Проблемы определения стоимости предмета уголовно наказуемой контрабанды
(Лавринов В. В.) («Таможенное дело», 2007, N 1)
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОЙ КОНТРАБАНДЫ
В. В. ЛАВРИНОВ
Лавринов В. В., кандидат юридических наук, старший следователь прокуратуры Ростовской области, старший преподаватель Ростовского филиала Российской таможенной академии.
Работники правоохранительных органов (дознания, следствия, суда), которые так или иначе имеют отношение к таможенным правонарушениям, постоянно сталкиваются с одной и той же проблемой, связанной с определением стоимости контрабандно перемещаемого товара. Такая неопределенность связана с тем, что в действующем Уголовном кодексе РФ законодатель не сказал однозначно, какая же именно стоимость должна учитываться в случае привлечения лица к уголовной ответственности за совершение контрабанды. Статья 188 УК РФ указывает, что контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Примечание к ст. 169 УК РФ предусматривает, что в статьях гл. 22 УК РФ (куда входит и ст. 188 УК РФ) крупным размером признается стоимость, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей. Законодатель не говорит, какую именно стоимость он имеет в виду. Отсутствие единообразного подхода к определению стоимости предмета преступления вызывает ряд вопросов, связанных прежде всего с проведением надлежащей квалификации и определением наличия либо отсутствия состава преступления в действиях виновного лица. Можно выделить две позиции по данному вопросу. При проведении проверки в порядке ст. 144 — 145 УПК РФ, возбуждении уголовного дела по делам о контрабанде, предварительном следствии и судебном разбирательстве требуется для определения крупного размера перемещаемого через таможенную границу РФ товара: 1) учитывать рыночную стоимость, которая определяется по различным методикам, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» <1>; ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. N 31. Ст. 3813.
2) учитывать таможенную стоимость, которая определяется в соответствии с Таможенным кодексом РФ и Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» <2>. ——————————— <2> Российская газета. 1993. 5 июня.
Активным сторонником первой позиции является Федеральная таможенная служба <3>, приводя следующие аргументы. ——————————— <3> Позиция Федеральной таможенной службы, в частности, выражена в письме от 28 апреля 2005 г. N 18-11/13534.
1. Согласно ст. 7 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. 2. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и др. 3. Статьей 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей) установлено, что при необходимости проведения оценки таможенный орган определяет стоимость изъятых вещей на основании государственных регулируемых цен, в случае если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. 4. В соответствии с пп. «г» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» стоимость предметов контрабанды определяется на основе рыночных цен. 5. Согласно ст. 322, 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров служит исключительно для целей исчисления таможенных пошлин и налогов, определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. На наш взгляд, данная аргументация вызывает возражения. Контрабанда представляет собой прежде всего перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с нарушением таможенных правил. Непосредственным объектом данного преступления «является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации» <4>, регулируемый таможенным законодательством. Диспозиция данной статьи является бланкетной. Для ее применения необходимо обратиться к таможенному законодательству, так как непосредственно в уголовном праве не дается ни определения понятия перемещения через таможенную границу, ни понятия таможенной границы, ни иных терминов. Именно таможенное законодательство регулирует отношения в области таможенного дела <5>, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей <6>. Непосредственно в Таможенном кодексе закреплено, что таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Здесь же указано, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности <7>. ——————————— <4> Рогатых Л. Ф. Квалификация контрабанды. СПб., 1999. С. 13. См. также: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б. В. Здравомыслова. 2 — 3-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 218 — 219; Новое уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 178; Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. М., 1998. С. 350. <5> Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, — ч. 2 ст. 1 ТК РФ. <6> Часть 1 ст. 3 ТК РФ. <7> Часть 1 ст. 1 ТК РФ.
Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (так называемые акты таможенного законодательства) <8>. Иные законодательные акты не имеют к регулированию внешнеэкономической деятельности никакого отношения. Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не входил и не может входить в состав актов таможенного законодательства, так как у него иное предназначение. Статья 2 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» («Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом») провозглашает, что данный Закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, для целей совершения сделок с объектами оценки. Контрабандное перемещение товаров не является и не может являться сделкой, в связи с чем Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не является основой для установления стоимости контрабандно перемещаемого товара. ——————————— <8> Статья 3 ТК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 12 ТК РФ товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ. Согласно ст. 11 ТК РФ перемещение через таможенную границу товаров представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. Кроме того, ввоз определяется как фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами до их выпуска таможенными органами; а вывозом считается подача таможенной декларации или совершение ряда иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами до фактического пересечения ими таможенной границы. ТК РФ определяет незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (каковым и является контрабанда) как совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров с нарушением порядка, установленного именно ТК РФ <9>. ——————————— <9> Пункт 10 ч. 1 ст. 11 ТК РФ.
Отношения, связанные с перемещением товара, являются отношениями, регулируемыми таможенным законодательством. И нарушение порядка перемещения товаров также является в первую очередь нарушением таможенного законодательства. Ссылка на пп. «г» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде», согласно которому стоимость предметов контрабанды определяется на основе рыночных цен, также не может быть принята во внимание, так как указанное Постановление было принято в советский период, когда понятие «таможенная стоимость» не использовалось и не могло быть использовано в связи с существованием государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. Понятие «таможенная стоимость» применяется только с середины девяностых годов <10>, приобретя свое экономическое значение, необходимое для взимания таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Кроме того, в пп. «г» п. 3 данного Постановления указывается, что «при решении вопроса о размере контрабанды стоимость предметов контрабанды исчисляется по государственным розничным ценам. При отсутствии нормативных актов об установлении цен на эти предметы стоимость их следует определять на основе заключения экспертов» <11>. В настоящее время понятие «государственные розничные цены» отсутствует, но имеются соответствующие нормативные акты, связанные с определением стоимости перемещаемых через таможенную границу товаров — ТК РФ и Закон «О таможенном тарифе». ——————————— <10> См.: Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» // Собрание законодательства РФ. N 31. Ст. 3813. <11> Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» (с изм. от 5 сентября 1978 г., 6 декабря 1979 г.) // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Издательство «Спарк», 1997. С. 133.
Утверждение о том, что при определении стоимости контрабандно перемещаемого товара необходимо руководствоваться Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который не имеет никакого отношения к актам таможенного законодательства, в том числе к порядку перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, и определять рыночную (а не таможенную) стоимость, нарушает один из основополагающих принципов — принцип законности, согласно которому применение уголовного закона по аналогии не допускается <12>. Применение рыночной стоимости к таможенным правоотношениям, которые регулируются таможенным законодательством, а в случаях его нарушения — уголовным, является не чем иным, как применением закона по аналогии. ——————————— <12> Часть 2 ст. 3 УК РФ.
Так, например, в диспозиции ст. 188 УК РФ указано, что контрабанда — это перемещение товаров, совершенное с нарушением таможенного законодательства, в том числе путем недекларирования либо недостоверного декларирования. Если же мы обратимся к понятию «декларирование», то увидим, что таковое производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей <13>. И при этом в Таможенном кодексе прямо говорится, что при декларировании указывается именно таможенная стоимость <14>. Требуя указывать при декларировании таможенную стоимость, а при контрабанде учитывать совершенно иную стоимость — рыночную, не имеющую отношения к таможенным правоотношениям, которая, как правило, всегда превышает таможенную, мы допускаем применение закона по аналогии, нарушая принцип законности, и необоснованно привлекаем лицо к уголовной ответственности. ——————————— <13> Часть 1 ст. 124 ТК РФ. <14> Пункт 4 ч. 3 ст. 124 ТК РФ.
Тем более недопустимо, чтобы для проведения уголовно-правовой квалификации, нарушая принцип законности, в расчет принимался не уголовный закон, а административный — КоАП РФ. Бланкетность диспозиции ст. 188 УК РФ требует обращения к нормам таможенного права, а не административного. Положения административного права (КоАП РФ, в том числе ст. 27.11) служат для регулирования только административных отношений, но никак не отношений, возникающих из факта совершения преступления. Применение подобных положений к уголовно-правовым отношениям также будет являться применением закона по аналогии. Кроме того, Закон «О таможенном тарифе» указывает, что таможенная стоимость товара — это стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом «О таможенном тарифе» и используемая для целей: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. В ст. 7 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» действительно установлено правило о том, что, в случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и др. Но эти термины законодательно не определены, в отличие от таможенной стоимости, которая имеет не только свое законодательное определение в соответствии с Законом «О таможенном тарифе», но и порядок ее определения в соответствии с шестью методами определения таможенной стоимости, каждый из которых имеет свою специфику и основания применения. Таким образом, в данном случае Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не может приниматься во внимание при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе для определения стоимости перемещаемого товара. Подводя итоги, следует сказать, что, по нашему мнению, при определении крупного размера контрабандно перемещаемого товара требуется устанавливать именно таможенную стоимость, в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Кроме того, во избежание дальнейших споров требуется ликвидировать такой пробел в уголовном законодательстве, внеся необходимые изменения в диспозицию ч. 1 ст. 188 УК РФ (либо добавив примечание к данной статье), указав, что крупным размером признается именно таможенная стоимость товара, превышающая 250000 рублей.
——————————————————————