Правовая информатизация как средство повышения правовой культуры курсантов образовательных учреждений ФСИН России

(Рекша Ю. М.)

(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2007, N 5)

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ

КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ

Ю. М. РЕКША

Рекша Ю. М., старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Академии ФСИН России.

Стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства — эти и многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи — формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях правового государства [1].

Поступательное развитие общества возможно лишь тогда, когда между профессиональными группами существует более или менее прочное согласие, когда их сближают общие взгляды, установки, информация. В результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и между различными социальными группами общество может развиваться более динамично [2].

Современная информационная система должна давать представителям всех профессиональных групп, особенно не слишком многочисленных, уверенность в качестве своих знаний, в реальной способности влиять на общественные процессы. Решения, оказавшиеся неверными, чаще всего бывают следствием недостатка объективной информации, а не отсутствия компетентности или неэффективного использования той имеющейся информации, которая попала в официальные информационные каналы.

В образовательных учреждениях ФСИН России необходимо создать действенные механизмы, обеспечивающие за счет более полной правовой информированности курсантов повышение эффективности права и его применения. Этой цели в значительной степени способствует система правовой информатизации.

Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Главная цель правовой информатизации в вузе состоит в построении правовой информационной системы, охватывающей все сферы жизни вуза [3].

Правовая информатизация в вузе осуществляется одновременно по следующим направлениям:

— информатизация правотворческой деятельности;

— информатизация правореализационной деятельности;

— мониторинг правового обеспечения.

Информационно-правовые ресурсы вуза должны формироваться из банков действующих правовых актов, принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Советом Министров — Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Информационная система вуза должна обеспечивать:

— ведение информационно-правовых баз данных в соответствии с иерархией системы, в том числе эталонных банков нормативных актов, мощных центральных банков, региональных банков и локальных банков различного назначения;

— поиск и выдачу информации по запросам пользователей;

— организацию информационного взаимодействия между системами правовой информации разных уровней, а также с внешними базами данных;

— сбор, хранение и ведение межотраслевых классификаторов и систем кодирования правовой информации;

— ведение банка периодических терминов с толкованиями и разъяснениями;

— ведение и тиражирование таблиц соответствия и других средств обеспечения совместимости информации для ее обмена в системе;

— обеспечение интерактивного доступа к распределенной базе данных правовой информации.

С этой целью необходимо создание программы «Правовая информатизация вуза», реализация которой позволит повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений по регулированию различных сфер курсантской жизни за счет информатизации; обеспечить свободный, оперативный доступ к существующим в электронном виде информационно-правовым ресурсам; создать организационные и технические возможности информационно-правового обмена с планируемыми региональными узлами правовой информации.

В ходе реализации данной программы курсанты усваивают, приобретают в качестве основы своего мировоззрения убеждение в том, что современная правовая культура — это правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства. По своей сути и основной идее она должна представлять собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей [4].

Модель предлагаемой Программы можно представить в виде схемы (см. схему 1).

Руководящее звено вуза

\/ \/

Организация постоянно Организация условий для

действующей правовой службы получения дополнительного

профессионального образования

Мониторинг Телефон

осведомленности службы В своем вузе В ином учеб.

доверия заведении

\/

Создание и постоянное обновление базы данных

/\ /\ /\

\/

Организация \

актива правовой \

информатизации \

\/

Создание спец. секции \

во внутривузовской \

периодической газете \

\

\/

Организация свободного

доступа в компьютерном

классе к базе

Схема 1. Модель правовой информатизации вуза

Правовая информатизация активизирует познавательную деятельность курсантов. Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, или правовая подготовка. Оценочной функции отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения. Регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентаций.

Правовая информатизация способствует также социально-приспособительной деятельности. В основе социально-приспособительной деятельности курсантов лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности.

Процесс правовой информатизации направлен на формирование четырех типов оценочных отношений:

— к праву (его принципам, институтам и нормам);

— к правовому поведению людей;

— к правоохранительным органам и их деятельности;

— к собственному правовому поведению (правовая самооценка).

Таким образом, правильно поставленный процесс правовой информатизации в вузе позволит курсантам усвоить, приобрести в качестве основы своего мировоззрения убеждение в том, что современная правовая культура — это правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства. По своей сути и основной идее она представляет собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей [4].

Литература

1. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. М.: Педагогика, 1991.

3. Вернадский В. И. Задачи высшего образования нашего времени // Вестник высшей школы. 1998. N 12.

4. Вильданова Ф. З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студента // Прикладная психология. 2002. N 5/6.

——————————————————————