Медицинская помощь в УИС

(Датий А., Павленко А., Музалева Л.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 24)

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ В УИС

А. ДАТИЙ, А. ПАВЛЕНКО, Л. МУЗАЛЕВА

Алексей Датий, доктор медицинских наук, профессор РязГМУ им. академика И. П. Павлова.

Андрей Павленко, соискатель РязГМУ им. академика И. П. Павлова.

Людмила Музалева, газета «ЭЖ-Юрист».

Статья 41 Конституции РФ закрепляет право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Разумеется, осужденные и подследственные, как и все российские граждане, имеют право на эту помощь. Рассмотрим их права, а также то, как функционирует система медицинской помощи в УИС.

Охрана здоровья осужденных

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи. В последнее время в России большое внимание уделяется правовому регулированию охраны здоровья граждан и связанных с ним правоотношений <1>. Вместе с тем из поля зрения пока выпадает сфера профессиональной деятельности медицинских работников уголовно-исполнительной системы России. Такой подход представляется не вполне оправданным, так как лица, относящиеся к уголовно-исполнительной системе РФ, к сожалению, составляют значительный пласт российского общества. ——————————— <1> Павленко А. А. Особенности сохранения медицинской тайны в отношении осужденных в исправительных учреждениях // Вестник Томского государственного университета. 2009. Октябрь. N 327; Датий А. В., Павленко А. А. К вопросу о совершенствовании действующего законодательства в области пенитенциарной медицины // Человек: преступление и наказание. N 1; Датий А. В., Павленко А. А. Высокая миссия медиков УИС // ЭЖ-Юрист. 2012. N 14.

Так, по состоянию на 1 июня 2012 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 731,4 тыс. человек. В том числе в 753 исправительных колониях отбывало наказание 614,1 тыс. человек, в 143 колониях-поселениях отбывало наказание 40,6 тыс. человек; в 5 ИК для осужденных на пожизненное лишение свободы отбывало наказание 1792 человека. В 230 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось 113,7 тыс. человек. В 7 тюрьмах отбывало наказание 0,9 тыс. человек. В 46 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 2,6 тыс. человек. Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией. Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составляет 338,7 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников — 246,7 тыс. человек. Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 56 учреждений здравоохранения, в том числе 34 центра медицинской и социальной реабилитации, 14 больниц, 5 военно-врачебных комиссий и 3 санатория <2>. ——————————— <2> http://www. fsin. su

Право на медпомощь

Статья 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи. В ней отмечено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с российским законодательством. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в ч. 1 ст. 26 Закона N 323-ФЗ, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством РФ, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Законодательством установлено

При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляются охрана лиц, указанных в ч. 3 ст. 26 Закона N 323-ФЗ, и (при необходимости) круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Испытание новых методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации, а также лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в ч. 1 ст. 26 Закона N 323-ФЗ, не допускается. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в ч. 1 ст. 26 Закона N 323-ФЗ, устанавливается законодательством РФ, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Медицинская служба УИС является составной частью государственной системы здравоохранения и должна обеспечивать реализацию права осужденных на охрану здоровья, получение медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ. Медицинская помощь должна оказываться в объеме, предусмотренном Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи для учреждений соответствующего уровня и по видам медицинской помощи <3>. ——————————— <3> Постановление Правительства РФ от 21.10.2011 N 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год».

Реальные условия

Профессиональная деятельность пенитенциарных медицинских работников, осуществляемая в соответствии с основными принципами охраны здоровья в РФ и направленная на выполнение законодательства РФ об охране здоровья граждан, реально проводится в условиях, отличных от классической модели здравоохранения. Наиболее значимыми, по нашему мнению, являются следующие. 1. Специальный правовой статус пациентов, которым при исполнении лишения свободы гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными действующим законодательством РФ (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Кроме того, указание на специальный правовой статус пациентов-осужденных при реализации их права на медицинскую помощь имеется в ведомственном нормативно-правовом акте, определяющем порядок организации медицинской помощи заключенным <4>. ——————————— <4> Пункт 4 Приказа Минздравсоцразвития России N 640, Минюста России N 190 от 17.10.2005.

2. Правовое регулирование деятельности медицинских работников уголовно-исполнительной системы осуществляется в дополнение к отраслям права, регулирующим социальную роль любого медицинского персонала (гражданское право, трудовое право и нормативно-правовые акты, регулирующие сферу организации здравоохранения в РФ), нормами уголовно-исполнительного законодательства. Причем основными формами выражения соответствующих правовых норм являются многочисленные подзаконные нормативно-правовые акты (главным образом ведомственные и межведомственные), которые накладывают на медицинских работников дополнительные обязанности и сужают поле их самостоятельной деятельности. Кроме того, одним из источников правового регулирования деятельности пенитенциарных медработников являются международные стандарты обращения с осужденными <5>. ——————————— <5> Павленко А. А. Международные стандарты деятельности медицинского персонала пенитенциарных учреждений и проблемы их реализации: Учебное пособие / Под науч. ред. В. А. Уткина. Томск: Изд-во ТПУ, 2009.

3. Необходимость обеспечения личной безопасности пенитенциарных медицинских работников, особенно женщин, и, как следствие этого, практика оказания медицинской помощи некоторым осужденным в присутствии третьих лиц <6>. ——————————— <6> Пункты 51, 54 Приказа Минздравсоцразвития России N 640, Минюста России N 190 от 17.10.2005.

4. Жесткая иерархическая система управления в учреждениях уголовно-исполнительной системы, когда по общим вопросам медики находятся в подчинении руководства мест лишения свободы. В силу этого нередко возникают проблемы с их профессиональной независимостью. 5. Привлечение медицинского персонала уголовно-исполнительной системы к выполнению немедицинских функций. Это в отличие от представителей гражданского здравоохранения особенно наглядно проявляется при участии медицинских работников исправительных учреждений в проведении обысков отдельных осужденных в целях обнаружения возможно сокрытых запрещенных предметов. 6. Обязанность медицинских работников выявлять телесные повреждения осужденных (даже без самостоятельного обращения последних в медицинскую часть), в том числе признаки симуляции и аггравации, и информировать об этом руководство исправительного учреждения <7>. ——————————— <7> Пункт 56 Приказа Минздравсоцразвития России N 640, Минюста России N 190 от 17.10.2005.

7. Отдельные осужденные и заключенные пытаются манипулировать сотрудниками, чтобы получить определенные льготы и привилегии в исправительном учреждении. Это положение в последние годы прежде всего относится к ВИЧ-инфицированным осужденным, которые зачастую стремятся добиться смягчения условий содержания и особого гуманного отношения к ним. 8. Часть осужденных и лиц, заключенных под стражу, стремятся умышленно ухудшить состояние своего здоровья (или препятствуют восстановлению его) в целях освобождения от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ), освобождения от работы (ч. 1 ст. 103 УИК РФ), получения пенсий по инвалидности. Например, осужденные, больные туберкулезом, стараются довести собственное здоровье до состояния, подпадающего под критерии получения инвалидности <8>. ——————————— <8> Пункты 13 — 15 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.08.2005 N 535 // Российская газета. 2005. 21 сент. N 210.

9. Некоторые осужденные, так называемые авторитеты, стремятся попасть в больницы уголовно-исполнительной системы для смягчения условий содержания в исправительном учреждении и расширения круга общения — для получения возможности влиять на большее количество осужденных <9>. В силу неформальных норм, сложившихся в среде осужденных, нахождение в больнице уголовно-исполнительной системы является своего рода привилегией для них. Осужденные даже прибегают к причинению самоповреждений. ——————————— <9> Ведомости Уголовно-исполнительной системы. 2004. N 3.

10. Нахождение осужденных и заключенных большую часть времени в замкнутом и ограниченном пространстве исправительного учреждения. Осужденный никогда не остается один, и любые изменения в состоянии его здоровья сразу становятся заметны окружающим лицам. 11. Особый порядок получения медицинской помощи, при котором осужденный должен высказать свои проблемы должностному лицу исправительного учреждения (не медицинскому работнику), чтобы затем записаться и попасть на прием к врачу <10>. ——————————— <10> Пункт 53 Приказа Минздравсоцразвития России N 640, Минюста России N 190 от 17.10.2005.

12. Особый порядок направления осужденных и заключенных для лечения в лечебно-профилактические учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения и получения ими дополнительной лечебно-профилактической помощи (ч. 5 ст. 101 УИК РФ). 13. Специфические условия соблюдения врачебной (медицинской) тайны в отношении осужденных <11>. Кроме того, для осужденных и заключенных разглашение сведений, составляющих эту тайну, имеет гораздо более серьезные последствия — угрозу жизни и здоровью, возможность суицида и утраты социальных связей с родственниками. ——————————— <11> Павленко А. А. Особенности сохранения медицинской тайны в отношении осужденных в исправительных учреждениях // Вестник Томского государственного университета. 2009. Окт. N 327.

Нужна бланкетная норма

Показателем значительной разницы между работой в общегражданском здравоохранении и работой в медицинской службе уголовно-исполнительной системы являются и результаты проведенного нами социологического исследования. В 2006 году нами было проанкетировано 623 медицинских работника из 39 регионов РФ; в 2011 году — 108 медицинских работников из 5 регионов РФ. Так, 91,2% опрошенных медицинских работников исправительных учреждений в 2006 году и соответственно 95,3% в 2011 году отметили эту разницу. Необходимо подчеркнуть, что схожие проблемы имеются и в зарубежных странах. Мировое сообщество признает их наличие и указывает на них в специальных международных стандартах обращения с осужденными. Так, в Этических и организационных аспектах медицинского обслуживания в тюрьмах (Рекомендация N R(98) Комитета министров Совета Европы от 20 апреля 1998 года // Сборник конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов / Под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань: АПУ ФСИН России, 2008) указано на следующие специфические проблемы: переполненность, инфекционные болезни, наркомания, психические отклонения, насилие, изоляция в камере или личные досмотры. На основании изложенного предлагаем законодательно закрепить отдельной статьей специфику правового статуса медицинских работников УИС в нормативном акте (федеральном законе), регламентирующем организацию здравоохранения в РФ. Перечисление самих прав, обязанностей и полномочий медицинских работников исправительных учреждений вряд ли уместно в тексте закона. В связи с этим в данном законе нужна бланкетная норма, определяющая, что «специальные права и обязанности медицинских работников мест лишения свободы, а также порядок их реализации устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации».

——————————————————————