Проблема определения предмета уголовно наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей

(Лавринов В. В.) («Таможенное дело», 2006, N 1)

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОГО УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В. В. ЛАВРИНОВ

Лавринов В. В., кандидат юридических наук, старший следователь Ростовской транспортной прокуратуры, преподаватель Института управления, бизнеса и права.

Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривая ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, в диспозиции ст. 194 УК РФ не раскрывает такое понятие, как «таможенные платежи», в связи с чем необходимо обратиться к Таможенному кодексу РФ. ТК РФ, не давая общего определения «таможенных платежей», в ст. 318 ограничивается их перечислением. Кроме того, в ст. 11 ТК РФ дается определение, что налоги (упоминаемые в ТК РФ) — это налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и ТК РФ, а таможенный сбор — платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров <1>. ——————————— <1> Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2005. С. 10.

В ст. 318 ТК РФ дается исчерпывающий перечень таможенных платежей и их видов, к которым относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 5) таможенные сборы. При правоприменении возникал и возникает вопрос: все ли вышеуказанные таможенные платежи являются предметом уголовно наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей? Другими словами, может ли неуплата любого вида таможенного платежа (разумеется, в крупном размере) повлечь за собой привлечение лица к уголовной ответственности? На наш взгляд, полное включение таможенных платежей, предусмотренных ст. 318 ТК РФ, в предмет преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, вызывает некоторые возражения, так как не все из них обладают налоговыми признаками. В ст. 322 ТК РФ указывается, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество <2>. При этом таможенная пошлина взимается в соответствии с Законом «О таможенном тарифе», который в ст. 5 говорит, что таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако таможенной пошлиной облагаются не все товары, перемещаемые через границу. Отдельные товары, в зависимости от их вида, происхождения, заявленного таможенного режима и других обстоятельств, могут освобождаться от уплаты таможенной пошлины. ——————————— <2> Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2005. С. 172.

Таможенная пошлина (как ввозная, так и вывозная) — одна из разновидностей косвенных налогов, которой облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу, и она обладает всеми основными налоговыми характеристиками: а) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением; б) таможенная пошлина не представляет собой плату за оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения; в) поступления от уплаты таможенных пошлин не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов. Правовое регулирование таможенно-тарифных отношений носит односторонний характер и исключает возможность субъектов таможенно-тарифных правоотношений договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения <3>. ——————————— <3> Таможенный кодекс Российской Федерации. Комментарий. М., 1996. С. 161 — 162.

Вторым видом таможенных платежей в ТК РФ указан налог на добавленную стоимость (НДС). Применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с ТК РФ и Налоговым кодексом РФ, который определяет НДС как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. При этом плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Следует иметь в виду, что в понятие «налоги», которое используется в Таможенном кодексе РФ, включены налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с Налоговым кодексом РФ и ТК РФ <4>. При этом также добавляется, что внутренние налоги — это налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации <5>. ——————————— <4> Пункт 25 ч. 1 ст. 11 ТК РФ. <5> Пункт 26 ч. 1 ст. 11 ТК РФ.

Понятие такой разновидности таможенных платежей, как акцизы, в Таможенном кодексе не раскрывается. Применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом и Налоговым кодексом РФ, согласно которому по товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, объектом налогообложения является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. При установлении специфических ставок акцизов объектом налогообложения является объем ввозимых на территорию Российской Федерации подакцизных товаров в натуральном выражении. Глава 33.1 ТК РФ регулирует порядок исчисления и взимания таможенных сборов, предусматривая следующие их виды: — таможенные сборы за таможенное оформление; — таможенные сборы за таможенное сопровождение; — таможенные сборы за хранение. Сборы взимаются за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара для коммерческих и не для коммерческих целей, ввозимых и вывозимых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом, а также транспортных средств. При этом требуется знать, что таможенное оформление — это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ, и данный таможенный сбор уплачивается при декларировании товара <6>. ——————————— <6> Статья 357.7 ТК РФ 2003 г.

Разновидностью таможенных платежей является и таможенный сбор за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы <7>. ——————————— <7> Статья 357.7 ТК РФ 2003 г.

Кроме того, при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита, взимается таможенный сбор за таможенное сопровождение <8>. ——————————— <8> Статья 357.7 ТК РФ 2003 г.

При этом ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ (ст. 357.10 ТК РФ), а размеры таможенных сборов за таможенное сопровождение и за хранение на складе временного хранения и на таможенном складе таможенного органа установлены в ст. 357.10 ТК РФ. Мы видим, что таможенные платежи имеют двоякий характер. Во-первых, платежи, связанные непосредственно с перемещением товаров, которые относятся к налогам: 1) таможенная пошлина (ввозная и вывозная); 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизы, так как их взимание обязательно для плательщика и не зависит от его желания, указанные платежи перечисляются в обязательном порядке в федеральный бюджет. Во-вторых, остальные платежи (сборы), которые не являются налогами в полном понимании этого слова, так как не всегда носят обязательный характер, не обеспечиваются государственно-властным принуждением; представляют собой либо плату за разрешение определенных действий или предоставление определенных прав, услуг. По сравнению с ТК РФ 1993 г. в ТК РФ 2003 г. законодатель справедливо исключил так называемые платы (плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах). Статья 194 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, не выделяя, какие именно таможенные платежи подпадают под защиту уголовного закона. На наш взгляд, в уголовном законе должно быть указано, какие именно платежи имеют уголовно-правовую защиту. Предпосылки для этого имеются. Так, в ТК РФ разделены эти два понятия, путем выделения норм, регламентирующих порядок исчисления и взимания таможенных сборов, в самостоятельную главу 33.1 «Таможенные сборы». Средства, полученные от взимания таможенными органами Российской Федерации таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов, вносятся в федеральный бюджет. Представляется, что именно эти объекты должны иметь уголовно-правовую охрану. «Уклонение от уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов… составляет суть рассматриваемого преступления, определяет его общественную опасность… Средства, полученные от взимания указанных платежей, вносятся в федеральный бюджет. Стало быть, лицо, уклоняясь от их уплаты, посягает на выполнение таможенными органами одной из важных функций — фискальных; оно препятствует поступлению в доходную часть бюджета средств, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств» <9>. ——————————— <9> Чучаев А., Иванова С. Проблемы ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей // Уголовное право. 1998. N 2. С. 18.

Взыскание же таможенных сборов в случае их неуплаты должно производиться в гражданско-правовом порядке, так как нельзя считать таможенным преступлением уклонение от уплаты сборов, которые при вступлении с таможенными органами в какие-либо правоотношения поступают во внебюджетные фонды, в том числе на счет ФТС РФ, и являются фактически платой за оказанные услуги. Косвенным подтверждением тому является отсутствие предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях административной ответственности за уклонение от уплаты сборов. Таким образом, можно сделать вывод, что предметом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, являются таможенные платежи, указанные в п. п. 1 — 4 ч. 1 ст. 318 ТК РФ (таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы), представляющие собой разновидность налогов, поступающих в федеральный бюджет Российской Федерации, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенные сборы (п. 5 ч. 1 ст. 318 ТК РФ) в предмет уголовно наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей не входят.

——————————————————————