Соотношение понятий «таможенный контроль» и «таможенная услуга» (на примере обеспечения таможенными органами функции по защите интеллектуальной собственности)

(Агамагомедова С. А.) («Таможенное дело», 2013, N 3)

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» И «ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА» (НА ПРИМЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ФУНКЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ)

С. А. АГАМАГОМЕДОВА

Агамагомедова Саният Абдулганиевна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета, кандидат социологических наук.

Таможенный контроль является одним из видов государственного контроля и представляет собой меры, осуществляемые таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Автором выдвигается положение о том, что таможенный контроль нельзя рассматривать как государственную услугу или ее форму. Таможенный контроль выступает одной из функций государства. В рамках осуществления таможенного контроля таможенные органы оказывают различные услуги участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и иным субъектам правоотношений в области таможенного дела. При реализации функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенные органы оказывают таможенные услуги общего характера и специальные.

Ключевые слова: таможенное дело, интеллектуальная собственность, таможенный контроль, таможенная услуга, Единое экономическое пространство, внешнеэкономическая деятельность.

Correlation of concepts of the «customs control» and the «customs service» (as exemplified by ensuring by the customs agencies of the function of intellectual property protection) S. A. Agamagomedova

Customs control is a type of state control and is an action carried out by the customs authorities to ensure compliance with customs legislation. The author put forward the position that the customs can not be regarded as a public service, or its shape. Customs control serves one of the functions of the state. As part of the customs control, customs authorities have a variety of services to participants of foreign economic activity (FEA) and other legal entities in the field of customs. When implementing a function to protect the rights of intellectual property customs authorities have customs services of general and special.

Key words: customs affairs, intellectual property, customs control, customs service, Common Free Market Zone, external economic activities.

Основными способами обеспечения законности осуществления административно-публичной деятельности являются государственный контроль и государственный надзор. Таможенный контроль как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, выступает прежде всего как один из видов государственного контроля. Вопросы организации и функционирования системы государственного контроля и надзора в Российской Федерации широко отражены в работах таких отечественных ученых, как М. С. Студеникина <1>, Ф. С. Разаренов <2>, А. Л. Прозоров <3>, Т. Я. Хабриева <4>, Е. А. Кочергин <5>, А. М. Тарасов <6>, С. М. Зырянов <7>, Г. В. Атаманчук <8> и другие. ——————————— <1> Студеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Юридическая литература, 1974; Студеникина М. С. Государственный контроль и применение административной ответственности государственного регулирования экономическими процессами / Административно-правовое регулирование в сфере экономики (по материалам V Лазаревских чтений) // Государство и право. 2001. N 12. <2> Разаренов Ф. С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении. М.: Госюриздат, 1963. <3> Прозоров А. Л. Административный надзор в советском государственном управлении: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 1986. <4> Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. (ред.) Административная реформа в России: Научно-практическое пособие. М.: Юридическая фирма «Контракт»; Инфра-М, 2006; Административная реформа в субъектах Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2008. <5> Кочергин Е. А. Основы государственного и управленческого контроля. М.: Филинъ, 2000. <6> Тарасов А. М. Государственный контроль в России. М., 2008; Тарасов А. М. Государственный контроль в советское время: его сущность и этапы развития // История государства и права. 2003. N 1. <7> Зырянов С. М. Административный надзор: Монография. М., 2010. <8> Атаманчук Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990; Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. М., 2000; Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2006 и др.

Проблемы государственного контроля, форм и принципов его реализации органами власти становились объектом исследования многих видных специалистов в области административного права <9>. ——————————— <9> Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1998; Козлов Ю. М. Административное право. М., 1999; Бахрах Д. Н. Административное право. М., 2001; Бахрах Д. Н. Принуждение и ответственность по административному праву: Учебное пособие. Екатеринбург, 1999; Бахрах Д. Н., Хазанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999; Овсянко Д. М. Административное право. М., 2001 и др.

Таможенный контроль в качестве самостоятельного объекта исследования представлен в работах А. Б. Новикова <10>, Е. В. Труниной <11>, Д. А. Янчукова <12>, Н. В. Терехова <13>, Е. В. Сергеева <14>, А. А. Косова <15> и других ученых. ——————————— <10> Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // Законодательство и экономика. 2005. N 12. <11> Трунина Е. В. Таможенный контроль: теория, проблемы, практика // Таможенное дело. 2008. N 3. <12> Янчуков Д. А. Государственный контроль в таможенной сфере: административно-правовые аспекты: Автореф. дис. … к. ю.н. Москва, 2011; Янчуков Д. А. Государственный контроль в таможенной сфере в контексте реформирования системы таможенного администрирования // Труды Института государства и права РАН. 2011. N 2; Янчуков Д. А. Некоторые теоретические аспекты государственного контроля в сфере таможенного дела // Труды научной школы профессора Н. П. Медведева. 2010. Вып. 9. <13> Терехов Н. В. Таможенный контроль как средство выявления правонарушений во внешнеторговой деятельности: Дис. … к. ю.н. М., 2003. <14> Сергеев Е. В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования: Дис. … к. ю.н. Саратов, 2005. <15> Косов А. А. Таможенный контроль как способ обеспечения законности: Дис. … к. ю.н. М., 2005.

Особо следует отметить труды авторов, которые аргументируют положения, посвященные таможенному контролю, в рамках доктрины так называемой сервисной таможни, которая получила свое распространение в последние годы <16>. ——————————— <16> Новиков А. Б. Концепция «сервисной таможни» в системе административной реформы в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2006. N 10; Маркина О. В. Совершенствование сервисной функции таможенной службы как приоритетное направление ее развития // Ученые записки СПб. им. В. Б. Бобкова филиала РТА. 2007; Ершов А. Д., Евдокимов А. И., Доля А. Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни»: Монография. СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2005.

Отдельные формы таможенного контроля рассмотрены в работах И. Л. Вахтеровой <17>, Н. А. Погодиной <18>, О. В. Грачева <19>. ——————————— <17> Вахтерова И. Л. Таможенный досмотр как форма таможенного контроля. Риски и возможности для участников внешнеэкономической деятельности // СПС «КонсультантПлюс», 2008. <18> Погодина Н. А. Таможенный досмотр / Под ред. О. Ю. Бакаевой. М.: Юрлитинформ, 2011. <19> Грачев О. В. Проблемные вопросы таможенного контроля после выпуска товаров // Юрист. 2008. N 11. С. 13 — 15.

В последние годы получили распространение такие исследования, которые заключаются в рассмотрении особенностей таможенного контроля за соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности в контексте оказания государственных таможенных услуг. Так, М. М. Бреева рассматривает интеллектуальную собственность как стратегический ресурс страны и меры по ее защите в сфере таможенных услуг <20>. Диссертация В. А. Бека посвящена системе таможенного контроля как форме государственной услуги регулирования сферы торговли объектами интеллектуальной собственности <21>. А. А. Пауков исследует вопросы управления качеством таможенных услуг по защите интеллектуальной собственности <22>. ——————————— <20> Бреева М. М. Интеллектуальная собственность как стратегический ресурс страны и меры ее защиты в сфере таможенных услуг: Дис. … к. э.н. Тамбов, 2007. <21> Бек В. А. Система таможенного контроля как форма государственной услуги регулирования сферы торговли объектами интеллектуальной собственности: Автореф. дис. … к. э.н. Хабаровск, 2012. <22> Пауков А. А. Управление качеством таможенных услуг по защите интеллектуальной собственности: Автореф. дис. … к. э.н. М., 2004.

Существование государственного контроля в таможенной области объективно обусловлено контрольной функцией государства в сфере внешнеэкономической деятельности. Данное обстоятельство предопределяет то, что роль контроля в таможенной сфере проявляется в результате практического использования специальных функций, возложенных на уполномоченные на то органы государственной власти, которые реализуют их в интересах повышения эффективности использования экономических ресурсов Российского государства. Адекватное отражение взаимосвязи данных функций в праве, в создании соответствующих контрольных органов, в регулировании их деятельности создает необходимую правовую базу эффективной деятельности государственного контроля в таможенной сфере <23>. ——————————— <23> Янчуков Д. А. Государственный контроль в таможенной сфере: административно-правовые аспекты: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2011.

Согласно ст. 1 Таможенного кодекса 1993 г. таможенный контроль выступает как одно из средств проведения таможенной политики в жизнь <24>. ——————————— <24> Таможенный кодекс Российской Федерации: утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1: в ред. от 26.06.2008 // СПС «КонсультантПлюс».

Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 г. содержит уже более точное и конкретное определение данного понятия. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 11 данного документа таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Данное определение практически в том же виде вошло в Таможенный кодекс ТС (п. 31 ч. 1 ст. 4 ТК ТС) с учетом того факта, что под таможенным законодательством теперь понимается законодательство Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. А. А. Косов дает следующее определение понятию «таможенный контроль», которое близко к формулировке законодателя. По его мнению, таможенный контроль — это специализированная контрольно-надзорная деятельность таможенных органов, осуществляемая на системной основе в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, изданных на его основе и во исполнение, а также совершенствования таможенного регулирования в целях реализации задач в области таможенного дела, повышения эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов <25>. Определения таможенного контроля, близкие к законодательному, приводятся и в учебной литературе <26>. ——————————— <25> Косов А. А. Указ. соч. С. 11. <26> Основы таможенного дела: Учеб. пособие: В VII выпусках. Организация и технология таможенного контроля / Под ред. А. Г. Васильева, Е. Ф. Галанжина, А. Ф. Ленартовича. М., 1995. Вып. II. С. 5.

Н. В. Терехов справедливо отмечает, что таможенный контроль выступает одним из основных институтов таможенного права как комплексной отрасли законодательства Российской Федерации <27>. ——————————— <27> Терехов Н. В. Указ. соч. С. 15.

По мнению В. В. Макрусева, современная таможенная система реализует государственные функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности России. Она имеет два качественно различимых организационных уровня администрирования. На первом уровне формируются идеология, политика, цели, экономические механизмы и стратегия таможенного дела. На втором — создаются и функционируют организационно-технологические инструменты для их практической реализации <28>. ——————————— <28> Макрусев В. В. Государственные таможенные услуги: Монография / В. В. Макрусев, А. В. Сафронов. 2-е изд. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С. 26.

Отдельные исследователи рассматривают таможенный контроль не как функцию таможенных органов, а «как одну из функций управления в области таможенного дела, направленную на обнаружение и устранение отклонений в функционировании системы от нормативно-правовых требований, а также на выявление причин таких отклонений и на совершенствование самого нормативного регулирования, которая выступает важнейшей гарантией установления режима законности в таможенном деле» <29>. ——————————— <29> Косов А. А. Указ. соч. С. 5.

На наш взгляд, таможенный контроль выступает одной из важнейших государственных функций, осуществляемых таможенными органами как органами исполнительной власти. Это подтверждает и законодатель, который называет проведение таможенного контроля одной из основных задач таможенных органов (п. 3 ч. 1 ст. 6 ТК ТС) и основных функций (обязанностей) таможенных органов (п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Попробуем определить соотношение понятий «таможенный контроль» и «таможенная услуга» с учетом существующих исследований в данном направлении. Таможенное законодательство России не содержит понятия «государственные услуги в области таможенного дела», так же как и российское законодательство — понятия «государственная услуга» в целом. Вместе с тем Регламент Федеральной таможенной службы, утвержденный Приказом ФТС России от 28.11.2007 N 1479, закрепляет положение о том, что ФТС России разрабатывает, утверждает и обеспечивает опубликование перечней государственных услуг, а также требований к качеству и доступности государственных услуг <30>. Однако до сих пор данный перечень отсутствует, что порождает в науке оживленные споры об услугах, оказываемых таможенными органами <31>. ——————————— <30> О Регламенте Федеральной таможенной службы: Приказ ФТС РФ от 28.11.2007 N 1479: в ред. от 01.06.2011: зарегистрировано в Минюсте РФ 29.12.2007 N 10870 // СПС «Гарант». <31> Трунина Е. В. Государственные услуги таможенных органов: признаки, виды, проблемы определения // Современное право. 2009. N 8. С. 71.

Государственная таможенная услуга (в широком контексте) — это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности. В более узком контексте государственная таможенная услуга — это действия или последовательность действий, реализуемые специальными таможенными инструментами (включая таможенные процедуры, технологии, операции и т. п.) с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД для государства и участников внешнеторговой деятельности <32>. ——————————— <32> Макрусев В. В. Указ. соч. С. 27.

Традиционно в науке возникают вопросы о разграничении понятия «государственная услуга» и понятия «функция государственного органа». Анализ существующих исследований в области таможенного контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, свидетельствует о том, что данные понятия зачастую неоправданно отождествляются. Под функциями организации (ведомства, органа, структуры) в науке традиционно понимаются основные направления деятельности, которые отражают цели, назначение, сущность данной организации. В соответствии со ст. 1 Положения о Федеральной таможенной службе ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела <33>. ——————————— <33> О Федеральной таможенной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459: в ред. от 20.06.2011, с изм. от 31.01.2012 // СПС «Гарант».

Необходимо отметить, что таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти и социально-экономический институт государства осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетами государственной политики и стратегическими целями социально-экономического развития страны, поэтому сущность и содержание выполняемых ею функций должны соответствовать значимым для общества и государства стратегическим целям и изменяться в соответствии с динамикой институциональной среды <34>. ——————————— <34> Управление таможенным делом: Учеб. пособие / В. В. Макрусев, В. А. Черных, В. Т. Тимофеев, А. Ф. Андреев, М. В. Бойкова, И. Н. Колобова, В. Ю. Дианова, С. В. Барамзин, В. Ф. Волков; Под общ. ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. СПб.: Троицкий мост, 2012. С. 149 — 150.

Таможенные органы являются представителями государства и носителями его функций в области внешнеэкономической деятельности. Они выступают своего рода мостом, связующим звеном между государством, осуществляющим свою политику в сфере внешней торговли, и бизнесом, преследующим свои цели и отстаивающим свои интересы при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Позволим себе не согласиться с позицией отдельных авторов, которые считают, что таможенный контроль вполне вписывается в общее определение услуги — деятельность (совокупность проверочных мероприятий), которую одна сторона (таможенные органы) может предложить другой (участники внешнеэкономической деятельности); неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо <35>. ——————————— <35> Бек В. А. Система таможенного контроля как форма государственной услуги регулирования сферы торговли объектами интеллектуальной собственности: Автореф. дис. … к. э.н. Хабаровск, 2012. С. 11.

По их мнению, ее предоставление может быть связано с материальным продуктом (таможенные органы используют технические средства контроля, контролируется движение товаров и транспортных средств, в том числе и объекты прав интеллектуальной собственности, документальный контроль). При этом они признают, что чистой услугой действия таможенных органов в части контроля за соблюдением таможенного законодательства назвать нельзя, поскольку контрольная или надзорная деятельность не может быть предложена <36>. ——————————— <36> Там же.

По нашему мнению, таможенный контроль (система таможенного контроля) не может выступать в качестве государственной услуги (либо ее формы). Таможенный контроль — это, как уже отмечалось нами выше, система мер, действий, мероприятий таможенных органов, целью которой является обеспечение соблюдения таможенного законодательства. В свою очередь, таможенный контроль также можно дифференцировать на подвиды, среди которых следует выделить следующие (прямо прописанные в Положении о Федеральной таможенной службе): — транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; — санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу РФ (специализированные пункты пропуска); — контроль таможенной стоимости товаров; — контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов; — контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств ФТС России за рубежом <37>. ——————————— <37> О Федеральной таможенной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459: в ред. от 20.06.2011, с изм. от 31.01.2012 // СПС «Гарант».

При этом уже в рамках осуществления таможенного контроля (всех его подвидов), а также иных видов государственного контроля таможенные органы РФ оказывают определенные услуги другим участникам таможенных правоотношений. Среди них следует выделить участников ВЭД, граждан, другие государственные органы, правообладателей, общественные объединения и др. Следует согласиться с Е. В. Труниной, которая называет в качестве признаков, характеризующих государственную услугу в сфере таможенного дела, следующие: добровольность обращения лиц в таможенные органы, если оно не связано с исполнением требований таможенного законодательства, и получение определенных благ в сфере таможенного дела исключительно в интересах обратившегося лица <38>. ——————————— <38> Трунина Е. В. Государственные услуги таможенных органов: признаки, виды, проблемы определения. С. 72.

Рассмотрим виды государственных таможенных услуг при реализации таможенными органами функции по защите прав интеллектуальной собственности. Здесь следует выделить две группы услуг: общего характера и специальные. Услуги общего характера являются универсальными и традиционными для всех направлений деятельности таможенных органов РФ. Среди них следует назвать услуги по информированию в области таможенного дела, по консультированию по вопросам таможенного дела, принятие предварительного решения о классификации товаров, принятие предварительного решения о стране происхождения товара. Специальные таможенные услуги при осуществлении таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включают в себя, прежде всего, услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) ФТС России, а также опубликование данных ТРОИС ФТС России в официальных электронных и печатных изданиях Федеральной таможенной службы. Сделаем выводы. Таможенный контроль является одним из основных институтов таможенного права. Он представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, и выступает в качестве одного из видов государственного контроля. Таможенный контроль является одной из важнейших государственных функций, осуществление которой возложено на таможенные органы как органы исполнительной власти. В соответствии с действующим таможенным законодательством проведение таможенного контроля выступает в качестве задачи таможенных органов, а также их функции (обязанности). Ученые выделяют несколько признаков таможенного контроля. К ним относится: осуществление таможенного контроля от имени государства (таможенный контроль как вид государственного контроля), использование системы таможенного законодательства как правовой основы проведения таможенного контроля, проведение таможенного контроля исключительно таможенными органами, осуществление данного вида контроля в области ВЭД, реализация таможенного контроля посредством административных мер ограничительного характера. Кроме того, признаком таможенного контроля является возможность его реализации в конкретных формах, регламентированных законодательством. В современных условиях представляют интерес вопросы соотношения таких понятий, как «таможенный контроль», «таможенная услуга», «функция таможенных органов». По нашему мнению, таможенные органы являются представителями государства и осуществляют ряд его функций в области ВЭД. Таможенный контроль является одной из таких функций государства. При этом нельзя рассматривать таможенный контроль как государственную услугу или форму такой услуги, как это делают отдельные исследователи. В рамках осуществления таможенного контроля (его подвидов), а также иных видов государственного контроля, входящих в компетенцию таможенных органов, таможенные органы оказывают различные услуги участникам ВЭД, правообладателям и иным субъектам правоотношений в области таможенного дела. При реализации функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенные органы оказывают таможенные услуги общего характера и специальные. Услуги общего характера присущи всем направлениям деятельности таможенных органов. К ним относятся информирование в области таможенного дела, консультирование по вопросам таможенного дела и др. К специальным услугам следует отнести услуги по ведению ТРОИС ФТС России и др.

Список литературы

1. Студеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Юридическая литература, 1974; Студеникина М. С. Государственный контроль и применение административной ответственности государственного регулирования экономическими процессами / Административно-правовое регулирование в сфере экономики (по материалам V Лазаревских чтений) // Государство и право. 2001. N 12. 2. Разаренов Ф. С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении. М.: Госюриздат, 1963. 3. Прозоров А. Л. Административный надзор в советском государственном управлении: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 1986. 4. Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. (ред.) Административная реформа в России: Научно-практическое пособие. М.: Юридическая фирма «Контракт»; Инфра-М, 2006; Административная реформа в субъектах Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2008. 5. Кочергин Е. А. Основы государственного и управленческого контроля. М.: Филинъ, 2000. 6. Тарасов А. М. Государственный контроль в России. М., 2008; Тарасов А. М. Государственный контроль в советское время: его сущность и этапы развития // История государства и права. 2003. N 1. 7. Зырянов С. М. Административный надзор: Монография. М., 2010. 8. Атаманчук Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990; Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. М., 2000; Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2006 и др. 9. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1998; Козлов Ю. М. Административное право. М., 1999; Бахрах Д. Н. Административное право. М., 2001; Бахрах Д. Н. Принуждение и ответственность по административному праву: Учебное пособие. Екатеринбург, 1999; Бахрах Д. Н., Хазанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999; Овсянко Д. М. Административное право. М., 2001 и др. 10. Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // Законодательство и экономика. 2005. N 12. 11. Трунина Е. В. Таможенный контроль: теория, проблемы, практика // Таможенное дело. 2008. N 3. 12. Янчуков Д. А. Государственный контроль в таможенной сфере: административно-правовые аспекты: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2011; Янчуков Д. А. Государственный контроль в таможенной сфере в контексте реформирования системы таможенного администрирования // Труды Института государства и права РАН. 2011. N 2; Янчуков Д. А. Некоторые теоретические аспекты государственного контроля в сфере таможенного дела // Труды научной школы профессора Н. П. Медведева. 2010. Вып. 9. 13. Терехов Н. В. Таможенный контроль как средство выявления правонарушений во внешнеторговой деятельности: Дис. … к. ю.н. М., 2003. 14. Сергеев Е. В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования: Дис. … к. ю.н. Саратов, 2005. 15. Косов А. А. Таможенный контроль как способ обеспечения законности: Дис. … к. ю.н. М., 2005. 16. Новиков А. Б. Концепция «сервисной таможни» в системе административной реформы в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2006. N 10; Маркина О. В. Совершенствование сервисной функции таможенной службы как приоритетное направление ее развития // Ученые записки СПб. им. В. Б. Бобкова филиала РТА. 2007; Ершов А. Д., Евдокимов А. И., Доля А. Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни»: Монография. СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2005. 17. Вахтерова И. Л. Таможенный досмотр как форма таможенного контроля. Риски и возможности для участников внешнеэкономической деятельности // СПС «КонсультантПлюс», 2008. 18. Погодина Н. А. Таможенный досмотр / Под ред. О. Ю. Бакаевой. М.: Юрлитинформ, 2011. 19. Грачев О. В. Проблемные вопросы таможенного контроля после выпуска товаров // Юрист. 2008. N 11. С. 13 — 15. 20. Бреева М. М. Интеллектуальная собственность как стратегический ресурс страны и меры ее защиты в сфере таможенных услуг: Дис. … к. э.н. Тамбов, 2007. 21. Бек В. А. Система таможенного контроля как форма государственной услуги регулирования сферы торговли объектами интеллектуальной собственности: Автореф. дис. … к. э.н. Хабаровск, 2012. 22. Пауков А. А. Управление качеством таможенных услуг по защите интеллектуальной собственности: Автореф. дис. … к. э.н. М., 2004. 23. Янчуков Д. А. Государственный контроль в таможенной сфере: административно-правовые аспекты: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2011. 24. Таможенный кодекс Российской Федерации: утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1: в ред. от 26.06.2008 // СПС «КонсультантПлюс». 25. Основы таможенного дела: Учебное пособие: В 7 вып. Организация и технология таможенного контроля / Под ред. А. Г. Васильева, Е. Ф. Галанжина, А. Ф. Ленартовича. М., 1995. Вып. II. С. 5. 26. Макрусев В. В. Государственные таможенные услуги: Монография / В. В. Макрусев, А. В. Сафронов. 2-е изд. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С. 26. 27. О Регламенте Федеральной таможенной службы: Приказ ФТС РФ от 28.11.2007 N 1479: в ред. от 01.06.2011 (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.12.2007 N 10870) // СПС «Гарант». 28. Трунина Е. В. Государственные услуги таможенных органов: признаки, виды, проблемы определения // Современное право. 2009. N 8. С. 71. 29. О Федеральной таможенной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459: в ред. от 20.06.2011, с изм. от 31.01.2012 // СПС «Гарант». 30. Управление таможенным делом: Учебное пособие / В. В. Макрусев, В. А. Черных, В. Т. Тимофеев, А. Ф. Андреев, М. В. Бойкова, И. Н. Колобова, В. Ю. Дианова, С. В. Барамзин, В. Ф. Волков; Под общ. ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. СПб.: Троицкий мост, 2012. С. 149 — 150. 31. Бек В. А. Система таможенного контроля как форма государственной услуги регулирования сферы торговли объектами интеллектуальной собственности: Автореф. дис. … к. э.н. Хабаровск, 2012. С. 11.

——————————————————————