические, социальные и политические последствия. Важным специфическим свойством информации является ее самостоятельность как объекта, независимость от среды, в которой она находится, от носителя, на котором сведения зафиксированы. Понятие объективности информации является относительным. Познание абсолютной истины всегда ограничивается полнотой информации и ожиданиями конкретных субъектов информационных отношений. Такие свойства информации, как идеальность и неисчерпаемость, порождают такое юридическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый ресурс. Информация не подвержена (в отличие от большинства вещей) физическому старению и обладает такой особенностью, как возможность неограниченного тиражирования. Это свойство информации предопределяет прогресс человечества, ибо благодаря ему осуществляются постепенное наращивание знаний и передача их от поколения к поколению. Однако оно дает и побочный эффект: возможность произвольного распространения сведений, одновременного нахождения их в полном объеме в нескольких местах и одновременного использования любым количеством субъектов (в том числе и конфликтующими сторонами). В любой деятельности информация используется в двух видах: недокументированная и документированная. Недокументированная — речевая информация, информация, выраженная в виде знаков, символов и т. п., не имеющая реквизитов. Документированная информация — это информационное сообщение в бумажном, звуковом или электронном виде, оформленное по определенным правилам и заверенное в установленном порядке, т. е. это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе <9>. ——————————— <9> Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 114.
Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования. Законодательство разграничивает понятия «предоставление информации» и «распространение информации». Предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц <10>. ——————————— <10> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. об информации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. <11>, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. <12> и другие нормативно-правовые акты определили основные направления государственной политики в сфере информатизации, касающиеся рассматриваемой проблемы: формирование и защиту государственных информационных ресурсов; создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации; создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов; обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации; содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения; формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий; поддержку проектов и программ информатизации; развитие нормативной базы информационной сферы. ——————————— <11> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Парламентская газета. 2000. N 187. 30 сентября. <12> Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) // Российская газета. 2008. N 34. 16 февраля.
22 июля 2000 г. на о. Окинава Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция приняли Хартию глобального информационного общества <13>. В этой Хартии устанавливаются основные принципы вхождения государств в такое общество и провозглашаются основные положения, которые страны «восьмерки» будут согласованно применять, а также могут применять все остальные страны мира. Хартия является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества. ——————————— <13> Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 — 56.
7 февраля 2008 г. Президентом РФ утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. В документе подчеркивается, что в настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу. Целью перехода России к информационному обществу является развитие гражданского общества и демократических традиций, преодоление тех негативных тенденций в экономической, политической и социальной сферах, которые сложились в стране в девяностые годы <14>. ——————————— <14> Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212) // Российская газета. 2008. N 34. 16 февраля.
Стратегия является политическим документом и направлена на реализацию положений Окинавской Хартии глобального информационного общества и итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г.). Создание единой системы информационного обеспечения гражданского общества и национальной безопасности страны сдерживается рядом объективных и субъективных причин: отсутствуют необходимые организационно-правовые и экономические рычаги реализации сформулированных концепций; в зачаточной стадии находится методологическое обоснование создания и функционирования такой системы, равно как и выработка единой информационной политики <15>. ——————————— <15> Иванова Е. Проблемы информационного обеспечения органов управления // Финансовая газета. 2007. N 18.
Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. N 1576 утверждено Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации. Целью перехода России к информационному обществу является развитие гражданского общества и демократических традиций, а также преодоление информационного неравенства и равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное общество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный доступ к информации, права на защиту персональных данных и обязанности раскрытия информации со стороны государственных, общественных и коммерческих организаций.
——————————————————————