Третейское разбирательство и медиация как альтернативные способы разрешения конфликтов в стоматологии
(Афанасьева О. Ю., Малюков А. В., Морозов А. Н.) («Медицинское право», 2012, N 6)
ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО И МЕДИАЦИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТОМАТОЛОГИИ
О. Ю. АФАНАСЬЕВА, А. В. МАЛЮКОВ, А. Н. МОРОЗОВ
Афанасьева Ольга Юрьевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры хирургической стоматологии и ЧЛХ Волгоградского государственного медицинского университета.
Малюков Алексей Владимирович, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры хирургической стоматологии и ЧЛХ Волгоградского государственного медицинского университета.
Морозов Анатолий Николаевич, кандидат юридических наук, адвокат, директор Волгоградской общественной организации защиты прав потребителей «Потребительский контроль».
В статье рассматриваются альтернативные способы разрешения конфликтов (третейское разбирательство, медиация), определяются возможности их применения в стоматологии. Дан краткий анализ проблем и перспектив применения данных способов в разрешении потребительских споров.
Ключевые слова: третейский суд, медиация, медицинская услуга, потребительский спор.
Arbitral proceedings and mediation as alternative means of dispute resolution in dentistry O. Yu. Afanasieva, A. V. Malyukov, A. N. Morozov
The article is devoted to alternative means of dispute resolution in dentistry (arbitral proceedings, mediation), determines their sphere of application in dentistry. The author gives a brief analysis of problems and prospects for the use of these methods in resolution of consumer disputes.
Key words: arbitral tribunal, mediation, medical service, consumer disputes.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что те изменения, которые произошли в нашей стране, неминуемо затронули здравоохранение как одну из основных сфер жизнедеятельности российского общества. История стоматологии показывает, что медицинская помощь в ней всегда была ответом на социальные потребности, более того, ни одно из направлений медицины не оказывает такого сильного воздействия на социальное самочувствие, как стоматология <1>. ——————————— <1> Седова Н. Н. Этические и юридические способы разрешения конфликтов в стоматологической практике / Н. Н. Седова, П. В. Прошин, А. А. Филимонов // Медицинское право. 2009. 1(25). С. 3 — 6.
В последние годы в связи с формированием рынка медицинских услуг потребитель все громче заявляет о своих притязаниях. Судебная практика четко указывает на тенденцию роста гражданских дел с исками о возмещении вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи, с дальнейшей компенсацией пациентам материального и морального ущерба, и, к сожалению, стоматология удерживает лидирующее положение в этой статистике <2>. ——————————— <2> Афанасьева О. Ю. Этико-правовые проблемы взаимоотношений врача и пациента / О. Ю. Афанасьева, Н. Ю. Гришина // Вестник РГМУ. 2006. N 2 (49). С. 314; Афанасьева О. Ю. Причины, содержание и способы управления конфликтами в стоматологии: Автореф. дис. … к. м.н. 14.00.52. Волгоград, 2006.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации» правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и вышеозначенным Федеральным конституционным законом. Защита нарушенных или оспариваемых прав граждан и организаций по «врачебным делам» обычно осуществляется судами общей юрисдикции. Эта деятельность именуется правосудием по гражданским делам. Данную форму защиты гражданских прав относят к наиболее эффективной и цивилизованной. Для нее характерны следующие черты: наличие правил подсудности; наличие процессуальной формы и т. д. Перечисленные черты имеют как свои плюсы, так и минусы для тех или иных участников судебного процесса. Наличие правил подсудности вызывает необходимость осуществления процессуально значимых действий в суде по выбору пациента, т. е. по месту его жительства, либо по месту причинения вреда, либо по месту заключения договора на оказание услуг, что может быть обременительно для одной из сторон, так как не исключается ситуация, когда пациент и ответчик — медицинская организация находятся в различных регионах. Наличие процессуальной формы оказывает существенное влияние на сроки разбирательства дела, доказательственную базу, затраты, связанные с процессом <3>. Процессуальная форма служит реализации целей и задач гражданского процесса (обеспечение вынесения законного и обоснованного решения) и отвечает интересам обеих сторон, но, как показывает практика, в первую очередь — истца (потребителя стоматологической услуги как слабой стороны). В то же время длительные сроки судебного разбирательства, обязательное производство судебных медицинских экспертиз по «врачебным делам», материальные и моральные издержки, обусловленные длительным противостоянием сторон, распространением нелицеприятной, противоречивой информации, не отвечают интересам ни одной из сторон (в первую очередь услугодателя). ——————————— <3> Мохов А. А. К вопросу о третейском разбирательстве «врачебных дел» / А. А. Мохов, О. Ю. Мхитарян // Медицинское право. 2006. N 1 (13). С. 27 — 33.
Отсутствие глубокой специализации судейского корпуса в медицинских познаниях вызывает потребность использования в гражданском процессе экспертных заключений и привлечения специалистов <4>. Естественно, что выводы привлеченных экспертов, которые не соответствуют ожиданиям пациента, могут подрывать в его глазах как доверие к беспристрастности врачей, так и авторитет судебной власти и доверие пациента к суду. ——————————— <4> Мохов А. А. Выявление и устранение нарушений действующего законодательства при использовании специальных знаний в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. N 4. С. 26 — 30.
Публичность и гласность судебного разбирательства при всех достоинствах (информационная, воспитательная функции) имеют и недостатки. Огласке подлежит информация, являющаяся «чувствительной» для обеих сторон. Разглашаются данные как о здоровье и жизнедеятельности пациента, так и о допущенных дефектах стоматологической помощи, ошибках медицинского корпуса, что в условиях жесткой конкуренции наносит непоправимый ущерб услугодателю еще до завершения процесса и вне зависимости от его исхода. Все это способствует поиску и развитию иных способов разрешения возникающих конфликтов в стоматологии. Альтернативным органом негосударственной юрисдикции по разрешению гражданских дел является третейский суд, который упоминается в ст. 11 ГК РФ среди органов, осуществляющих судебную защиту гражданских прав. В этом году исполнилось десять лет с момента принятия Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и десять лет его применения в Российской Федерации. За данное время был накоплен значительный опыт осуществления правосудия третейскими судами, но практически все третейские суды создавались и создаются по принципу необходимости разбирательства экономических споров хозяйствующих субъектов. Данный Закон определяет деятельность и правовой статус третейских судов. Кроме этого, правовой статус третейских судов определяется отдельными нормами ГПК РФ и иными нормативно-правовыми актами РФ. Статьей 1 вышеуказанного Закона определено, что в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Взаимоотношения между пациентом и медицинской организацией или иным услугодателем медицинских услуг, на платной и/или бесплатной основе для потребителя по своей сути являются гражданско-правовыми отношениями, основывающимися на договорных отношениях по предоставлению (оказанию) заказчику-пациенту платных или бесплатных медицинских услуг, и в этих правоотношениях пациент уже выступает не как бесправный пациент, а как потребитель, и данные отношения уже подлежат исполнению с учетом законодательства, регулирующего вопросы защиты прав потребителя. При таких обстоятельствах в случае неудовлетворенности пациента качеством, результатом или процессом оказания стоматологической услуги пациент как потребитель обращается в суд за защитой, по его мнению, нарушенного права. С учетом общеизвестности и сложившейся практики рассмотрения потребительских споров потребители обращаются в зависимости от размера исковых требований (цены иска) в мировой суд или суды общей юрисдикции, где отправляется правосудие на основании ГПК РФ, регламентирующего рассмотрение споров в данных судах. И следует признать, что законодателем закреплено в качестве альтернативного разрешения конфликтов возможность уже после обращения потребителя в суд отойти от дальнейшего судебного разбирательства в данных судах и продолжить разбирательство спора альтернативным способом путем обращения в третейский суд. Это свидетельствует о том, что законодатель признает и поощряет заинтересованные стороны на данную инициативу. В частности, это право закреплено п. 3 ст. 3 ГПК РФ, которой предусмотрено, что по соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, за исключением тех случаев, когда реализация данного права сторон ограничивается федеральным законом. Но следует отметить, что право на третейское разбирательство потребителя медицинских услуг и исполнителя медицинской услуги на федеральном уровне в настоящий момент федеральными законами не ограничивается. Согласно действующему законодательству РФ могут создаваться как постоянно действующие третейские суды, так и суды для разрешения конкретного спора. Исходя из этого существует реальная возможность создания постоянно действующего третейского суда по разрешению «врачебных дел» региональной ассоциацией стоматологов или ассоциацией граждан-потребителей (пациентов). Предъявляемым требованием является наличие статуса юридического лица у соответствующего общественного объединения. Организация, создавшая третейский суд, должна представить в «компетентный суд», т. е. суд общей юрисдикции, необходимые документы, регламентирующие деятельность созданного третейского суда (решение ассоциации или иного юридического лица об образовании третейского суда, положение о суде, состав третейских судей). Обязательным условием принятия третейским судом дела к своему производству является наличие соглашения о передаче спора на рассмотрение и разрешение третейским судом. Данное соглашение должно быть составлено в письменной форме и скреплено подписями сторон <5>. ——————————— <5> Давыденко Д. Л. Мировое соглашение и примирительные процедуры в арбитражном, гражданском и третейском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. N 10. С. 30; Ручкина Г. Ф., Ручкин О. Ю. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности в рамках несудебной гражданской юрисдикции / Г. Ф. Ручкина, О. Ю. Ручкин // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. N 3. С. 32.
Ранее мы уже определяли ряд особенностей-преимуществ создания постоянно действующего специализированного третейского суда по разрешению «врачебных дел», а именно суд является специализированным органом (за счет специализации по категории дел и подбору третейских судей), что повышает результативность его деятельности, уменьшает число возможных ошибок; повышается оперативность разрешения дел за счет упрощенной процедуры третейского разбирательства и специализации суда; снижаются издержки сторон третейского разбирательства; обеспечивается конфиденциальность третейского разбирательства; обеспечивается исполнимость решения третейского суда за счет взятых сторонами обязательств, а также механизма принудительного исполнения решений <6>. ——————————— <6> Мохов А. А. К вопросу о третейском разбирательстве «врачебных дел» / А. А. Мохов, О. Ю. Мхитарян // Медицинское право. 2006. N 1 (13). С. 27 — 33.
Перейдем ко второму возможному альтернативному способу разрешения конфликтов в стоматологии — медиации. Медиация в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Данная технология урегулирования конфликтов основывается на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры. В настоящее время медиация официально закреплена — она регламентирована Федеральным законом РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ, но при этом она не имеет почти ничего общего с судебным рассмотрением споров. Данный Федеральный закон направлен на создание правовых условий для развития в РФ альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц — медиаторов, осуществляющих свою деятельность, в том числе профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Основное отличие медиации от иных методов разрешения конфликтов состоит в том, что она не требует участия государственных органов. Очевидно, что процедура медиации только начала внедряться на территории нашей страны и не скоро граждане и организации смогут переориентироваться на альтернативный способ решения их разногласий <7>. Тем не менее медиация имеет определенные преимущества по сравнению с другими методами урегулирования споров, а значит, стоит обратить на нее внимание и попытаться понять — сможет ли она конкурировать с традиционными способами разрешения конфликтов в стоматологии. ——————————— <7> Милохова А. В. Медиация и ее место в системе урегулирования гражданских споров // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. N 8. С. 130 — 139.
Преимуществами разрешения конфликтов путем медиации являются: во-первых, экономия времени. В отличие от судебного процесса, медиация не ограничена особенностями документооборота и сложными, регламентированными законом процедурами; во-вторых, экономия денег. Деятельность медиатора может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе, следовательно, стороны, при желании, могут существенно сэкономить на судебных расходах; в-третьих, выгодность для всех ее сторон. Медиатор учитывает интересы всех оппонентов и решает вопрос так, чтобы они остались довольны исходом конфликта. Медиатор не ищет правых и виноватых — он старается примирить стороны и найти выход, устраивающий абсолютно каждого; в-четвертых, добровольность. В отличие от суда (в котором ответчик обязан отреагировать на иск, поданный без его участия и, естественно, без какого-либо согласования), при осуществлении процедуры медиации стороны заключают соглашение, в котором оговаривают сведения о медиаторе, процедуре медиации, ее сроках и особенностях. Кроме этого медиатор может рассматривать абсолютно любые, даже частные, внутрисемейные и внутрикорпоративные конфликты (ведь конфликты в профессиональной деятельности врача-стоматолога могут возникать в разных плоскостях: «врач — пациент», «врач — врач», «врач — администрация» и т. д.). И наконец, процедура медиации конфиденциальна. В случае если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может ее раскрыть другой стороне только с согласия лица, предоставившего данные сведения. Процедура медиации может быть применена как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства. Наличие соглашения о применении медиации и непосредственное ее проведение не является препятствием для обращения в суд. Реализация отмеченных положений, их перевод в практическую плоскость позволят, на наш взгляд, снизить напряженность в функциональной системе «врач — пациент», оптимизировать деятельность по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов здравоохранительных правоотношений, повысить эффективность и качество медицинской помощи. Применение процедуры медиации потребует от российского общества определенной зрелости сторон, готовности к компромиссам. Безусловным достоинством медиации являются конфиденциальность, возможность сохранить деловые связи, взаимная выгода. Станет ли медиация в нашей стране так же востребована, как и во всем мире, покажет время.
——————————————————————