Возможность внесудебного урегулирования споров между медицинскими организациями и пациентами посредством медиации

(Канунникова Л. В.)

(«Медицинское право», 2013, N 2)

ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПАЦИЕНТАМИ

ПОСРЕДСТВОМ МЕДИАЦИИ

Л. В. КАНУННИКОВА

Канунникова Людмила Владимировна, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, юрист, профессор, главный врач Новосибирского областного госпиталя N 2 ветеранов войн, заведующая кафедрой медицинского права ФПК и ПП НГМУ.

В статье проведен анализ законов Российской Федерации по альтернативным вариантам урегулирования споров во внесудебном порядке.

Ключевые слова: законодательство об охране здоровья граждан, ответственность по обязательствам, права пациентов.

Possibility of extra-judicial settlement of disputes between medical organizations and patients by means of mediation

L. V. Kanunnikova

The article analyses the laws of the Russian Federation with regard to alternative variants of settlement of disputes in extra-judicial procedure.

Key words: legislation on protection of health of citizens, liability for obligations, rights of patients.

Социально-экономические изменения, произошедшие за последнее время в РФ, еще больше утвердили положение, в соответствии с которым медицина и профессиональная деятельность медицинских работников четко регламентируются действующим законодательством.

Нормативные акты в сфере охраны здоровья граждан РФ:

— Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании»;

— Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ»;

— Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Данными Законами значительно расширены права пациентов и конкретизирована ответственность медицинских работников за ненадлежащее (некачественное) оказание медицинской помощи (услуг). Не случайно в настоящее время на первый план выходят такие аспекты работы медицинских организаций, как реализация прав пациентов.

Права пациентов (ст. 19 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ»).

1. Гуманное и уважительное отношение медицинского персонала к пациентам.

2. Выбор врача, медицинской организации и страховой медицинской организации.

3. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья.

4. Защита сведений, составляющих врачебную тайну.

5. Информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства.

6. Получение консультации врачей-специалистов.

7. Профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

8. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи.

9. Допуск адвоката или законного представителя для защиты прав и т. д.

Недостаточность информированности пациентов, которая часто имеет место в отношениях между врачом и пациентом, сочетается с высокой степенью их неудовлетворенности оказанной медицинской помощью (услугой) и, как следствие, возникновением конфликта, нередко с последующей юридической ответственностью.

ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменил правовой статус бюджетных учреждений, отменил субсидиарную ответственность собственников учреждений здравоохранения (муниципальных образований, субъектов РФ, Российской Федерации) по обязательствам созданных ими автономных и бюджетных учреждений.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (п. п. 3.23, 5 ст. 2 «Автономное учреждение»: «Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения».

ГК РФ (ст. 120): «Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности… Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения».

В данных условиях медицинская организация вынуждена искать способы защиты своих имущественных интересов. В разрешении конфликтов между пациентами и медицинской организацией руководители МО, как правило, пытаются обходиться штатными юрисконсультами, выполняющими свои обязанности в рамках трудовых правоотношений, хотя иногда и обращаются к адвокатам или специализированным юридическим фирмам, оказывающим юридические услуги на основании договорных расценок. Удовлетворение заявленных исковых требований (частично или в полном объеме) обременяет и без того не самое благополучное финансовое положение МО.

Юридические конфликты с пациентами в МО имеют высокую значимость, влияя как на репутацию, так и на экономическую деятельность МО. Каждое обращение (жалоба) пациента подлежит обязательной правовой оценке, так как конфликт желательно урегулировать во внесудебном порядке, удовлетворив требования пациента, в случае если они обоснованны, добровольно. Предпочтительность внесудебного разрешения спорных ситуаций в медицине способствует быстрому достижению положительного результата в конфликте и не требует особых финансовых затрат для МО.

Сегодня для руководителей медицинских организаций в случае возникновения юридических конфликтов с пациентами, а также их обращений в судебные инстанции имеются альтернативные правовые механизмы защиты.

Федеральный закон от 29.11.2007 N 286-ФЗ «О взаимном страховании» (ст. 4 «Объекты взаимного страхования»): «…имущественные интересы членов общества взаимного страхования, связанные с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности)».

ГПК РФ (ст. 39): «Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение», ст. 173 «Отказ истца от иска, признания иска ответчиком и мировое соглашение сторон».

Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах» (с изменениями и дополнениями), п. 2 ст. 1 «Сфера применения настоящего закона»: «…в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений».

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», п. 2 ст. 1: «Законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений…».

В целях создания правовых условий для применения в сфере охраны здоровья граждан альтернативной процедуры урегулирования конфликтов, исполнения норм профессиональной этики при оказании медицинской помощи пациентам, выполнения конституционных прав граждан на получение качественной медицинской помощи предложен правовой механизм, заложенный в Федеральном законе от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Реализация этого принципа возможна посредством медиации — одной из технологий альтернативного урегулирования конфликта с участием медиатора на основе добровольного согласия сторон, в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по регулированию спора и условия его разрешения.

Данный вариант защиты прав граждан позволит снизить напряженность в гражданско-правовых отношениях врач — пациент — медицинское учреждение и, как следствие, повысить эффективность и качество медицинской помощи.

——————————————————————