Событийный туризм как основа для формирования туристского потока на Куликово поле

(Гриценко В. П.)

(«Туризм: право и экономика», 2012, N 2)

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ТУРИСТСКОГО ПОТОКА НА КУЛИКОВО ПОЛЕ

В. П. ГРИЦЕНКО

Гриценко В. П., Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».

Туризм часто называют индустрией впечатлений. Посещение музея или достопримечательного места является важнейшей составляющей огромного комплекса целостного турпродукта. Из всех составляющих любое, даже небольшое, путешествие, посещение музея оказывают решающее влияние на яркость впечатлений. Яркость увиденного и услышанного — вот тот позитивный багаж, который хочет привезти с собой из поездки турист. Его уже сложно удивить комфортабельным транспортом или уютной гостиницей, это в наши дни стало нормой, само собой разумеющимся, а вот самобытность исторического места сохранилась, к тому же стала еще выразительнее благодаря множеству музейных событий и интерактивных программ, создаваемых в нашем случае коллективом музея.

Исходная ситуация: 1998 год, музей тогда принимал в год около 12 тыс. посетителей. Географическая ситуация: 300 км от Москвы, 130 км от Тулы, Липецка, Рязани, т. е. крупных областных центров со значительным количеством потенциальных посетителей. Демографическая ситуация: население ближайшего райцентра (35 км) — 3 тыс. чел. Экономическая ситуация: единственный возможный вариант добраться — автомобильное шоссе невысокого качества, ближайшая гостиница — с туалетом на этаж, пункт питания — в 60 км.

Разумеется, ни географическая ситуация Куликова поля, ни его демографическая ситуация не изменились: не появилось новых дорог, по-прежнему нет фешенебельных гостиниц, и точка питания всего одна. Однако количество посетителей выросло в 10 раз, а число гостей последнего юбилейного праздника превысило 130 тыс. человек.

Вывод напрашивается сам: исторические места и яркие события привлекают туристов даже при условии слаборазвитой инфраструктуры гостеприимства.

Чем привлекателен событийный туризм? Он дает публике возможность поучаствовать в необычном для стандартного путешествия действе. Он раскрывает новые стороны туристского объекта, факты истории и делает их живыми. Он обладает зарядом положительных эмоций, что немаловажно для повторного привлечения туристов.

Из опыта работы музея-заповедника «Куликово поле» видно, что популярность организуемых ежегодно праздников и фестивалей возрастает. Люди с удовольствием каждый год ездят на традиционный праздник. Причем чем выше популярность одного праздника, тем проще привлечь туристов на новые, только зарождающиеся мероприятия. Кроме того, посетившие праздник, но не увидевшие многого из обычной туристско-экскурсионной программы могут проявить интерес к месту, объекту, имени и посетить это место еще и еще раз.

Почему одним из важнейших направлений своей деятельности мы считаем событийный туризм? Изначально такой выбор был вызван территориальной удаленностью и слабой инфраструктурной обеспеченностью региона Куликова поля. С течением времени мы поняли, что событийный туризм обладает огромным информационным потенциалом и туристской привлекательностью, что одно наше музейное событие — это лучшая реклама событию следующему, а также дополнительная известность наших музейных экспозиций.

Что важно, какие уроки мы получили?

Первое и, пожалуй, главное: содержание события, его идеологию должно определять учреждение культуры. Режиссер событийного мероприятия — «человек музея», иначе либо «День пива», либо доклад «коротенько, минут на сорок — сорок пять».

Второе и не менее важное — партнеры! На наши фантазии никогда никаких денег не хватит. Без друзей, благотворителей, меценатов, а иногда и властей не обойтись. Административный ресурс — это те же деньги, только деньги, которые не платишь. Всегда проще делать самому, но живучесть (долгосрочность) проект приобретает только тогда, когда у него появляются единомышленники.

Третье и обязательное условие — команда! В нашем случае это спецподразделение, а точнее, отдел развития из трех человек и полная и всеобщая мобилизация двух сотен сотрудников в дни сентябрьского праздника и других музейных событий. Всеобщая полная мобилизация имеет такой же или даже более весомый эффект, чем тот, который дают корпоративные праздники. Работа сплачивает и сближает коллектив гораздо лучше, чем отдых. Без самоотдачи сотрудников справиться с массой проблем, больших и малых, невозможно.

Четвертое — PR-кампания! Афиши, анонсы, публикации в СМИ, присутствие в интернет-пространстве — обязательное условие, обеспечивающее успех музейных событий.

Пятое, и также очень важное — тесное взаимодействие с туристскими фирмами, иначе все усилия и средства будут потрачены вхолостую, проекты не достигнут поставленных целей и редкий турист услышит, узнает и соберется к нам приехать.

Сегодня календарь событийных мероприятий Государственного музея-заповедника «Куликово поле» весьма разнообразен. В нем есть события на все вкусы и возрасты, аудитории. Фестиваль «Былина» для детей, фестиваль авторской песни «Поле Куликово» для любителей бардовской песни, «Марш-бросок «Куликово поле» для допризывников, День России, Епифанская ярмарка, День воинской славы России — годовщина Куликовской битвы, а также десятки небольших календарных праздников, проводимых как для местных жителей, так и для туристов.

Работа напряженная, но результативная. Это новые и традиционные события и информационные поводы, это наши новые посетители и тысячи людей, которые узнают о музее из СМИ. Событийность была и будет основным хлебом СМИ. Например, в 2010 г. на освещении наших мероприятий были задействованы СМИ 15 регионов.

Празднование годовщины Куликовской битвы освещали 26 центральных, 45 региональных, 5 иностранных СМИ (радио BBC, ИА «Синьхуа», «Первый канал», телеканал «Россия 1», НТВ). Всего в год выходит 550 — 600 публикаций в различных СМИ.

Особый отклик некоторые акции находят в социальных сетях: «ВКонтакте», на файлообменнике YouTube, что способствует привлечению к ним туристов и участников акции.

Роль музеев в развитии познавательного и событийного туризма — определяющая. Программы развития туризма как бизнес-отрасли должны формироваться на основе и вокруг музеев. Только такой подход создает качественный туристический продукт, наполняет его содержанием и дает яркие впечатления путешественникам.

Музей не конкурент туристическим фирмам, музей создает мотивацию у путешественника и востребованность предлагаемого турфирмами маршрута.

Календарь музейных событий на Куликовом поле формирует положительный имидж Куликова поля как уникального места с различными туристическими возможностями, что позволяет увеличить посещаемость.

Возникновение новых интересных и разноплановых событийных мероприятий привело к появлению у туристических фирм интереса к туристскому продукту музея-заповедника, что, в свою очередь, способствовало созданию специальных программ приема туристических групп в дни праздничных и событийных мероприятий.

Также наметилась диверсификация экскурсионных маршрутов. Ранее мало посещаемый музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино стал сегодня важнейшим центром приема туристических групп. Наш Епифанский этнографический музей в связке с муниципальным Богородицким дворцом стал новым турпродуктом.

Формирование целого пакета событийных программ и мероприятий изменило и информационное поле музея-заповедника «Куликово поле». Интерес со стороны потребителя к событийному туризму буквально заставил музей расширить свое присутствие в сети Интернет. Это не только сайт музея (с апреля 2012 г. обновленная версия), это группы в таких популярных сетях, как «Одноклассники», «Фейсбук», «ВКонтакте», также нас можно найти на наиболее популярных бесплатных сервисах, посвященных туризму, мы печатаемся в наиболее известных электронных изданиях, освещающих туризм в России. Сегодня мы на первых страницах поисковых систем по запросу «Куликово поле».

Все это, несомненно, отразилось на востребованности музейного продукта и обеспечило рост посещаемости музея. Увеличения количества туристических групп удалось добиться благодаря сотрудничеству с турфирмами, которое проявилось в следующих формах:

— участие в региональных и международных выставках;

— адресная рассылка музейных экскурсионных туристических программ;

— сотрудничество со специализированными СМИ;

— рекламные туры на Куликово поле для представителей турфирм и специализированных СМИ;

— размещение информации о туристических музейных программах в Интернете;

— разработка и печать тематических буклетов.

Значительный рост популярности Куликова поля позволил нам создать собственную небольшую гостиницу, но это уже другая история.

——————————————————————