Квалификация правонарушений по ст. 16.22 Кодекса об административных правонарушениях 2001 года: нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации

(Горохова О. И., Максимов Р. З.)

(«Юрист», N 7, 2002)

КВАЛИФИКАЦИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПО СТ. 16.22

КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 2001 ГОДА:

НАРУШЕНИЕ СРОКОВ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ

УПЛАТЕ В СВЯЗИ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ

ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. И. ГОРОХОВА, Р. З. МАКСИМОВ

Принятие нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) явилось первым решительным шагом на пути по упорядочению российского законодательства об административных правонарушениях. Приведение в стройную систему норм права, касающихся совершения правонарушений в различных сферах деятельности, несомненно, облегчает задачу правоприменительных и правоохранительных органов по защите прав личности, охране прав и свобод человека и гражданина, охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защите общественной нравственности, охране окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защите экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Нарушения таможенных правил являются разновидностью административных правонарушений, как и само таможенное право есть разновидность права административного. Существующий в настоящее время порядок привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил (НТП) регулируется таможенным законодательством (ст. 289 ТК РФ), законодательством о налогах и сборах (ст. 34 НК РФ), а также в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ст. 289 ТК РФ). С введением в действие нового КоАП 1 июля 2002 года практически вся 38-я глава, статьи 306 — 366, а также главы 49 — 51 X раздела (Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение) теряют свою силу. Соответственно, с этого момента (1 июля 2002 года) определения НТП, ответственность за их совершение и производство по делам о НТП будут регулироваться законодательством об административных правонарушениях и по некоторым вопросам законодательством о налогах и сборах.

В своей статье мы хотим рассмотреть такой вид НТП, как «Неуплата в установленный срок налогов и сборов, взимаемых в связи перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств» (ст. 16.22 нового КоАП).

Формулировки диспозиции в Таможенном кодексе (ст. 284 «неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии признаков преступления») и Кодексе об административных правонарушениях (ст. 16.22 «неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации») практически совпадают. Необходимо отметить, что в КоАП уточняется, неуплата каких именно таможенных платежей влечет за собой ответственность.

Для квалификации правонарушения по какой-либо статье необходимо установить наличие в деянии (действии/бездействии) всех признаков состава правонарушения, а именно: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Родовым объектом правонарушения по ст. 16.22 КоАП являются экономические интересы государства, видовым объектом — порядок обложения таможенными платежами и их уплата, а также установление таможенных льгот и преференций, непосредственным объектом — сумма таможенных платежей, не уплаченных в установленные сроки.

Объективная сторона выражена в бездействии: неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Объективная обоснованность рассматриваемой статьи заключается в том, что взимаемые налоги и сборы в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и имеющие налоговую природу (пошлина, НДС и акциз) направляются таможенными органами в государственный бюджет. Надо отметить, что до сих пор фискальная функция таможенных органов остается основной и доля таможенных платежей при формировании государственного бюджета составляет примерно 7-ю его часть.

В ст. 110 ТК РФ приводится перечень таможенных платежей, который условно можно разделить на две группы:

1) платежи, взимаемые при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ;

2) иные платежи, не связанные непосредственно с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (сборы за информирование и консультирование, сборы за выдачу лицензии, за проведение аукциона и т. д.).

Применительно к диспозиции рассматриваемой статьи нас интересует первая группа, а именно:

— таможенная пошлина;

— налог на добавленную стоимость;

— акциз;

— сборы за таможенное оформление.

Нарушение сроков уплаты именно данных видов платежей и составляет правонарушение, квалифицируемое по ст. 16.22 КоАП.

Ключевым понятием для уяснения диспозиции данной статьи и, соответственно, правильной квалификации правонарушения является понятие «установленные сроки».

Ст. 119 ТК РФ о сроках уплаты таможенных платежей говорит следующее: таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации при перемещении товаров для производственной и иной коммерческой деятельности, а в случае если перемещаются товары не для коммерческих целей, таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.

В данной статье содержится указание не на начало течения срока уплаты лицом таможенных платежей, а закрепляется обязанность лица произвести действие по уплате таможенных платежей до наступления такого события, как принятие таможенной декларации или одновременно с наступлением этого события.

В соответствии с частью 3 статьи 119 Таможенного кодекса Российской Федерации, если таможенная декларация не была подана в установленные сроки, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации. Таким образом, день, следующий за последним днем подачи декларации, является первым днем нарушения сроков подачи таможенной декларации, но не днем нарушения сроков уплаты таможенных платежей. Согласно указанной статье со дня истечения срока подачи таможенной декларации исчисляются сроки уплаты таможенных платежей, а не сроки их неуплаты.

Соответственно, речь идет о несвоевременной уплате лицом таможенных платежей в связи с несвоевременной подачей таможенной декларации.

Ввиду этого в отношении лица за просрочку уплаты таможенных платежей применяется только финансовая (налоговая) санкция в виде пени за время задолженности, что предусмотрено статьей 124 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным ответственность, предусмотренная статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможна, например, в том случае, когда лицу, на которого возлагается обязанность уплатить таможенные платежи, сроки их уплаты устанавливаются в день, следующий за последним днем подачи декларации.

Под установленными сроками, указанными в диспозиции статьи, следует понимать сроки, устанавливаемые таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством.

Таможенным законодательством предусмотрены случаи обязательной уплаты таможенных платежей в устанавливаемые таможенными органами сроки.

Так, статьей 121 Таможенного кодекса определено, что таможенным органом может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей на срок до двух месяцев со дня принятия таможенной декларации. Отсрочка или рассрочка может предоставляться лишь по уплате платежей, имеющих налоговую природу (таможенная пошлина, НДС и акциз). Отсрочка и рассрочка по уплате таможенных сборов за таможенное оформление применяться не может.

Кроме того, для уплаты периодических таможенных платежей в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных платежей также установлен определенный срок, предусмотренный статьей 72 Таможенного кодекса Российской Федерации (уплата периодических таможенных платежей производится за каждый полный и неполный месяц в течение установленного таможенным органом срока временного ввоза (вывоза)).

При нарушении лицом таких установленных сроков оно должно привлекаться к ответственности за нарушение таможенных правил, предусмотренное статьей 16.22 КоАП.

Субъектом неуплаты налогов и сборов в установленные сроки и подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу являются плательщики указанных платежей. «По аналогии с ч. 1 ст. 19 Налогового кодекса РФ, а также в соответствии с ч. 1 ст. 118 Таможенного кодекса РФ» плательщиками налогов и сборов при перемещении товаров через границу «понимаются лица, обязанные в соответствии с таможенным законодательством уплачивать необходимые налоги и сборы в сфере таможенного дела, иными словами, лица, ответственные за уплату таможенных платежей». Уплата платежей при перемещении товаров и транспортных средств — обязанность, возложенная на каждого, кто осуществляет подобные действия.

Поэтому следует выделить следующих лиц, ответственных за уплату налогов и сборов при пересечении таможенной границы:

— декларант (ч. 1 ст. 118 и ст. 173 Таможенного кодекса РФ);

— перевозчик, в том числе и таможенный (ст. 144 ТК);

— лицо, перемещающее товары, если оно не является декларантом (ч. 7 ст. 124).

В дополнение к сказанному можно отметить, что такие субъекты таможенных правоотношений, как владелец склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, будут нести ответственность за неуплату налогов и сборов в случаях, установленных частью 1 статьи 50 ТК РФ, 56 ТК РФ, частью 1 статьи 154 ТК РФ.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 16.22 КоАП 2001 г., характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Неуплата налогов и сборов при перемещении через таможенную границу может быть совершена неосторожно, если лицо, совершившее правонарушение, не предвидело наступления вредных последствий, хотя могло и должно было их предвидеть. Примером таких действий может служить перемещение физическим лицом товара для личных целей, стоимость которого превышает 1000 долларов. Очень часто в подобных ситуациях лица считают, что никаких налогов и сборов они платить не должны. Однако закон возлагает на них такую обязанность.

Соответственно, даже того не подозревая, лицо совершает таможенное правонарушение в форме неосторожности.

Неуплата налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу признается совершенным умышленно, если лицо, совершая его, осознавало противоправность своего бездействия, предвидело его вредные последствия (непоступление денежных средств в бюджет), желало или сознательно допускало их либо относилось безразлично.

В отношении вины физических, юридических лиц действует принцип невиновности, предусмотренный статьей 1.5 КоАП 2001 г. Лицо будет считаться невиновным, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением должностного лица таможенного органа, правомочного рассматривать подобные дела.

Если с виной физического лица вопросов не возникает, то с определением вины юридического лица остаются определенные трудности.

До принятия нового КоАП Постановлением Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса РФ от 27 апреля 2001 года было определено, что таможенным органам достаточно доказать факт совершения таможенного правонарушения, а юридические лица, привлекаемые к ответственности, вправе доказывать, что правонарушение произошло вследствие непредвиденных и объективно непредотвратимых обстоятельств. Соответственно, юридические лица привлекались к ответственности без доказательства их вины.

В КоАП 2001 года вопрос с виной юридических лиц, на наш взгляд, был решен как нельзя лучше. Юридическое лицо признается виновным в совершении неуплаты налогов и сборов при перемещении товаров и транспортных средств, если таможенным органом будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, таможенный орган обязан доказывать не только факт совершения правонарушения (неуплаты в установленный срок налогов и сборов), но и наличие возможности у юридического лица выполнить предусмотренные законом обязанности. Например, доказать факт неуплаты в установленный срок недостаточно, необходимо установить и доказать, что у какого-либо юридического лица имелись необходимые средства, имущество для уплаты налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Однако как все сложится в правоприменительной деятельности в этом отношении, сказать на данный момент сложно.

Таким образом, юридическое лицо, не уплатившее причитающиеся платежи в установленные таможенным органом сроки, привлекается к ответственности в следующем порядке. Таможенный орган, производящий таможенное оформление, направляет неплательщику требование по установленной форме о неуплаченной сумме платежей и об обязанности уплатить причитающуюся сумму с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования и с указанием срока уплаты на свое усмотрение. В течение этого периода времени товар находится под таможенным контролем, т. е. на территории СВХ, т. к. он не может быть выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом без уплаты всех причитающихся платежей. За каждый день просрочки уплачивается пеня, установленная в процентах отставки рефинансирования. Если в указанный в требовании срок платежи все еще не перечислены на счета таможенного органа, то к сумме недоимки и начисленных пеней прибавляется еще сумма штрафа в соответствии с санкцией к статье, а обязанность по уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства плательщика на счетах в банках. В этом случае в банк, в котором находятся счета налогоплательщика, направляется инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. При недостаточности или отсутствии на счетах денежных средств или отсутствии информации о счетах таможенные органы вправе взыскать налог за счет иного имущества виновного лица.

В результате получается, что юридическое лицо, не уплатившее налоги и сборы в установленный срок в связи с перемещением товаров через таможенную границу, несет следующие возможные убытки:

— плата за хранение товара на СВХ;

— пеня;

— штраф;

— сумма взысканных платежей (недоимка);

— упущенная выгода.

Взыскание недоимки, пеней с физического лица осуществляется в судебном порядке согласно Налоговому кодексу. Наложение взыскания в виде штрафа, предусмотренного санкцией статьи 16.22 КоАП, осуществляется должностным лицом таможенного органа, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях от имени таможенных органов в соответствии со ст. 23.8 КоАП вправе:

1) председатель ГТК России, его заместители;

2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

3) начальники таможен, их заместители;

4) начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

——————————————————————