Особенности правового статуса города Байконура и правовые проблемы вещания программ общероссийских телеканалов на его территории

(Иваненко В. С., Прокофьева М. В., Логинов И. С.) («Российский юридический журнал», 2010, N 4)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОРОДА БАЙКОНУРА И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕЩАНИЯ ПРОГРАММ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ <*>

В. С. ИВАНЕНКО, М. В. ПРОКОФЬЕВА, И. С. ЛОГИНОВ

——————————— <*> Ivanenko V. S. (Saint-Petersburg), Prokofyeva M. V. (Moscow), Loginov I. S. (Moscow) Special status of Baikonur and the legal problems of broadcasting the Russian television channels on its territory.

Иваненко Виталий Семенович — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой международного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург).

Логинов Иван Сергеевич — начальник отдела общедоговорной работы договорно-правовой дирекции ОАО «Телекомпания НТВ» (Москва).

Прокофьева Мария Владимировна — соискатель кафедры международного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, главный юрисконсульт отдела общедоговорной работы договорно-правовой дирекции ОАО «Телекомпания НТВ» (Москва).

Город Байконур наделен статусом города федерального значения РФ, а его территория и одноименный космодром находятся в аренде у России. Исследуются взаимоотношения и законодательное регулирование организации вещания телеканалов двух субъектов международного права: Российской Федерации и Республики Казахстан.

Ключевые слова: телевидение, Байконур, международная аренда территорий, организация вещания телеканалов.

The article focuses on the special status of Baikonur (Kazakhstan) and on the legal problems of broadcasting the Russian television channels on its territory. Baikonur has the status of federal city for Russia, its territory and the same name cosmodrome are leased by Russia. The mutual relations and legislative regulation of tv-broadcasting organizations of the two subjects of international law (Russia and Kazakhstan) are inquired into a question of this article.

Key words: television, Baikonur, international lease of territory of foreign countries, tv-broadcasting.

Город Байконур вместе с одноименным космодромом представляют собой единый комплекс, расположенный на территории Республики Казахстан (далее — РК, Казахстан), юридический статус которого уникален и не имеет аналогов в мире. Комплекс «Байконур» функционирует одновременно в двух правовых полях: российском и казахстанском. Эта уникальность породила ряд правовых проблем, существенно осложняющих его функционирование. Одна из них — проблема надлежащего обеспечения жителей комплекса (прежде всего граждан РФ) российскими средствами массовой информации, в том числе телевидением. Телевидение прочно вошло в повседневную жизнь современного общества. Его основная функция — распространение информации, идей и мнений по вопросам, представляющим общественный интерес. В условиях происходящего в последние десятилетия формирования глобального информационного пространства телевидение вышло за пределы национальных границ государств и превратилось в важное средство международного информационного обмена. Возросло значение международного договорно-правового регулирования информационных потоков и взаимоотношений государственных и негосударственных телевизионных компаний разных стран. Международное право возлагает на государства обязанность обеспечивать телевизионным институтам возможность эффективно выполнять их общественную функцию. При этом весьма значимо и то, что на фоне постоянного повышения роли прав человека в социально-политической жизни общества и непрерывно нарастающего информационного бума обеспечение одного из фундаментальных прав человека — права на информацию — превратилось в одну из острых политико-правовых проблем. В современном мире телевидение относится к числу важных, наиболее оперативных и эффективных средств обеспечения права каждого на информацию. Правительства государств должны создавать оптимальные правовые, организационные и экономические условия для нормального функционирования телевидения в условиях свободы и плюрализма. В целом эти условия создаются, но нередко возникают ситуации, не вписывающиеся в привычные каноны организационно-правовых форм функционирования телевидения. К таким ситуациям и относится телевизионное (информационное) обеспечение населения г. Байконура. Сложность разрешения данной проблемы напрямую связана с правовой неопределенностью многих аспектов юридического статуса комплекса «Байконур».

Историко-правовые предпосылки возникновения проблемы Байконура

Установление юридического статуса Байконура, правового положения его населения, публичных органов, собственности, порядка функционирования государственных и общественных структур было сложным. После распада в 1991 г. СССР и провозглашения союзными республиками независимости перед этими новыми государствами остро встали вопросы политико-территориального размежевания и распределения государственной собственности бывшего Союза <1>. Новые государства, провозглашая свой суверенитет на территориях бывших союзных республик и принимая соответствующие этому законодательные акты, относили к своей исключительной собственности практически все объекты союзного значения, находившиеся на их территориях в тот период. Так, в Российской Федерации (правопреемнице РСФСР) данные положения были закреплены еще Законом РСФСР от 31 октября 1990 г. N 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» <2>, в РК (правопреемнице Казахской ССР) был принят Конституционный закон от 16 декабря 1991 г. N 1007-XII «О государственной независимости Республики Казахстан» <3>. Эти два новых суверенных государства, став субъектами международного права, должны были выстраивать отношения как на общих принципах и нормах международного права, так и на основе двусторонних международных договоров. ——————————— <1> Кремнев П. П. Распад СССР: Международно-правовые проблемы. М., 2005. С. 208 — 242. <2> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. N 22. Ст. 260. <3> Официальный сайт Президента Республики Казахстан: URL: http://www. akorda. kz (дата обращения: 29.09.2009).

Однако такое скорое юридическое разделение не повлекло быстрой перестройки сложившихся в советский период отношений. Одним из не разрешенных при распаде СССР территориально-правовых вопросов оставался статус Байконура, оказавшегося на исключительной территории РК. В период существования Советского Союза на территории Байконура (прежнее наименование — Ленинск Казахской ССР) был построен огромный комплекс, состоящий непосредственно из космодрома «Байконур» и связанных с ним инженерно-технологической, социальной и административной инфраструктур города, объектов движимого и недвижимого имущества, средств связи, теле — и радиовещания, включающий также военных и гражданских лиц, обеспечивающих функционирование и защиту всего комплекса <4>. ——————————— <4> Сам город и космодром возникли на базе полигона N 5, основанного 12 февраля 1955 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 292-181 «О создании полигона по испытаниям межконтинентальной баллистической ракеты Р-7», получившего впоследствии наименование «Байконур».

В советский период строительство объектов комплекса «Байконур» осуществлялось в основном на средства бюджета СССР; в создание и развитие инфраструктуры комплекса, его социальных объектов был вложен труд многих миллионов людей со всего Союза, поэтому, естественно, у Российской Федерации как признанного государства — преемника Советского Союза возникли определенные правопритязания на результаты деятельности данного комплекса. Было ясно, что использование объектов комплекса «Байконур» возможно только на основе международного опыта, двустороннего сотрудничества и строго в рамках международного права, поскольку речь идет о двух суверенных государствах. Для этих целей в международной практике широко используется институт международной аренды территорий: предоставление на договорной основе одним государством другому части своей территории или расположенных на этой территории объектов либо сооружений в пользование на определенный срок, в определенных целях и на определенных условиях. При этом государство-арендодатель сохраняет суверенитет в отношении территории, предоставляемой в аренду, ограничивая в строго установленном договором аренды порядке некоторые свои права в пользу государства-арендатора. Договоры об аренде территории распространены, в частности, в практике строительства и эксплуатации транспортных путей (каналов, трубопроводов), размещения научных станций, установления свободных зон в портах и т. п. Между тем решение вопроса о статусе Байконура долго затягивалось. Вследствие этого длительное время не была определена юридическая база для обеспечения нормального научно-технологического, социального и административно-правового функционирования комплекса. Казахстан считал Байконур своей собственностью, но обеспечение функционирования комплекса осуществлялось Россией. Необходимо было юридическое разрешение этой ситуации.

Международное договорно-правовое урегулирование проблемы Байконура

Международное сотрудничество государств — участников СНГ по использованию космодрома «Байконур» осуществляется как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Еще 30 декабря 1991 г. в Минске государствами СНГ было подписано Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства <5>. 20 марта 1992 г. в Киеве Совет глав государств СНГ принял решение об использовании научно-технического и производственного комплекса «Байконур» <6>. 15 мая 1992 г. в Ташкенте этот же Совет подписал Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ (и о создании Межгосударственного совета по космосу) <7>. В развитие этих Соглашений 25 мая 1992 г. в Москве был заключен уже двусторонний договор между РФ и РК — Соглашение о порядке использования космодрома «Байконур» <8>. Согласно ст. 2 данного Соглашения «объекты космодрома «Байконур», расположенные на территории Республики Казахстан, являются ее собственностью». ——————————— <5> Содружество. Информ. вестн. Советов глав государств и правительств СНГ. 1992. Вып. 1. С. 19 — 21. <6> Там же. Вып. 4. <7> Там же. Вып. 5. С. 16. <8> Московский журн. междунар. права. 1994. N 4.

28 марта 1994 г. в Москве РФ и РК подписали Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» <9>. Это Соглашение закрепляло, что арендуемый у РК комплекс «Байконур» включает испытательные, технологические, производственно-технические, научные, социальные и обеспечивающие объекты, в том числе космодром «Байконур» с объектами наземной инфраструктуры и г. Ленинск (с декабря 1995 г. — город Байконур <10>), с их движимым и недвижимым имуществом. При этом предусматривалось, что после вступления в силу Соглашения в трехмесячный срок между Россией и Казахстаном должен быть заключен договор аренды комплекса. ——————————— <9> СЗ РФ. 2006. N 13. Ст. 1327. <10> В декабре 1995 г. Указом президента Республики Казахстан г. Ленинск переименован в г. Байконур.

10 декабря 1994 г. в Москве Правительства РФ и РК подписали такой договор (далее — договор аренды 1994 г.) <11> сроком на 20 лет, продленный позднее до 2050 г. в соответствии с положениями ст. 6 Соглашения между РФ и РК о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» (Астана, 9 января 2004 г.) <12>. Объекты комплекса «Байконур» передавались Казахстаном в аренду России для обеспечения дальнейшего использования космодрома в интересах космической деятельности РФ. ——————————— <11> СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4369. <12> Официальный сайт Президента России: URL: http:// archive. kremlin. ru/ events/ articles/ 2004/ 01/ 58551/ 59021.shtml (дата обращения: 25.09.2009).

В принятом позднее Соглашении между РФ и Казахстаном о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.; далее — Соглашение о статусе г. Байконура) <13> был окончательно определен правовой статус Байконура. ——————————— <13> Бюл. междунар. договоров. 1999. N 5. С. 56 — 67.

Данные двусторонние Соглашения заложили основу формирования правовой базы комплекса «Байконур», которая сегодня представлена более чем 50 международными договорами и десятками законодательных актов России и Казахстана, определяющими особенности функционирования этого уникального комплекса.

Особенности правового статуса Байконура

Согласно договору аренды 1994 г. город Байконур — административно-территориальная единица РК, город республиканского значения, функционирующий в условиях его аренды Российской Федерацией с размещенными на его территории объектами космодрома «Байконур», а также другими объектами, создающими необходимые инженерно-технологические, коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома «Байконур», членов их семей и других жителей города. В Соглашении о статусе г. Байконура было зафиксировано весьма важное дополнение о том, что г. Байконур, являясь по-прежнему административно-территориальной единицей Казахстана, функционирующей в условиях российской аренды, в отношениях с Россией на период аренды наделяется статусом города федерального значения Российской Федерации с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. В городе проживают свыше 70 тыс. человек: граждане РФ, РК и ряда других стран СНГ. Однако установленный правовой статус Байконура весьма специфичен. Обладая статусом города федерального значения Российской Федерации, Байконур при этом не имеет конституционного статуса субъекта Российской Федерации. В отличие от других городов федерального значения России (Москвы и Санкт-Петербурга) у Байконура нет устава. Его статус и полномочия органов власти совместно определены Россией и Казахстаном в двустороннем международном договоре — Соглашении о статусе г. Байконура. В Совете Федерации РФ не представлены органы его законодательной и исполнительной власти. Местное самоуправление в городе отсутствует. Система городского управления, предусмотренная ст. 5 Соглашения, сильно ограничена. Органы представительной власти в городе не создаются. Высший орган общественного самоуправления населения г. Байконура — Общественный совет, формируемый из представителей органов территориального общественного самоуправления, организаций и предприятий, зарегистрированных в качестве юридических лиц в городе. Деятельность Общественного совета регламентируется положением, утверждаемым конференцией жителей города. Население осуществляет права самоуправления посредством референдума, участия в общих собраниях (конференциях) граждан по месту жительства, а также путем участия в выборах органов территориального общественного самоуправления. Глава администрации города назначается президентами двух государств, на территории города действует российское законодательство, но права граждан Казахстана также должны соблюдаться. На территории комплекса «Байконур» в отношении гражданских лиц и военнослужащих Российской Федерации и членов их семей применяется российское законодательство и действуют компетентные органы России (п. 6.12 договора аренды 1994 г.). На территории города действует суд Российской Федерации, в который жители города могут обжаловать решения администрации города, ее органов и должностных лиц. В договоре аренды 1994 г. и Соглашении о статусе г. Байконура установлено, что возникающие вопросы и споры, связанные с функционированием комплекса, координируются и разрешаются специально созданной Российско-Казахстанской межправительственной комиссией по комплексу «Байконур». Указанная комиссия осуществляла свою деятельность на основании Положения, подписанного обеими сторонами в Алматы 27 апреля 1996 г. (в России проект Положения был утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 958) <14>. В дальнейшем, после подписания 26 июня 1999 г. в Москве Соглашения между Правительством РФ и Правительством РК о Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан <15>, Положение о Российско-Казахстанской межправительственной комиссии утратило силу, а в рамках Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (далее — Межправительственная комиссия) была образована и функционирует Подкомиссия по комплексу «Байконур» <16>. В сентябре 2009 г. состоялось ее XII заседание <17>. ——————————— <14> О подписании Положения о Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур»: Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 958 // СЗ РФ. 1995. N 40. Ст. 3824. <15> Бюл. междунар. договоров. 1999. N 11. С. 63 — 66. <16> Официальный сайт Председателя Правительства РФ: URL: http:// premier. gov. ru/ visits/ world/ 107/ info/ 2897.html (дата обращения: 25.09.2009). <17> Главы космических агентств Казахстана и России обсудят вопросы использования космодрома «Байконур» // Интернет-газета «GAZETA. KZ». Интернет-агентство «Gazeta. kz»: URL: http://digest. gazeta. kz/art. asp? aid=137498 (дата обращения: 25.09.2009).

Таким образом, статус комплекса «Байконур» определяется международными правовыми актами, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 4 Конституции РК имеют приоритет перед законами обоих государств.

Договорно-правовые обязательства России и Казахстана в области телевещания

Поскольку обе договаривающиеся стороны — Россия и Казахстан, являясь членами СНГ и дружественными странами, имеющими общие масштабные проекты, понимали огромное значение обмена информацией для своего населения, они предпринимали шаги для решения данных вопросов в международных договорах. Так, по условиям п. 1.6 договора аренды 1994 г. объекты систем связи, теле — и радиовещания являются «обеспечивающими объектами» комплекса, создающими условия для функционирования космодрома «Байконур» и г. Байконура с соответствующим имуществом, земельными участками и санитарно-защитными зонами. 23 ноября 1996 г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством РК о порядке и условиях распространения программ российских телерадиовещательных организаций на территории РК и телерадиовещательных программ Казахстанской телерадиоорганизации на территории Российской Федерации <18>. По условиям Соглашения его стороны разрабатывают и осуществляют необходимые организационно-технические мероприятия, обеспечивающие бесперебойный и качественный прием телерадиопрограмм другой стороны на территории своей страны, и не препятствуют свободному транзиту телерадиопрограмм другой стороны через свою территорию. При этом объемы вещания, транзита телерадиопрограмм, условия передачи рекламных материалов, форма платежей и взаимных расчетов подлежат определению при заключении договоров между телерадиовещательными организациями и организациями связи. ——————————— <18> Бюл. междунар. договоров. 1997. N 3. С. 86 — 87.

Аналогичные положения были включены и в Соглашение о создании благоприятных условий для распространения программ телевидения и радио на территориях государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, заключенного в Москве 29 марта 1996 г., участниками которого также являются Россия и Казахстан <19>. ——————————— <19> СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 1915.

Таким образом, в соответствии с подписанными соглашениями (не касающимися статуса и особого положения г. Байконура, выступающего объектом аренды) конкретные вопросы вещания российских телеканалов на всей территории РК, как и казахстанских телеканалов, лежат в области международного частного права, где каждая сторона именно в рамках свободы договора решает вопрос о необходимости включения в сетку вещания своего телеканала той или иной программы другого телеканала-нерезидента. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с указанными Соглашениями от 23 ноября 1996 г. и от 29 марта 1996 г. трансляция программ российских телеканалов на территории Казахстана осуществляется также телеканалами этого государства, но уже не в привычном российским зрителям полном формате, а частично. Российские телеканалы заключают международные контракты на передачу зарубежным телеканалам исключительных или неисключительных лицензий на показы по телевидению части так называемого контента. По лицензионным договорам передаются права на показы программ собственного производства (новости, авторские программы, фильмы, сериалы и пр.), по сублицензионным — на показы иных фильмов, сериалов и программ, исключительные права на которые принадлежат другим правообладателям (телеканалам, кинокомпаниям, юридическим и физическим лицам и т. д.), по договору с которыми возможна подобная передача прав. Такие договоры носят коммерческий характер. Например, подобным образом на территории РК осуществлялось вещание программ телекомпании НТВ (ОАО «Телекомпания НТВ») на телеканалах «Рахат-ТВ» (Независимая телекомпания ТОО «Рахат-ТВ»), «Хабар» (АО «Агентство Хабар»), КТК (АО «КТК») и др. на основе заключенных телекомпанией НТВ с ними лицензионных договоров. Однако вопрос коммерческой передачи прав на часть контента не относится к проблематике настоящей статьи; мы рассматриваем вопросы трансляции программ федеральных телеканалов Российской Федерации на арендованной территории г. Байконура. Поскольку территория комплекса «Байконур» находится в аренде у России и наделена статусом города федерального значения, а объекты связи и теле — и радиовещания являются частью инфраструктуры комплекса, то организация вещания федеральных российских телеканалов — необходимая, правомерная и, более того, стратегически важная задача российских телеканалов, направленная на полноценное информирование российскими средствами массовой информации русскоговорящего населения комплекса. Таким образом, двустороннее регулирование вопросов по использованию объектов комплекса, в частности средств связи и теле — и радиовещания, организации вещания российских телеканалов на территории другого государства — г. Байконура РК, имеющего, по сути, статус третьего (после Москвы и Санкт-Петербурга) российского города федерального значения, носит в заключенных соглашениях между Россией и Казахстаном скорее декларативный, нежели практический характер. Здесь общие нормы об особом режиме объектов связи и теле — и радиовещания не восполняют существенного пробела правового регулирования. Деятельность теле — и радиовещателей является сложным процессом и закреплена как в международных договорах, так и в соответствующих законах и подзаконных актах и Казахстана, и России. При этом в международных соглашениях не указано, законодательство какого государства должно применяться, что порождает немало вопросов в урегулировании конкретных спорных ситуаций.

Правовые основы и проблемы телевещания в Байконуре как в городе, приравненном по статусу к городу федерального значения Российской Федерации

Для того чтобы более полно прояснить проблему организации вещания на арендованной территории г. Байконура, наделенного статусом города федерального значения РФ, рассмотрим организацию телевещания федеральных телеканалов на территории самой России и основные законодательные акты, регулирующие их деятельность. Организация телевизионного вещания является одним из приоритетных вопросов в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, которые уделяют значительное внимание развитию единого информационного пространства, обеспечению доступности для населения социально значимого пакета телерадиопрограмм, расширению вещания на страны дальнего и ближнего зарубежья. Для решения этих вопросов 21 сентября 2009 г. распоряжением Правительства РФ N 1349-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2015 годы» <20>. ——————————— <20> Там же. 2009. N 39. Ст. 4638.

Указом Президента РФ от 6 октября 1995 г. N 1019 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации» <21> к перечню общероссийских телерадиовещательных организаций были отнесены Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, Общественное российское телевидение, Телекомпания НТВ, ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» и общероссийская государственная радиовещательная компания «Маяк». Данный Указ утратил силу с принятием Указа Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» <22>, которым был утвержден Перечень телеканалов, обязательных для распространения на всей территории РФ и бесплатных для потребителей. К ним были отнесены телеканалы ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (Общероссийский государственный телевизионный канал «Культура», Общероссийский телевизионный канал «Спорт», Российский информационный канал и Российское телевидение), Детско-юношеский телевизионный канал, Первый канал (ОАО «Первый канал»), Петербург — 5 канал (ОАО «Телерадиокомпания «Петербург»), Телекомпания НТВ. ——————————— <21> Там же. 1995. N 41. Ст. 3878. <22> Там же. 2009. N 26. Ст. 3169.

Деятельность по распространению телевизионных программ подлежит лицензированию в соответствии со ст. 31 Закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 9 февраля 2009 г.) <23> и Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1359, в ред. от 3 октября 2002 г. N 731 <24>). Лицензия на эфирное вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, с соблюдением лицензионных условий распространять продукцию средств массовой информации, зарегистрированных согласно указанному Закону. При этом в лицензии определяется территория вещания (перечень населенных пунктов, где осуществляется вещание, включен в лицензионные условия). ——————————— <23> Рос. газ. 1992. 8 февр. <24> О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1359 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731) // СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3604.

Таким образом, организация-вещатель, обладающая лицензией на эфирное вещание, выпускает (распространяет) соответствующую программу и, используя технические средства, в том числе спутниковую связь, передает сигнал на передатчики, принадлежащие уже операторам связи, которые доставляют сигнал по всей территории России, обеспечивая эфирное вещание. Деятельность операторов связи также подлежит лицензированию в соответствии с ФЗ от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 14 февраля 2010 г.) <25> и Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 785, в ред. от 16 февраля 2008 г. N 93) <26>. При заключении организацией-вещателем, обладающей лицензией на телевизионное вещание, договора об оказании услуг связи с организацией — оператором связи кроме установленных Гражданским кодексом РФ требований к заключаемому договору в тексте договора должны содержаться и сведения о лицензиях (номер, дата, орган, выдавший лицензию) вещателя и оператора связи. ——————————— <25> Рос. газ. 2003. 10 июля. <26> СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. II. Ст. 249.

На всей территории Российской Федерации эфирное вещание общероссийских и региональных телерадиопрограмм осуществляется крупнейшим оператором связи ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее — РТРС), который имеет достаточное количество передатчиков для обеспечения доставки сигнала, и другими операторами связи, обладающими лицензией на услуги связи для целей эфирного вещания. В настоящее время в свете издания Указа Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715, п. 2 которого установлено, что эфирная наземная трансляция общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории России, а также создание и развертывание цифровых наземных сетей для эфирной трансляции обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов осуществляются именно РТРС, другие операторы, имеющие соответствующие лицензии, будут их постепенно лишаться, при этом лицензирование и иные необходимые мероприятия поручены Правительству Российской Федерации. Законодательство РК также предусматривает, что деятельность как вещателей, так и операторов связи подлежит лицензированию, специальный порядок выдачи лицензий установлен Законами Казахстана от 11 января 2007 г. N 214 «О лицензировании» <27>, от 23 июля 1999 г. N 451-1 «О средствах массовой информации» <28>, от 5 июля 2004 г. N 567 «О связи» <29>. ——————————— <27> Официальный сайт Министерства юстиции Республики Казахстан: URL: http://minjust. kz/ru/node/9027 (дата обращения: 25.09.2009). <28> Официальный сайт Министерства юстиции Республики Казахстан: URL: http://minjust. kz:81/doc/show/id/796 (дата обращения: 29.09.2009). <29> Официальный сайт Министерства юстиции Республики Казахстан: URL: http://minjust. kz:81/doc/show/id/570 (дата обращения: 29.09.2009).

На территории г. Байконура трансляцию российских телеканалов осуществляет ГУП «БайконурСвязьИнформ» юридическое лицо, зарегистрированное по законодательству Российской Федерации. ГУП «БайконурСвязьИнформ» не имеет лицензии на услуги связи для целей эфирного вещания в связи с тем, что для получения указанной лицензии по российскому законодательству необходимо получение решения о назначении частоты. В РФ данные решения выдает Государственная комиссия по радиочастотам, которая не может выдать решение о назначении определенной частоты организации, осуществляющей деятельность на территории города Байконура РК, без получения согласия казахстанской стороны. Несмотря на то что согласно п. 1.6 договора аренды 1994 г. объекты систем связи, теле — и радиовещания являются «обеспечивающими объектами» комплекса, создающими необходимые условия для функционирования космодрома «Байконур» и г. Байконура, и считаются также переданными в аренду, порядок использования спектра радиочастотных средств связи договаривающимися сторонами не определен до настоящего времени. Все споры, возникающие из договора аренды, должны разрешаться Российско-Казахстанской межправительственной комиссией по комплексу «Байконур» (в данный момент, как указано выше, эти функции осуществляет Подкомиссия по комплексу «Байконур»). По сведениям как российских, так и казахстанских средств массовой информации, Подкомиссия по комплексу «Байконур» проводила несколько совещаний по вопросу использования радиочастотного спектра и не пришла к единому мнению, поскольку позиция казахстанской стороны сводится к тому, что использование радиочастотных средств связи, их ввоз и эксплуатация должны осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством РК, в том числе на платной основе, а позиция российской стороны полностью противоположна: порядок использования радиочастотных средств связи на период аренды должен регламентироваться на основе законодательства РФ. С учетом сложившейся ситуации Министерство культуры, информации и общественного согласия Казахстана не возражает до принятия окончательного решения против трансляции ГУП «БайконурСвязьИнформ» программ российских телеканалов при условии договоренности с собственниками каналов. Однако такое положение вещей не меняет ситуацию, поскольку деятельность вещателей и оператора связи — ГУП «БайконурСвязьИнформ» — противоречит как российскому, так и казахстанскому законодательству; у вещателей в лицензиях на эфирное вещание отсутствует населенный пункт — г. Байконур РК, а у оператора связи нет лицензии на услуги связи для целей эфирного вещания. Поскольку вещатель и оператор связи обязаны заключить договор об оказании услуг связи, в котором указаны реквизиты выданных как вещателю, так и оператору связи лицензий, в силу п. 40 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания указанный договор может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица. Кроме того, осуществление телевизионного вещания на территории, которая не указана в лицензии на эфирное вещание, является также нарушением лицензионных условий в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 32 Закона «О средствах массовой информации» и п. 17 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в РФ. Указанные нормы предусматривают, что лицензия у вещателя аннулируется в случае повторного в течение года нарушения норм, установленных лицензией и законодательством РФ, последовавшего после официального письменного предупреждения. Безусловно, поскольку нормативно-правовая база аренды территории комплекса «Байконур» и условия его функционирования не имеют аналогов в мире, то и разрешение возникающих проблем — дело многотрудное, требующее внимания к каждому аспекту. Организация телевизионного вещания (как аналогового, так и цифрового, которое только зарождается в России и государствах — участниках СНГ) в настоящее время внутри каждого государства и в двусторонних правоотношениях требует детального изучения возможных путей решения вопроса, оценки последствий, что потребует привлечения к работе многих специалистов в области техники, связи, юриспруденции. Очевидно, что отнесение решения всех названных и иных насущных вопросов, связанных с организацией вещания, лишь к компетенции Межправительственной комиссии и ее отраслевых подкомиссий при отсутствии у нее необходимых полномочий, должного нормативно-правового регулирования не является выходом из положения, а лишь заводит дальше в тупик и делает невозможным решение практических вопросов, возникающих в повседневной жизни. Межправительственная комиссия не полномочна принимать решения о применении права того или иного государства. Указанные проблемы должны быть урегулированы двумя субъектами международного права: Российской Федерацией и Республикой Казахстан — либо в международном договоре об организации трансляции (вещания) общероссийских обязательных общедоступных телеканалов в г. Байконуре на весь период аренды комплекса Российской Федерацией, либо путем наделения Межправительственной комиссии статусом международной организации, определения круга ее полномочий, состава, регламента деятельности и порядка разрешения споров и условий применения законодательства того или иного государства. Бесспорно, граждане Российской Федерации (как и другие заинтересованные лица), проживающие на территории комплекса «Байконур», должны иметь возможность свободно реализовать свое неотъемлемое право на информацию, получая ее из телевизионных и иных средств массовой информации государства своей гражданской принадлежности — Российской Федерации.

——————————————————————