Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с нарушениями таможенного законодательства
(Грачев О. В.) («Юридический мир», 2007, N 5)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С НАРУШЕНИЯМИ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О. В. ГРАЧЕВ
Обновление таможенного законодательства прямо влияет на уголовный закон в той его части, которая устанавливает основания ответственности за преступления, совершаемые в сфере таможенного дела. Это обусловлено бланкетным характером диспозиции ст. 194 УК РФ, которая претерпела изменения в связи принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ. Проверка документов ФТС России, касающихся ведомственного контроля за расследованием уголовных дел, анализ уголовной статистики и выборочное изучение уголовных дел показали, что в подавляющем большинстве случаев экономической контрабанды, связанной с уклонением от уплаты таможенных платежей, таможенные органы при возбуждении уголовного дела квалифицируют содеянное лишь по ст. 188 УК РФ, оставляя без внимания признаки преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Последнее обусловлено тем, что в ходе доследственной проверки (на стадии таможенного контроля и (или) административного расследования) таможенные органы в силу нечеткого понимания уголовно-правовых признаков преступлений, предусмотренных ст. 188 и ст. 194 УК РФ, при обнаружении признаков товарной контрабанды игнорируют материалы, свидетельствующие об уклонении от уплаты таможенных платежей, не производят в ходе таможенного контроля расчеты неуплаченных таможенных платежей относительно контрабандно перемещенных через таможенную границу товаров, а дознаватели таможенных органов, а затем и органы предварительного следствия при дальнейшем расследовании уголовных дел о товарной контрабанде не восполняют этот пробел, не исследуют вопросы, связанные с определением размера неуплаченных таможенных платежей. Юридическая оценка таким деяниям, как правило, в итоговых процессуальных документах по делу отсутствует <1>. ——————————— <1> См. также: Диканова Т. А., Остапенко В. И. Расследование контрабанды в торговом обороте и уклонений от уплаты таможенных платежей, совершенных в условиях действия нового Таможенного кодекса. Методические рекомендации // Приложение к письму ФТС России от 29.08.2005 N 01-06/29689. М., 2005. С. 27.
Поэтому в целях четкой дифференциации уголовной ответственности за совершение общественной опасных деяний, посягающих на правопорядок в таможенной сфере, изменения должны касаться не только ст. 194, но и ст. 188 УК РФ. Особенная часть действующего УК РФ не предусматривает ни в одной из заключенных в ней статей наличия более четырех частей. Учитывая, что ст. 188 УК РФ в настоящей редакции крайне громоздка и уже содержит четыре части, существует необходимость выделения контрабанды обычных товаров в самостоятельный состав преступления, с изложением его в отдельной ст. 188 «Товарная контрабанда». В этой связи следует напомнить, что Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ контрабанда обычных товаров была выделена из нормы ст. 78 («Контрабанда») УК РСФСР (1961 г.), относившейся к государственным преступлениям («Иные государственные преступления»), в самостоятельный состав преступления (ст. 169.1 УК РСФСР «Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации»). Статья 78 «Контрабанда» УК РСФСР в редакции упомянутого Закона предусматривала уголовную ответственность за незаконное перемещение товаров и предметов через таможенную границу, которые либо были запрещены в гражданском обороте в связи с тем, что представляли повышенную общественную опасность, либо их оборот был ограничен законодательством. (Предметы и товары, перечисленные в ст. 78 УК РСФСР в редакции упомянутого Закона, в основном соответствуют тем предметам, которые указаны в ч. 2 ст. 188 УК РФ в ее ныне действующей редакции.) Поэтому норму, содержащуюся в ч. 2 ст. 188 УК РФ, следует перенести в главу 24 «Преступления против общественной безопасности» — это состав — контрабанда запрещенных либо ограниченных к обороту предметов и веществ. По мнению авторов законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», касающегося ст. 188 и 194, норма, предусматривающая уголовную ответственность за контрабанду огнестрельного оружия, наркотических средств и других веществ и предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, если она и будет предусмотрена в отдельной статье УК РФ, должна оставаться в главе 22 УК РФ. Непосредственный объект преступного посягательства, предусмотренного ст. 188 УК РФ, предлагается рассматривать как установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу. В качестве дополнительных объектов преступного посягательства, если совершается противоправное деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 188 УК РФ, могут выступать общественная безопасность, а в случаях, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ, — и здоровье человека. Подобные доводы противоречат принципам таможенного регулирования внешнеэкономического товарооборота, так как огнестрельное оружие, наркотические средства, другие вещества и предметы, перечисленные в ч. 2 ст. 188 УК РФ, нельзя относить к товару в смысле их места в торговом обороте. В частности, в ст. 372 ТК РФ «Таможенный досмотр товаров и транспортных средств» указано, что обнаружение химических и биологических веществ, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, токсичных, радиоактивных веществ, ядерных материалов указывает на существование угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека. В части первой ст. 188 следует оставить ту же редакцию, добавив в конце, что данные деяния совершаются без цели уклонения от уплаты таможенных платежей. В УК РФ должны быть криминализированы наиболее общественно опасные нарушения таможенного законодательства относительно товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации в крупном и особо крупном размерах, если такие противоправные деяния совершаются руководителями и иными работниками коммерческих структур, являющихся официальными участниками таможенных правоотношений (сотрудники фирм-перевозчиков, владельцев складов временного хранения и др.). Для квалификации незаконного перемещения в крупном размере товаров через таможенную границу Российской Федерации (ч. 1 ст. 188 УК РФ) требуется, чтобы такое незаконное перемещение имело место в отношении товаров стоимостью свыше 250 тысяч рублей. Что касается незаконного перемещения товаров на сумму, незначительно превышающую 250 тысяч рублей, которые по действующим нормам УК РФ квалифицируются по ч. 1 ст. 188, то такого рода деяния не могут представлять значительной общественной опасности, требующей установления уголовной ответственности. Поэтому их следует декриминализировать с установлением за такие деяния административной ответственности, а размер контрабанды установить — свыше 500 тысяч рублей. Максимальная санкция за подобное преступление в ч. 1 ст. 188 УК РФ предусмотрена до пяти лет лишения свободы с возможностью назначения альтернативного наказания в виде штрафа. Однако это не соответствует тяжести содеянного, когда, например, стоимость контрабандного товара превышает миллионы или десятки миллионов рублей. Поэтому для дифференциации уголовной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу (ч. 1 ст. 188 УК РФ) необходимо в качестве квалифицирующего признака такого преступления предусмотреть особо крупный размер контрабанды. Тем более что аналогичный квалифицирующий признак предусматривается ч. 2 ст. 194 УК РФ. Для того чтобы незаконное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу РФ было признано совершенным в особо крупном размере, их стоимость должна составлять сумму более 3 млн. рублей, а не 1 млн. рублей, согласно действующей редакции примечания к ст. 169 УК РФ. Таможенное законодательство может нарушаться работниками коммерческих структур, являющихся формальными участниками таможенных правоотношений, в частности, это такие деяния, как недоставление в таможенный орган товаров и выдача без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем. Поэтому, учитывая, что не только контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, но и другие нарушения таможенного законодательства могут нести общественную опасность, предлагаем главу 22 УК РФ дополнить новой статьей 188.1 следующего содержания: «Статья 188.1. Нарушение таможенных правил в отношении временно ввезенных либо находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств
1. Выдача (передача), удержание или использование в нарушение установленного порядка товаров в крупном размере, находящихся под таможенным контролем, а равно невывоз с таможенной территории Российской Федерации в установленный срок временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в крупном размере либо пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в крупном размере, находящимися под таможенным контролем, в нарушение ограничений по их пользованию и распоряжению — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. 2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере, — наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость товаров и иных предметов, превышающая триста тысяч рублей, особо крупным — стоимость товаров и иных предметов, превышающая три миллиона рублей». Таким образом, предложенная статья будет включать следующие нарушения таможенного законодательства Российской Федерации: — выдача (передача), удержание или использование в нарушение установленного порядка товаров в крупном или особо крупном размерах, перевозимых в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо таможенный режим таможенного склада, либо имеющих статус находящихся на временном хранении; — невывоз с таможенной территории Российской Федерации в установленный срок временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в крупном или особо крупном размерах; — пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в крупном или особо крупном размерах в нарушение таможенного режима, под который они помещены; — пользование или распоряжение ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации в крупном или особо крупном размерах товарами и (или) транспортными средствами в нарушение ограничений по их пользованию и распоряжению. В предлагаемой статье, предусматривающей уголовную ответственность за противоправные деяния с товарами в крупном и особо крупном размерах, находящимися под таможенным контролем после их ввоза на таможенную территорию РФ, признаки объективной стороны частично совпадают с нарушениями таможенных правил, предусмотренных ст. 16.9, 16.18 — 16.20 КоАП РФ. Анализ административной практики таможенных органов показал, что в период с 2002 по 2005 г. данными органами было выявлено: — 5502 случая незаконной выдачи (передачи) или иных неправомерных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, в результате которых они не были доставлены в место доставки, на общую сумму 2648,5 млн. руб. (ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ); — 17 369 случаев невывоза за пределы таможенной территории РФ ранее временно ввезенных товаров на общую сумму 1566 млн. руб. (ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ); — 883 случая пользования или распоряжения товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, на общую сумму 4026 млн. руб. (ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ); — 1831 случай пользования или распоряжения ввезенными на таможенную территорию товарами и (или) транспортными средствами в нарушение ограничений по их пользованию и распоряжению на сумму 2874,4 млн. руб. (ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ). Приведенные статистические данные указывают на распространенность таких таможенных правонарушений и их масштабность. Кроме того, подобное дополнение действующего УК РФ новой нормой (ст. 188.1 УК РФ) позволит дифференцировать уголовную ответственность за такого рода противоправные деяния, обеспечив соблюдение предусмотренного ст. 6 УК РФ основополагающего принципа — принципа справедливости, согласно которому наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления. Так, общественная опасность противоправных деяний, совершенных с товарами, находящимися под таможенным контролем, после пересечения ими таможенной границы (ст. 188.1 УК РФ) меньше, чем деяний, совершенных с такими же товарами при непосредственном незаконном пересечении таможенной границы либо при их декларировании и выпуске (ст. 188 УК РФ).
——————————————————————