Минздрав прописал… или нормативный акт «в законе»
(Котова А.)
(«Бизнес-адвокат», 2006, N 6)
МИНЗДРАВ ПРОПИСАЛ… ИЛИ НОРМАТИВНЫЙ АКТ «В ЗАКОНЕ»
А. КОТОВА
Анна Котова, юрист ООО «Сутяжник».
В государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения медики вынуждены работать сверхурочно, т. е. за пределами установленной нормальной продолжительности рабочего времени, особенно в период отпусков, не получая при этом оплаты в повышенном размере за каждый час переработки, как того требует ТК РФ. Кроме того, по инициативе работодателя они привлекаются к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени сверх допустимой нормы, и на такую сверхурочную работу нет необходимости получать согласие ни самого медицинского работника, ни профсоюза — достаточно приказа руководства учреждения здравоохранения. Администрации государственных (муниципальных) медицинских учреждений при этом руководствуются Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 г. N 377 (далее — Положение об оплате труда).
Согласно абз. 3 п. 2.6 Положения об оплате труда «оплата труда работников по совместительству, по замещаемым должностям, за работу без занятия штатной должности… производится пропорционально отработанному времени, исходя из должностного оклада…».
Однако дополнительная работа (без занятия штатной должности) не является ни совместительством, ни замещением временно отсутствующего работника. ТК РФ установил следующую дифференциацию работ за пределами рабочего времени: 1) по инициативе работодателя (сверхурочные работы, оплачиваемые в повышенном размере); 2) по инициативе работника (совместительство, оплачиваемое за фактически отработанное время). Совместительство, т. е. работа по другому трудовому договору по иной профессии, специальности или должности, в соответствии со ст. 98 ТК РФ допускается только по инициативе работника. В рассматриваемом случае инициатива исходит исключительно от работодателя (приказ администрации медицинского учреждения). Следовательно, совместительством с позиции трудового законодательства это назвать нельзя. Согласно ст. 59 ТК РФ с лицами, временно замещающими отсутствующего работника, заключается срочный трудовой договор на выполнение дополнительных трудовых обязанностей. Однако Положение об оплате труда, определяющее оплату труда медицинских работников при совместительстве, замещении должностей, содержит условие — «без занятия штатной должности», а следовательно, без заключения дополнительного трудового договора. Кроме того, предполагается, что замещение осуществляется в рамках рабочего времени (рабочего дня), а не после его окончания. Следовательно, работа в рассматриваемом случае замещением временно отсутствующего работника также не является. Таким образом, при отсутствии инициативы работника, по одностороннему распоряжению работодателя, без заключения еще одного трудового договора выполнение трудовой функции временно отсутствующего работника без занятия замещаемой штатной должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (дня, смены) является сверхурочной работой (ст. 99 ТК РФ).
Тем не менее Положение об оплате труда предоставляет администрациям государственных (муниципальных) медицинских учреждений право привлекать медиков к работе после окончания рабочего дня (смены) без каких-либо ограничений и гарантий, предусмотренных при выполнении сверхурочных работ. Они могут быть привлечены к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени сверх допустимой нормы — не более 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ).
Работа медиков за пределами нормальной продолжительности рабочего времени оплачивается не в соответствии со ст. 152 ТК РФ «за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере», а исходя из фактического объема выполненных трудовых обязанностей (как своих основных, так и дополнительных) на условиях, предусмотренных Положением об оплате труда, которое, как ни странно, вообще не предусматривает оплаты сверхурочных.
Таким образом, медики, выполняющие дополнительную работу по инициативе администрации учреждения здравоохранения, в части порядка оплаты сверхурочных работ поставлены в неравное правовое положение по сравнению с работниками иных сфер трудовой деятельности, на которых напрямую распространяются нормы ТК РФ. Учитывая тот факт, что принят данный нормативный акт был до введения в действие ТК РФ, на практике возникают обоснованные претензии работников о несоответствии его отдельных положений нормам действующего трудового законодательства. Положение об оплате труда утверждено Приказом Министерства здравоохранения РФ и, являясь подзаконным нормативно-правовым актом, не может противоречить нормам ТК РФ, тем более Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется равенство прав, в том числе трудовых. Следовательно, указанное Положение должно быть признано не соответствующим действующему трудовому законодательству и отменено.
——————————————————————
Вопрос: … Относятся ли к компенсационным выплатам, освобождаемым от уплаты налога на доходы физических лиц, выплаты физическому лицу по соглашению с организацией в связи с возмещением ему расходов по его переезду на работу в другой город? Данные выплаты предусмотрены приложением к трудовому договору — соглашением о возмещении расходов при переезде на работу в другую местность.
(«Налоги» (газета), 2006, N 12)
Вопрос: Относятся ли к компенсационным выплатам, освобождаемым от уплаты налога на доходы физических лиц, выплаты физическому лицу по соглашению с организацией в связи с возмещением ему расходов по его переезду на работу в другой город. Данные выплаты предусмотрены приложением к трудовому договору — соглашением о возмещении расходов при переезде на работу в другую местность и включают в себя, в частности, оплату проживания работника и членов его семьи на новом месте (проживание в гостинице, оплата найма жилого помещения, в т. ч. услуги по поиску жилья) в течение шести месяцев с даты устройства на работу, единовременное пособие на самого работника — в размере его месячного должностного оклада по новому месту работы, и на каждого переезжающего члена семьи в четверти пособия на самого работника, а также заработную плату исходя из должностного оклада по новому месту работы за шесть дней сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства, а также за время нахождения в пути?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат физическим лицам, связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов.
В соответствии с нормами ст. 169 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства.
Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 187 установлены размеры возмещения организациями, финансируемыми за счет федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, выплаты по возмещению расходов работника в связи с переездом его на работу в другую местность, за исключением заработной платы, в размерах, установленных соглашением к трудовому договору, заключенному между работником и работодателем, подпадают под понятие компенсационных выплат и не подлежат налогообложению на основании п. 3 ст. 217 Кодекса.
Т. В.Богданова
Советник налоговой службы III ранга
——————————————————————
Вопрос: Следует ли удерживать налог на доходы физических лиц с суммы компенсаций расходов по проезду к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере и находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные такими организациями в порядке и размерах, определенных условиями трудового и (или) коллективного договора?
(«Налоги» (газета), 2006, N 12)
Вопрос: Следует ли удерживать налог на доходы физических лиц с суммы компенсаций расходов по проезду к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере и находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные такими организациями в порядке и размерах, определенных условиями трудового и (или) коллективного договора?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 33 Закона от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Указанной статьей Закона также установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Указанной статьей Закона также установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.
Исходя из вышеизложенного суммы компенсации расходов по проезду к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 Кодекса без нормирования размера.
Т. В.Богданова
Советник налоговой службы III ранга
——————————————————————
Вопрос: Можно ли производить дополнительные выплаты за счет полученных от предоставления платных услуг средств сотрудникам поликлиники, не участвующим непосредственно в оказании медицинской помощи (главный врач, технический персонал и т. д.)?
(«Медицинское право», 2006, N 2)
Вопрос: Можно ли производить дополнительные выплаты за счет полученных от предоставления платных услуг средств сотрудникам поликлиники, не участвующим непосредственно в оказании медицинской помощи (главный врач, технический персонал и т. д.)?
Ответ: На основании ч. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Следовательно, вышестоящие и иные органы не вправе после оплаты учреждением всех обязательных платежей ограничивать направление использования таких средств.
Доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством, оплаты коммунальных услуг и других обязательных платежей направляются на расходы, связанные с уставной деятельностью учреждения, в том числе в фонд оплаты труда.
Обычно распределение денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности (в данном случае доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг), между работниками медицинского учреждения производится на основании локального нормативно-правового акта, например на основании Положения об организации платных медицинских услуг населению в медицинском учреждении или Положения об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг, утвержденного руководителем учреждения, с учетом индивидуального вклада сотрудников, участвующих в процессе оказания платных медицинских услуг, в том числе административному и содействующему персоналу.
Отношения между работодателем и работником должны быть оформлены в виде трудового договора, где одним из существенных (обязательных) условий, без которых трудовой договор не может быть заключен, являются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты (ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопрос о дополнительных выплатах сотрудникам поликлиники, не участвующим непосредственно в оказании медицинской помощи (уборщица, технический персонал и т. д.), за счет полученных от предоставления платных услуг средств решается руководителем медицинского учреждения, и условие о соответствующей доплате должно быть отражено в трудовом договоре.
Размер материального поощрения главному врачу за организацию работы по оказанию платных медицинских услуг устанавливает соответствующий по подчиненности орган управления здравоохранением, что соответствует ст. 145 Трудового кодекса РФ.
Ю. В.Павлова
Старший преподаватель кафедры медицинского права ММА им. И. М. Сеченова
——————————————————————
Вопрос: Существует ли прямая зависимость оплаты труда медработников от конкретной оплаты за оказание платных медицинских услуг, должна ли оплата труда соответствовать калькуляции стоимости конкретных услуг?
(«Медицинское право», 2006, N 2)
Вопрос: Существует ли прямая зависимость оплаты труда медработников от конкретной оплаты за оказание платных медицинских услуг, должна ли оплата труда соответствовать калькуляции стоимости конкретных услуг?
Ответ: Обязанность работодателя устанавливать зависимость заработной платы медицинских работников от оплаты пациентами медицинских услуг действующим законодательством не установлена. Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 9 мая 2005 г.) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) должны содержаться в трудовом договоре работника с работодателем или в коллективном договоре, регулирующем социально-трудовые отношения в организации и заключаемом работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 41 ТК РФ). Конкретные схемы оплаты труда медицинских работников, в том числе и в зависимости от объема оказанных платных медицинских услуг, могут устанавливаться на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.
В качестве примера оплаты труда медработников при оказании платных медицинских услуг можно привести Приказ руководителя Департамента здравоохранения города Москвы от 29 сентября 2004 г. N 446 «О мерах по упорядочению практики оказания платных медицинских услуг в медицинских учреждениях департамента здравоохранения города Москвы», который принят в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами федерального уровня.
В соответствии с указанным нормативно-правовым актом распределение денежных средств на оплату труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг, производится на основании Положения об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг, утверждаемого руководителем медицинского учреждения, с учетом индивидуального вклада сотрудников, участвующих в процессе оказания платных медицинских услуг, в том числе административному персоналу медицинского учреждения — в суммарном объеме до 5% от средств, направляемых на оплату труда.
Ю. В.Павлова
Старший преподаватель кафедры
медицинского права ММА им. И. М. Сеченова
——————————————————————