Перегрузка коммуникационных систем и функционирование слухов в информационном обществе

(Куликов Е. М.)

(«Общество и право», 2011, N 3)

ПЕРЕГРУЗКА КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЛУХОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Е. М. КУЛИКОВ

Куликов Евгений Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Кубанского государственного университета.

В статье рассматривается проблема дисфункциональности современных информационно-коммуникационных систем в аспекте перепроизводства информации. В результате возникает информационная перегрузка аудитории и, как следствие, наблюдается тяга людей к альтернативным источникам и формам информации, например, к слухам.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-коммуникационные системы, информационная перегрузка, слухи.

The article addresses the problem of dysfunction of modern information and communication systems in the aspect of over-information. The result is information overload the audience and, as a consequence, there is a thirst of people to alternative sources and forms of information, such as hearsay.

Key words: information society, information and communications systems, information overload, rumours.

Термин «информационное общество» отражает одну из наиболее характерных особенностей современного этапа общественного развития — бурный рост во второй половине прошлого столетия так называемых информационных технологий. Информационные технологии позволяют упростить и ускорить процесс коммуникации, делают отношения между государством и гражданами более прозрачными, предоставляя уникальнейшие возможности в работе с информацией.

В структуре производительных сил информационного общества ведущую роль играет научно-технический потенциал. Поэтому информационный социум часто называют «обществом знания» или «обществом, основанным на знании». В промышленности и сфере услуг ведущую роль играют наукоемкие отрасли, в том числе информационные, а экономика в целом носит инновационный характер… [4, С. 20].

Информационное общество — высший и наиболее развитый этап современного общества. Техника, технология, человеческая деятельность в конечном итоге будут ориентированы на генерирование и оптимизацию информации. Всякий субъект (человек, группа и т. д.) в любое время и в любом месте сможет получить за плату или бесплатно любую информацию по интересующему его личному или общественно значимому вопросу.

Вместе с тем развитие информационных технологий и интенсификация процессов производства информации несут в себе ряд отрицательных социальных последствий. Так, уже во второй половине XX в. с началом перехода развитых стран мира к информационному обществу интенсивное использование информационных технологий ставит перед исследователями и практиками трудный вопрос: как снизить информационную перегрузку?

Суть информационной перегрузки состоит в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком. Полезной можно назвать ту информацию, которая необходима для решения задач, обеспечивающих жизнедеятельность личности или социальной организации.

Как отмечает А. Д. Еляков, в наше время появляется все больше источников информации, которые как бы запрограммированы на интеллектуальную перегрузку. Прежде всего имеются в виду СМИ. Люди, которые обязаны платить за каждую долю секунды времени на радио или телевидении, пытаются сообщить максимум информации за минимум времени. Также поступают и другие специалисты, а у потребителя «идет голова кругом». Многое из того, что связано с информационной перегрузкой, зависит от обстановки. Новая ситуация требует больше информации, чтобы имелась возможность приспособиться к ней. В результате могут возникнуть и соответствующие перегрузки.

По мере адаптации к другому состоянию перегрузки снижаются, что, однако, не компенсирует рост психологического напряжения на начальном этапе. Серьезное беспокойство вызывает энтропия информационного пространства, приводящая к падению качества информации за счет быстрого увеличения ее количества (захламленность, загрязненность «информационным мусором», «информационными отходами») [1, с. 115].

Таким образом, в информационном обществе налицо все более обостряющееся противоречие между человечеством как совокупным производителем неиссякаемого потока информации и отдельным человеком как ее потребителем и пользователем, обладающим ограниченными биолого-физиологическими и социальными возможностями по ее восприятию и освоению. Информация, будучи благом, когда человек контролирует ее, превращается во зло, если поток информации «выходит из повиновения» [1, с. 117].

Информационная перегрузка аудитории выступает в качестве одного из основных факторов снижения слухоустойчивости коммуникационных систем современного общества. В ситуации, когда количество транслируемых сообщений в несколько раз превышает возможности человеческого сознания (и, судя по числу коммуникативных инноваций, привносимых в жизнь общества, ситуация с каждым годом будет только усугубляться), происходит значительное снижение качества самой информации. В «хаосе», потоке информации сложно следовать каким-то критериям достоверности, надежности информации, т. е. мы наблюдаем фактическое снятие границ между слухом и «просто информацией», носящей достоверный характер. Как известно, некоторые ученые, определяя понятие «слух», указывают в качестве отличительной черты именно недостоверный характер содержащихся в нем сведений [3, с. 12].

Казалось бы, прогресс коммуникативных технологий должен привести к доминированию компьютерной коммуникации, инновационных СМК, где уже не будет места слухам, этим древним способам общения, передачи информации, сопровождавшим человечество тысячи лет. Вместе с тем проводимые нами исследования показывают, что это не так. Слухи вполне успешно адаптируются к реалиям информационного общества, интегрируются в социальные сети, используют возможности Интернета, сотовой связи. В результате резко возрастает скорость, а главное, эффективность воздействия слухов на аудиторию [2]. События 2007 — 2010 гг. в России вынуждают ученых рассуждать о проблемах информационной безопасности России в связи с массовым распространением тревожных, а то и панических слухов, например, об аварии на Волгодонской АЭС, банкротстве финансовых учреждений, техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС, угрозе терактов в Краснодарском крае. Почему так происходит?

По-видимому, в условиях трансформации социума, в частности, его коммуникационных систем, налицо определенное «напряжение» в деятельности социальных институтов, призванных обеспечивать общество полноценной, всесторонней информацией. На смену традиционным СМК приходят сверхскоростные, инновационные, основанные на использовании компьютерной коммуникации. В целом ряде случаев аудитория испытывает проблемы получения информации, связанные с конфликтом традиционных и инновационных СМК. Плюс — снижение барьеров достоверности информации, ее некритическое потребление в ситуации информационной перегрузки. Становится очевидным, что последствия трансформаций информационно-коммуникационных систем современного общества еще только предстоит осмыслить научному сообществу. Однако уже сейчас очевидно, что слухи не утратят своего значения в информационно-коммуникационных системах современного общества. Здесь сказывается влияние ряда факторов, носящих как объективный, так и субъективный характер. Причем действие субъективных факторов, связанных с индивидуально-личностными характеристиками аудитории, сложно нейтрализовать, даже оптимизировав ситуацию в информационно-коммуникационных системах. Объясняется это тем, что распространение слухов дает людям возможность почувствовать свою значимость, проявить инициативу, иногда даже креативность (подвергнув слух трансформации или просто предложив его аудитории), удовлетворить потребность в общении, «выплеснуть» негативную энергию, «выговориться» и пр. Эти субъективные характеристики распространителей слухов в условиях нарастающей лавины однообразной информации будут также способствовать усилению роли слухов в информационном обществе.

Литература

1. Еляков А. Д. Информационная перегрузка людей // Социс. 2005. N 5.

2. Куликов Е. М., Кубякин Е. О. Слухи как коммуникативный и социокультурный феномен современного общества. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009.

3. Латынов В. В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социс. 1995. N 1.

4. Судоргин О. А. Информационная политика в информационном обществе: тавтология или смысловой детерминант?

——————————————————————