Совершенствование правового обеспечения предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований
(Изаак С. И., Аристова Л. В.) («Спорт: экономика, право, управление», 2013, N 2)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ВЛИЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ <*>
С. И. ИЗААК, Л. В. АРИСТОВА
——————————— <*> Izaak S. I., Aristova L. V. Improvement of legal support of prevention of illegal influence on the results of official sports competitions.
Изаак Светлана Ивановна, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, исполнительный директор Федерации спортивных менеджеров России, профессор кафедры истории и инновационного развития молодежи ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», член двух диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, главный редактор журнала «Современная наука: Pro and Contra», член Национального объединения спортивных юристов России при Международной ассоциации спортивного права IASL, доктор педагогических наук.
Аристова Людмила Вениаминовна, заслуженный экономист России, вице-президент Федерации спортивных менеджеров России, председатель комиссии по сертификации футбольных стадионов РФС, член Экспертного совета по физической культуре и спорту Комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидат экономических наук.
В статье рассмотрены вопросы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований. Представлены предложения и замечания к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований».
Ключевые слова: «договорные» матчи, противоправное влияние на результаты спортивных соревнований, законопроект.
The article discusses the issues of prevention of the illegal influence on the results of official sports competitions. Presented proposals and remarks to the project of the Federal law «On introducing amendments to the Federal law «On physical culture and sports in the Russian Federation» and some legislative acts of the Russian Federation in order to prevent the illegal influence on the results of official sports competitions».
Key words: the «Treaty» matches, unlawful influence on the results of sports competition, the draft law.
В настоящее время актуальной является разработка законодательных мер, направленных на борьбу с таким явлением, как организация и проведение «договорных» матчей. В этих целях Минспорт России разработал проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» (далее — законопроект). В законопроекте под противоправным влиянием на результат официального спортивного соревнования понимается совершение в целях достижения заранее предопределенного результата или исхода соревнования хотя бы одного из следующих деяний: подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд, других участников или организаторов официального спортивного соревнования, а равно и принуждение или склонение указанных лиц к оказанию такого влияния либо вступление с ними в сговор; получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, извлечение других выгод и преимуществ либо их вступление в сговор <1>. ——————————— <1> О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований // Сайт Минспорта России.
Данный законопроект предусматривает перечень необходимых и давно назревших мер по борьбе с «договорными» матчами. Не вызывает сомнения необходимость таких мер, как: — применение санкций к участникам спортивных соревнований, тренерам и судьям за противоправное влияние на результаты спортивных соревнований; — запрет на участие данной категории лиц в азартных играх в тотализаторах и букмекерских конторах путем заключения пари на спортивные соревнования; — включение в дополнительные образовательные программы образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов о предотвращении противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований; — проведение в средствах массовой информации пропаганды, направленной на предотвращение противоправного влияния на результаты спортивных соревнований; — взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийских спортивных федераций и правоохранительных органов в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбы с ним. Представляется также обоснованным наделение федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта и соответствующих спортивных федераций дополнительными полномочиями для осуществления функций, возлагаемых на них данным законопроектом. Вместе с тем имеется ряд предложений и дополнений в проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований», разработанных при участии букмекерской конторы «Юнионбет» (Б. В. Сергеев, И. В. Шевченко). Они состоят в следующем. Пункт 2 ст. 6 законопроекта затрагивает правоотношения между букмекерскими конторами, органами государственной власти Российской Федерации и спортивными федерациями, устанавливая обязанности для букмекерских контор: 1. Информировать общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта о выигрышах, выплаченных (подлежащих выплате) по результатам пари, заключенных на официальные спортивные соревнования, завершившихся с наименее вероятным исходом. Информация должна быть представлена не позднее тридцати дней со дня проведения соответствующего официального спортивного мероприятия. На каждое спортивное соревнование (матч) букмекерской конторой предлагаются, как правило, различные варианты пари: победа — ничья — поражение, два из трех (первая команда не проиграет, ничьей не будет, вторая команда не проиграет), точный счет матча, на количество забитых голов — как в матче, так и каждой конкретной командой, на количество желтых и красных карточек, угловых, фолов, замен, время первого гола, забьет/не забьет, кто первый начнет и множество других. На отдельные матчи количество таких предложений может достигать ста и более. Очень часто из всех предлагаемых вариантов пари одно или более в каждом спортивном соревновании завершается с наименее вероятным исходом. Например, если на футбольный матч букмекерская контора предлагает заключить пари на четную или нечетную сумму забитых голов, предлагая коэффициент, скажем, 1,8 за четную сумму и 1,9 за нечетную, и этот матч завершается с нечетной суммой забитых голов, то по букве данного законопроекта букмекерская контора должна ставить об этом в известность соответствующую спортивную федерацию. Таким образом, формулировка «с наименее вероятным исходом» представляется неточной. Букмекерские конторы предлагают разные виды ставок. Самые распространенные из них — «одинар» (ставка на одно событие) и «экспресс» (пари на несколько событий, условием которого является непроигрыш ни одного из исходов. Коэффициент выигрыша пари «экспресс» равен произведению выигрышных коэффициентов каждого из входящих в него событий). Например, если игрок-участник противоправного сговора, результатом которого стал определенный результат спортивного события, заключил пари «экспресс» на два события, первое из которых состоится с известным ему результатом на следующий день после заключения пари, а второе — через полтора месяца, то обязанность букмекерской конторы уплатить выигрыш возникнет лишь через полтора месяца после первого события. Таким образом, требование законопроекта об информировании соответствующей федерации о «странных» матчах не позднее тридцати дней со дня их проведения будет неосуществимо. 2. Принимать ставки на спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего личность. Вести учет участников азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, осуществляющих ставки на официальные спортивные соревнования, и предоставлять данные такого учета уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, при осуществлении им такого надзора. Вменение в обязанность букмекерским конторам сбора данных для уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, представляется неосновательным по следующим причинам. Лица, имеющие отношение к противоправному влиянию на результат спортивного соревнования, не будут заключать пари самостоятельно, а воспользуются помощью посредников. Действующее налоговое законодательство предусматривает взимание с выигрышей игроков букмекерских контор подоходного налога (основная налоговая ставка — 13%). Под выигрышем Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» понимает денежные средства или иное имущество, в т. ч. имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры. Так, например, игрок заключает пари на сумму одна тысяча рублей на наиболее вероятный исход (победу фаворита) в футбольном матче с коэффициентом, допустим, 1,1. Его выигрыш составит одну тысячу сто рублей (чистый выигрыш — сто рублей). Делая ставку в российской букмекерской конторе, игрок заплатит налог с выигрыша — 13% (сто сорок три рубля). Таким образом, после уплаты подоходного налога игрок, выигравший пари, в итоге потеряет сорок три рубля! При этом игрок, заключая такое же пари доступным ему способом (Интернет, смс, телефон и др.) в зарубежных букмекерских конторах, никаких налогов не заплатит. Таким образом, российские букмекерские конторы окажутся в заранее проигрышном положении в конкурентной борьбе с зарубежными. Естественный, в случае принятия в таком виде законопроекта, отток клиентов из российских контор приведет к их закрытию и/или переходу под юрисдикцию других государств. О нерациональности налогообложения выигрышей фиксированным налогом свидетельствует и зарубежный опыт. Так, с октября 2010 г. в Великобритании отменен аналогичный девятипроцентный налог на выигрыш, что позволило букмекерам вернуться на внутренний рынок, а в Чехии с введением налога, взимаемого в момент ставки, букмекеры стали уходить на рынки других стран. 3. Представляется также необходимым для сохранения официального российского рынка ставок: — отказаться от идеи информирования букмекерами государственных органов о данных своих клиентов; — взимать налог с выигрышей, превышающих определенную сумму, например, двадцать тысяч рублей. Эта мера позволит минимизировать выгоду лиц, имеющих отношение к противоправному влиянию на результат спортивного соревнования, вследствие незначительности выигрыша, и вместе с тем взимать налог со «случайных» выигрышей с очень большими коэффициентами; — законодательно позволить букмекерским конторам в случае основательного подозрения на «договорной» характер спортивного соревнования блокировать выплату соответствующих выигрышей на период доследственной проверки правоохранительными органами, при наличии соответствующего заявления; — как альтернатива информированию букмекерами государственных органов о данных своих клиентов предложить букмекерским конторам, при наличии у них технических средств, предоставлять фото или видеозапись момента «подозрительной» ставки.
——————————————————————