Понятие и содержание легализации транспортных средств, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию РФ
(Лесников П. А.) («Таможенное дело», 2009, N 2)
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВВОЗИМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РФ
П. А. ЛЕСНИКОВ
Лесников П. А., главный государственный таможенный инспектор правового отдела Челябинской таможни, аспирант Российской таможенной академии.
Анализ действующих нормативных актов показывает, что в каждом из них изложено свое толкование понятия «транспортное средство». Так, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» <1> определяет понятие «транспортное средство» как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2). ——————————— <1> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
Примечание к ст. 12.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» указывает, что «под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы» <2>. ——————————— <2> КоАП РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Несколько иное понятие закреплено ст. 346.27 Налогового кодекса РФ <3> (далее — НК РФ), транспортные средства — автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили) <4>. ——————————— <3> Часть первая Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824. <4> Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства. 2000. N 32. Ст. 3340.
Кроме того, подп. 5 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ <5> (далее — ТК РФ) закреплено понятие «транспортное средство» — любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами. ——————————— <5> Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
Ряд нормативных правовых актов содержит перечень видов транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Так, например, в Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. <6> такой перечень включает в себя: велосипед, велосипед с подвесным двигателем, мотоцикл, механическое транспортное средство, автомобиль, прицеп. ——————————— <6> Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 385.
Схожий перечень приводится в Правилах дорожного движения РФ <7>, он включает в себя: велосипед, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, прицеп. ——————————— <7> Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.
Таким образом, к автомобильному транспорту относятся все виды автомобилей, в том числе легковые, грузовые, автобусы, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, самоходные машины и трактора, подлежащие регистрации в таможенных органах (временно ввозимые на срок до 6 месяцев) и подразделениях ГИБДД МВД России. Не случайно в рассмотренных нормативно-правовых актах (КоАП России, НК РФ) понятие «транспортное средство» включает обязательность государственной регистрации. Регистрация транспортных средств в порядке, установленном законодательством РФ, является элементом легализации транспортных средств на таможенной территории РФ. Используемое в исследовании новое понятие «легализация транспортных средств» требует обоснования для дальнейшего использования и определенных уточнений. Представляется необходимым и возможным вывести эту дефиницию, исходя из положений существующего законодательства РФ и сложившихся научных и практических представлений. Считаю необходимым раскрыть содержание термина «легализация». В действующих нормативно-правовых актах понятие легализации само по себе не раскрывается. В ст. 3 Федерального закона РФ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» раскрывается основное понятие, используемое в данном Федеральном законе — «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем». Так, в соответствии с данным Федеральным законом легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ). Кроме того, в соответствии со ст. 174 УК РФ <8> отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является преступлением в сфере экономической деятельности. Данное преступление заключается в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использовании указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. ——————————— <8> Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Вместе с тем в соответствии с определением Большого толкового словаря легализация (от лат. legalis — законный) — 1) разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию; 2) подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей. Легализации, как правило, подлежат документы, составленные за границей или предназначенные для действия в зарубежном государстве. Производится в форме удостоверительной надписи консула <9>. ——————————— <9> Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. 526 с.
Следовательно, термин «легализация» сам по себе не носит негативной окраски и не подразумевает совершение запрещенной законом деятельности, в том числе с учетом презумпции невиновности, а, напротив, означает совершение предусмотренных законом действий, направленных на узаконение, придание юридической силы и подтверждение подлинности. Если сознательно допустить, что легализация транспортных средств является односторонней волевой деятельностью органов государственной власти, представляется возможным сформулировать следующее понятие легализации транспортных средств — совокупность действий уполномоченных органов государственной власти, осуществляемых в пределах компетенции, включающих в себя таможенное оформление и таможенный контроль транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию РФ, государственную регистрацию и последующий допуск к участию в дорожном движении, в целях обеспечения экономической и экологической безопасности страны, а также обеспечения безопасности дорожного движения. Безусловно, данное понятие нуждается в дополнении и уточнении, хотя бы потому, что легализация транспортных средств по своей сути является административно-правовыми отношениями. Таким образом, легализация транспортных средств — административно-правовые отношения, складывающиеся по поводу придания законных оснований в части ввоза и эксплуатации автотранспортных средств на территории РФ. Рассмотрим основные особенности легализации транспортных средств как административно-правовых отношений: 1. Компетентными субъектами управления, наделенными властью, являются таможенные органы и подразделения ГИБДД МВД России, а управляемыми субъектами являются лица, осуществляющие ввоз транспортных средств на таможенную территорию РФ, в нашем случае это физические лица. Основной целью государственных органов в данном случае является обеспечение безопасности государства (которая складывается из разных компонентов, как-то: экономический и экологический), а также обеспечение безопасности дорожного движения. Основной целью физического лица, ввозящего транспортное средство на таможенную территорию РФ, является снятие каких бы то ни было ограничений на пользование и распоряжение ввезенным транспортным средством. 2. Объектом правоотношений, как и в общем случае, являются воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) физических лиц, осуществляющих ввоз транспортных средств на таможенную территорию РФ в сфере реализации исполнительной власти, а именно поведение физических лиц и должностных лиц государственных органов в сфере легализации транспортных средств. 3. Предметом рассматриваемых административно-правовых отношений являются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию РФ. Транспортное средство, являясь совокупностью технически сложных устройств (механических, гидравлических, электронных), обладает и необходимыми для осуществления административного контроля идентифицирующими признаками. Идентификация предметов административных правоотношений является частным случаем идентификации предметов материального мира. Под идентификацией (от лат. identificare — отождествлять; англ. — identification) в криминалистике понимается опознание лица или вещи на основании неизменяемых признаков. Так, личность может быть идентифицирована по фотоснимкам, отпечаткам пальцев, измерениям и другим характеристикам, например по записи звучания голоса на магнитную ленту <10>. Также идентифицировать означает установить совпадение, идентичность, и соответствующее значение имеет прилагательное «идентификационный» <11>. ——————————— <10> Там же. С. 173. <11> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. С. 236.
Таким образом, в нашем случае идентификация транспортного средства представляет собой процесс установления тождества, индивидуальных признаков транспортного средства, участвующего в дорожном движении, и транспортного средства, в отношении которого проведено таможенное оформление, прошедшего государственную регистрацию, допущенного к участию в дорожном движении. Основным, но не единственным идентифицирующим признаком транспортного средства является идентификационный номер транспортного средства — так называемый VIN-код (Variety Identification Number — изменяющийся, «варьирующийся» идентификационный номер) автомобиля, который представляет собой номер, присвоенный транспортному средству предприятием-изготовителем. Данный код также используется для маркировки отдельных частей транспортного средства. Однако изготовители не обязаны как указывать год выпуска, так и использовать для его обозначения рекомендуемые знаки и позиции для них. Указанный в VIS год выпуска, как правило, является «модельным годом» и может не совпадать с фактическим годом выпуска. Как правило, точную дату выпуска возможно установить, только обратившись к базе данных завода-изготовителя. Кроме того, идентифицирующими (индивидуализирующими) признаками транспортного средства являются номера кузова, шасси (рамы), двигателя, которые представляют собой порядковые производственные номера, присваиваемые в зависимости от производителя и времени производства отдельным агрегатам и узлам транспортного средства предприятием-изготовителем, но, как уже отмечалось, на некоторых предприятиях-изготовителях VIN-код транспортного средства дублируется и на отдельных агрегатах транспортного средства. Также после государственной регистрации в органах ГИБДД МВД России на транспортное средство выдается государственный регистрационный знак, который также является его идентифицирующим признаком. Таким образом, легализация транспортных средств обладает всеми признаками административно-правовых отношений. На основании чего считаю возможным сформулировать понятие «легализация транспортных средств, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию РФ» — административно-правовые отношения, складывающиеся между таможенными органами РФ, а также подразделениями ГИБДД МВД России и физическими лицами, осуществляющими ввоз транспортных средств на таможенную территорию РФ по поводу придания законного статуса в части ввоза и эксплуатации автотранспортных средств на территории РФ. Следовательно, необходимым условием для возникновения данных административно-правовых отношений являются правомерные действия физических лиц по ввозу транспортных средств на таможенную территорию РФ, что служит основанием для проведения их таможенного оформления и контроля, а также допуска к участию в дорожном движении. Чем же вызвана необходимость легализации транспортных средств? Прежде всего в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ <12> (далее — ГК РФ) использование транспортных средств признается деятельностью, связанной с повышенной опасностью. ——————————— <12> Гражданский кодекс РФ. Часть вторая // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
Анализ действующего законодательства показывает, что законодатель не определился с вопросом о том, что же является повышенно опасным: предмет материального мира — транспортное средство или деятельность по его использованию. Относительно транспортных средств законодатель относит их к источнику повышенной опасности в силу определенных свойств (признаков), которыми они обладают. Ученые рассматривают следующие признаки транспортных средств как источника повышенной опасности: — употребление механического двигателя, приводимого в движение не мускульной силой человека или животных, а природными видами энергии пара, газа, электричества и т. п.; — пользование природными силами, которые, будучи выпущенными из-под власти и контроля владельца, с большим трудом могут быть вновь им подчинены; — использование больших тяжестей, значительно превышающих силу отдельного человека <13>; ——————————— <13> Топоров Н. Источник повышенной опасности. Л.: Рабочий суд, 1926. N 19. С. 1177.
— скорость, невозможность мгновенного торможения, большая масса <14>. ——————————— <14> Собчак А. А. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда действием источника повышенной опасности: Дис. канд. юрид. наук. М., 1964. С. 116 — 117.
Кроме того, имеющиеся статистические данные четко указывают на то, что именно из-за резкого увеличения числа автомобилей в настоящее время транспортный комплекс является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. Так, например, в г. Москве доля выбросов вредных веществ автомобилями в атмосферный воздух превышает 80% от общего объема выбросов. Таким образом, транспортные средства являются источником опасности и для экологии страны, а в зависимости от их экологического класса такой вред может быть больше или меньше, но в любом случае он присутствует. Одним из последствий признания транспортных средств источником повышенной опасности являются необходимость специального разрешения на управление ими, допуск их к эксплуатации, а также их государственная регистрация на территории РФ в контролирующих государственных органах. В отношении транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию РФ, а такими могут быть как транспортные средства иностранного производства, так и транспортные средства, произведенные на территории РФ и в установленном порядке вывезенные с территории страны, а в последующем ввозимые на ее территорию, добавляется необходимость проведения их таможенного оформления и таможенного контроля. А точнее — сам процесс легализации транспортных средств на таможенной территории РФ начинается именно с их ввоза на таможенную территорию РФ и таможенного оформления. Пунктом 1 ст. 14 ТК РФ <15> установлено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом. ——————————— <15> Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ТК РФ закреплено, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Таким образом, необходимость проведения таможенного оформления закреплена законом для всех лиц, перемещающих транспортные средства через таможенную границу РФ, будь то физические или юридические лица. Сам процесс легализации транспортных средств, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию РФ, условно можно разделить на следующие этапы: 1. Ввоз транспортного средства на таможенную территорию РФ под таможенным контролем: 1.1. В таможенном режиме временного ввоза: 1.1.1. Ввозимые российскими физическими лицами на срок до 6 месяцев: 1.1.1.1. Таможенное оформление транспортного средства (с внесением обеспечения). 1.1.1.2. Государственная регистрация таможенными органами. 1.1.1.3. Снятие транспортного средства с регистрационного учета по причине его вывоза или изменения таможенного режима. 1.1.1.4. Вывоз транспортного средства (или изменение таможенного режима). 1.1.2. Ввозимые иностранными физическими лицами на срок более 6 месяцев (до 1 года): 1.1.2.1. Таможенное оформление транспортного средства (без уплаты таможенных платежей). 1.1.2.2. Регистрация Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ. 1.1.2.3. Государственный технический осмотр транспортного средства. 1.1.2.4. Снятие транспортного средства с регистрационного учета по причине его вывоза или изменения таможенного режима. 1.1.2.5. Вывоз транспортного средства (или изменение таможенного режима). 1.2. В таможенном режиме выпуск для внутреннего потребления: 1.2.1. Предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц (далее — для личного пользования), в том числе ввозимые физическими лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию: 1.2.1.1. Таможенное оформление транспортного средства, в том числе с уплатой и без уплаты таможенных платежей; 1.2.1.2. Регистрация Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, в том числе изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета, перерегистрация транспортных средств. 1.2.1.3. Государственный технический осмотр транспортного средства. 1.2.1.4. Эксплуатация транспортного средства. 1.2.2. Предназначенные для коммерческого использования, ввозимые в общем порядке: 1.2.2.1. Таможенное оформление транспортного средства с подачей грузовой таможенной декларации, уплатой таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдением избранного таможенного режима. 1.2.2.2. Регистрация Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, в том числе изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета, перерегистрация транспортных средств. 1.2.2.3. Государственный технический осмотр транспортного средства. 1.2.2.4. Эксплуатация транспортного средства.
——————————————————————