Информационное право как самостоятельная научная специальность

(Морозов А. В.) («Юридическое образование и наука», 2013, N 1)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ <*>

А. В. МОРОЗОВ

——————————— <*> Morozov A. V. Information law as independent scientific specialty.

Морозов Андрей Витальевич, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Минюста России, доктор юридических наук, профессор.

В статье автор проводит анализ информационного права как научной специальности, а также предлагает свой вариант ее содержания.

Ключевые слова: право, информационное право, информация.

In the article author analyzes the information law as a scientific specialty and also proposes his own version of its content.

Key words: law, information law, information.

Построение информационного общества, достижения науки и техники, возможность использования современных информационных технологий практически во всех сферах жизни общества позволяют на современном этапе развития юридической науки в Российской Федерации утверждать, что сформировавшаяся в России за последние двадцать лет комплексная отрасль информационного законодательства требует своего закрепления как самостоятельная научная специальность. Исходя из анализа опубликованных научных работ (докладов, статей, монографий и диссертаций), можно утверждать, что в последние десятилетия это направление развивается в геометрической прогрессии. После подписания Окинавской хартии Глобального информационного общества Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 22 июля 2000 г. в государственном образовательном стандарте Российской Федерации появились специальности «Правовая информатика» и «Информационное право», последняя также была введена в перечень научных специальностей России. Дальнейшее развитие этого направления приобрело импульс после принятия рекомендаций Комитета Министров Совета Европы 28 февраля 2001 г. (N 2 и N 3), которыми регламентируются вопросы использования правовых информационных систем, предоставления судами информации и оказания других правовых услуг гражданам с помощью сети Интернет, предусмотрена обязанность государства обеспечить доступ к правовой информации в электронной форме, к электронным регистрам и реестрам, а также автоматизация судебных технологий. Поскольку важным аспектом развития международного законодательства в области обеспечения права на доступ к информации является и защита информации от компьютерных преступлений, здесь также следует отметить подписанную Комитетом Министров Совета Европы 23 ноября 2001 г. Конвенцию о киберпреступности, нормы которой призваны оказать существенное влияние на различные отрасли права: уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, информационное. Объектом киберпреступлений в соответствии с указанной Конвенцией являются ряд охраняемых нормами права общественных отношений, возникающих при осуществлении производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления компьютерной информации, а также иные отношения, связанные с использованием компьютера, компьютерных систем и сетей. Изложенное приводит к выводу об актуальности и необходимости научных исследований, связанных с обеспечением доступа к информационным ресурсам органов и организаций, их использования физическими и юридическими лицами, в целях определения направлений реализации концептуальных положений вышеперечисленных документов и выполнения международных обязательств Российской Федерации. Сегодня в Российской Федерации действует более двухсот нормативных правовых актов различного уровня, касающихся вопросов формирования всевозможных видов общедоступных информационных ресурсов и доступа пользователей к информации. Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, одобренные Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности 27 ноября 2001 г. N 4.1, определили законность одним из основных принципов правового обеспечения информационной безопасности в демократическом государстве, который является основополагающим и для деятельности государственных органов и их территориальных органов в субъектах Российской Федерации. В связи с этим актуальным является вопрос о создании организационно-правовых условий как для использования электронного документооборота в деятельности федеральных органов государственной власти, так и для целей реализации конституционных прав граждан на информацию, с одной стороны — открытости процесса деятельности государственных и муниципальных служащих, с другой стороны — защиты сведений в системах электронного документооборота, широко внедряемых в настоящее время. Из Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., следует, что совершенствование правового обеспечения информационной безопасности является одним из приоритетов при построении глобального информационного общества, что, безусловно, требует детальной научной проработки. Необходимость выделения информационного права как самостоятельного научного направления подтверждается повышенным вниманием, уделяемым в современном обществе вопросам обеспечения информационной безопасности во всех сферах жизни человека, чему, несомненно, способствует успешная реализация Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. В последнее время утверждены несколько основополагающих документов развития России в сфере информатизации и информационной безопасности. Это прежде всего Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (Указ от 07.02.2008) и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ от 12.05.2009). Все создаваемое правовое обеспечение информационной сферы деятельности общества, включая электронное правительство и электронную коммерцию, электронное (дистанционное) образование, информатизацию науки, здравоохранения и т. д., рассматривается как актуальное научное направление, требующее объединения ученых — специалистов высшей квалификации в самостоятельном направлении научной деятельности как элемента фундамента для перехода к информационному обществу. В России за последние десятилетия сформировалась группа ученых данного научного направления, таких как А. Б. Агапов, Ю. М. Батурин, И. Л. Бачило, А. Б. Венгеров, О. А. Гаврилов, В. П. Казимирчук, Д. А. Керимов, П. У. Кузнецов, В. Н. Лопатин, Г. В. Мальцев, Ю. Г. Просвирнин, Т. А. Полякова, М. М. Рассолов, И. М. Рассолов, А. А. Стрельцов, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров, Л. К. Терещенко, А. А. Фатьянов, Л. В. Филатова, Р. О. Халфин, С. Г. Чубукова и другие, способных сохранить и приумножить достижения информационного права как самостоятельной отрасли науки. Значительная правотворческая активность последних лет в сфере построения в России информационного общества дала существенные результаты. Был принят целый ряд законодательных актов: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 231-ФЗ, Федеральные законы от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи», от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности», от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», от 25.07.2011 N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных». 20 октября 2010 г. распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина N 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», в которой значительное место уделяется разработке и совершенствованию информационного законодательства и права. В соответствии с Программой задачами ближайшего десятилетия являются повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе; перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства; повышение открытости деятельности органов государственной власти; создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, образования и науки, культуры и спорта. Построение электронного государства и повышение эффективности государственного управления предусматривает в том числе: формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия; создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени; создание справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах; развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа; обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности; создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота. В Программе отмечены возрастающие угрозы безопасности в информационном обществе, в том числе: — увеличение количества компьютерных преступлений, их корыстной направленности и наносимого материального ущерба, количества трансграничных компьютерных преступлений, совершенных группами лиц; — информационные технологии все чаще используются для совершения традиционных преступлений, в частности хищений, вымогательств, мошенничества и террористической деятельности; — сохраняются угрозы национальной безопасности, связанные с активным использованием террористами сети Интернет и мобильной телефонии для организации скрытых каналов связи и пропаганды своей деятельности, продолжают функционировать и создаваться новые сайты экстремистской и иной противоправной направленности; — все большую актуальность приобретают вопросы обеспечения безопасности национального сегмента сети Интернет. Существенным препятствием ускоренному развитию информационного общества в России является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. При этом следует отметить, что до настоящего времени в России законодательно не утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде соответственно органами государственной власти и органами местного самоуправления. Не решен вопрос о признании на законодательном уровне электронного документа эквивалентом бумажного документа. Огромный импульс развитию информационного законодательства и права был задан Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», предусматривающим повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 г., при использовании механизмов получения указанных услуг в электронной форме (не менее 90%). С другой стороны, в настоящее время отсутствуют необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти требуемой информации населению, организациям и другим органам государственной власти, не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями. Для электронных форм взаимодействия не реализованы такие виды услуг, как нотариальные услуги в электронном виде и ряд других услуг, аналогичных услугам при традиционных формах взаимодействия на основе использования бумажных документов. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N ВВ-П10-1516 Минюстом России подготовлен законопроект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который можно отметить как существенный результат в создании и совершенствовании информационного законодательства и права. Предлагаемый проект Федерального закона направлен на установление правового режима электронного документа и обеспечение его юридической значимости в деятельности органов судебной власти, прокуратуры и нотариата, в том числе при оказании государственных услуг в электронном виде. Проблема обеспечения юридической значимости электронных документов является особенно актуальной в связи с необходимостью создания единого пространства доверия электронной подписи для унифицированного оказания государственных услуг в электронном виде и обеспечения электронного взаимодействия органов государственной власти, судебной власти, органов прокуратуры, нотариата, а также формирования единого информационного пространства судов и нотариата. Для эффективного внедрения единого информационного пространства судов в России предполагается законодательно закрепить возможность использования электронных документов в судопроизводстве и определить их правовой режим. Планы законопроектной деятельности содержат научно-практические разработки, которые позволят обеспечить профилактику ряда угроз интересам России — за счет обеспечения безопасности использования национального сегмента сети Интернет, снижения уязвимости системы управления национальным доменом, сокращения возможностей нарушения доступа к российским информационным ресурсам в сети Интернет и развязывания в сети Интернет информационного противоборства. Вышесказанное еще раз подтверждает актуальность комплексного научного направления — информационного права как самостоятельной научной специальности юридической науки России. Мои коллеги в последнее время достаточно активно обсуждают варианты содержания самостоятельной научной специальности «Информационное право». Мне бы тоже хотелось представить свое видение — как вариант паспорта научной специальности 12.00.13.

Шифр специальности: 12.00.13. Информационное право

Формула специальности. Содержанием специальности 12.00.13 «информационное право» является анализ, теоретическое и прикладное исследование предмета и методов правового регулирования, источников и состояния законодательства, правовых институтов и правоотношений в информационном обществе, разработка предложений по совершенствованию норм законодательства и правоприменительной практики в информационной сфере. Важными направлениями в рамках указанных областей исследования по данной специальности являются: формирование правовых основ информационного общества и электронного государства, информационные ресурсы, системы и технологии как объекты правового регулирования, реализация и защита прав в информационной сфере, правовой режим тайны и правовое обеспечение информационной безопасности, профилактика, раскрытие правонарушений и ответственность за правонарушения в информационной сфере. 1. Теоретическое и прикладное исследование источников, системы, методологии и проблем правового регулирования отношений в информационной сфере. 2. Система информационного законодательства, основные направления ее развития и совершенствования. 3. Правовые основы формирования и развития информационного общества в Российской Федерации. 4. Информационно-правовая деятельность. 5. Право на информацию. Предоставление информации. 6. Правовые основы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства. 7. Тайна. Принципы и правовой режим защиты информации. 8. Документирование информации. Электронный документооборот. 9. Организация и координация действий органов государственной власти и муниципальных образований в информационном обществе. 10. Законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства. 11. Совершенствование форм и методов борьбы с различными видами правонарушений в информационной сфере и юридическая ответственность. 12. Правовое регулирование общественных отношений в сети Интернет. 13. Проблемы международного сотрудничества в правовом регулировании и развитии глобального информационного общества.

——————————————————————