Место информационного права в рамках специальности 12.00.14

(Саттарова А. А.) («Финансовое право», 2009, N 7)

МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 12.00.14

А. А. САТТАРОВА

Саттарова А. А., преподаватель кафедры налогового права ВГНА Минфина России, кандидат юридических наук.

В данной статье рассматривается специальность 12.00.14 в номенклатуре юридических специальностей, а также место информационного права в ней. Сегодня перед информационным правом как относительно молодой отраслью российского законодательства могут возникнуть проблемы разграничения предмета правового регулирования для целей отнесения к конкретной отрасли права, тем самым ставящим под сомнение значение информационного права как самостоятельной отрасли права. Наличие оптимальной номенклатуры (классификатора) специальностей научных работников решающим образом оказывает влияние не только на качество кадровой работы, но и на уровень организационной и практической деятельности высших учебных заведений. В настоящее время номенклатура юридических наук представлена одиннадцатью специальностями, а именно: 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. 12.00.02 Конституционное право, муниципальное право. 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. 12.00.05 Трудовое право; право социального обеспечения. 12.00.06 Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право. 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. 12.00.09 Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность. 12.00.10 Международное право, европейское право. 12.00.11 Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура. 12.00.14 Административное право, финансовое право, информационное право. 12.00.15 Гражданский процесс; арбитражный процесс. Содержание каждой научной специализации концентрирует в себе большой объем теоретических и прикладных знаний, которыми должен был обладать исследователь. Их введение должно быть оправданно, просчитано и отражать реальные требования науки и практики. В соответствии с номенклатурой каждая специальность имеет свой паспорт, который является обобщающим документом и позволяет говорить о сплошном методе их учета. Кроме того, представление в каждом паспорте формулы специальности и областей исследований в ней дает полную картину объекта и позволяет выявить факторы ограничений по отдельным специальностям. В паспорте специальности 12.00.14 прописано, что содержанием специальности «Административное право, финансовое право, информационное право» являются анализ, теоретическое и прикладное исследование источников, системы, методов и административно-правовых форм государственного управления; совершенствование правового регулирования административно-правовых отношений; определение и обоснование эффективности форм и методов борьбы с административными правонарушениями; совершенствование административно-правовой организации в отраслях материального производства, внешнеэкономической деятельности, административно-политической сфере. Кроме того, содержанием специальности являются изучение финансовой деятельности государства, деятельности по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств в государстве и норм права, их регулирующих; бюджетная деятельность в государстве; проблемы налогового права; банковское право; государственный кредит, а также исследование проблем информации как объекта правового регулирования; видов информационного права; юридической защиты информации. Большой круг изучаемых вопросов, составляющих содержание специальности, заслуживает определенного внимания в аспекте соотношения трех представленных дисциплин: административного, финансового и информационного права между собой. Если рассматривать каждую отрасль в отдельности, то в их становлении и развитии прослеживается определенная закономерность: на начальной стадии развития каждая из них, распространяясь на особый вид общественных отношений, входит в наиболее крупные подразделения российского права. Постепенно, с изменением ряда условий, на базе экономических (политических, социальных) преобразований возникает необходимость более глубокой правовой регламентации конкретной отрасли, что впоследствии ведет к ее обособлению. Достаточно вспомнить, что во времена становления финансового права в литературе высказывались сомнения по поводу самостоятельности финансового права как отрасли в системе права. Утверждалось, к примеру, что это часть государственного или административного права. Еще академик И. И. Янжул писал: «Главное место в науках административных отводится наукам хозяйственным, среди которых и наука государственного хозяйства, или, по установившейся терминологии, наука о финансах, или финансовое право» <1>. Общенациональный характер управляемого через посредство финансов государственного хозяйства подчеркивается ученым и далее: «Финансовая наука есть учение об общественном хозяйстве, имеющее своею задачею изложение тех правил, которые должны быть соблюдены при добывании материальных средств, потребных для выполнения общественных целей: финансовое право — это совокупность законодательных постановлений о финансовом устройстве и финансовом управлении государства». ——————————— <1> См.: Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. М., 1899.

Однако все сомнения по поводу самостоятельности финансового права были опровергнуты тем фактом, что финансовое право обладает определенной спецификой предмета и метода, что требуется для выделения совокупности юридических норм в систему права. Конечно, нельзя не уделить внимание тому, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, а следовательно, оно тесно соприкасается с административным правом, охватывающим своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Также имеется сходство и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этой отрасли права. Как отмечает Н. И. Химичева, административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право также распространяется на этот вид деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться органами исполнительной власти. Кроме того, поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право использует сходные методы правового регулирования — метод властных предписаний <2>. Но при всем сходстве отраслей они различаются по предмету регулирования. ——————————— <2> См.: Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник. М., 2005. С. 49.

Помимо взаимодействия финансового и административного права, входящих в единую специальность, хотелось бы определить и место информационного права в ней. Теоретические изыскания в области информационного права приобретают все большее значение, что свидетельствует о расширении перечня инициативных исследований. Анализ диссертационных исследований показывает, что специфика предметной сферы информационного права может вызвать неоднозначность мнений по поводу самостоятельности данной отрасли: так, за период 1988 — 2006 гг. из 276 диссертаций по проблемам информационного права только 37 из них принадлежали исключительно специальности 12.00.14 <3>. Остальные исследования по информационному праву примкнули к другим юридическим специальностям. Кроме того, нельзя исключать возможность возникновения «конфликта интересов» и с другими науками. Так, к примеру, грань между специальностью 12.00.14 и, скажем, 05.25.05 «Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики», номенклатура которой относится к техническим наукам, очень мала, так как в процессе исследования проблем информационного права избежать изучения вопросов, включающих исследования и разработки в области теоретических, правовых аспектов обеспечения функционирования систем и сбора, хранения, обработки, поиска, передачи, представления и воспроизведения информации, временами (последние являются содержанием специальности 05.25.05) невозможно. Следовательно, в данном аспекте возникает необходимость в четком определении предметной области информационного права. ——————————— <3> См.: Журнал «Информационное право», офиц. сайт http://www. infolaw. ru/lib.

Об информационном праве юридическая наука заговорила сравнительно недавно, на рубеже 60 — 70-х годов XX столетия. Терминология еще не была отработана, и в литературе того времени можно встретить разные определения, относящиеся нередко к одному и тому же явлению. Иной раз вся проблематика информационного права сводилась к так называемому компьютерному праву либо к правовой кибернетике, задачи же правового регулирования оставлялись классическим отраслям права, в первую очередь административному праву. Для информационного права, возможно, в большей мере, чем для многих других отраслей права, характерны большие «приграничные зоны» <4>. Информационное право тесно соседствует с уголовным и административным правом, налоговым, бюджетным и финансовым и другими отраслями права, т. е. с публичными отраслями. Кроме этого, информационное право взаимодействует и с частноправовыми отраслями, в частности с гражданским правом. Попытаемся рассмотреть соотношение информационного права с некоторыми отраслями права, соприкосновение с которыми наиболее близкое. ——————————— <4> См.: Топорнин Б. Н. Информационное право — путь в будущее // Информационное право. 2005. N 1.

Известно, что общественные отношения, являясь предметом правового регулирования, весьма многогранны, и говорить о сфере их правоприменения зачастую бывает очень сложно, ввиду возникновения проблем их разграничения для целей отнесения к конкретной отрасли права. Объединение информационного права с финансовым и административным правом, скорее всего, объясняется тем фактом, что на сегодняшний день информационное право из всех существующих отраслей права является одним из самых молодых и активно формирующихся. Это связано с тем, что традиционные методы не учитывают особенностей поведения субъектов и юридические свойства объектов информационных отношений и потому в период возрастания темпов информатизации общества не всегда являются приемлемыми для решения проблемы правового регулирования отношений в информационной сфере <5>. Так, если говорить об отношениях по поводу исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти, направленной на лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов, а участники этих отношений действуют согласно регламентированным правилам поведения в законе, то в данном случае следует говорить об административно-правовом регулировании общественных отношений. ——————————— <5> См.: Городов О. А. Информационное право: Учебник. М., 2008. С. 27.

Однако следует обратить внимание на тот факт, что если предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу информации или производных от нее продуктов, имеющих экономическую форму товара, а участники этих отношений имеют возможность выбора вариантов своего поведения, то в данном случае уже можно говорить о гражданском правовом регулировании общественных отношений по поводу информации. Кроме того, нельзя забывать, что гражданское законодательство относит информацию к объектам гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), а также регулирует отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной (ст. 139 ГК РФ). Возникает справедливый вопрос о самостоятельности информационного права как отрасли российского законодательства. Ответ на этот интересующий вопрос дает И. Л. Бачило, которая отмечает, что именно предметные особенности заставляют формировать особое звено в правовой системе: это и сама информация, это и информационные технологии, это и телекоммуникации, все отношения, которые связаны с информацией и информационно-коммуникативными технологиями. Допускается тот факт, что информационные правоотношения возникают в качестве предмета гражданского права, уголовного и административного, но это уже производные от информационного права, потому что там они возникают по поводу ответственности за те правонарушения, источник которых формируется в области информационного права <6>. Этого же мнения придерживается О. А. Городов, отмечая, что «отграничение гражданского права от информационного права состоит в том, что объектом информационных отношений является информация как благо особого рода, существующее в единстве со своим материальным носителем» <7>. Кроме того, существование информации в отношениях не всегда основывается на товарно-денежном характере этих отношений. Следовательно, в данном аспекте информацию необходимо воспринимать в специфическом режиме правового регулирования, так как в данном случае прослеживается предметная сфера, которой занимается исключительно информационное право. ——————————— <6> См.: Беседа И. Л. Бачило и П. У. Кузнецова // Российский юридический журнал. 2008. N 5. <7> См.: Городов О. А. Информационное право: Учебник. М., 2008. С. 28.

Наконец, что касается общности информационного права и административного с финансовым правом, то она объясняется спецификой данных отраслей, связанной с регулированием общественных отношений в области государственного управления, в частности в использовании метода властных предписаний, о котором упоминалось выше. Распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей являются едва ли не главнейшей задачей государства на любом этапе развития <8>. С момента возникновения государство осуществляло сбор, хранение, обработку и распределение информации по различным направлениям деятельности: для принятия управленческих решений, проведения бюджетной и налоговой политики, осуществления разведывательной и контрразведывательной деятельности, охраны правопорядка и т. п. Все это осуществляется, как правило, предназначенными для этих целей специально уполномоченными органами. ——————————— <8> См.: Просвирнин Ю. Г. Информационная функция государства // СПС «Гарант».

Таким образом, информационная функция всегда существовала как функция государственных органов, т. е. как реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества. Однако все же одним из главных отличий, которое позволяет выделить информационное право в самостоятельную отрасль, является наличие того факта, что отношения власти и подчинения касаются управления лишь части спектра информационных отношений.

——————————————————————