Порядок и особенности административно-правового регулирования перемещения товаров через российско-казахстанскую границу для обеспечения функционирования комплекса «Байконур»
(Некрасов В. А.) («Таможенное дело», 2006, N 1)
ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКУЮ ГРАНИЦУ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА «БАЙКОНУР»
В. А. НЕКРАСОВ
Некрасов В. А., руководитель Департамента по таможенному делу и пограничным вопросам Секретариата Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества.
В мировой практике отсутствует опыт аренды одним государством территории другого государства, аналогичный аренде Российской Федерацией комплекса «Байконур» — единого научно-производственного и социального комплекса с колоссальными производственными площадями и стотысячным городом. Уникальность этого объекта заключается не только в его функциональном назначении, но и в международно-правовом оформлении. 25 мая 1992 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан был заключен межгосударственный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи <1>, а также подписано Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования космодрома «Байконур» <2>. Основываясь на указанных документах, 28 марта 1994 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан было заключено межгосударственное Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» <3>, которым предусмотрена передача Республикой Казахстан в аренду Российской Федерации объектов космодрома «Байконур». В соответствии с Соглашением между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года <4> на период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Данные документы, а также Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г. <5> явились основой формирования международно-правовой базы по комплексу «Байконур», которая сегодня насчитывает свыше полусотни международных соглашений, десятки законодательных актов России и Казахстана. ——————————— <1> Межгосударственный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г. <2> Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования космодрома «Байконур» от 25 мая 1992 г. <3> Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» (Москва, 28 марта 1994 г.) // Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. Электронный бюллетень. 1999. N 5 (35). <4> Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) // Бюллетень международных договоров. 1999. N 5. <5> Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.) // Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. Электронный бюллетень. 1999. N 5 (35).
Принятие базовых соглашений по комплексу «Байконур» потребовало внесения радикальных изменений в принципы таможенного администрирования и технологии таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых на комплекс «Байконур» с территории Российской Федерации и вывозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию. Ситуация осложнялась тем, что в международных договорах определены уполномоченные государственные органы Российской Федерации и Республики Казахстан, осуществляющие свои функции на комплексе, среди которых отсутствуют таможенные органы Российской Федерации и Республики Казахстан, не дается четкого определения юрисдикции сторон в сфере таможенного дела. В этой связи возникла объективная необходимость незамедлительного формирования международно-правовой базы в сфере таможенного дела на комплексе «Байконур». Сегодня таможенно-правовые инструменты являются неотъемлемой составной частью механизма государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на комплексе. Правовые нормы, регламентирующие порядок перемещения товаров на/с комплекса «Байконур», занимают в международно-правовой базе по комплексу одну из ключевых позиций. В первую очередь это связано с особым правовым режимом функционирования комплекса, на территории которого практически во всех сферах правового регулирования действует российское законодательство, а находится он на таможенной территории Республики Казахстан. Сложилась ситуация, при которой товары и транспортные средства поставляются и от российских субъектов хозяйствования в адрес своих подразделений или иных российских субъектов хозяйствования, находящихся на комплексе «Байконур», без внешнеторговой сделки. Сформированная нормативно-правовая база по таможенному регулированию на комплексе определяет: — порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и Республики Казахстан, — порядок вывоза товаров за пределы комплекса «Байконур», — проведение совместного таможенного контроля таможенными органами Российской Федерации и Республики Казахстан товаров, необходимых для обеспечения функционирования комплекса «Байконур», перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и Республики Казахстан, в том числе контроля за их целевым использованием, — технические условия информационного взаимодействия таможенных органов России и Казахстана, — порядок и условия обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами, — также регламентирует особенности декларирования, таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств на комплексе «Байконур». Однако сегодня приходится констатировать, что российские предприятия и организации на комплексе, а также персонал космодрома не могут в полном объеме выполнять свои функции и испытывают затруднения в реализации своих прав, что во многом происходит из-за несовершенства нормативно-правовой базы. Рассмотрим порядок и особенности административно-правового регулирования перемещения товаров через российско-казахстанскую границу для обеспечения функционирования комплекса «Байконур». В соответствии с Соглашением между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенным комитетом Министерства финансов Республики Казахстан об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и вывозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию, от 6 июля 1998 г. <6>, а также Протоколом о дополнениях и изменениях к нему от 29 апреля 2002 г. <7>, Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N 884 <8> утверждены Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, вывозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и ввозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию. ——————————— <6> Соглашение между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенным комитетом Министерства финансов Республики Казахстан об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и вывозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию от 6 июля 1998 г. <7> Протокол от 29 апреля 2002 г. о дополнениях и изменениях к Соглашению между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенным комитетом Министерства финансов Республики Казахстан об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и вывозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию от 6 июля 1998 г. <8> Приказ ГТК Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N 884 «О таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-казахстанскую границу для обеспечения функционирования комплекса «Байконур» // Российская газета. 2002. 8 окт.
Приказом предусмотрены меры по введению в действие настоящих Правил и поручено: — региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчиненным ГТК России, обеспечить в приоритетном порядке таможенное оформление товаров и транспортных средств, вывозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и ввозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию; Управлению по делам Таможенного союза проинформировать Таможенный комитет Министерства государственных доходов Республики Казахстан о введении в действие Правил; Пресс-службе ГТК России обеспечить освещение положений Приказа в средствах массовой информации. Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий совместно с ГНИВЦем ГТК России и Управлением по делам Таможенного союза дано указание: — проработать вопрос о необходимости расширения пропускной способности существующих каналов связи для обмена информацией между ГТК России и Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан через Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан; — разработать проект технологии автоматизированного обмена информацией между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан, содержащую состав и структуру информации, технические условия и регламент обмена информацией, осуществить необходимую доработку программных средств. В целях осуществления совместного таможенного контроля товаров и транспортных средств на комплексе «Байконур» Представительству таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан поручено: — организовать взаимодействие с Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан при осуществлении контроля за целевым использованием товаров и транспортных средств, их доставкой, а также при проведении подразделениями Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан и сотрудниками Представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан совместных мероприятий, направленных на выявление и пресечение случаев оставления товаров и транспортных средств, оформленных в упрощенном порядке, на территории Республики Казахстан вне комплекса «Байконур» и вывоза таких товаров и транспортных средств с комплекса «Байконур» на территорию Республики Казахстан; — обеспечить передачу формируемых таможенными органами Российской Федерации и Республики Казахстан статистических форм. Действие указанных Правил распространяется на товары и транспортные средства, необходимые для обеспечения функционирования комплекса «Байконур», вывозимые из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и ввозимые в Российскую Федерацию с комплекса «Байконур». Статус товаров для таможенных целей подтверждается путем представления в таможенный орган Российской Федерации гарантийных обязательств, заверенных подписью уполномоченных должностных лиц Российского авиационно-космического агентства либо Министерства обороны Российской Федерации (КВ) и соответствующими печатями. Форма гарантийного обязательства, а также образцы подписей и печатей уполномоченных должностных лиц и организаций доводятся до сведения таможенных органов правовыми актами ГТК России. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров осуществляется таможенными органами Российской Федерации в упрощенном порядке, без представления лицензий и других разрешений государственных органов, без уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов за таможенное оформление, без оформления процедуры доставки товаров под таможенным контролем, а также без обязательного помещения таких товаров на склады временного хранения. Декларирование товаров осуществляется путем представления в качестве таможенной декларации транспортных и товаросопроводительных документов. Вместе с тем в случае помещения товаров на склады временного хранения документ учета товаров, предусмотренный Приказом ГТК России от 23 марта 2001 г. N 290 «Об утверждении Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем» (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2001 г., рег. N 2795), не составляется <9>. ——————————— <9> Приказ ГТК России от 23 марта 2001 г. N 290 «Об утверждении Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем» (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2001 г., рег. N 2795).
Установлены условия проведения таможенного досмотра. В частности, таможенный досмотр товаров производится в исключительных случаях, когда есть достаточные основания полагать, что конкретная партия товаров перемещается в нарушение таможенного законодательства Российской Федерации. При этом таможенный досмотр товаров, находящихся под пломбами представителей заказчика (военной приемки) и отделов технического контроля (ОТК), а также под пломбами предприятий и их ОТК, осуществляется по согласованию со службами безопасности (режима) предприятий-поставщиков и (или) специалистов космодрома «Байконур» в специально приспособленных для этого помещениях должностными лицами таможенных органов, имеющими допуск к работе с секретными документами по форме 3. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, вывозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и ввозимых в Российскую Федерацию с комплекса «Байконур», в таможенный орган Российской Федерации должны быть представлены: — транспортные и товаросопроводительные документы и две их копии; — список товаров с обязательным указанием их наименования, кодов в соответствии с ТН ВЭД России и статистической стоимости в долларах США (далее — список товаров) и две его копии (приложение 1); — гарантийное обязательство (приложение 2). Правилами определены особенности действий должностного лица таможенного органа Российской Федерации при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров. А именно: должностное лицо: 1) регистрирует транспортные и товаросопроводительные документы в отдельном журнале регистрации таможенных деклараций применительно к порядку, установленному Временными правилами приема, регистрации и хранения таможенных деклараций, утвержденными Приказом ГТК России от 28 ноября 1994 г. N 624 «Об утверждении Временных правил приема, регистрации, хранения ГТД» (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 1994 г., рег. N 743). Регистрационный номер формируется в соответствии с правилами заполнения графы 7 («Справочный номер») грузовой таможенной декларации (ГТД), установленными Приказом ГТК России от 16 декабря 1998 г. N 848 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» (зарегистрирован Минюстом России 5 февраля 1999 г., рег. N 1699), с проставлением в старшем разряде регистрационного номера цифры «9». При этом под старшим разрядом регистрационного номера понимается первая цифра порядкового номера, присваиваемого по журналу регистрации; 2) проверяет соответствие и полноту заявляемых сведений и проставляет штамп «Выпуск разрешен», заверенный оттиском личной номерной печати в оригиналах и копиях транспортных и товаросопроводительных документов; 3) вручает декларанту оригиналы транспортных и товаросопроводительных документов, а также копию списка товаров; 4) передает не позднее следующего дня после выпуска товаров копии транспортных и товаросопроводительных документов, а также списка товаров в отдел (отделение) статистики таможенного органа для составления статистической формы; 5) передает копии транспортных и товаросопроводительных документов с прилагаемыми оригиналами списка товаров и гарантийного обязательства в архив. Кроме того, при вывозе товаров из Российской Федерации на комплекс «Байконур» должностное лицо таможенного органа проставляет в правом нижнем углу оригиналов и копий транспортных и товаросопроводительных документов отметку
«Гарантийное обязательство________________________________________ __________________________________________________________________ (наименование уполномоченной российской организации) от______________________________N_________________________________ дата (исх. номер)
и заверяет ее подписью и оттиском личной номерной печати. Должностное лицо отдела (отделения) статистики таможенного органа формирует не позднее пяти дней после выпуска товаров статистическую форму в электронном виде и производит выгрузку электронных копий статистических форм в информационно-технический отдел (отделение) таможенного органа для последующей передачи в вышестоящий таможенный орган применительно к порядку сбора, контроля, передачи и обработки первичной таможенной информации в рамках Единой автоматизированной информационной системы ГТК России (таблица 1). Таблица 1. Перечень граф ГТД, заполняемых в статистической форме
Графы ГТД Экспорт
2 х 7 х 8 х 17а х 31 х 33 х 34 х 38 х 41 х 46 х 54 х
Передача и хранение копий транспортных и товаросопроводительных документов с прилагаемыми к ним списками товаров и гарантийными обязательствами осуществляется применительно к порядку, установленному Временными правилами приема, регистрации и хранения таможенных деклараций, утвержденными Приказом ГТК России от 28 ноября 1994 г. N 624 «Об утверждении Временных правил приема, регистрации, хранения ГТД» (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 1994 г., рег. N 743). Аналогичный вышеуказанному порядку таможенного оформления и таможенного контроля товаров, предназначенных для функционирования комплекса «Байконур», установлен порядок таможенного контроля в Республике Казахстан (Приказ Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 25 декабря 2002 г. N 158) <*>. ——————————— <*> Приказ Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 25 декабря 2002 г. N 158.
Безусловно, установление таможенными администрациями России и Казахстана упрощенного порядка таможенного оформления товаров, предназначенных для функционирования комплекса «Байконур», значительно облегчило положение российских субъектов хозяйствования, зарегистрированных в г. Байконур. Вместе с тем практика применения названных нормативных правовых актов показывает, что вразрез упомянутым договоренностям российские организации, осуществляющие ввоз из России на территорию комплекса товаров, предназначенных для функционирования комплекса, периодически уплачивают таможенные платежи. Сумма взысканных за 2002 г. платежей составила 67208000 тенге (452700 долларов США); из суммы взысканных в I полугодии 2003 г. платежей (269400 долларов США) почти половина составляет НДС с товаров, ввезенных из РФ (119000 долларов США). Уплаченные таможенные платежи перечисляются в полном объеме в бюджет Республики Казахстан, а не в бюджет города, как предусмотрено международными договорами. Примечательно, что казахстанская сторона рассматривает суммы таможенных платежей, не подлежащих уплате на основании пп. «г» п. 8 Договора аренды комплекса «Байконур» от 10 декабря 1994 г. <*>, как потери бюджета Республики Казахстан. ——————————— <*> Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.) // Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. Электронный бюллетень. 1999. N 5 (35).
Вместе с тем у российских организаций, осуществляющих ввоз либо вывоз товаров, перемещаемых для функционирования комплекса и предназначенных для выполнения космических программ либо социально-бытового обеспечения г. Байконура, часто возникают проблемы с их таможенным оформлением в таможне «Байконыр». Основной причиной возникающих проблем является стремление таможни «Байконыр» исполнить прогнозные (плановые) задания по взиманию таможенных платежей за счет товаров, прибывающих на комплекс из России (учитывая, что других участников ВЭД в регионе деятельности таможни практически нет). На 2002 г. прогнозное задание составило 62500000 тенге (около 417000 долларов США). Другая причина — стремление выполнить правоохранительные функции за счет заведения дел об административных правонарушениях в отношении граждан Российской Федерации, проживающих на комплексе либо прибывающих по служебным делам. Основаниями для таких действий со стороны таможни служат: 1) ненадлежащее оформление транспортных и товаросопроводительных документов российскими таможенными органами (в порядке, отличном от установленного Приказом ГТК России от 22 августа 2002 г. N 884 <*>, по причинам регулярно допускаемых ошибочных действий, как декларантов, так и таможенных органов); ——————————— <*> Приказ ГТК Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N 884 «О таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-казахстанскую границу для обеспечения функционирования комплекса «Байконур» // Российская газета. 2002. 8 окт.
Казахстанская сторона исходит из того, что оформление российским таможенным органом товаров в порядке, отличающемся от положений Соглашения от 6 июля 1998 г. <*>, является основанием для отказа в упрощенном таможенном оформлении и освобождении от уплаты таможенных платежей. По нашему мнению, необходимо исходить из иной позиции: Соглашение от 6 июля 1998 г. является межведомственным правовым актом, и основным его предназначением является установление механизма реализации более значимых двусторонних договоренностей между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Неисполнение отдельных положений этого Соглашения не может означать автоматический отказ в упрощенном таможенном оформлении, так как обязанность оформления установлена иными межправительственными Соглашениями (Соглашение от 25 декабря 1993 г. «О порядке перемещения через границу товаров, необходимых для выполнения работ на космодроме «Байконур» <**>, Договор аренды комплекса «Байконур» от 10 декабря 1994 г. <***> и т. д.); ——————————— <*> Соглашение между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенным комитетом Министерства финансов Республики Казахстан об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и вывозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию, от 6 июля 1998 г. <**> Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке перемещения через границу товаров, необходимых для выполнения работ на космодроме «Байконур» (Алматы, 25 декабря 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1994. N 8. С. 41. <***> Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.) // Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. Электронный бюллетень. 1999. N 5 (35).
2) некорректное толкование должностными лицами казахстанского таможенного органа понятия «ввоз из Российской Федерации без права продажи и использования на другие цели оборудования, топлива и других материалов для обеспечения комплекса «Байконур» (ст. 8 Договора аренды комплекса «Байконур» от 10 декабря 1994 г.). Таможня «Байконыр» оспаривает и не принимает документы, оформленные в соответствии с установленным порядком, если получателем товаров значится организация, осуществляющая их перемещение по договору с военной либо муниципальной организацией с оплатой произведенных работ. Не учитывается, что товар остается на территории комплекса и в конечном итоге используется российским заказчиком для функционирования комплекса. Такое толкование таможней «Байконыр» нецелевого применения ввозимых на территорию комплекса товаров косвенно препятствует использованию Российской Федерацией объектов комплекса. Исходя из общего смысла Договора аренды комплекса «Байконур» от 10 декабря 1994 г. и содержания пп. «г» п. 8.2 того же Договора нецелевым применением ввозимых товаров могут являться случаи их продажи и использования на другие цели, т. е. не связанные с функционированием комплекса «Байконур». В обоих случаях последствием является ущерб для федерального бюджета Российской Федерации, так как начисленные таможней суммы таможенных платежей (в виде НДС) в случае их уплаты перечисляются в бюджет Республики Казахстан. Так, в I полугодии 2003 г. в адрес воинской части N 11284 выставлено требование по уплате таможенных платежей на сумму около 10 млн. руб. Таможня «Байконыр» проводит в одностороннем порядке, без согласования с российской стороной, регулярный контроль целевого использования ввезенных товаров, т. е. проверки неотчуждения их получателем (независимо от давности ввоза) либо полноты заявления сведений таможне непосредственно при ввозе товаров. Так, возбуждено уголовное дело в отношении работника Муниципального унитарного предприятия инженерных работ (МУПИР) по ст. 209 (пп. «а» п. 2) УК РК «Экономическая контрабанда». Основанием для заведения дела послужило отсутствие в товаросопроводительных документах части оборудования, поступившего на комплекс «Байконур» в адрес МУПИР для оснащения учебных учреждений. Основным нарушением было изменение даты ввоза в документах на оборудование, которые были представлены получателем позднее. Учитывая изложенное, можно спрогнозировать негативные последствия для российской стороны при осуществлении информационного обмена между российскими и казахстанскими таможенными органами (в соответствии с Приказом ГТК России от 22 августа 2002 г. N 884 <*>). В настоящее время у казахстанских таможенных органов имеются сведения только о тех товарах, которые фактически поступили на комплекс «Байконур». В случае поступления от ГНИВЦа ГТК России статистических форм, предусмотренных Приказом ГТК России от 22 августа 2002 г. N 884, можно предположить их значительные отличия от фактических данных по следующим причинам: ——————————— <*> Приказ ГТК Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N 884 «О таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-казахстанскую границу для обеспечения функционирования комплекса «Байконур» // Российская газета. 2002. 8 окт.
1) российские таможенные органы, учитывая упрощенный порядок перемещения указанных товаров, а также отсутствие со стороны ГТК России централизованного контроля за формированием и передачей статистических форм, не всегда их формируют и (или) передают; 2) получатели товаров не всегда указывают при таможенном оформлении полные списки сборных грузов по причине отсутствия таких сведений на момент получения грузов из-за большого количества отправителей (изготовителей, подрядчиков и субподрядчиков, агентов и т. д.), различных мест отправления грузов и т. д. Расхождения в сведениях служат основанием для проведения таможней «Байконыр» дополнительных проверок, в том числе с учетом контроля целевого использования, в соответствии с собственным толкованием такого использования. Результатом проверок может быть доначисление таможенных платежей либо вынесение штрафных санкций, т. е. дополнительные потери федерального бюджета Российской Федерации. В целях урегулирования изложенных выше проблем, которые приводят к несоблюдению заключенных международных договоренностей по комплексу «Байконур» и потерям федерального бюджета Российской Федерации, считаем возможным предложить: 1. Дополнить п. 2.1 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, вывозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и ввозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию (далее — Правила), утвержденных Приказом ГТК России от 22 августа 2002 г. N 884, абзацем следующего содержания: «Должностное лицо российского таможенного органа в обязательном порядке запрашивает у отправителей товаров все перечисленные документы, необходимые для применения упрощенного порядка таможенного оформления». Правовое основание — ч. 2 ст. 363 ТК РФ. Либо обязать российские таможенные органы проставлять отметки о наличии гарантийных обязательств в товаросопроводительных и транспортных документах, даже в случае таможенного оформления в общеустановленном порядке, не регистрируя при этом документы в отдельном журнале деклараций. Данный порядок согласовать с АТК РК для безусловного исполнения казахстанскими таможенными органами. 2. Дополнить Правила п. 2.5 следующего содержания: «2.5. В случае производства таможенного оформления товаров, вывозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур», в общеустановленном порядке должностное лицо таможенного органа проставляет отметку о гарантийном обязательстве, заверенную подписью и оттиском личной номерной печати, в соответствии с п. 2.2 Правил после представления гарантийного обязательства по обращению декларанта, получателя товаров или Представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан. Указанная отметка может проставляться после выпуска товаров». 3. Учитывая различные подходы сторон к вопросу контроля целевого использования товаров, ввозимых на комплекс, рассмотреть его на очередном заседании подкомиссии по комплексу «Байконур» Межправительственной российско-казахстанской комиссии по двустороннему сотрудничеству. 4. Приостановить исполнение подп. «б» п. 5 Приказа ГТК России от 22 августа 2002 г. N 884 до согласования на заседании названной подкомиссии порядка целевого использования товаров и транспортных средств. Также представляется целесообразным рассмотреть возможность упрощения порядка перемещения транспортных средств, временно ввозимых гражданами Российской Федерации, зарегистрированными на комплексе «Байконур». Суть упрощения состоит в освобождении транспортных средств от проведения таможенного оформления. Аналогией является решение ГТК России об освобождении от таможенного оформления временного ввоза из Республики Белоруссия транспортных средств, зарегистрированных в Республике Белоруссия, в случае их ввоза физическими лицами, постоянно проживающими в Республике Белоруссия (письмо ГТК России от 4 июня 2002 г. N 01-06/22062). Кроме того, в связи с обращениями командования космодрома «Байконур» и Федерального космического центра полагаем целесообразным рассмотреть возможность направления Федеральной таможенной службой Российской Федерации в таможенные органы писем, в соответстви и с которыми: 1. До издания ФТС России нормативного правового акта по внесению изменений в Приказ ГТК России от 22 августа 2002 г. N 884 в случае производства таможенного оформления товаров, вывозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур», в общеустановленном порядке должностным лицам таможенных органов проставлять отметку о гарантийном обязательстве, заверенную подписью и оттиском личной номерной печати, в соответствии с п. 2.2 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, вывозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и ввозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию, утвержденных Приказом ГТК России от 22 августа 2002 г. N 884, после представления гарантийного обязательства по обращению декларанта, получателя товаров или Представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан. Указанная отметка может проставляться после выпуска товаров. 2. Информировать о применении порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров, вывозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур», в соответствии с Приказом ГТК России от 22 августа 2002 г. N 884 и в случае их пересылки на комплекс в международных почтовых отправлениях. Основание: в настоящее время таможня «Байконыр» осуществляет взимание таможенных платежей при поступлении из Российской Федерации международных почтовых отправлений с объявленной ценностью.
Список источников
1. Межгосударственный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г. 2. Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования космодрома «Байконур» от 25 мая 1992 г. 3. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» (Москва, 28 марта 1994 г.) // Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. Электронный бюллетень. 1999. N 5 (35). 4. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) // Бюллетень международных договоров. 1999. N 5. 5. Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.) // Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. Электронный бюллетень. 1999. N 5 (35). 6. Соглашение между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенным комитетом Министерства финансов Республики Казахстан об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и вывозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию, от 6 июля 1998 г. 7. Протокол от 29 апреля 2002 г. о дополнениях и изменениях к Соглашению между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенным комитетом Министерства финансов Республики Казахстан об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и вывозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию, от 6 июля 1998 г. 8. Приказ ГТК Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N 884 «О таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-казахстанскую границу для обеспечения функционирования комплекса «Байконур» // Российская газета. 2002. 8 окт. 9. Приказ ГТК России от 23 марта 2001 г. N 290 «Об утверждении Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем» (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2001 г., рег. N 2795). 10. Приказ Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 25 декабря 2002 г. N 158. 11. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке перемещения через границу товаров, необходимых для выполнения работ на космодроме «Байконур» (Алматы, 25 декабря 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1994. N 8. С. 41. 12. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве и взаимодействии в обеспечении безопасности комплекса «Байконур», воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, и лиц, входящих в их состав (Москва, 29 декабря 1994 г.) // Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. Электронный бюллетень. 1999. N 5 (35). 13. Меморандум Глав Правительств Российской Федерации и Республики Казахстан «О взаимопонимании по вопросам обеспечения функционирования космодрома «Байконур» и г. Ленинска». 14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» (Алма-Ата, 4 октября 1997 г.). 15. Меморандум между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования комплекса «Байконур» (Москва, 19 июня 2000 г.) // Российская газета. 2000. 21 июня. 16. Определение ВК Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2000 г. «На основании Соглашения между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан от 4 октября 1997 г. о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур», подписанного после заключения Договора аренды комплекса «Байконур» от 10 декабря 1994 г., к юрисдикции Российской Федерации относятся все дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса «Байконур», в том числе и гражданами Республики Казахстан против Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 7. С. 18. 17. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» (Астана, 9 января 2004 г.). 18. Решение Экономического Суда СНГ от 24 июня 2002 г. N 01-1/1-02. 19. Письмо ГТК Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. N 01-15/17000 «О таможенном оформлении товаров, направляемых на комплекс «Байконур». 20. Телеграмма ГТК Российской Федерации от 2 июля 1998 г. N Т-11288 «О таможенном оформлении товаров, направляемых на комплекс «Байконур». 21. Телеграмма ГТК Российской Федерации от 17 сентября 1999 г. N Т-17642 «О поставках нефтепродуктов для обеспечения российских организаций, обслуживающих комплекс «Байконур». 22. Письмо ГТК Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. N 01-06/34166 «О таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых между Российской Федерацией и комплексом «Байконур». 23. Письмо ГТК Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 16-23/34611 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых для обеспечения комплекса «Байконур». 24. Письмо ГТК Российской Федерации от 8 мая 2002 г. N 14-10/18282 «О таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в г. Байконур». 25. Телеграмма ГТК Российской Федерации от 22 ноября 2002 г. N ТФ-15270 «О таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с таможенных территорий третьих стран и вывозимых на комплекс «Байконур» для выполнения космических программ».
Приложение 1 СПИСОК ТОВАРОВ К ГРУЗОВОЙ КВИТАНЦИИ N___
ОТПРАВИТЕЛЬ: ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» ПОЛУЧАТЕЛЬ: Казахстан, Байконур, филиал ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
N Наименование Код ТН ВЭД Стоимость в п/п дол. США
1. Комплект оборудования 11И42N15001 8536 90 850 0 18682
2. Наполнительное соединение 8К75.Б4308- 8481 40 100 0 288 ОМ ПВБ N15008
3. Стабилизатор напряжения 373СМ61.2210-0 9032 10 990 0 24
ИТОГО: 18994
Начальник организации Подпись
Приложение 2
от 09.09.05 N 180/2940
Таможня «Байконыр» (наименование таможенного органа)
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О ЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Ввоз на комплекс «Байконур» _________ Вывоз с комплекса «Байконур»_____________ Наименование грузополучателя (грузоотправителя) БФ ГПНРКЦ «ЦСКБ-Прогресс». Основание для ввоза
(вывоза) ГО_Роскосмоса N ВР-32-4973____________________________________________ (дата и номер договора или иного документа) Товары согласно списка товаров к грузовой квитанции N 588/2956 от 11.07.05 _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _________________________________________________мест — 21_____________________ ______________________________________вес — 289,35 / 177,5_____________________ _______________________________стоимость — 18994 дол. США_____________________ _______________________________________________________________________________ (указывается N списка товаров, общее количество мест, вес, стат. стоимость) Цель ввоза (вывоза) Обеспечение функционирования комплекса «Байконур» Достоверность заявленных сведений подтверждаем. Место печати Дата Подпись руководителя организации
——————————————————————