Квотирование в механизме нетарифного регулирования: законодательство Европейского союза и Соединенных Штатов Америки

(Еремина Е. В.) («Реформы и право», 2008, N 4)

КВОТИРОВАНИЕ В МЕХАНИЗМЕ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Е. В. ЕРЕМИНА

Еремина Евгения Вадимовна — студент Государственного университета — Высшей школы экономики при Правительстве РФ.

Правовое регулирование применения количественных ограничений в Европейском союзе

В Европейском союзе (далее — ЕС) разработано унифицированное регулирование по применению практически всех мер нетарифного регулирования. Правила ЕС по введению, распределению и администрированию количественных ограничений согласованы с нормами ГАТТ/ВТО. Процедуры применения квот в ЕС также обусловлены положениями, принятыми в рамках данного образования, об общих условиях импорта на таможенную территорию ЕС. Большинство данных положений содержатся в Постановлении Совета ЕС от 22 декабря 1994 года N 3285/94 <1>. Понятие «общих условий импорта» распространяется на условия ввоза на таможенную территорию ЕС товаров из стран, не являющихся членами ЕС. Данные положения носят самый обобщенный характер, однако их закрепление, с одной стороны, содействует единообразию дальнейшего законодательного регулирования отдельных мер нетарифного регулирования, с другой стороны, позволяет пользователю уяснить общие подходы, которыми руководствуются органы ЕС в отношении применения нетарифных мер в целом. Таким образом, данный акт является неким системообразующим документом по применению мер нетарифного регулирования на уровне ЕС. ——————————— <1> Council Regulation (EC) N 3285/94 of 22 December 1994 on the common rules for imports and repealing Regulation (EC) N 518/94. Official Journal L 349. 31.12.1994. P. 0053 — 0070.

Представляется, что на процедуру введения количественных ограничений распространяются положения Постановления «Об общих условиях импорта» о процедуре введения защитных мер. Процедура рассмотрения вопроса о необходимости применения той или иной меры нетарифного регулирования может быть инициирована, во-первых, по запросу компетентного органа власти страны — члена ЕС, во-вторых, по самостоятельному решению Комиссии ЕС. За инициированием процедуры следуют взаимные консультации между представителями стран — членов и делегатами от Комиссии ЕС. Если в результате таких взаимных консультаций становится с определенной долей достоверности ясно, что реальные основания для продолжения процедур существуют, начинается этап проведения расследования. Основной целью проведения расследования является установление наличия или отсутствия факта того, что импорт товара, о котором идет речь на существующих условиях, наносит или может нанести серьезный ущерб национальным производителям. На основании данных, полученных в результате проведения расследования, выраженных в отчете о таком расследовании, Комиссия ЕС или принимает решение о том, что в данной ситуации меры нетарифного регулирования не подлежат применению, или соответственно вводит своим решением такие меры. Любое из названных решений подлежит обязательному опубликованию в Официальном журнале Европейских сообществ. ЕС рассматривает количественные квоты как меры безопасности, которые могут быть введены на территории ЕС только при четком соблюдении правил, предшествующих введению квот <2>. Вопросу применения количественных квот посвящены положения Постановления Совета ЕС от 07.03.1994 N 520/94 «Об установлении процедуры, применяемой Европейским союзом для регулирования административных квот» <3> (далее — Постановление N 520/94) и Постановление Комиссии ЕС от 30.03.1994 N 738/94 «О закреплении отдельных правил применения Постановления Совета Европейского союза N 738/94» <4> (далее — Постановление 738/94). Постановление N 520/94 является основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок распределения количественных квот. В данном Постановлении установлены основополагающие принципы, на которых базируется механизм распределения количественных квот, закреплено правовое регулирование установления количественных ограничений на импорт товаров, а также описан порядок распределения конкретной квоты на основании трех специфических методов. Постановление 738/94 является актом, детализирующим отдельные положения, закрепленные в Постановлении 520/94. В частности, в рамках Постановления 738/94 установлены специфические требования к содержанию ходатайств на выдачу лицензий в компетентные органы государств — членов ЕС, процедуры взаимодействия компетентных органов государств — членов с компетентными органами ЕС, требования, предъявляемые к оформлению лицензий, ответственность участников внешнеэкономической деятельности за невозвращение или утрату лицензий и ряд других правил. ——————————— <2> See preamble of Council Regulation (EC) N 3285/94 of 22 December 1994 on the common rules for imports and repealing Regulation (EC) N 518/94 // OJ L 349. 31.12.1994. P. 53. Available at: http://eur-lex. europa. eu/LexUriServ/site/en/consleg/1994/R/01994R3285-19961205-en. pdf. <3> See Council Regulation (EC) N 520/94 of 7 March 1994 establishing a Community procedure for administering quantitative quotas // OJ L 66. 10.03.1994. P. 1. Available at: http://eur-lex. europa. eu/LexUriServ/site/en/consleg/1994/R/01994R0520-20030605-en. pdf. <4> See Commission Regulation (EC) N 738/94 of 30 March 1994 laying down certain rules for the implementation of Council Regulation (EC) N 520/94 establishing a Community procedure for administering quantitative quotas // OJ L 87. 31.03.1994. P. 47. Available at: http://eur-lex. europa. eu/LexUriServ/site/en/consleg/1994/R/01994R0738-19960601-en. pdf.

Помимо существующих актов наднационального характера, правовое регулирование квот оформляется двусторонними и многосторонними соглашениями ЕС с другими государствами. В таких случаях речь идет о закреплении так называемых двусторонних квот на договорной основе. Постановление 520/94 содержит некоторые общие правила, ориентиры, применяемые при введении квот. Первое правило звучит следующим образом: при введении квотирования всегда должен существовать выбор между несколькими методами распределения конкретной квоты. Необходимость существования этого правила объясняется тем, что многообразие товаров, импортируемых на территорию ЕС, существование различных условий на конкретном товарном рынке, а также наличие международных обязательств у Европейского союза требуют гибкого подхода со стороны компетентных органов в вопросе выбора конкретного метода распределения квоты. Только посредством учета всех факторов возможно выбрать наиболее эффективный метод распределения конкретной квоты. Второе важное правило, которое нашло отражение в нормативно-правовых актах Европейского союза, заключается в том, что распределение квот должно базироваться на системе выдаче лицензий. Таким образом, единственным правоустанавливающим документом, обеспечивающим право ввоза товара, который подпадает под квоту, является лицензия. В этой связи ЕС уделяет особое внимание порядку выдачи лицензий, необходимых реквизитов, которые должны быть указаны в лицензии, и т. д. Правила распределения квот в ЕС основаны на применении трех методов: — метод, основанный на традиционных товарных потоках; — метод, основанный на очередности подачи ходатайств; — метод распределения квоты пропорционально указанным в заявках объемам. Часть квоты, которая не была распределена и использована, должна пройти процедуру распределения заново по ст. 14 в пределах периода времени, который необходим для его реального использования в установленный при введении срок. В случае введения квоты выпуск товара в свободное обращение ставится под условие представления импортной или экспортной лицензии, которая издается администрацией страны — члена ЕС. В каждой стране — члене ЕС должен быть определен орган, наделенный полномочиями в данной сфере, о чем должно быть сообщено органам ЕС. Комиссия ЕС публикует сообщение об открытии квоты в Официальном журнале Европейских сообществ. В данном сообщении помимо прочего указывается метод распределения квоты, требования к ходатайствам о выдаче лицензий, временные ограничения по представлению таких ходатайств, перечень уполномоченных органов государств — членов ЕС, в которые могут быть направлены указанные ходатайства. По общему правилу любой импортер или экспортер, желающий участвовать в распределении квоты, должен подать ходатайство о выдаче лицензии в компетентный орган любого государства — члена ЕС, а если действие вводимой квоты ограничено отдельным регионом ЕС — то в соответствующий орган любой страны — члена ЕС, входящей в данный регион. Метод, основанный на традиционных товарных потоках. При использовании данного метода распределения квоты часть ее резервируется за «традиционными» импортерами, а оставшийся размер распределяется между всеми остальными импортерами. Признание импортера традиционным осуществляется на основе показателей ввоза им рассматриваемого товара на таможенную территорию ЕС за определенный период времени, предшествующий введению квоты. За такими «традиционными» импортерами резервируется часть квоты. Таким образом, к «традиционным» импортерам предъявляются повышенные требования: помимо того, что они должны соблюсти все процедуры, связанные с составлением и подачей ходатайства для предоставлении лицензии, они также обязаны: — приложить вместе с ходатайством надлежащим образом заверенную копию или оригинал разрешения на выпуск для свободного обращения рассматриваемого товара, выданного на имя импортера; — предоставить любое другое доказательство ввоза рассматриваемых товаров на таможенную территорию ЕС в предшествующий период. На странах — членах ЕС лежит обязанность в срок, установленный в сообщении о введении квоты, предоставить Комиссии ЕС следующие данные: — общее количество поданных ходатайств на получение лицензии; — общее количество товара, на ввоз которого были поданы ходатайства; — распределение указанных выше показателей между «традиционными» и иными импортерами; — данные об объемах рассматриваемого товара, ввезенного за предыдущий период каждым лицом, подавшим ходатайство на получение лицензии. Комиссия ЕС после рассмотрения всех предоставленных данных устанавливает критерии, в соответствии с которыми удовлетворяются ходатайства «традиционных» импортеров. Эти критерии основываются на следующих общих правилах: 1. Если совокупный объем товара, на ввоз которого претендуют «традиционные» импортеры, меньше или равен количеству, зарезервированному за ними, то все ходатайства традиционных импортеров удовлетворяются в полном объеме. 2. Если совокупный объем товара, на ввоз которого претендуют «традиционные» импортеры, превышает количество, зарезервированное за ними, то ходатайства удовлетворяются пропорционально запрошенным в них объемам импорта. 3. Если часть квоты, зарезервированная за «традиционными» импортерами, превышает запрошенные ими объемы импорта, квота в части такого превышения подлежит перераспределению по общим правилам перераспределения нераспределенной квоты. Часть квоты, предназначающаяся для всех иных, чем «традиционные», импортеров, подлежит распределению по правилам второго метода, основанного на очередности подачи ходатайств. По таким же правилам происходит распределение всего размера квоты в случае, если от «традиционных» импортеров не поступило ни одного ходатайства. Метод, основанный на очередности подачи ходатайств. При распределении размера квоты на основании данного метода Комиссия ЕС изначально определяет предельный ее объем, который может быть предоставлен каждому заявителю до того, как квота окажется исчерпанной. Таким образом, по общему правилу Комиссия предотвращает ситуацию, при которой весь объем квоты будет предоставлен первому или нескольким первым заявителям. Однако существует специальное правило, в соответствии с которым поставщик, уже получивший лицензию на ввоз определенного количества товара в рамках распределения данной квоты и фактически осуществивший ввоз данного количества товара, имеет право подать новое ходатайство о выдаче лицензии и, если срок распределения квоты еще не истек, получить ее в порядке очередности. Метод распределения квоты пропорционально указанным в заявках объемам. При применении данного метода распределение происходит на основе данных о поданных ходатайствах и запрошенных в них объемах товара, предоставляемых Комиссии ЕС уполномоченными органами стран — членов ЕС. В случае если совокупный объем импорта, запрошенный импортерами, меньше или равен размеру квоты, все ходатайства удовлетворяются в полном объеме. Если же эта величина превышает размер квоты, то ее размер распределяется пропорционально запрошенным количествам. Сразу же после утверждения Комиссией ЕС распределения квоты между заявителями страны — члены ЕС приступают к выпуску лицензий. Импортные лицензии являются разрешительными документами, которые подтверждают право конкретного импортера на ввоз определенного количества товара, в отношении которого установлена квота, на таможенную территорию ЕС. Данные документы действительны на всей территории ЕС, независимо от места выпуска, выдачи или фактического ввоза товара на территорию ЕС, за исключением случаев, когда квота вводится в пределах отдельных регионов ЕС. По общему правилу срок, в течение которого импортная лицензия является действительной, составляет 4 месяца. Импортная лицензия не может быть передана (в том числе в залог) иным лицам ни безвозмездно, ни за плату. На лицо, которому выдана импортная лицензия, также возложена обязанность вернуть ее выдавшему органу в случае невозможности поставки согласованного количества товара не позднее 10 дней до истечения срока ее действия, за исключением случаев, когда такая невозможность обусловлена форс-мажорными обстоятельствами. Уполномоченные органы государств — членов ЕС обязаны ежемесячно предоставлять Комиссии ЕС информацию об объемах фактически осуществленного импорта на основании выданных лицензий. Таким образом, анализ процедур введения квот на территории ЕС очевидно показывает их прозрачность. Правила введения количественных ограничений в ЕС полностью соответствуют нормам ГАТТ/ВТО. Однако указанная выше тенденция стран к злоупотреблению исключениями из общего принципа ГАТТ о запрете количественных ограничений в принципе, на наш взгляд, не может обойти такого крупного игрока на рынке международной торговли, как ЕС. Так, нормативные акты ЕС, уделяя значительное внимание процедуре распределения квот, фактически не содержат перечня оснований для их введения. Видимо предполагается, что такие основания подлежат заимствованию из норм ГАТТ/ВТО, однако их имплементация в законодательство ЕС и конкретизация в нем, на наш взгляд, не была бы лишней. Также многие исследователи отмечают наличие в ЕС специальных правил в отношении регулирования внешней торговли так называемыми «чувствительными» товарами. Так, есть особый порядок регулирования, в том числе путем введения количественных ограничений, импорта на таможенную территорию ЕС текстильных и сельскохозяйственных товаров. Импорт таких товаров изымается из общего регулирования применения защитных мер. Представляется, что анализ такого специального регулирования не может входить в предмет рассмотрения данной работы, а подлежит рассмотрению в специальных исследованиях. ЕС довольно активно применяет количественные ограничения. Так, квоты устанавливаются на импорт в ЕС из отдельных стран стальной продукции, сырого табака, текстиля, химикатов, обуви, изделий из стекла и др. Квотируется, в частности, ввоз стальных изделий из России. Импорт хлорфторуглеродов (фреонов) и других товаров, упомянутых в Монреальском протоколе 1987 г. о веществах, разрушающих озоновый слой, допускается только из стран, подписавших этот Протокол. Не допускается реализация и использование любых ядохимикатов, за исключением специально разрешенных странами ЕС. Запрещается импорт в ЕС слоновой кости, а с 1995 г. — шкур бобра, выдры, койота, волка, горностая, рыси, соболя, енота, барсука, куницы и полученных из них продуктов. С Россией ЕС заключил отдельное соглашение о торговле текстильными товарами, предусматривающее установление квот на ввоз в ЕС российских тканей, одежды, одеял, пледов, постельного и кухонного белья, прочих готовых изделий. По санитарным соображениям вводятся временные запреты на ввоз животных и растительных продуктов из стран, где зарегистрированы определенные заболевания. В ЕС, так же как и в ряде развитых стран, довольно активно практикуется заключение двусторонних соглашений о «добровольном» ограничении импорта. Соглашения содержат, с одной стороны, количественные ограничения на «чувствительные» товары, а с другой стороны, систему индикативных уровней: если объем импорта превышает этот уровень, введение квоты становится возможным. Товары, которые попадают под действие данных соглашений, проходят двойную систему контроля — системы экспортных лицензий со стороны стран-экспортеров и систему импортных лицензий ЕС <5>. ——————————— <5> Зимнин С. В. Роль нетарифных мер регулирования во внешней торговле Европейского союза на современном этапе. Дис. … канд. эконом. наук. М.: МГИМО, 2007. С. 109.

Правовое регулирование применения количественных ограничений в Соединенных Штатах Америки

Современное нормативное правовое регулирование применения защитных мер <6> во внешней торговле США во многом обусловлено развитием в этой стране взглядов на роль государства в регулировании внешней торговли. На протяжении большей части своей двухсотлетней истории Соединенные Штаты придерживались протекционистского курса во внешнеторговых отношениях <7>. Действия правительства США в области регулирования импорта и экспорта в значительной мере отражают общемировые тенденции во взглядах на регулирование внешней торговли. В целом изменения во внешнеторговом курсе в США следовали общемировым колебаниям между фритредерством и протекционизмом с несомненным тяготением к последнему. До начала 30-х годов XX века внешнеторговые законы США были максимально протекционистскими. В 1934 году в США был принят Закон о торговых соглашениях на основе взаимности, наделивший правительство полномочиями по снижению пошлин и знаменовавший переход к политике либерализации внешней торговли. В дальнейшем, во многом под влиянием положений ГАТТ и переговоров, проводимых в рамках данной организации, либерализация проходила также на основании Закона о расширении торговли 1962 года, а с 1975 года — Закона о торговле 1974 года. Снижение тарифных барьеров за период с 1934 года было очень большим, и к 1977 году средний уровень пошлин был понижен до 5,3% (в 1932 году он составлял 59%) <8>. Однако такое снижение в известной мере было компенсировано введением различных нетарифных барьеров. Базовый и по сей день Закон о торговле 1974 года, который позиционировался как максимально либеральный (он таким и является в части таможенно-тарифного регулирования), впервые основательно нормативно закрепил полномочия различных звеньев власти по введению нетарифных барьеров и основания для их введения. ——————————— <6> В понятие «защитные меры» по законодательству США входит большинство мер нетарифного регулирования, а также меры по повышению таможенного обложения. Также в отдельных случаях для обозначения таких мер используется термин «меры приспособления». <7> Курьеров В. Г. Внешнеторговая стратегия США. М.: Междунар. отношения, 1980. С. 50. <8> Там же. С. 52.

Закон предоставил полномочия Президенту США понизить на 60% ставки таможенных пошлин и вести переговоры об ослаблении или отмене нетарифных барьеров с последующим утверждением их результатов Конгрессом. В то же время он дал право временно устанавливать дополнительные импортные сборы и квоты в целях регулирования платежного баланса, в том числе применять эти ограничения и выборочно против отдельных стран. Закон существенно облегчил использование торговых ограничений для защиты отраслей, не выдерживающих иностранной конкуренции, а также упросил критерии и расширил возможность использования «помощи в приспособлении». Исследователи отмечают, что «ни один законодательный акт США до этого не предусматривал предоставления исполнительной власти столь богатого и разнообразного арсенала средств защиты от импорта» <9>. ——————————— <9> Там же. С. 73.

Рассмотрим процедуру введения количественных ограничений по Закону о торговле 1974 года <10>. ——————————— <10> Trade Act of 1974, Subchapter I, II. Размещен: www. loc. gov.

В Законе закреплена общая норма — декларация о том, что барьеры и другие препятствия международной торговле негативно влияют на иностранные рынки сбыта товаров из США (в том числе товаров сельского хозяйства, промышленности, нефтепереработки и др.), минимизируют взаимные выгоды от заключения торговых соглашений, негативно влияют на экономику США, препятствуют равному доступу к товарам и развитию открытой и недискриминационной торговли между странами. Президент Соединенных Штатов должен принимать все возможные меры для гармонизации, уменьшения и устранения таких барьеров. В процедуре введения количественных ограничений в США принимают непосредственное участие Президент США, Конгресс США и Комиссия США по международной торговле. Необходимо отметить, что в США регулирование введения количественных ограничений интегрировано в единое регулирование введения всех защитных мер. Если Комиссия США по международной торговле имеет основания считать, что товар импортируется в США в таких возросших количествах, что наносит серьезный ущерб или представляет собой угрозу такого серьезного ущерба, соответствующей отрасли национальной промышленности или отрасли промышленности, производящей непосредственно конкурирующий товар, Президент США должен принять соответствующие меры, которые, по его мнению, облегчат попытки отрасли национальной промышленности приспособиться к импортной конкуренции и принесут большие экономические и социальные выгоды, чем издержки. Под «приспособлением отрасли национальной промышленности к импортной конкуренции» понимается ситуация, при которой отрасль национальной промышленности способна успешно конкурировать с импортными товарами после того, как защитные меры прекратят свое действие. Ходатайство о принятии мер для обеспечения приспособления отрасли национальной промышленности к импортной конкуренции (защитных мер) может быть подано любым юридическим лицом, включая союз и ассоциацию юридических лиц, группу работников, от имени отрасли национальной промышленности. Такое ходатайство должно включать данные о целях, для достижения которых должна быть введена мера. Такими целями может быть: упрощение перевода ресурсов в более прибыльные отрасли, улучшение состояния конкурентной среды на рынке данного товара, принятие иных мер для обеспечения приспособления отрасли национальной промышленности к импортной конкуренции. Ходатайство может также включать запрос о введении предварительных мер. По получении данного ходатайства, Комиссия США по международной торговле направляет его копии Торговому представителю США и федеральным агентствам, сферу компетенции которых непосредственно затрагивает рассматриваемый вопрос. Заявитель может также вместе с ходатайством или в течение 120 дней после его подачи представить в Комиссию США по международной торговле и Торговому представителю США разработанный им план мероприятий по обеспечению приспособления отрасли национальной промышленности к импортной конкуренции. Между представителями соответствующей отрасли национальной промышленности и Комиссией США по международной торговле и Торговым представителем США ведутся взаимные консультации как в процессе подачи ходатайства, так и на всем протяжении его рассмотрения. Помимо заинтересованных представителей отрасли национальной промышленности, ходатайство о принятии защитных мер может быть подано в Комиссию США по международной торговле: — Президентом США; — Торговым представителем США; — Бюджетной комиссией Палаты Представителей; — Финансовым комитетом Сената. Комиссия по международной торговле также вправе начать соответствующие процедуры и по собственной инициативе. По получении ходатайства Комиссия проводит расследование на предмет того, действительно ли товар ввозится в США в таких возросших количествах, что наносит серьезный ущерб или представляет собой угрозу такого серьезного ущерба соответствующей отрасли национальной промышленности или отрасли промышленности, производящей непосредственно конкурирующий товар. По общему правилу срок проведения такого расследования составляет 120 дней со дня получения ходатайства. Срок может быть продлен в исключительных случаях до 180 и до 210 дней. Комиссия публикует сообщение о начале процедур в Федеральном регистре. По мере проведения расследования ею также проводятся публичные слушания, в ходе которых заинтересованные стороны и потребители вправе представлять доказательства, давать комментарии по плану мероприятий и совершать иные действия для обоснования своей позиции. При определении серьезного ущерба отрасли национальной промышленности Комиссия анализирует все экономические показатели, в частности: — существенное снижение производственных мощностей отрасли национальной промышленности; — невозможность для значительного числа национальных производителей производить такой объем операций по реализации товаров, который был бы достаточен для получения разумного уровня дохода; — существенный уровень безработицы в отрасли национальной промышленности и его рост. При определении угрозы причинения серьезного ущерба отрасли национальной промышленности, Комиссия анализирует такие факторы, как: — сокращение продаж, снижение оборотов, производства, прибыли, заработных плат и иных подобных факторов в отрасли национальной промышленности; — возникновение затруднений у национальных производителей при попытках привлечения капитала; — невозможность поддерживать существовавший уровень расходов на развитие производства; — уменьшение удельного веса данного товара национального производства на внутреннем рынке США. Под отраслью национальной промышленности при проведении расследования понимается совокупность производителей подобных товаров в целом или совокупность тех из них, которые составляют доминирующую долю в совокупном производстве рассматриваемого товара в общем объеме его производства на территории США. Комиссия включает результаты исследования данных и иных факторов в отчет, представляемый Президенту США. В случае если Комиссия придет к выводу, что в силу чрезвычайных обстоятельств задержка принятия защитных мер принесет несоразмерный ущерб отрасли национальной промышленности, она может принять решение о введении предварительной защитной меры. Такое решение может быть принято не ранее чем через 60 дней после начала процедуры расследования. Закон о торговле устанавливает, что при выборе такой меры Комиссия должна отдавать предпочтение повышению уровня таможенного обложения товара, если такая мера будет достаточной для оперативного предотвращения нанесения ущерба. В случае если Комиссия пришла к выводу о необходимости введения предварительных мер, она незамедлительно представляет отчет Президенту США. В течение 30 дней после получения такого отчета, Президент принимает решение о введении таких мер на срок, не превышающий 200 дней. Помимо повышения уровня таможенного обложения, предварительная мера может быть введена в форме изменения или введения количественных ограничений на ввоз соответствующего товара. Если в принятии предварительных мер нет необходимости, Комиссия следует общим правилам процедуры введения защитных мер. Не позднее окончания срока, отведенного Комиссии для проведения расследования, ею представляется отчет Президенту США. В данном отчете Комиссия обоснует необходимость введения защитных мер или ее отсутствие. Если по результатам расследования Комиссия пришла к выводу о необходимости введения защитной меры, она представляет свои рекомендации по ее форме и основным параметрам. Так, Комиссия может порекомендовать Президенту: 1) осуществить увеличение таможенного обложения рассматриваемого товара; 2) произвести изменение параметров количественных ограничений на ввоз рассматриваемого товара; 3) ввести количественные ограничения на ввоз рассматриваемого товара; 4) установить тарифную квоту на ввоз рассматриваемого товара; 5) ввести любую иную защитную меру, представляющую собой сочетание вышеназванных мер. Помимо того, какую меру следует ввести, Комиссия также оговаривает ее рекомендуемый размер и срок действия. Текст отчета подлежит официальному опубликованию в Федеральном регистре. По получении отчета Комиссии Президент в течение 60 дней принимает решение о введении соответствующих защитных мер. При принятии такого решения он может последовать рекомендации Комиссии о конкретной мере или ввести иную по своему усмотрению. Параметры вводимой меры должны быть не более обременительными, чем те, которые являются достаточными для достижения целей введения. Такими мерами могут быть: 1) введение или увеличение таможенного обложения данного товара; 2) установление тарифной квоты на данный товар; 3) установление количественных ограничений на ввоз данного товара; 4) требование о принятии иностранными экспортерами добровольных обязательств по сокращение объемов экспорта; 5) инициирование международных переговоров по решению проблемы возросшего импорта; 6) представление в Конгресс США законодательных предложений по поддержке отрасли национальной промышленности; 7) любое сочетание вышеназванных мер. В день принятия решения о ведении соответствующей меры Президент направляет в Конгресс США все документы, которые обосновывают причины, требующие введения такой меры, и все параметры меры, решение о введении которой было принято. Однако необходимо отметить, что такое сообщение носит исключительно уведомительный порядок и никак не влияет на вступление меры в силу и на ее действие. По общему правилу защитные меры вступают в силу по истечении 15 дней с момента принятия решения Президентом США, если иное не оговорено в данном решении. Общий срок действия защитных мер в США равен 4 годам, сообразно распространенной практике он может быть продлен до 8 лет. Защитная мера не может быть введена в отношении товара, если после истечения срока действия предыдущей защитной меры в отношении этого же товара прошло менее 1 года. Применительно к количественным ограничениям Закон о торговле содержит правило, что размер квоты на объем ввозимого товара или его суммарную стоимость не должен превышать тех же параметров фактического ввоза данного товара на территорию США в среднем за последние 3 года. Однако при расчете размера квоты соответствующие органы могут легко обойти эту норму, используя две оговорки, также закрепленные в Законе. Во-первых, в расчет можно брать только т е 3 года, которые по формулировке Закона являются репрезентативными, то есть, скорее всего, данная оговорка исключает из расчета средних показателей ввоза те годы или месяцы, в которые имели место те возросшие объемы импорта, которые стали предметом расследования. Во-вторых, Президент США может не следовать требованиям данной нормы, если сочтет, что введение квоты в других объемах является необходимым для предотвращения ущерба отрасли национальной промышленности. В целом необходимо отметить, что правительство США прибегает к использованию квот довольно неохотно, предпочитая им рыночные соглашения. В настоящий момент такие соглашения о «добровольном» ограничении импорта получили самое широкое распространение. И. И. Дюмулен отмечает, что переговоры по поводу таких соглашений обычно проходят в атмосфере постоянного и разнообразного нажима со стороны властей США. Фактически иностранные экспортеры не имеют другого выхода, как только согласиться с предложенными условиями, поскольку в ином случае возникает реальная угроза введения властями США односторонних жестких ограничений. Американский журнал «Ньюсуик» еще в 1977 году отмечал, что «подобная добровольность» согласия отдельных стран на ограничение своего экспорта достигается в значительной мере «выкручиванием рук» <11>. Данные соглашения заключаются на основании норм статьи 203 Закона о торговле 1974 года, которые дают Президенту США право вступать в переговоры с другими государствами на предмет заключения соглашений об ограничении ими своего экспорта в США тех товаров, которые наносят ущерб отечественным производителям. Заключение таких соглашений взамен применения квот создает видимость соблюдения страной норм ГАТТ, снимает угрозу международных конфликтов и необходимость как-то компенсировать торговым партнерам понесенные ими потери. ——————————— <11> The Newsweek. 1977. Oct. 17.

Необходимо отметить, что вышеописанный общий порядок введения защитных мер и в их числе количественных ограничений не распространяется на квотирование ввоза на территорию США сельскохозяйственных товаров. Все процедуры, связанные с введением квот на ввоз таких товаров осуществляются Министерством США по сельскому хозяйству, с последующим утверждением Президентом США. Критерии и правила, которыми руководствуется Министерство при принятии решения о введении квоты, недоступны для всеобщего ознакомления. Эти обстоятельства еще раз подтверждают факт того, что именно сельскохозяйственная отрасль в США пользуется наибольшей защитой. Также в данной области США заключено значительное число соглашений о «добровольном» ограничении импорта. Именно в данной области условность такой «добровольности» проявляется наиболее ярко. Фактически такие соглашения являются завуалированными количественными квотами, так как при ведении переговоров «пространство для маневра», то есть для «выторговывания» увеличения квоты, у импортеров практически отсутствует. В целом правила о введении квот в США нельзя назвать полностью отражающими все мировые тенденции в данной области. Объединение правил в отношении большинства мер нетарифного регулирования также не представляется наилучшим законодательным решением. Многие такие меры слишком специфичны и не могут быть полностью урегулированы в рамках положений Закона о торговле. Также следует отметить не совсем стандартное совмещение правил о повышении таможенного обложения, которое является таможенно-тарифной мерой, с введением мер нетарифного регулирования. Применительно к процедуре введения квот нужно отметить, что в Законе не содержится правил о порядке распределения установленной квоты, хотя эти положения регламентированы на международном уровне и представляются весьма существенными. В то же время следует отметить, что решение именно так построить нормативное правовое регулирование применения количественных ограничений и в равной степени иных мер нетарифного регулирования обусловлено, видимо, желанием осуществить более детальное регулирование на подзаконном уровне — актами органов исполнительной власти. Здесь имеются в виду не такие акты, которые были рассмотрены в § 1 и 2 <12>, а акты, более схожие с принимаемыми в РФ «методическими рекомендациями». Такие акты прописывают алгоритмы действий органов исполнительной власти, в частности, при введении количественных квот. Они содержат правила о порядке распределения установленных квот, отбора импортеров, мониторинга соблюдения квот и т. д. Данные акты также недоступны для всеобщего ознакомления. Кроме того, конкретные корректировки указанных правил содержатся в решениях Президента РФ об установлении квоты. Он может рекомендовать к использованию в том или ином случае конкретный метод распределения квоты. ——————————— <12> Постановления Правительства РФ и постановления Совета ЕС.

Рассмотрение законодательства ЕС и США по применению количественных ограничений позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на наличие единообразных общих правил в данной области, принятых в рамках ГАТТ, обе рассмотренные модели имеют существенные отличия, знание которых необходимо для успешного осуществления внешнеторговой деятельности.

——————————————————————