Информатизация современного общества
(Алексаньян Н. К.)
(«Общество и право», 2009, N 5)
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Н. К. АЛЕКСАНЬЯН
Алексаньян Наталья Константиновна, аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России.
Автор описывает историю появления и влияния информатизации на современное общество. Также в работе упоминается об отечественном глобальном информационном обществе, то есть передаче информации электронным путем, которое относительно молодо по сравнению с Западом.
Ключевые слова: информатизация, общество, информационные услуги, экономика, Интернет.
The author describes history of occurrence and influence of information on modern company. Also in work it is mentioned domestic global information company, that is a communication of information by an electronic way which is rather young in comparison with the West.
Key words: information, company, information services, economy, the Internet.
В современном мире каждый год объемы информации удваиваются, выходят все новые информационные каналы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитями весь земной шар. Если в 70-е гг. XX в. объем суммарных знаний человечества увеличивался вдвое раз в 10 лет, в 80-е гг. — раз в 5 лет, то к концу 1990-х гг. он удваивался практически каждый год.
Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости.
Само название «информационное общество» впервые появилось в Японии. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому. Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 1960-х — начале 1970-х гг.
Вскоре появилось еще одно понятие — «глобальное информационное общество» (GIS или Global Information Society), которое показывает, что два процесса — глобализация и информатизация общества — являются не двумя разными явлениями, а двумя сторонами одного и того же явления, что одно без другого существовать не может.
Термин «информационное» дал название типу общества, пришедшему на смену индустриальному. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндустриальным, но также информационным, поскольку 60 — 80% рабочей силы прямо или косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации. К концу 80-х гг. XX в. обработка, передача информации и операции с нею были основным занятием каждого четвертого работающего в США или даже каждого третьего.
Информационная цивилизация радикально преобразует социокультурное пространство, формируя так называемую информационную культуру. Само это понятие достаточно многогранно и используется в самых различных значениях. Например, говорят об информационной культуре кого-то или чего-то, о культуре информации и т. д. Мы употребляем этот термин в широком смысле, подразумевая под ним культуру информационного общества.
Современный виртуальный способ существования культуры — это то качественно новое ее состояние, которое характеризует информационное общество. Термин «виртуальный», если считать его происхождение от латинского слова virtualis, переводится как «возможный». Английское слово virtual переводится как «фактический». Некоторое несоответствие в переводах отражает многоплановость свойств «виртуального» [1, с. 56 — 58].
Но в оценке современной социокультурной ситуации в мире существуют две полярные точки зрения. Одна — безоговорочно оптимистическая (Э. Тоффлер, Д. Белл, А. Кинг, Й. Масуда и др.), другая — напротив, оценивает эту ситуацию как глубоко кризисную и не видит выхода из этого кризиса (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, К. Ясперс, еще ранее — О. Шпенглер и Н. Бердяев). Следует, однако, отметить, что современные социокультурные процессы не укладываются в жесткие рамки этих схем, поскольку культура не только технологически детерминирована, она имеет этнические, религиозные и иные характеристики. Реакцией на унифицированный, универсальный образ жизни в современном мире являются процессы, которые Д. Нэсбитт и П. Эбурдин характеризуют как культурный национализм, противопоставляемый культурному империализму, как стремление утвердить уникальность своей культуры, языка, своих собственных традиций. Необходимость их теоретического анализа, интерпретации различных подходов в их изучении диктуется тем, что именно эти процессы в значительной мере определяют характер общественного развития, политических и культурных контактов и социальных конфликтов современности.
Организационно-технологической основой информационного общества являются глобальные информационные сети — основанные на передовых электронных технологиях компьютерные, космические и телекоммуникационные каналы связи, обмена, производства и распространения информации, организованные системно-сетевым образом между странами (правительствами), регионами, крупными международными корпорациями, средними и мелкими предприятиями, домохозяйствами, отдельными абонентами (людьми). Информационные и телекоммуникационные технологии — настолько существенная часть инфраструктуры общества, что от них зависят не только технологический, но и социальный прогресс, экономическая конкурентоспособность страны в целом, ее место в мировой экономике, роль в международном разделении труда и т. п. В передовых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве. Информационная революция, базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира [2].
Глобальное информационное общество пока еще достаточно молодо и не может охватить все без исключения страны, особенно третьего мира, где зачастую люди не видели даже телефона. Его ядром выступают самые развитые страны, общими усилиями создавшие глобальную информационную инфраструктуру, которая включает цифровые магистрали (Digital Highway) и супермагистрали (Superhighway). При этом сетевые структуры становятся одновременно и средством, и резервом глобализации общества. М. Кастельс неоднократно обращает внимание на тот факт, что информация и обмен ею сопровождали развитие цивилизации на протяжении всей истории человечества. В то же время зарождающееся новое общество строится таким образом, что сбор, анализ и передача необходимой информации становятся в нем фундаментальными источниками производительности и власти. Социальными характеристиками такого общества являются степень информированности индивидов, доступность информации для различных социальных групп, эффективность работы служб массовой информации и их возможности обратной связи, уровень информационного образования населения и охват его информационными технологиями и т. д. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Передача информации электронными средствами ныне практически мгновенна, и для этого требуется всего лишь вставить штепсель в розетку; сообществу, чтобы организовать общение в собственных пределах, игнорируя электронные средства массовой информации, придется по старинке полагаться на консервативные способы собрания и бесед, в рамках которых скорость передачи и усвоения информации имеет «естественные пределы», а издержки этих процессов высоки и, во всяком случае, в сравнительном отношении, имеют тенденцию к росту. Результатом становится девальвация места. Физическое, некибернетическое пространство, где имеют место невиртуальные связи, превращается всего лишь в площадку для доставки, поглощения и переработки информации, по своей природе экстерриториальной, киберпространственной. Оплата доступа к киберпространству по расценкам местного телефонного тарифа ознаменовала смертный приговор общинной автономии; то было ее символическое погребение [3, с. 48].
Происходящие в современном обществе изменения способствуют развитию науки и производства, создают возможности для реализации духовных устремлений личности, однако одновременно влекут за собой появление ряда проблем, подчас довольно серьезных и ставящих под сомнение дальнейшее непрерывное развитие человеческой цивилизации.
Одной из наиболее животрепещущих проблем является дифференциация государств, их разделение на развитые в информационном отношении и отсталые. Причем страны, производящие технологию и знания (прежде всего США), развиваются в числе прочего за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных производств в другие страны мира (так называемый экологический колониализм). Целый ряд государств, имеющих современные информационные технологии, получают научную информацию и знания главным образом из США и других стран, так как сами они не могут создавать знания, способные наполнять национальную информационную среду. Такие общества нельзя назвать информационными.
Складывающаяся ситуация создает дополнительные предпосылки для возникновения как скрытых, так и открытых межгосударственных конфликтов, негативно влияет на стабильность в мире, способствует распространению терроризма.
Для предупреждения и преодоления указанных проблем обществу и государству необходимо развивать механизмы, направленные на обеспечение прав и свобод личности; принимать меры к развитию тех культурологических архетипов, которые сохраняют преемственность с историей человечества и вместе с тем адекватны происходящим изменениям; способствовать вовлечению в процессы информатизации возможно более широких слоев общества; выработать справедливую межгосударственную систему разделения труда в рассматриваемой сфере.
Кроме того, в процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.
Литература
1. Шереветов В. И. Определение свойств виртуального // Виртуальное пространство культуры. СПб., 2000.
2. Кувалдин В. Б. Глобализация — светлое будущее человечества? // http://scenario. ng. ru/interview/2000-10-l/5_future. html.
3. Бауман З. Индивидуализированное общество.
——————————————————————