Правовые основы и особенности административной защиты олимпийской и паралимпийской символики таможенными органами Российской Федерации
(Агамагомедова С. А.) («Административное и муниципальное право», 2012, N 9)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ОЛИМПИЙСКОЙ И ПАРАЛИМПИЙСКОЙ СИМВОЛИКИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. А. АГАМАГОМЕДОВА
Агамагомедова Саният Абдулганиевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета.
В преддверии проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 году актуальность приобретают вопросы правовой защиты олимпийской символики. Особую роль в системе административной защиты олимпийской символики играют таможенные органы. Они осуществляют контроль за трансграничным перемещением товаров с олимпийской символикой, выявляют и пресекают административные правонарушения, связанные с незаконным использованием олимпийской символики, используют механизм таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. В статье рассматривается судебная практика и особенности административного производства по данной категории дел, а также правовые и организационные основы взаимодействия таможенной службы с другими государственными органами.
Ключевые слова: защита, таможенные органы, олимпиада, Сочи-2014, символика, административное правонарушение, судебная практика, контрафакт, реестр.
Legal grounds and peculiarities of administrative defense of olympic and paralympic symbols by the Russian Federation custom authorities S. A. Agamagomedova
Prior to the Olympic Games in Sochi in 2012 issues of legal defense of Olympic symbols are becoming especially important. Custom authorities play a special role in the system of administrative defense of Olympic symbols. These authorities control trans-border transportation of goods with Olympic symbols, discover and suppress administrative offenses related to illegal usage of Olympic symbols and use customs registry of intellectual property. This particular article is devoted to the court practice and peculiarities of administrative proceedings in this sphere as well as legal and organizational issues of interactions between customs and other state authorities.
Key words: defense, custom authorities, Olympics, Sochi 2014, symbols, administrative offense, court practice, counter-facts, registry.
В канун предстоящего проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи особую актуальность приобретают вопросы правовой охраны и защиты олимпийской и паралимпийской символики. Процессы внесения дополнений и изменений в российское законодательство в части регулирования порядка использования олимпийской символики (далее в статье понятие «олимпийская символика» будет обозначать понятие «олимпийская и паралимпийская символика»), ее правовой охраны и защиты происходят задолго до проведения данного мероприятия. При этом безусловно используется международный опыт в области охраны данных объектов. Рассмотрим нормативно-правовую базу и особенности административно-правовой защиты олимпийской символики таможенными органами в современной России. Важнейшим международным актом в области охраны и защиты олимпийской символики является Найробский договор об охране олимпийского символа 1981 г., который вступил в силу для России 17 апреля 1986 г. <1>. В соответствии с этим документом олимпийский символ состоит из пяти переплетенных колец: голубого, желтого, черного, зеленого и красного, помещенных в таком порядке слева направо. Он состоит из олимпийских колец, изображенных в одном или разных цветах. Кроме олимпийского символа к элементам олимпийской символики относятся олимпийский флаг, олимпийский девиз, олимпийская эмблема, олимпийский гимн. Все они описаны в Олимпийской хартии, которая является другим важнейшим международным документом в области олимпийского движения <2>. Согласно правилу 7 Олимпийской хартии «Олимпийские игры являются исключительной собственностью Международного олимпийского комитета (МОК), которому принадлежат все права и данные, связанные с ними; в частности, и без каких-либо ограничений, МОК принадлежат права на Игры, связанные с организацией, использованием, вещанием, записью, представлением, воспроизводством, доступом и распространением в любой форме и любыми средствами и методами, существующими в настоящее время или теми, что будут развиты в будущем. МОК определяет условия доступа и использования данных, имеющих отношение к Олимпийским играм, к соревнованиям и выступлениям на Олимпийских играх. ——————————— <1> Найробский договор об охране олимпийского символа (подписан в г. Найроби 26 сентября 1981 г.) // СПС «КонсультантПлюс». <2> Олимпийская хартия (полный текст) // http://2014-sochi-olimpiada. ru/olimpijskaya-xartiya-polnyj-tekst.
Олимпийские символ, флаг, девиз, обозначения (включая, но не ограничиваясь словами «Олимпийские игры» и «игры Олимпиады»), знаки, эмблемы, огонь и факелы, как указывается в Правилах 8 — 14 далее, все вместе и по отдельности являются «Олимпийской собственностью». Все права на каждый в отдельности и на все вместе элементы Олимпийской собственности принадлежат исключительно МОК, включая, но не ограничиваясь, использованием в коммерческих целях, для получения дохода и рекламных целях». В качестве основополагающего положения Найробского договора об охране олимпийского символа выступает установление обязанности государств-участников отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве товарного знака (знака обслуживания) и запрещать путем принятия соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе МОК, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение последнего <3>. ——————————— <3> См.: Городов О. Проблемы правовой охраны олимпийской символики // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2011. N 4. С. 13.
В рамках организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр в г. Сочи в России в 2007 г. был принят Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее в параграфе — Закон). Данный нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта. Законом определяется статус оргкомитета «Сочи 2014», который является автономной некоммерческой организацией (АНО), учреждаемой Олимпийским комитетом России, Российской Федерацией и г. Сочи для целей организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с положениями Олимпийской хартии, Свода правил Международного паралимпийского комитета и соглашения, заключенного Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. При этом подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона установлено, что оргкомитет «Сочи 2014» для достижения целей своей деятельности осуществляет функцию по обеспечению во взаимодействии с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России при организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр защиту олимпийской символики и паралимпийской символики (включая принадлежащие Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), в том числе в судебном порядке <4>. Таким образом, можно говорить об установлении национального режима правовой охраны и защиты олимпийской символики на территории РФ на основе международных положений в данной области. ——————————— <4> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант».
Нормативная база данного режима включает в себя универсальные правовые нормы в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности (Конституция РФ, четвертая часть Гражданского кодекса РФ, КоАП РФ и др.), а также нормы специального характера (Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Что касается защиты олимпийской символики, то она осуществляется традиционными правовыми методами, которые подразделяются по отраслевой принадлежности. Так, осуществить защиту прав на объект интеллектуальной собственности, относящийся к олимпийской символике, можно посредством гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых средств. В то же время данная защита осуществляется на внутреннем рынке и при трансграничном перемещении товаров. Рассмотрим особенности административно-правовой защиты олимпийской символики таможенными органами РФ. Участие таможенного ведомства в движении по защите олимпийской символики начинается практически с самого начала действия Закона. Уже с начала 2008 г. появляются первые статистические данные о результатах борьбы таможенных органов с незаконным оборотом продукции с олимпийской символикой, новости о том, что таможенные органы приступили к защите олимпийской символики <5>. ——————————— <5> Таможенные органы России защищают символы Олимпиады в Сочи // http://www. deepy. ru/news_number. php? number=40.
Деятельность таможенных органов РФ по защите олимпийской символики ведется в рамках подписанного 25 апреля 2008 г. Соглашения между ФТС России и Оргкомитетом «Сочи 2014» об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 г. (далее — Соглашение) <6>. Соглашение действует на период организации и проведения игр — до 31 декабря 2016 г. ——————————— <6> Письмо ФТС России от 23 июня 2008 г. N 01-11/24762 «О реализации соглашения с Оргкомитетом «Сочи 2014» // СПС «Гарант».
Соглашение предусматривает обмен информацией по фактам нарушения режима использования олимпийской символики, проведение совместных операций и мероприятий, направленных на пресечение и предотвращение соответствующих правонарушений, выработку предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство с целью установления и усиления ответственности за незаконное использование олимпийской символики. Будет изучен и использован также опыт стран, проводивших Олимпийские игры. ФТС России взяла на себя обязательства включать в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности товарные знаки, связанные с олимпийской символикой максимально быстро и по возможности на максимально возможный срок; планировать и осуществлять конкретные мероприятия по выявлению, предотвращению и пресечению незаконного оборота через таможенную границу товаров, содержащих олимпийскую символику <7>. ——————————— <7> Таможенные органы России приступили к защите олимпийской и паралимпийской символики // http://www. zollru. ru/ru/news/2025.html.
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) ФТС России является основой механизма защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности. Таможенные органы в соответствии с действующим таможенным законодательством принимают меры по трансграничной защите товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как внесенные, так и не внесенные в ТРОИС. В 2011 г. в ТРОИС ФТС России было 7 товарных знаков на символику Олимпийского комитета России и 15 товарных знаков — на символику МОК <8>. ——————————— <8> Егоров И. Олимпийский контрафакт // Российская газета. N 5454 (78); http://www. rg. ru/2011/04/13/kontrafakt. html.
В настоящий момент (на 31.07.2012) ТРОИС ФТС России насчитывает 28 объектов интеллектуальной собственности, связанной с олимпийским движением, среди которых 15 принадлежат Международному олимпийскому комитету, 12 — АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» и 1 — Общероссийскому союзу общественных объединений «Олимпийский комитет России» <9>. ——————————— <9> Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России (по состоянию на 27.06.2012) // http:// ved. customs. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 109:2010-09-09-06-26-44&catid;= 13:2008-10-16-13-51-15&Itemid;=1814.
Деятельность ФТС России в этом направлении получила высокую оценку руководства АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» как в ходе рабочих встреч, так и в рамках проведения ежегодных семинаров-совещаний по защите прав интеллектуальной собственности <10>. За первое полугодие 2012 г. российскими таможенниками уже задержано свыше двух миллионов единиц контрафактной продукции (ЕКП) с олимпийской символикой <11>. ——————————— <10> Таможенники на страже интеллектуальных прав. Новости ФТС России // http:// ved. customs. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 1661:2012-04-25-07-23-06&catid;= 41:2011-05-23-10-31-37. Дата обр. 10.05.2012. <11> Контрафакт с символикой Олимпийских игр-2014 // http://www. tamognia. ru.
Рабочая группа ФТС России и Оргкомитета «Сочи 2014» по защите олимпийской и паралимпийской символики, созданная Приказом ФТС России от 7 июля 2008 г. N 825, проводит постоянную работу по обеспечению защиты олимпийской и паралимпийской символики, а также по активизации и повышению эффективности взаимодействия между таможенными органами и правообладателями при перемещении через таможенную границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. В соответствии с положениями Соглашения ФТС России был разработан регламент информирования Федеральной таможенной службы о фактах получения российскими и зарубежными организациями статуса всемирных партнеров МОК, МПК (Международный паралимпийский комитет) и маркетинговых партнеров АНО «Оргкомитет «Сочи 2014». При этом в соответствии с информацией АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» всемирные партнеры МОК, МПК и маркетинговые партнеры АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» (далее — партнеры) могут использовать олимпийскую символику, в том числе товарные знаки МОК, АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», Общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России» (ОКР), Общероссийской общественной организации «Паралимпийский комитет России» (ПКР), на любых ввозимых на территорию РФ товарах, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ТС (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза). В случае если ввоз товаров на территорию РФ с олимпийской символикой осуществляется лицом, не являющимся партнером, правомерность такого ввоза подтверждается документом, устанавливающим договорные отношения между партнером и соответствующим лицом, в том числе на ввоз товаров в Российскую Федерацию, либо письменным согласием партнера <12>. ——————————— <12> Письмо ФТС РФ от 31.03.2011 N 01-11/14238 «О регламенте информирования ФТС России АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» // СПС «Гарант».
В ФТС России оргкомитетом «Сочи 2014» передается информация о партнерских соглашениях МОК, МПК, АНО «Оргкомитет «Сочи 2014»; о лицензионных и сублицензионных договорах АНО «Оргкомитет «Сочи 2014». Данная информация должна включать в себя сведения о группах товаров, услуг, на которые предоставлено право использования олимпийской и/или паралимпийской символики; перечень объектов олимпийской или паралимпийской символики, разрешенной к использованию, включая объекты интеллектуальной собственности; объем передаваемых прав; срок действия соглашений и договоров, другие сведения <13>. ——————————— <13> Письмо ФТС РФ от 31.03.2011 N 01-11/14238 «О регламенте информирования ФТС России АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» // СПС «Гарант».
Сотрудничество Оргкомитета «Сочи 2014» с таможенными службами и другими органами государственной власти представляет для оргкомитета особую значимость. Все инициативы, реализуемые оргкомитетом на базе системы соглашений в период подготовки и проведения игр в Сочи, в перспективе позволят усовершенствовать существующие инструменты защиты прав интеллектуальной собственности, повысить уровень общественного правосознания, а также сформировать необходимую культуру обращения с объектами интеллектуальной собственности в нашей стране <14>. ——————————— <14> «Сочи 2014» — таможня дает добро // http://www. tdks. ru. Дата обр. 26.07.2012.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что административные дела, связанные с незаконным использованием олимпийской символики, возбуждаются как определенными уполномоченными органами самостоятельно, так и в результате совместных мероприятий различных государственных ведомств. Так, анализ практики позволяет выделить факты возбуждения дел о незаконном использовании олимпийской символики на внутреннем рынке подразделениями УВД <15> и антимонопольными органами <16>, при трансграничном перемещении товаров — таможенными органами <17>, а также таможенными органами совместно с другими правоохранительными органами <18>. Нередки ситуации, когда дела об административных правонарушениях, связанных с использованием олимпийской символики, возбуждаются прокурорами (либо по результатам совместных действий прокуратуры и ОВД) и направляются для рассмотрения в Управления Федеральной антимонопольной службы <19>, либо когда материалы проверки, содержащие признаки правонарушения, направляются УВД антимонопольным органам <20>. ——————————— <15> Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 августа 2010 г. по делу N А39-1144/2010 // СПС «Гарант». <16> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 сентября 2010 г. N Ф07-8964/2010 по делу N А05-3953/2010 // СПС «Гарант». <17> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 января 2012 г. N ВАС-14495/11 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СПС «Гарант». <18> Сотрудники Ачинского таможенного поста Красноярской таможни задержали контрафактную продукцию с символикой «Сочи-2014». Новости Сибирского таможенного управления // http:// stu. customs. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id; Кировская таможня на страже игр Сочи 2014 г. в Сочи 25 августа 2009 г. // http:// www. customsonline. ru/ 505- kirovskaya — tamozhnya-na-strazhe — interesov-igr. html; В «борьбе» за Сочи 2014!!! // http://mobi-center. ru/news/news_detail. php? ID=8255. <19> Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 сентября 2009 г. по делу N А79-6610/2009 // СПС «Гарант»; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 2011 г. N 3255/11 // СПС «Гарант». <20> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 сентября 2010 г. N Ф07-8964/2010 по делу N А05-3953/2010 Электронный // СПС «Гарант».
Следует отметить, что в системе защиты олимпийской символики задействован целый ряд государственных органов: МВД России, ФАС России, Роспотребнадзор, органы прокуратуры, ФТС России. Административная ответственность за незаконное использование олимпийской символики предусмотрена несколькими составами КоАП РФ. Это, прежде всего, ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака» и ст. 14.33 КоАП РФ «Недобросовестная конкуренция». В средствах массовой информации появилось даже выражение «сочинские» дела, которые по некоторым данным в 2010 г. были рассмотрены российскими арбитражными судами в количестве 722 дел <21>. ——————————— <21> Сочи-2014 против граждан России // http://pravo. ru/review/view/47515.
Защита олимпийской символики таможенными органами основана на факте трансграничного перемещения товаров, содержащих олимпийскую символику, а также на правомочиях по выявлению и пресечению административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ. С приближением Олимпийских игр недобросовестные предприниматели все чаще пытаются незаконно использовать символику «Сочи 2014» <22>. Причем все чаще такие нарушения выявляют в Краснодарском крае и непосредственно в столице будущей Олимпиады — Сочи <23>. ——————————— <22> Более 90 тысяч лже — «Адидасов», «Нокий» и «Сочи-2014» не прошли Дагестанскую таможню. Портал Южного региона. Новости // http://www. yuga. ru/news/264332; Контрафакт с символикой Олимпийских игр-2014 // http://www. tamognia. ru/news/new/1611942. <23> Егоров И. Олимпийский контрафакт // Российская газета. N 5454 (78); http://www. rg. ru/2011/04/13/kontrafakt. html.
Анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ и инициированных таможенными органами РФ, свидетельствует об отсутствии единообразия в толковании и применении арбитражными судами отдельных норм права. Так, по одному и тому же делу арбитражными судами различных инстанций выносятся разные решения: в одном случае общество признается виновным и привлекается к ответственности в виде штрафа, в другом — суд применяет ст. 2.9 КоАП РФ и признает административное правонарушение, совершенное обществом, малозначительным <24>. Подобные противоречия судебной практики присущи, по мнению специалистов, и общей массе дел о незаконном использовании олимпийской символики (инициированных всеми полномочными административными органами): в 352 (49%) случаях суды штрафовали торговцев нелицензионными предметами, а по 370 (51%) делам было принято решение об отказе от привлечения ответчика к административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, позволяющей освободить лицо от административной ответственности при малозначительности правонарушения, выраженной в отсутствии угрозы общественным отношениям <25>. ——————————— <24> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 января 2012 г. N ВАС-14495/11 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СПС «Гарант». <25> Сочи-2014 против граждан России // http://pravo. ru/review/view/47515.
Следует также обратить внимание на отдельные вопросы, возникающие при выявлении и пресечении подобных правонарушений таможенными органами, а также при рассмотрении судебных дел, связанных с незаконным использованием олимпийской символики, арбитражными судами. На практике признаки подобных правонарушений выявляются таможенными органами в рамках досмотровых мероприятий, то есть фактического контроля <26>. В большинстве случаев документальный контроль, проводимый таможенными органами, не позволяет выявить признаки подобных правонарушений. ——————————— <26> Новороссийские таможенники выявили незаконно нанесенную олимпийскую символику. Новости южного таможенного управления // http:// master-yutu. customs. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 21298:2012-03-14-11-55-56&catid;= 4:news&Itemid;=78; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 января 2012 г. N ВАС-14495/11 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СПС «Гарант»; Постановление ФАС Центрального округа от 9 декабря 2011 г. по делу N А09-1907/2011 // http:// base. consultant. ru/ cons/ cgi/ online. cgi? req= doc;base= ACN;n= 67620; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 N 15АП-977/2009 по делу N А32-21910/2008 // http://kad. arbitr. ru.
В качестве правообладателя, который привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебных заседаниях выступает АНО «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи» <27>. Именно с ним связывается таможенный орган при выявлении признаков нарушений прав интеллектуальной собственности, связанной с олимпийской символикой; на основании его заявления возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.10 КоАП РФ. ——————————— <27> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 января 2012 г. N ВАС-14495/11 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СПС «Гарант».
Правоприменительная практика рассматриваемого направления свидетельствует о фактах, когда к административной ответственности привлекается не участник ВЭД, а таможенный представитель. По мнению суда, в силу п. 1 ст. 15 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Также при осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ТС требований (подп. 1 п. 2 ст. 15 ТК ТС). На основании этого судом делается вывод о том, что в случае, если при декларировании товара таможенная декларации оформляется таможенным представителем, а не декларантом, то лицом, ответственным за достоверность заявленных сведений и (или) незаявление к декларированию всего (части) товара, является таможенный представитель как профессиональный участник таможенных правоотношений <28>. ——————————— <28> Постановление ФАС Центрального округа от 9 декабря 2011 г. по делу N А09-1907/2011 // http:// base. consultant. ru/ cons/ cgi/ online. cgi? req= doc;base= ACN;n=67620.
В рамках административного расследования дел о незаконном использовании олимпийской символики таможенными органами используются заключения экспертов (специалистов), которые на основе применения специальных знаний делают выводы о тождественности или сходности до степени смешения применяемых участниками ВЭД обозначений и зарегистрированных товарных знаков, содержащих олимпийские символы. Интересно, что в судебных решениях упоминаются и заключения специалиста, представленные представителем правообладателя, и заключения независимых экспертов. Так, в заключении эксперта Брянской торгово-промышленной палаты N 510 от 14 марта 2011 г. сделан вывод о том, что воспроизведение обозначения в виде пяти пересекающихся колец идентично во всех элементах. Такое обозначение, по мнению эксперта, является средством индивидуализации Международного олимпийского комитета <29>. ——————————— <29> Постановление ФАС Центрального округа от 9 декабря 2011 г. по делу N А09-1907/2011 // http:// base. consultant. ru/ cons/ cgi/ online. cgi? req= doc;base=ACN;n=67620.
Отдельные судебные решения свидетельствуют о том, что при отсутствии заключения эксперта (специалиста) суды самостоятельно делают определенные выводы, никак не связанные с определением тождественности или сходности до степени смешения используемых обозначений и товарных знаков. Например, факт использования участником ВЭД обозначения в виде в виде словосочетания «OLIMPIC SPECIAL», которое не зарегистрировано в качестве товарного знака и, как следует из представленных в материалы арбитражного дела доказательств, в базе данных Роспатента РФ отсутствует, позволил суду прийти к выводу о том, что наличие данного словосочетания на упаковках товара, ввезенного на территорию РФ ООО «Л», не может расцениваться как нарушение исключительного права на товарный знак. При этом судами всегда учитывается то, что защита товарных знаков обеспечивается не в отношении всех товаров, а только тех, которые поименованы в охранном документе, выданном на основании государственной или международной регистрации товарного знака <30> (под охранным документом имеется в виду свидетельство о регистрации товарного знака). ——————————— <30> Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2009 г. N 15АП-977/2009 по делу N А32-21910/2008 // http://kad. arbitr. ru.
На практике нередко встречаются факты незаконного использования товарного знака с одновременным совершением правонарушения в форме недекларирования (так называемое сопутствующее правонарушение), то есть в качестве недекларированного товара выступает контрафактный товар с незаконным использованием олимпийской символики. В этом случае в отношении одного лица возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ (Незаконное использование товарного знака) и ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ (Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию). Причем лицо при этом подлежит ответственности по каждому составу в отдельности, и доводы лица, привлекаемого к ответственности за незаконное использование товарного знака, о том, что оно уже было привлечено к административной ответственности таможней по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, а поэтому не может быть привлечено к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ, судом справедливо отклоняются <31>. ——————————— <31> Постановление ФАС Центрального округа от 9 декабря 2011 г. по делу N А09-1907/2011 // http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=ACN;n=67620.
При совершении таможенным органом (как и любым иным административным органом) процессуальных нарушений при осуществлении административного производства по делам об административных правонарушениях суды отказывают в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. При этом в судебных решениях содержится ссылка на п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», которым установлено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело <32>. Примером может служить вывод суда в одном из судебных актов о том, что административным органом не были приняты достаточные меры для надлежащего уведомления законного представителя общества, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и составлением протокола в его отсутствие существенно нарушены права лица, привлекаемого к ответственности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления <33>. ——————————— <32> Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (ред. от 10.11.2011) // СПС «Гарант». <33> Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2009 г. N 15АП-977/2009 по делу N А32-21910/2008 // http://kad. arbitr. ru.
В качестве предметов рассматриваемой категории административных правонарушений выступают самые разные товары. Лидирует среди товаров с незаконно воспроизведенной олимпийской и паралимпийской символикой одежда — шорты, футболки, кепки. На втором месте — многочисленные брелоки, кружки, магнитные картинки, то есть сувениры с изображением олимпийских колец, факела, эмблемы, талисманов игр, пиктограмм, символизирующих различные виды спорта, и т. п. На третьем месте по степени распространения среди «олимпийского» контрафакта стоит различная полиграфическая продукция: тетради, календари и альбомы с олимпийскими кольцами и надписью «Сочи-2014». В качестве примера необычных подделок, выявленных таможенной службой, можно назвать «олимпийский» ламинат и… помидоры, о чьей «принадлежности» к зимней Олимпиаде красноречиво говорили пять колец на каждом упаковочном ящике <34>. ——————————— <34> Контрафакт с символикой Олимпийских игр-2014 // http://www. tamognia. ru/news/new/1611942.
Меры таможенных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (включая олимпийскую символику) зачастую носят превентивный характер и не связаны с привлечением к административной ответственности. Так, в отдельных случаях выявление таможенным органом товара с нанесенной олимпийской символикой и оперативное взаимодействие с правообладателем позволяет устранить потенциальное нарушение исключительных прав путем проведения демаркировки партии товара фирмой-получателем <35>. ——————————— <35> Новороссийские таможенники выявили незаконно нанесенную олимпийскую символику. Новости южного таможенного управления // http:// master-yutu. customs. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 21298:2012-03-14-11-55-56&catid;= 4:news&Itemid;=78.
В дополнение к административным мерам защиты олимпийской символики в Российской Федерации планируется также применение технических решений: введение специальной защитной маркировки, оснащение таможенных органов техническими средствами таможенного контроля, которые позволят с высокой долей вероятности отделять поддельные от подлинных товаров <36>. ——————————— <36> Шурыгин С. Н. Практика работы таможенных органов по защите интеллектуальной собственности // Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами: Сборник статей по результатам проведения научно-практической конференции факультета таможенного дела и кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной академии. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С. 12.
Так, с целью защиты олимпийских товаров от поддельных разработана специальная программа «Гознака». Будут введены визуальные и скрытые полиграфические и электронные способы защиты. На каждом товаре появится специальная голограмма, свидетельствующая о его подлинности. Каждый производитель, который обладает лицензией, сможет приобрести нужное количество таких защитных средств. Причем уникальная база данных ярлыков позволит госорганам следить за продуктом от момента его производства до продажи. Чтобы оградить покупателей от подделок, вещи с олимпийским брендом планируется продавать в специализированных магазинах и на особом сайте в Интернете. В 2012 г. будет открыт олимпийский гипермаркет в Москве и супермаркеты по всей территории России. Кроме того, товары можно будет купить на официальном сайте оргкомитета <37>. ——————————— <37> Сотрудники Ачинского таможенного поста Красноярской таможни задержали контрафактную продукцию с символикой «Сочи 2014». Новости Сибирского таможенного управления // http://stu. customs. ru/index. php? option=com_content&view;=article&id.;
Отдельно следует отметить взаимодействие ФТС России с другими ведомствами и службами в борьбе с оборотом контрафактной продукции, содержащей олимпийскую символику. Помимо Оргкомитета «Сочи 2014», о взаимодействии с которым уже было сказано, это, прежде всего, органы прокуратуры. Мероприятия по надзору за соблюдением законодательства о защите олимпийской символики осуществляются с самого начала реализации защитных механизмов. Так, прокуратурой вносятся представления руководителям таможенных органов при установлении недостаточности мер, принимаемых для обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, пресечения незаконного оборота через таможенную границу РФ объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат АНО Оргкомитет «Сочи 2014» <38>. ——————————— <38> Таганрогский транспортный прокурор призвал таможенные органы региона быть бдительными в вопросах защиты интеллектуальной собственности. Южная транспортная прокуратура. Новости // http://www. utprok. ru/ne_4148401.
Прокуратурой осуществляется общее руководство и координация мероприятий созданной межведомственной рабочей группы, в задачу которой входит борьба с контрафактной продукцией и защита интеллектуальной олимпийской собственности в период подготовки и проведения олимпиады в Сочи. В данную группу входят представители МВД России, Роспотребнадзора, ФТС России, ФАС России, Оргкомитета «Сочи-2014» <39>. ——————————— <39> См.: Егоров И. Олимпийский контрафакт // Российская газета. N 5454 (78) // http://www. rg. ru/2011/04/13/kontrafakt. html.
Подведем итоги. Международной основой правовой защиты и охраны олимпийской символики является Найробский договор об охране олимпийского символа 1981 г. и Олимпийская хартия. Данные документы определяют элементы олимпийской символики, статус МОК в отношении защиты данной символики, а также устанавливают обязанности государств-участников в области регистрации и использования объекта интеллектуальной собственности, содержащего олимпийскую символику либо ее элементы. В связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи Российская Федерация приняла на себя дополнительные обязательства по защите исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие МОК, а также иную символику, связанную с проведением Олимпийских и Паралимпийских игр в России. Принятый в этой связи Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является носителем норм специального характера, которые дополняют правовой режим охраны и защиты, установленный в РФ в отношении объектов интеллектуальных прав. В рамках борьбы с незаконным использованием олимпийской символики особая роль возлагается на таможенные органы, в функции которых входит пресечение незаконного оборота контрафактных товаров при трансграничном перемещении. Федеральной таможенной службой налажено активное взаимодействие с Оргкомитетом «Сочи 2014», правовой основой которого является совместное Соглашение об основах взаимодействия от 25 апреля 2008 г. и другие документы. ФТС России использует различные механизмы противодействия контрафакту, содержащему олимпийскую символику. Одним из них является ТРОИС ФТС России, в который сегодня включено 28 объектов интеллектуальной собственности, связанных с олимпийским движением. В систему правовой защиты олимпийской символики входит целый ряд государственных органов. Таможенные органы занимают среди них особое место, связанное с осуществлением таможенного контроля за трансграничным перемещением товаров, содержащих интеллектуальный ресурс, и полномочиями по выявлению и пресечению административных правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков, включающих олимпийские символы или их элементы. Анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ, свидетельствует об отсутствии единообразия в подходах к правоприменению. Административное производство и судебное рассмотрение данной категории дел содержит ряд особенностей, связанных с выявлением подобного рода правонарушений таможенными органами, привлечением к участию в деле правообладателя, привлечением при определенных условиях к административной ответственности таможенного представителя, применением экспертных процедур, условиями отказа в удовлетворении заявления административного органа и другими аспектами. Следует отметить, что в современный период в дополнение к административным методам защиты следует использовать и технические средства, которые позволят повысить эффективность действующего механизма административно-правовой защиты олимпийской символики. Важное значение в борьбе таможенных органов с оборотом контрафактной продукции с олимпийской символикой имеет взаимодействие с другими государственными структурами, в частности с прокуратурой РФ. В канун предстоящих Олимпийских игр в городе Сочи таможенные органы России совместно с правообладателями, государственными службами и общественностью должны приложить все усилия для эффективной борьбы с незаконным использованием олимпийской символики. При этом применение административно-правовых и организационных средств защиты должно занять существенное место в этом процессе.
Библиографический список
1. «Сочи 2014» — таможня дает добро // http://www. tdks. ru/?act=news&id;=21887. 2. Более 90 тысяч лже — «Адидасов», «Нокий» и «Сочи-2014» не прошли Дагестанскую таможню. Портал Южного региона. Новости // http://www. yuga. ru/news/264332. 3. В «борьбе» за Сочи 2014!!! // http://mobi-center. ru/news/news_detail. php? ID=8255. 4. Городов О. Проблемы правовой охраны олимпийской символики // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2011. N 4. С. 12 — 21. 5. Егоров И. Олимпийский контрафакт. Российская газета N 5454 (78) // http://www. rg. ru/2011/04/13/kontrafakt. html. 6. Кировская таможня на страже игр Сочи 2014 г. в Сочи 25 августа 2009 г. // http:// www. customsonline. ru/ 505-kirovskaya-tamozhnya-na-strazhe-interesov-igr. html. 7. Контрафакт с символикой Олимпийских игр-2014 // http://www. tamognia. ru/news/new/1611942. 8. Контрафакт с символикой Олимпийских игр-2014 // http://www. tamognia. ru/news/new/1611942. 9. Найробский договор об охране олимпийского символа (подписан в г. Найроби 26.09.1981) // СПС «КонсультантПлюс». 10. Новороссийские таможенники выявили незаконно нанесенную олимпийскую символику. Новости южного таможенного управления // http:// master-yutu. customs. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 21298:2012-03-14-11-55-56&catid;= 4:news&Itemid;=78. 11. Олимпийская хартия (полный текст) // http://2014-sochi-olimpiada. ru/olimpijskaya-xartiya-polnyj-tekst. 12. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 января 2012 г. N ВАС-14495/11 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СПС «Гарант». 13. Письмо ФТС России от 23 июня 2008 г. N 01-11/24762 «О реализации соглашения с Оргкомитетом «Сочи 2014» // СПС «Гарант». 14. Письмо ФТС РФ от 31.03.2011 N 01-11/14238 «О регламенте информирования ФТС России АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» // СПС «Гарант». 15. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (ред. от 10.11.2011) // СПС «Гарант». 16. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 N 15АП-977/2009 по делу N А32-21910/2008 // http://kad. arbitr. ru. 17. Постановление ФАС Центрального округа от 9 декабря 2011 г. по делу N А09-1907/2011 // http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=ACN;n=67620. 18. Постановление ФАС Центрального округа от 9 декабря 2011 г. по делу N А09-1907/2011 // http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=ACN;n=67620. 19. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 августа 2010 г. по делу N А39-1144/2010 // СПС «Гарант». 20. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 сентября 2009 г. по делу N А79-6610/2009 // СПС «Гарант»; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 2011 г. N 3255/11 // СПС «Гарант». 21. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 сентября 2010 г. N Ф07-8964/2010 по делу N А05-3953/2010 // СПС «Гарант». 22. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 сентября 2010 г. N Ф07-8964/2010 по делу N А05-3953/2010 // СПС «Гарант». 23. Сотрудники Ачинского таможенного поста Красноярской таможни задержали контрафактную продукцию с символикой «Сочи-2014». Новости Сибирского таможенного управления // http://stu. customs. ru/index. php? option=com_content&view;=article&id.; 24. Сочи-2014 против граждан России // http://pravo. ru/review/view/47515. 25. Таганрогский транспортный прокурор призвал таможенные органы региона быть бдительными в вопросах защиты интеллектуальной собственности. Южная транспортная прокуратура. Новости // http://www. utprok. ru/ne_4148401. 26. Таможенники на страже интеллектуальных прав. Новости ФТС России // http:// ved. customs. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 1661:2012-04-25-07-23-06&catid;= 41:2011-05-23-10-31-37. 27. Таможенные органы России защищают символы Олимпиады в Сочи // http://www. deepy. ru/news_number. php? number=40. 28. Таможенные органы России приступили к защите олимпийской и паралимпийской символики // http://www. zollru. ru/ru/news/2025.html. 29. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России (по состоянию на 27.06.2012) // http:// ved. customs. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 109:2010-09-09-06-26-44&catid;= 13:2008-10-16-13-51-15&Itemid;=1814. 30. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант». 31. Шурыгин С. Н. Практика работы таможенных органов по защите интеллектуальной собственности // Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами: Сборник статей по результатам проведения научно-практической конференции факультета таможенного дела и кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной академии. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С. 9 — 13.
References (transliteration)
1. Sochi 2014″ — tamozhnya daet dobro // http://www. tdks. ru/?act=news&id;=21887. 2. Bolee 90 tysyach lzhe — «Adidasov», «Nokiy» i «Sochi-2014» ne proshli Dagestanskuyu tamozhnyu. Portal Yuzhnogo regiona. Novosti // http://www. yuga. ru/news/264332. 3. V «bor’be» za Sochi 2014!!! // http://mobi-center. ru/news/news_detail. php? ID=8255. 4. Gorodov O. Problemy pravovoy okhrany olimpiyskoy simvoliki // Intellektual’naya sobstvennost’. Promyshlennaya sobstvennost’. 2011. N 4. S. 12 — 21. 5. Egorov I. Olimpiyskiy kontrafakt. Rossiyskaya gazeta — Federal’nyy vypusk N 5454 (78) // http://www. rg. ru/2011/04/13/kontrafakt. html. 6. Kirovskaya tamozhnya na strazhe igr Sochi 2014 g. v Sochi 25 avgusta 2009 g. // http://www. customsonline. ru/505-kirovskaya-tamozhnya-na-strazhe-interesov-igr. html. 7. Kontrafakt s simvolikoy Olimpiyskikh igr-2014 // http://www. tamognia. ru/news/new/1611942. 8. Kontrafakt s simvolikoy Olimpiyskikh igr-2014 // http://www. tamognia. ru/news/new/1611942. 9. Nayrobskiy dogovor ob okhrane olimpiyskogo simvola (Podpisan v g. Nayrobi 26.09.1981) // SPS «Konsul’tantPlyus». 10. Novorossiyskie tamozhenniki vyyavili nezakonno nanesennuyu olimpiyskuyu simvoliku. Novosti yuzhnogo tamozhennogo upravleniya // http:// master-yutu. customs. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 21298:2012-03-14-11-55-56&catid;= 4:news&Itemid;=78. 11. Olimpiyskaya khartiya (polnyy tekst) // http://2014-sochi-olimpiada. ru/olimpijskaya-xartiya-polnyj-tekst. 12. Opredelenie Vysshego Arbitrazhnogo Suda RF ot 10 yanvarya 2012 g. N VAS-14495/11 «O peredache dela v Prezidium Vysshego Arbitrazhnogo Suda Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Garant». 13. Pis’mo FTS Rossii ot 23 iyunya 2008 g. N 01-11/24762 «O realizatsii soglasheniya s Orgkomitetom «Sochi 2014» // SPS «Garant». 14. Pis’mo FTS RF ot 31.03.2011 N 01-11/14238 «O reglamente informirovaniya FTS Rossii ANO «Orgkomitet «Sochi 2014» // SPS «Garant». 15. Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 02.06.2004 N 10 «O nekotorykh voprosakh, voznikshikh v sudebnoy praktike pri rassmotrenii del ob administrativnykh pravonarusheniyakh» (red. ot 10.11.2011) // SPS «Garant». 16. Postanovlenie Pyatnadtsatogo arbitrazhnogo apellyatsionnogo suda ot 27.04.2009 N 15AP-977/2009 po delu N A32-21910/2008 // http://kad. arbitr. ru. 17. Postanovlenie FAS Tsentral’nogo okruga ot 9 dekabrya 2011 g. po delu N A09-1907/2011 // http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=ACN;n=67620. 18. Postanovlenie FAS Tsentral’nogo okruga ot 9 dekabrya 2011 g. po delu N A09-1907/2011 // http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=ACN;n=67620. 19. Postanovlenie Federal’nogo arbitrazhnogo suda Volgo-Vyatskogo okruga ot 4 avgusta 2010 g. po delu N A39-1144/2010 // SPS «Garant». 20. Postanovlenie Federal’nogo arbitrazhnogo suda Volgo-Vyatskogo okruga ot 29 sentyabrya 2009 g. po delu N A79-6610/2009 // SPS «Garant»; Postanovlenie Prezidiuma Vysshego Arbitrazhnogo Suda RF ot 19 iyulya 2011 g. N 3255/11 // SPS «Garant». 21. Postanovlenie Federal’nogo arbitrazhnogo suda Severo-Zapadnogo okruga ot 24 sentyabrya 2010 g. N F07-8964/2010 po delu N A05-3953/2010 // SPS «Garant». 22. Postanovlenie Federal’nogo arbitrazhnogo suda Severo-Zapadnogo okruga ot 24 sentyabrya 2010 g. N F07-8964/2010 po delu N A05-3953/2010 // SPS «Garant». 23. Sotrudniki Achinskogo tamozhennogo posta Krasnoyarskoy tamozhni zaderzhali kontrafaktnuyu produktsiyu s simvolikoy «Sochi 2014». Novosti Sibirskogo tamozhennogo upravleniya // http://stu. customs. ru/index. php? option=com_content&view;=article&id.; 24. Sochi-2014 protiv grazhdan Rossii // http://pravo. ru/review/view/47515. 25. Taganrogskiy transportnyy prokuror prizval tamozhennye organy regiona byt’ bditel’nymi v voprosakh zashchity intellektual’noy sobstvennosti. Yuzhnaya transportnaya prokuratura. Novosti // http://www. utprok. ru/ne_4148401. 26. Tamozhenniki na strazhe intellektual’nykh prav. Novosti FTS Rossii // http:// ved. customs. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 1661:2012-04-25-07-23-06&catid;= 41:2011-05-23-10-31-37. 27. Tamozhennye organy Rossii zashchishchayut simvoly Olimpiady v Sochi // http://www. deepy. ru/news_number. php? number=40. 28. Tamozhennye organy Rossii pristupili k zashchite olimpiyskoy i paralimpiyskoy simvoliki // http://www. zollru. ru/ru/news/2025.html. 29. Tamozhennyy reestr ob’ektov intellektual’noy sobstvennosti FTS Rossii (po sostoyaniyu na 27.06.2012) // http:// ved. customs. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 109:2010-09-09-06-26-44&catid;= 13:2008-10-16-13-51-15&Itemid;=1814. 30. Federal’nyy zakon ot 1 dekabrya 2007 g. N 310-FZ «Ob organizatsii i o provedenii KhKhII Olimpiyskikh zimnikh igr i XI Paralimpiyskikh zimnikh igr 2014 goda v gorode Sochi, razvitii goroda Sochi kak gornoklimaticheskogo kurorta i vnesenii izmeneniy v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Garant». 31. Shurygin S. N. Praktika raboty tamozhennykh organov po zashchite intellektual’noy sobstvennosti // Aktual’nye problemy zashchity intellektual’noy sobstvennosti tamozhennymi organami: Sbornik statey po rezul’tatam provedeniya nauchno-prakticheskoy konferentsii fakul’teta tamozhennogo dela i kafedry tamozhennykh platezhey i valyutnogo kontrolya Rossiyskoy tamozhennoy akademii. M.: Izd-vo Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2011. S. 9 — 13.
——————————————————————