Минздрав прописал… или нормативный акт «в законе»

(Котова А.)

(«Бизнес-адвокат», 2006, N 6)

МИНЗДРАВ ПРОПИСАЛ… ИЛИ НОРМАТИВНЫЙ АКТ «В ЗАКОНЕ»

А. КОТОВА

Анна Котова, юрист ООО «Сутяжник».

В государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения медики вынуждены работать сверхурочно, т. е. за пределами установленной нормальной продолжительности рабочего времени, особенно в период отпусков, не получая при этом оплаты в повышенном размере за каждый час переработки, как того требует ТК РФ. Кроме того, по инициативе работодателя они привлекаются к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени сверх допустимой нормы, и на такую сверхурочную работу нет необходимости получать согласие ни самого медицинского работника, ни профсоюза — достаточно приказа руководства учреждения здравоохранения. Администрации государственных (муниципальных) медицинских учреждений при этом руководствуются Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 г. N 377 (далее — Положение об оплате труда).

Согласно абз. 3 п. 2.6 Положения об оплате труда «оплата труда работников по совместительству, по замещаемым должностям, за работу без занятия штатной должности… производится пропорционально отработанному времени, исходя из должностного оклада…».

Однако дополнительная работа (без занятия штатной должности) не является ни совместительством, ни замещением временно отсутствующего работника. ТК РФ установил следующую дифференциацию работ за пределами рабочего времени: 1) по инициативе работодателя (сверхурочные работы, оплачиваемые в повышенном размере); 2) по инициативе работника (совместительство, оплачиваемое за фактически отработанное время). Совместительство, т. е. работа по другому трудовому договору по иной профессии, специальности или должности, в соответствии со ст. 98 ТК РФ допускается только по инициативе работника. В рассматриваемом случае инициатива исходит исключительно от работодателя (приказ администрации медицинского учреждения). Следовательно, совместительством с позиции трудового законодательства это назвать нельзя. Согласно ст. 59 ТК РФ с лицами, временно замещающими отсутствующего работника, заключается срочный трудовой договор на выполнение дополнительных трудовых обязанностей. Однако Положение об оплате труда, определяющее оплату труда медицинских работников при совместительстве, замещении должностей, содержит условие — «без занятия штатной должности», а следовательно, без заключения дополнительного трудового договора. Кроме того, предполагается, что замещение осуществляется в рамках рабочего времени (рабочего дня), а не после его окончания. Следовательно, работа в рассматриваемом случае замещением временно отсутствующего работника также не является. Таким образом, при отсутствии инициативы работника, по одностороннему распоряжению работодателя, без заключения еще одного трудового договора выполнение трудовой функции временно отсутствующего работника без занятия замещаемой штатной должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (дня, смены) является сверхурочной работой (ст. 99 ТК РФ).

Тем не менее Положение об оплате труда предоставляет администрациям государственных (муниципальных) медицинских учреждений право привлекать медиков к работе после окончания рабочего дня (смены) без каких-либо ограничений и гарантий, предусмотренных при выполнении сверхурочных работ. Они могут быть привлечены к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени сверх допустимой нормы — не более 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ).

Работа медиков за пределами нормальной продолжительности рабочего времени оплачивается не в соответствии со ст. 152 ТК РФ «за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере», а исходя из фактического объема выполненных трудовых обязанностей (как своих основных, так и дополнительных) на условиях, предусмотренных Положением об оплате труда, которое, как ни странно, вообще не предусматривает оплаты сверхурочных.

Таким образом, медики, выполняющие дополнительную работу по инициативе администрации учреждения здравоохранения, в части порядка оплаты сверхурочных работ поставлены в неравное правовое положение по сравнению с работниками иных сфер трудовой деятельности, на которых напрямую распространяются нормы ТК РФ. Учитывая тот факт, что принят данный нормативный акт был до введения в действие ТК РФ, на практике возникают обоснованные претензии работников о несоответствии его отдельных положений нормам действующего трудового законодательства. Положение об оплате труда утверждено Приказом Министерства здравоохранения РФ и, являясь подзаконным нормативно-правовым актом, не может противоречить нормам ТК РФ, тем более Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется равенство прав, в том числе трудовых. Следовательно, указанное Положение должно быть признано не соответствующим действующему трудовому законодательству и отменено.

——————————————————————

Вопрос: Можно ли производить дополнительные выплаты за счет полученных от предоставления платных услуг средств сотрудникам поликлиники, не участвующим непосредственно в оказании медицинской помощи (главный врач, технический персонал и т. д.)?

(«Медицинское право», 2006, N 2)

Вопрос: Можно ли производить дополнительные выплаты за счет полученных от предоставления платных услуг средств сотрудникам поликлиники, не участвующим непосредственно в оказании медицинской помощи (главный врач, технический персонал и т. д.)?

Ответ: На основании ч. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Следовательно, вышестоящие и иные органы не вправе после оплаты учреждением всех обязательных платежей ограничивать направление использования таких средств.

Доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством, оплаты коммунальных услуг и других обязательных платежей направляются на расходы, связанные с уставной деятельностью учреждения, в том числе в фонд оплаты труда.

Обычно распределение денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности (в данном случае доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг), между работниками медицинского учреждения производится на основании локального нормативно-правового акта, например на основании Положения об организации платных медицинских услуг населению в медицинском учреждении или Положения об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг, утвержденного руководителем учреждения, с учетом индивидуального вклада сотрудников, участвующих в процессе оказания платных медицинских услуг, в том числе административному и содействующему персоналу.

Отношения между работодателем и работником должны быть оформлены в виде трудового договора, где одним из существенных (обязательных) условий, без которых трудовой договор не может быть заключен, являются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты (ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, вопрос о дополнительных выплатах сотрудникам поликлиники, не участвующим непосредственно в оказании медицинской помощи (уборщица, технический персонал и т. д.), за счет полученных от предоставления платных услуг средств решается руководителем медицинского учреждения, и условие о соответствующей доплате должно быть отражено в трудовом договоре.

Размер материального поощрения главному врачу за организацию работы по оказанию платных медицинских услуг устанавливает соответствующий по подчиненности орган управления здравоохранением, что соответствует ст. 145 Трудового кодекса РФ.

Ю. В.Павлова

Старший преподаватель кафедры медицинского права ММА им. И. М. Сеченова

——————————————————————

Вопрос: Существует ли прямая зависимость оплаты труда медработников от конкретной оплаты за оказание платных медицинских услуг, должна ли оплата труда соответствовать калькуляции стоимости конкретных услуг?

(«Медицинское право», 2006, N 2)

Вопрос: Существует ли прямая зависимость оплаты труда медработников от конкретной оплаты за оказание платных медицинских услуг, должна ли оплата труда соответствовать калькуляции стоимости конкретных услуг?

Ответ: Обязанность работодателя устанавливать зависимость заработной платы медицинских работников от оплаты пациентами медицинских услуг действующим законодательством не установлена. Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 9 мая 2005 г.) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) должны содержаться в трудовом договоре работника с работодателем или в коллективном договоре, регулирующем социально-трудовые отношения в организации и заключаемом работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 41 ТК РФ). Конкретные схемы оплаты труда медицинских работников, в том числе и в зависимости от объема оказанных платных медицинских услуг, могут устанавливаться на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.

В качестве примера оплаты труда медработников при оказании платных медицинских услуг можно привести Приказ руководителя Департамента здравоохранения города Москвы от 29 сентября 2004 г. N 446 «О мерах по упорядочению практики оказания платных медицинских услуг в медицинских учреждениях департамента здравоохранения города Москвы», который принят в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами федерального уровня.

В соответствии с указанным нормативно-правовым актом распределение денежных средств на оплату труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг, производится на основании Положения об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг, утверждаемого руководителем медицинского учреждения, с учетом индивидуального вклада сотрудников, участвующих в процессе оказания платных медицинских услуг, в том числе административному персоналу медицинского учреждения — в суммарном объеме до 5% от средств, направляемых на оплату труда.

Ю. В.Павлова

Старший преподаватель кафедры

медицинского права ММА им. И. М. Сеченова

——————————————————————

Вопрос: Каков общий порядок оплаты платных медицинских услуг? Обязательна ли предоплата услуги? Какими нормативными документами регулируется порядок оплаты услуг?

(«Медицинское право», 2006, N 2)

Вопрос: Каков общий порядок оплаты платных медицинских услуг? Обязательна ли предоплата услуги? Какими нормативными документами регулируется порядок оплаты услуг?

Ответ: Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27) предусмотрено, что оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке. Форма квитанции для оформления расчетов с населением за оказанные медицинские услуги без применения контрольно-кассовых машин утверждена письмом Минфина РФ от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, в том числе условия о предоплате, права, обязанности и ответственность сторон. Поэтому предоплата услуги может быть обязательной только в том случае, когда это предусмотрено в договоре между медицинским учреждением и потребителем услуг (пациентом).

Поскольку под порядком расчетов понимается стоимость услуг (работ), порядок и срок их оплаты, следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами: Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» и Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (временная) (утв. 10 ноября 1999 г. Минздравом России N 01-23/4-10 и Российской академией медицинских наук N 01-02/41).

В соответствии со ст. 781 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 21 июля 2005 г.) заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

С. И.Поспелова

Старший преподаватель

кафедры медицинского права

ММА им. И. М. Сеченова

——————————————————————